16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
«Сказки – это прививки от зла»

Предлагаем вашему вниманию интервью с Андреем Владимировичем Гнездиловым. Андрей Владимирович - доктор медицинских наук, врач-психиатр, основатель первого в России хосписа, психотерапевт, почетный доктор Эссекского университета в Англии  сказкотерапевт, автор книг «Ключи от забытых дверей», «Авторская сказкотерапия - Дым старинного камина», «Психология и психотерапия потерь», «Терапевтические сказки. Мелодии дождя на петербургских крышах», «В тишине старинного замка» и других.

- Андрей Владимирович, сказки сопровождают нас с глубокой древности и сейчас сказкотерапия – это отдельное направление психологии. Какие  виды терапевтических сказок вы используете  в своей практике?

- Я использую  и литературные сказки, и сказки, которые сочиняю сам.  Сказкам присуща архетипичность, в них зашифрован опыт предшествующих поколений, предков, уже переживших трудные ситуации, через которые еще предстоит пройти сегодняшнему поколению и через сказку предшественники передают потомкам свой уникальный опыт – как подсказку о том, что надлежит делать, а чего – избегать.  Если сказка запала ребенку в душу в раннем детстве, она часто становится элементом его жизненного сценария и начинает оказывать самое непосредственное влияние на его судьбу, поэтому взрослым следует обращать внимание на то, какую сказку их ребенок особенно любит. 

Сказки часто имеют скрытый смысл. Например, возьмем сказку о Золушке. В этой сказке говорится о благодарности природе, которая отдает всю себя человеку. Ведь «Золушка» - это зола, оставшаяся от умерших деревьев, которые пожертвовали собой, чтобы людям было тепло. Из золы идет возрождение души дерева, которая воплощается в человеческое тело и продолжает жертвовать собою, ухаживая за сестрами, за мачехой и отцом, она отдает свои хрустальные башмачки сестрам, потому что хочет, чтобы они были счастливы, заняв ее место – место невесты принца. Хрустальные башмачки – символ горнего царства, высшего, чем любое из земных царств, символ избранничества. Поэтому неудивительно, что их может носить только тот, кто действительно избран, кто достоин такого дара.  В сказке восстанавливается справедливость – справедливое воздаяние душе природы за ее жертвенную любовь к людям. Глубинный смысл сказки часто неочевиден, но многие сказки содержат такие скрытые пласты информации.

Я думаю, что самые равнодушные к природе потребители вырастают из тех детей, которым в детстве не читали сказки. Но если подходить к вопросу глубоко, надо сказать, что любить природу – это очень большая ответственность за все, что мы с ней делаем. Тогда придется ответить себе на такой важный этический вопрос: имеем ли мы право убивать животных для того, чтобы питаться ими? Этот вопрос каждый должен задать себе и ответить на него сам.

- Можете ли вы привести пример из вашей обширной практики, когда сказка помогала взрослому человеку существенно изменить его жизнь?

- Такие примеры есть. Сказки обладают способностью менять жизненные ориентиры, сказка может стать моделью для реальной жизни и ее сюжет, бывает, воплощается в реальности почти буквально. В этом часто помогают игрушки – волшебные существа, которые пришли из мира бессмертных в наш видимый мир, чтобы одарить нас своим обществом. Кукла ночью защищает ребенка от ночных страхов, днем от скуки, становится ему лучшим другом и хранителем. Впрочем, не только ребенку: одна моя знакомая девушка сделала себе куклу-принцессу и назвала ее своей подружкой. Она разговаривала с куклой, приходя домой, сажала ее с собой за стол и верила, что однажды из-за синего моря приплывет капитан Грей на корабле с алыми парусами. Однажды кто-то из ее знакомых подарил ей куклу-принца, пополнив кукольную семью. А через некоторое время в гости пришел некий мужчина и спросил ее о том, что это за куклы занимают такое почетное место в ее квартире. Девушка рассказала, что  это Грей и Ассоль, которые нашли свое счастье и она счастлива их счастьем. Тогда мужчина сказал «ты можешь быть счастлива и своим счастьем тоже» - и предложил ей выйти за него замуж. За свадебным столом с одной стороны сидели счастливые жених и невеста, а с другой – сказочные принц и принцесса. Невеста была абсолютно убеждена в том, что проиграв в своей жизни вымышленный сюжет, «приманила» в реальную жизнь свое собственное счастье. Мечта – это психологическая установка на то, что человек может обрести желаемое в своей жизни, а ритуал, который исполняет мечтающий человек,  помогает ему сблизить мечту и реальность.

- Говоря о ритуале, интересно вспомнить о том, что в славянской традиции было принято изготавливать кукол: крестьяне делали куколок буквально на все случаи жизни – на рождение ребенка, потом когда ребенок подрастал, учили его делать куколок самостоятельно, куклы были частью свадебного ритуала, их передавали из поколения в поколение…

- Изначально куклы воплощали собой образы божества. В язычестве люди считали, что окружающий мир одухотворен и что их окружают многочисленные волшебные существа, духи полей, погоды, урожая и так далее. Кукла – это символическое изображение, талисман, оберег. Делая куклу на свадьбу, славяне верили в то, что изготовление куклы привлечет из межзвездных пространств душу, которая решит воплотиться в этой семье в виде ребенка. В русских сказках  (например, в сказках «Василиса Прекрасная», «Матушкина куколка») есть образы волшебных кукол, которые помогали своим хозяйкам найти счастье, спасали и оберегали их. А в  Скандинавии роль оберегов выполняли модели кораблей – они свисали с потолка церквей и близкие мореходов молились, глядя на эти корабли, о благополучном возвращении моряков, участвуя тем самым, незримо, на расстоянии, в судьбе своих любимых людей.

Что изменилось в наше время? Немногое. Однажды на одном из моих семинаров по сказкам присутствовал фотограф, который позднее поделился со мной интересной историей: прослушав семинар, он купил в магазине игрушечного лося, который чем-то напомнил ему самого себя, и подарил своей бабушке. Он сказал ей, что, игрушка будет заменять его, и она может общаться с этой игрушкой так же, как и с ним. Потом он забыл об этом разговоре, погрузившись в повседневную жизнь. Однажды у него началась черная полоса в жизни, все казалось настолько безнадежным, что он стал подумывать о  самоубийстве. Вдруг ему позвонила бабушка, с которой они уже долгое время не общались, и стала расспрашивать о том, что с ним происходит. Оказывается, игрушечный лось, стоявший до этого времени на книжной полке, вдруг ни с того ни с сего упал на пол, и бабушка забеспокоилась, все ли с внуком в порядке.  Фотограф рассказывал мне, что ее звонок спас ему жизнь.

- Интерес к созданию кукол – авторских, национальных, с чем он связан, по вашему мнению?

- Сейчас из нашей повседневной жизни практически исчезли ритуалы, которыми была насыщена жизнь крестьян всего лишь несколько столетий назад. Люди жили, постоянно сверяясь с календарем, и вся их жизнь была строго регламентирована как сельскохозяйственным циклом, так и праздниками, обрядами, которые связаны с ним. Независимо от того, как мы относимся к ритуалам, они по-прежнему нужны нашей душе, нашей психике, чтобы мы могли хорошо себя чувствовать. С календарными праздниками были связаны очень важные вещи - поэзия, романтическое восприятие жизни, понятие об этике и красоте.

- Известно, что человек, имеющий психологическую проблему, часто осознает ее не в полной мере, частично вытесняет из своего сознания. Как сказка может помочь воспринять трудную информацию о себе?

- Прежде всего, человек может с помощью сказки смоделировать свою проблемную ситуацию и благодаря этому, увидеть в ней то, чего не видел раньше. Создавая сказку, он может попытаться представить альтернативу той жизни, которой он живет. Увидеть проблему с другой стороны – означает в какой-то степени решить эту проблему.  Сказка позволяет увидеть перспективу, дает надежду на чудесное избавление. Она - подспорье для человека в жизни, ведь в каждом из нас живет  Внутренний Ребенок, который с рождения знает, что именно он хочет, к чему стремится, что ему нравится, а что – нет. Внутренний Ребенок связан с эмоциональной частью личности, которая, в отличие, например, от Внутреннего Родителя, живущего правилами и установками, волей, живет эмоциями и чувствами. А примиряет две эти части Внутренний Взрослый, который улаживает конфликты между двумя другими частями Я, следит, чтобы соблюдалось равновесие. Взрослый человек, как правило, живет, опираясь в большей степени на социальные нормы и волю, а не на эмоции и чувства. И сказка дает ему уникальный шанс прикоснуться к своему Внутреннему Ребенку, вновь научиться чувствовать свои чувства. Надежда, вера и любовь обитают в нашей душе там же, где и эмоции, поэтому в тех ситуациях, когда человеку очень нужно исцеление, утешение или вера в чудо, сказка помогает ему обрести то, что он ищет. Лучший метод психотерапии – сочинить сказку для самого себя.

- Какие сказки – авторские, народные или волшебные, вы считаете более терапевтичными? 

- В зависимости от ситуации. Я думаю, что, безусловно, терапевтичны сказки, созданые народом, к которому принадлежит человек. Для россиян это, конечно, русские народные сказки, припевы, плачи, но также и сказки русских писателей; картины художников, связанные со сказочной тематикой, например, картины Васнецова, Рериха; музыка - Римского-Корсакова, Чайковского, Глинки, которые отдавали должное сказочным сюжетам. Но и авторские сказки могут помочь человеку: поддержать его, указать ему путь.

- Существуют ли какие-то правила при создании сказок?

- Каждый должен прислушаться к себе и отразить именно свою сказку, а не чужую.  Замечательно, когда человек сам себе придумывает сказки, потому что он соответственно своему характеру создаст то, что наиболее актуально именно для него. Он может воплотить всех своих недругов и друзей в сказочные персонажи, а также придумать роль для себя, создать волшебный предмет, наделенный магическими свойствами и помогающий преодолеть преграды на пути к цели. Пусть у него нет крыльев, но есть воображение, которое может нарисовать ему эти крылья и он взлетит над самим собою и совершенно в другом ракурсе увидит мир и себя самого.

- Вы живете в совершенно уникальной квартире, в которой и в самом деле как будто бы оживают сказки, игрушки, где часто горит камин,  вы автор большого количества сказок, а есть ли среди них ваша любимая сказка?

- Мне очень нравятся сказки «Черный принц», «Леди Кристабель» и «Поляна». В сказке «Поляна» принц влюбился в принцессу эльфов и когда он приходил на поляну, где она танцевала, она начинала подрастать и через некоторое время стала ростом с человека.  Принц хотел жениться на ней, но когда привел ее во дворец, никто из придворных не увидел ее, а когда принцесса эльфов привела его в свой дворец, то никто из эльфов не смог увидеть принца. И тогда они решили создать свое собственное королевство, в котором они оба будут счастливы.  В этой сказке мне очень созвучна мысль о том, что принцесса росла, питаясь любовью принца – это метафора: «в жизни растет то, чему мы отдаем предпочтение, что мы кормим». Наверное, каждому человеку полезно хотя бы время от времени задуматься об этом.

Доброту нужно воспитывать. Существуют медицинские показания для прививок от разных болезней, а сказки – это прививки от зла.

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»