7 июня на саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» состоится круглый стол «Организационный психолог как инструмент достижения целей компании». Участники: Вадим Геннадьевич Афанасьев, Ольга Ивановна Лакрисенко, Елена Николаевна Морозова, Дмитрий Иванович Наконечный, Елена Юрьевна Петрова, Мария Олеговна Олехнович, Антон Владимирович Саутин, Марина Всеволодовна Шулепова. Предлагаем вашему вниманию интервью с ведущим круглого стола Александром Эдуардовичем Хватовым.
- Александр Эдуардович, как вы относитесь к саммиту профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» и чего вы от него ожидаете?
- Я отношусь к этому мероприятию очень позитивно. У меня есть впечатление, что психологическое сообщество сегодня достаточно разрозненно. Поэтому мне кажется очень своевременным проведение саммита, так как он может способствовать консолидации психологического сообщества. «Иматон» создает пространство, в нем люди смогут пообщаться с коллегами, которые работают в этой же сфере, обладают уникальным опытом и готовы им поделиться.
Кроме того, поскольку на этом саммите я буду ведущим круглого стола «Организационный психолог как инструмент достижения целей компании», я планирую активно участвовать в дискуссии. Надеюсь, что общение с участниками позволит мне получить новое видение рынка психологических услуг, возможно, открыть для себя какие-то новые его сегменты.
- На круглом столе будет обсуждаться роль организационного консультанта в деятельности компании. Вы уже сформулировали, какие аспекты вы хотели бы осветить?
- На данный момент с организационной психологией сложилась интересная ситуация. Ее формируют тенденции российского рынка в целом за последние несколько лет – укрупнение, более мелкие компании исчезают, их сменяют средние и крупные. Похоже, что эта тенденция в ближайшие годы будет сохраняться. Крупные игроки рынка ищут перспективные направления для развития бизнеса и инвестируют в них силы и средства. В данной ситуации очень быстро развивается целый ряд сфер бизнеса, которые перспективны или могут оказаться перспективными. И, естественно, эти сферы сталкиваются с проблемами нехватки персонала. В стране ощущается растущий дефицит специалистов: управленцев, маркетологов, тех, кто профессионально работает с клиентами. Если говорить о перспективах средних или больших компаний: испытывая дефицит кадров в процессе роста, они могут действовать по двум сценариям – или покупать готовых специалистов, или повышать квалификацию своих. Покупать специалистов достаточно дорого, кроме того, многие из готовых специалистов становятся так называемыми «управленцами-туристами», которые, к примеру, отработав год в компании, получают хорошее предложение от другой и переходят туда с повышением заработной платы. Для работодателя часто это не очень приятная ситуация, потому что за год в крупной компании управленец мало что успеет сделать. Поэтому многие компании задумываются о необходимости растить специалистов внутри компании. При этом у них возникает множество вопросов: какой сотрудник будет перспективен и способен в будущем решить поставленные задачи, как именно обучать такого сотрудника и как потом удержать его в компании. Немногие консалтинговые компании, занимающиеся развитием персонала, способны предложить эту услугу как аутсорсинговую. Соответственно, растет потребность в специалистах внутри компаний, которые могли бы это делать – HR-специалистах и организационных психологах. Эти люди решают задачу развития тех специалистов, которые есть, помогают им стать специалистами, которые будут нужны компании через несколько месяцев, или (в сложных случаях) через несколько лет. В целом, на сегодняшний день многие компании не очень понимают, как именно решать задачу развития персонала, но спрос на специалистов, которые могут это делать, постепенно растет. В итоге: есть общее понимание рыночной ситуации, есть предположение, что может быть востребовано и можно говорить о том, кому нужны услуги организационных психологов и как их можно преподнести потенциальному заказчику. Мне интересно поднять эту тему на круглом столе, поскольку на саммите соберутся заинтересованные люди, которых вряд ли можно будет увидеть всех сразу и вместе где-либо еще, и обсудить с ними эти вопросы.
- Какой вопрос является наиболее острым?
- Есть психологи, которые обладают необходимыми знаниями и заказчики, которым эти знания могли бы быть полезны, но они часто не могут встретиться, поскольку либо не понимают потребностей друг друга, либо разними словами называют одни и те же вещи. Идея в том, чтобы во время обсуждения на круглом столе найти точки соприкосновения, чтобы немного облегчить эту встречу, помочь понять друг друга. Человек, занимающийся бизнесом, часто некомпетентен в психологических тонкостях, как покупатель он ожидает, что ему пойдут навстречу и начнут говорить на его языке. Есть тривиальная идея, что первый шаг должен сделать человек, который предлагает услугу, поскольку он является более заинтересованным, и возможно, в силу профессии, более гибким.
- Недовольство заказчиков вызвано только отсутствием общего языка?
- Не только. Например, тренерское сообщество на данный момент тоже достаточно разрозненно. Есть профессионалы, которые знают свое дело и приносят пользу компании. Они востребованы, поскольку компания видит результат. Есть люди, которые не ориентируются на то, чтобы принести компании наибольшую пользу, а решают какие-то другие задачи. Например: допустим, специалист по корпоративному обучению понимает, что для достижения целей заказчика нужно работать непосредственно с руководством отела продаж, поскольку руководство является первопричиной трудностей в работе отдела; при этом он продолжает работать с линейными сотрудниками, потому что убедить руководство в необходимости включиться в процесс изменений - сложно и рискованно. Эффективность такой деятельности невысока. Результатом становится то, что компании начинают с недоверием относиться ко всем специалистам, предлагающим аналогичные услуги. И объяснить, что, к примеру, тренинги необходимы, становится сложно, в ответ слышишь: «спасибо, мы уже тренировались…». Сформированный таким образом отрицательный имидж услуги начинает работать против всех, кто ее оказывает. Слава богу, что есть немало компаний, которые работают качественно, это стабилизирует ситуацию на рынке и спрос на тренинговые услуги достаточно высок.
- Вы хотите, чтобы специалисты изложили свою точку зрения?
- Есть желание облегчить жизнь специалистам, работающим на этом рынке. Я бы хотел, чтобы участники обсудили различные точки зрения и пришли к единому мнению относительно положения дел, расширили понимание того, как работать эффективно и как более эффективно позиционировать услугу, чтобы это было полезно и для клиента, и для самого организационного психолога. В результате мы сможем осознанно задавать себе направление развития. Идеальный результат - если бы у участников, благодаря участию в обсуждении на круглом столе, возникло понимание, как двигаться к достижению поставленных ими целей. И если мы во время обсуждения успеем сделать хотя бы два первых шага, я буду очень рад.
Александр Эдуардович Хватов - заведующий кафедрой организационной психологии, руководитель программы «Организационная психология: системный подход» Института практической психологии «Иматон», организационный консультант, тренер, директор консалтинговой компании.
Беседовала Юлия Смирнова
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать