Искусство управлять людьми, искусство общения, искусство мотивации, искусство управлять временем, искусство решать конфликты – как часто в менеджменте звучит слово искусство. Если это действительно так, то почему не прибегнуть в обучении персонала к методам искусства? «Использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения», или «использование искусства как терапевтического фактора» - так называется арт-терапия (Arts Therapy). В англоязычных странах термин «Art-therapy» относят, прежде всего, к так называемым визуальным искусствам: живописи, графике, скульптуре, дизайну, либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видео-арт, компьютерное творчество, перфоманс и др.).
Возможна ли и нужна ли арт-терапия на производстве, в бизнес-среде? Вот вопрос, который сегодня стал особенно актуальным.
Давайте вспомним бизнес. Это материальные ресурсы, финансы, деньги, люди. Кто занимается людьми на производстве? Психолог, менеджер и руководитель. Для руководителя подчиненные рассматриваются, с точки зрения их пригодности для претворения в жизнь целей организации. Для менеджера главным интересом является решение задач организации или определенной группы. Для психолога – «создание оптимальных условий для отдельного человека - его душевного равновесия, самореализации, максимальной рабочей и творческой отдачи» (Р.М.Грановская).
Если еще вчера кадровиков и менеджеров по персоналу пугала вторая часть слова арт-терапия - терапия, и они просили его заменить «более мягким словом», то сегодня появляющиеся публикации говорят о том, что терапия никого не пугает, и как здорово уделять внимание персоналу с помощью такой эффективной методики, как терапия искусством или творчеством. И считают, что это – панацея для развития той креативности, которой тщетно добиваются руководители от исполнителей.
Отличительная особенность арт-терапии – ее полифункциональность, которая способствует пониманию человеком самого себя, своих скрытых и нереализованных способностей, слабых и сильных сторон, что помогает ему в большей степени состояться как личность, добиться профессиональных успехов и оставаться в добром согласии с окружающими. Развитие этих качеств значительно повышает эффективность работы организации. Особенно это касается тех организаций и предприятий, где выражена структура строгого подчинения, где есть потребность в развитии, в творческом подходе, в формировании духа сплоченности, корпоративности, эффективного взаимодействия.
Еще в 1989 году Рожнов В.Е. отмечал, что активизирующие методы психотерапевтического воздействия, использующие художественную форму, применяемые в трудовом коллективе, способствуют расширению контактов между людьми. Арт-терапевтическое рисование на свободные темы способствует освобождению от внутреннего напряжения, катарсическому очищению и является мощным средством воздействия на эмоциональную сферу личности и ее ценностные ориентации. С его помощью возможно изменять отношения и планомерно их перестраивать, можно обеспечить глубокий отдых и увлечь приятной, творческой деятельностью. Если продолжать рассказ о месте арт-терапии в профессиональной деятельности, следует отметить применение отдельных упражнений арт-терапии на рабочем месте. Например, Шон Мак Нифф (президент Американской арт-терапевтической Ассоциации) отмечает эффективность практик воображения, а также специальных арт-терапевтических занятий в работе над индивидуальным или творческим стилем высшего звена менеджеров (подобная программа креативной имиджеологии существует в России). Он же рассказывает о положительном опыте включения в штат предприятий художника, и без конкретных должностных обязанностей. Само присутствие творческой личности способствует развитию креативной среды.
Определимся с понятием, или терминологическим полем, креативности и творчества, не уходя глубоко в историю вопроса. Невозможно сосчитать количество определений, данных феномену креативности. Креативность – уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности, и рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности — выявление личностных качеств, с которыми она связана.
Концепция креативности как универсальной творческой способности была введена в науку Дж. Гилфордом, где указано на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений. Барышева Т. считает, что понятие креативность шире понятия творческий потенциал, поскольку феномен креативности имеет потенциальную и актуальную формы. Тогда возможно рассматривать креативность как дивергентное мышление в качестве некоего творческого потенциала, а творчество рассматривать в деятельностном аспекте – как осознанную целенаправленную деятельность, реализацию этого творческого потенциала.
Поскольку креативность связана с комплексом психологических характеристик, то и условия развития требуют индивидуального подхода. Согласно проведенному нами исследованию, показатель креативности имеет множественные корреляционные связи с показателями: гибкость поведения, принятие агрессии, сензитивность, взгляд на природу человека, ценностные ориентации, спонтанность, самоуважение, самопринятие, познавательная потребность, компетентность во времени. Творческое самовыражение способствует поднятию активности, настроению, улучшению самочувствия и снижению внутренней конфликтности, фрустрированности. Установлена прямая зависимость креативности от мотивации на успех и личностные достижения, от уровня групповой мотивации. Поэтому занятия творчеством способствуют улучшению психологического климата в коллективе, групповой сплоченности.
Творчество не является одномоментным явлением, это процесс, который требует постоянного внимания и времени. Для руководителей нередко встают вопросы, как выявить свой неиспользованный творческий потенциал, и как создавать среду, способствующую проявлению креативности персонала. Для руководителя недостаточно только самому быть креативным, важно поощрять и развивать творческий подход у своих сотрудников. Общая черта, характерная и важная для руководителей любого ранга, - лидерство. Для окружающих большое значение имеет стиль руководства. Творчество и лидерство связаны тесно между собой, в то время как жесткий авторитаризм и творчество исключают друг друга (Peter Wrycza). Эффективные лидеры исполняют две роли – харизматическую и архитектурную. В харизматической роли лидер рисует лучшее будущее и воодушевляет своих подчиненных. В архитектурной роли он обращается к вопросам, связанным со структурой компании и системами контроля и поощрения (Манфред Кэ де Ври).
Таким образом, арт-терапия, имея в арсенале разнообразные подходы, множественные методики, может использоваться как в виде отдельных методик, в тренингах и семинарах, целью которых является личностный рост, развитие коммуникативных навыков и тайм-менеджмента, формирование команды, кадрового резерва, творческого лидера и множество других, так и самостоятельным направлением в психологическом обеспечении профессиональной деятельности.
В психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера метод арт-терапии может решать вопросы психопрофилактики, психогигиены и включает в себя совокупность мероприятий формирующего, развивающего и коррекционного характера на личность и деятельность менеджера.
Стоит отдавать себе отчет, что арт-терапия задевает глубокие личностные пласты психики, и некорректное поведение специалиста способно вместо эффективной психокоррекции нанести психологическую травму. Таким образом, встает вопрос не только об обучении специалистов в области арт-терапии, и создании специальной предметно-пространственной среды, но и мотивации участников, создании надежного методического инструментария, понимания подводных камней применения метода арт-терапии в производственных условиях. Решение множества задач в условиях одного производства – такие усилия вдохновят не каждого руководителя, но, создавая арт-терапевтический кабинет, обучая менеджеров по персоналу и принимая собственное участие в арт-терапевтических сессиях, руководитель способствует решению многих вопросов психологического обеспечения персонала: обучение, создание и развитие кадрового резерва, личностный рост, психогигиена и другие.
Эффективен ли метод арт-терапии? Да, безусловно! Но, как у каждой методики, здесь есть свои возможность и ограничения. Если «правильно расставить знаки препинания», то действительно – много кадровых задач можно решить, но, как говорится, если «слаб в грамматике», то можно наткнуться и на «подводные камни». Чтобы не наломать дров, но использовать весь потенциал метода, следует проконсультироваться или обучиться у профессионалов>>
Автор: Пурнис Наталья Евгеньевна
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать