18+
Выходит с 1995 года
9 апреля 2025
Настольная психологическая игра «Ресурсное лото»  (методика актуализации субъективной ресурсообеспеченности)

Вопросу изучения ресурсов личности в современной психологической литературе и практике уделено большое внимание, однако для качественной жизнедеятельности человеку необходим не просто набор ресурсов, но и грамотное и результативное их использование.

По мнению С. Хобфолла, ресурсами являются важные для каждого человека средства, помогающие ему приспособиться к сложным жизненным ситуациям [6]. С. Хобфолл отмечает, что потеря ресурсов приводит к возникновению стресса. Согласно его концепции, стресс возникает в трех случаях:

  1. в ситуациях угрозы потери ресурсов;
  2. в ситуациях фактической потери ресурсов;
  3. в ситуациях отсутствия возмещения утерянных ресурсов, когда вложенные силы и средства для достижения цели значительно превышают получаемый результат.

Как отмечает Б.С. Братусь, «может настать такой момент, когда в наличии, в сфере реально доступного, для человека не оказывается необходимых для осуществления деятельности средств, что субъективно иногда очень остро переживается как состояние неудовлетворенности, растерянности, остановки, кризиса» [1, с. 114].

То есть возникновение дисбаланса между реальными потерями и возможностью приобретения ресурсов, возникновение угрозы потери — все это является субъективным представлением человека о сложных непреодолимых ситуациях, нарушающих жизнедеятельность.

Следует подчеркнуть субъективный характер понимания человеком своих ресурсов, наделение ресурсным значением значимых для человека феноменов, объектов, субъектов отношений и самих отношений. Как отмечает А.В. Брушлинский, «психическое объективно существует только как субъективное, т.е. принадлежащее субъекту — индивиду, различным общностям людей, всему человечеству» [2, с. 29].

Как отмечает Н.Е. Водопьянова, «люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. Люди должны также инвестировать (вкладывать) ресурсы для защиты от их потери, стремиться восстановить потерянные ресурсы и приобрести новые» [3].

Субъективное отражение «ресурсной базы» (набора ресурсов) как достаточной и необходимой в виде критериев и образов достижений, переживаний, когнитивно-аффективных оценок личных возможностей, внешних и внутренних условий психологического благополучия и качества его жизни Н.Е. Водопьянова понимает как «ресурсообеспеченность» [3, c. 89].

Вопросам изучения ресурсообеспеченнности посвящены работы А.Н. Густелевой, Е.А. Родионовой, А. Ихия, Ю.С. Пежемской, Н.С. Смирновой, Л.Э. Зотовой, в которых освещены различные аспекты данного феномена.

Активное манипулирование человеком своими ресурсами, грамотное соотношение приобретенных и потраченных ресурсов составляют ресурсообеспеченность личности.

Так, Л.Э. Зотова отмечает, что ресурсообеспеченность является понятием субъективным. Оно не всегда отражает потенциальные и реально существующие ресурсы личности, но именно оно рассматривается как способность (или неспособность) противостоять личностным и профессиональным вызовам. Л.Э. Зотовой отмечено, что «чем выше педагог оценивает преобладание приобретённых жизненно важных ресурсов относительно их потерь, тем выше его ресурсообеспеченность, которая может рассматриваться как профессионально необходимое качество» [4].

Одной из важных и значимых задач в работе психологов является помощь клиентам в понимании наличия ресурсов у человека, их дифференциация, сохранение, приумножение, в том числе и нахождение баланса между потраченными ресурсами и приобретенными, то есть актуализация субъективной ресурсообеспеченности.

Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», «актуализация» (от лат. actualis — деятельный) — осуществление; переход из состояния возможности в состояние действительности.

Согласно «Словарю бизнес-терминов», «актуализация» понимается как поддержание данных в актуальном состоянии, т.е. приведение их в соответствие с состоянием отображаемых объектов предметной области. Актуализация включает в себя операции добавления, исключения, а также редактирования (в том числе правки или исправления) чего-либо.

Ориентируясь на данные виды операций, мы разработали стратегию актуализации субъективной ресурсообеспеченности, включающую в себя операции по «поддержанию» знаний относительно своих ресурсов; «добавление» себе потенциальных ресурсов; «редактирование» набора имеющихся и потенциальных ресурсов; а также «исключение» неактуальных ресурсов.

Данные операции можно соотнести с «профилем ресурсной субъектности индивида», описанным в статье «Психологические методики актуализации ресурсной субъектности» [5] (см. рис. 1).

Рис. 1. Соотнесение операций по актуализации субъективной ресурсообеспеченности с профилем ресурсной субъектности индивида
Рис. 1. Соотнесение операций по актуализации субъективной ресурсообеспеченности с профилем ресурсной субъектности индивида

На основе стратегии актуализации субъективной ресурсообеспеченности нами разработана настольная психологическая игра «Ресурсное лото» (авторы М.И. Илюшина, О.В. Артемова). Игра направлена на понимание наличия и возможности активного использования имеющихся и потенциальных ресурсов человеком.

Стратегия реализована в различных вариантах игры «Ресурсное лото».

В состав настольной психологической игры «Ресурсное лото» входят:

  • поля с ресурсами;
  • карточки с ресурсами-картинками;
  • карточки с ресурсами-словами;
  • карточки с направленностью ресурсов;
  • инструкция для ведущего.

Рис. 2. Настольная психологическая игра «Ресурсное лото»
Рис. 2. Настольная психологическая игра «Ресурсное лото»

Организовать игровое взаимодействие (соревнование) можно вдвоем (например, родителям, мужу и жене, коллегам), но можно пригласить и большее количество участников (по количеству полей игры). Игра может проводиться и индивидуально, с одним игроком.

Варианты проведения игры

Вариант 1

Каждый игрок получает (выбирает) свое поле с определенной направленностью ресурсов («семья», «природа» и т.д.). Можно использовать «случайный выбор».

Ведущий достает из коробки одну из карточек, при этом подглядывать он не должен.

Игрок, на поле которого находится объект, совпадающий с карточкой, забирает ее себе и помещает на поле.

Ведущий извлекает вторую карточку и показывает ее играющим. Игрок, у которого на карточке есть соответствующий элемент, забирает его себе.

Победителем становится тот, чье игровое поле будет закрыто карточками первым.

Если несколько участников говорят, что карточка им подходит, карточка отдается одному из участников, другие участники могут закрыть на своей карточке соответствующий элемент фишкой.

Как видим, игра очень похожа на привычное нам русское лото, только вместо номеров — картинки с ресурсами.

Когда участники «соберут» карточки полностью, необходимо обсудить, насколько «выпавшие» ресурсы соответствуют ресурсам самого участника.

После завершения игры проводится рефлексия.

Вариант 2

Каждый игрок получает (выбирает) свое поле с определенной направленностью ресурсов («семья», «природа» и т.д.). Можно использовать «случайный выбор».

Ведущий достает из коробки одну из карточек, при этом подглядывать он не должен.

Игрок, считающий, что данный ресурс есть у него, говорит: «Мой ресурс», забирает ее себе и помещает на поле. Некоторые поля на поле могут остаться незаполненными.

Ведущий извлекает вторую карточку и показывает ее играющим. Действие повторяется.

Победителем становится тот, кто соберет «все свои ресурсы».

Если несколько участников говорят, что карточка им подходит, карточка отдается одному из участников, другие участники могут закрыть на своей карточке соответствующий элемент фишкой.

Когда участники «соберут» карточки полностью, необходимо обсудить, почему «выпавшие» ресурсы соответствуют ресурсам самого участника.

После завершения игры проводится рефлексия.

Вариант 3

Каждый игрок получает (выбирает) свое поле с определенной направленностью ресурсов («семья», «природа» и т.д.). Можно использовать «случайный выбор».

Ведущий достает из коробки одну из карточек, при этом подглядывать он не должен.

Игрок, считающий, что данный ресурс есть у него, говорит: «Нужен» (хочу использовать), забирает ее себе и помещает на поле.

Ведущий извлекает вторую карточку и показывает ее играющим. Действие повторяется.

Победителем становится тот, чье игровое поле будет закрыто карточками первым.

Если несколько участников говорят, что карточка им подходит, карточка отдается одному из участников, другие участники могут закрыть на своей карточке соответствующий элемент фишкой.

Когда участники «соберут» карточки полностью, необходимо обсудить, почему «выпавшие» ресурсы хотят использовать участники.

После завершения игры проводится рефлексия.

Вариант 4

Каждый игрок получает (выбирает) свое поле с определенной направленностью ресурсов («семья», «природа» и т.д.). Можно использовать «случайный выбор».

Игрок, считающий, что данный ресурс есть у него или он хотел бы использовать, говорит: «Мой ресурс», забирает ее себе и помещает на поле.

Ведущий извлекает вторую карточку и показывает ее играющим. Действие повторяется.

Победителем становится тот, чье игровое поле будет закрыто карточками первым.

Если несколько участников говорят, что карточка им подходит, карточка отдается одному из участников, другие участники могут закрыть на своей карточке соответствующий элемент фишкой.

Когда участники «соберут» карточки полностью, необходимо обсудить, почему «выпавшие» ресурсы соответствуют ресурсам самого участника.

После завершения игры проводится рефлексия.

Вариант 5

Каждый игрок получает «пустое» поле. Ведущий достает из коробки одну из карточек с определенной направленностью ресурсов («семья», «природа» и т.д.).

Игроки выбирают из карточек ресурсы, которые подходят, по их мнению, к данному «направлению ресурсов» и имеются у них.

Победителем становится тот, чье игровое поле будет закрыто карточками первым.

Когда участники «соберут» карточки полностью, необходимо обсудить, почему «выпавшие» ресурсы соответствуют ресурсам самого участника.

После завершения игры проводится рефлексия.

Данная игра может использоваться в работе психологов, преподавателей психологии, она может быть интересна студентам как психологических, так и педагогических специальностей, супервизорам и всем тем, кто по роду своей деятельности работает с ресурсами личности.

Материалы игры представлены в приложении (zip).

Библиографический список

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 302 с.
  2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Ин-т психологии РАН, 1994. – 109 с.
  3. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук: – СПб, 2014. – 430 с.
  4. Зотова Л.Э. Роль персональных ресурсов в формировании представления педагогов о ресурсообеспеченности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. –2018. – №2. – С. 114–124.
  5. Илюшина М.И. Психологические методики актуализации ресурсной субъектности // Психологическая газета. – 04.04.2024. – URL: https://psy.su/feed/12368/ (дата публикации ).
  6. Hobfoll S.E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. – 1989. – Vol. 44. – P. 513–524.
В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»