18+
Выходит с 1995 года
27 января 2025
Психологическая подготовка тренера как ресурс конкурентоспособности спортсменов

В спорте весьма актуальной становится проблема повышения психолого-педагогической компетентности тренеров, тем более что в большинстве команд по различным видам спорта нет спортивных психологов и их функции вынуждены выполнять тренеры. Более того, ряд тренеров не имеет основного физкультурного образования, часть тренеров — бывшие спортсмены, чаще всего не достигшие высоких результатов в спорте, не обладающие комплексной подготовкой в избранном для тренерской деятельности виде спорта [1].

Под компетентностью понимаются: 1) знания и опыт в той области, в которой конкретное лицо является профессионалом в ведущем для него виде деятельности, 2) круг полномочий и вопросов, предоставленный уполномоченным органом конкретному органу или должностному лицу. Понятие «компетентный» означает: знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо. Компетентность является важным фактором в профессионально-педагогической подготовке тренеров. Цель данного исследования — проведение научно-практического наблюдения, анализ литературных данных и определение тренерских факторов, влияющих на достижение максимально возможных достижений в спортивной деятельности.

Многолетние наблюдения и экспериментальные данные позволили выделить компоненты психолого-педагогической компетентности тренеров. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие.

1. Знание тренером основ технической, теоретической, функциональной, физической, тактической, моральной, психологической подготовки спортсменов вообще и в избранном виде спорта. На первом этапе — вместо набора в детско-юношескую школу (ДЮСШ) с достаточной материально-технической базой целесообразно проводить отбор с использованием медицинского и психологического анамнезов, причем не только детей, но и их родителей. Биологический статус родителей оказывает большое значение не только на выбор спортивной специализации, но и на дальнейшую карьеру ребенка. Психологический анамнез родителей может определить их потребности, мотивацию, уровень притязаний по отношению к своему ребенку. Выборочный анализ ДЮСШ г. Сочи показал, что без отбора в секционные группы до 15–20% поступают дети с ослабленным здоровьем, с теми или иными соматическими нарушениями. Для таких детей существуют «группы здоровья», в которых занятия проходят по индивидуальным планам. Но и им не закрыт доступ в спортивные группы, при условии медицинского допуска. Оставшиеся дети с ослабленным здоровьем снижают уровень подготовки нормативных детей, бросают занятия на последующих этапах учебно-тренировочного процесса и негативно влияют на здоровых занимающихся (провоцируют уход из секции, вовлекают во внеспортивную деятельность, неконтролируемый досуг).

2. Вызывает сомнение психологическая необходимость ранней специализации детей. Крайне актуальным является понимание перехода от экстенсивного к интенсивному методу подготовки. Сейчас мы не можем производить массовое отчисление занимающихся по различным причинам: каждого ребенка нужно довести до высоких результатов. В связи с этим актуально стоит проблема психотрансфера — перевода ребенка на ту специализацию, где он сможет максимально реализовать себя. Поэтому в первые два года с детьми нужно заниматься по программам общей физической подготовки, гимнастики, подвижных и спортивных игр и т.п. И только после этого определять спортивную специализацию ребенка. Статистика свидетельствует, что без предварительной подготовки идет отсев и только 5% выпускников ДЮСШ выполняют норматив мастера спорта. Уже к 16–17 годам у таких юных спортсменов наступает эмоциональное и профессиональное выгорание. Это связано с тем, что тренеры задают нагрузки предельные (молодые организмы могут с ними справляться до уровня мастера спорта), а чаще запредельные, которые вызывают спортивное выгорание и отказы от продолжения спортивной карьеры. Вспомним 19-летнюю гимнастку Елену Мухину, которая из-за ряда тяжелейших тренировок потеряла иммунитет самосохранения и получила тяжелейшую травму позвоночника, приковавшую ее к постельному режиму до конца жизни.

15-летняя олимпийская чемпионка Сочи-2014 Юлия Липницкая из-за перегрузок и наступившего перехода от юношеской к женской модели тренировок, с которой уже не справляется, заняла только 9-е место на чемпионате России и была вынуждена прекратить выступления в спорте высших достижений. А ведь сколько вложено материальных и моральных сил и средств в подготовку спортсменов. Однако имеются примеры и другого рода. Не блиставший в юношеском спорте Виктор Санеев в 23 года (начало акме) становится олимпийским чемпионом в тройном прыжке, затем еще дважды выигрывает Олимпийские игры (в возрасте 27 и 31 года соответственно — самое настоящее спортивное акме), а в 34 года стал серебряным призером Московской Олимпиады (Мельников, Юров, 2014, 2016, 2017). В первом случае — вина тренера, а во втором — заслуга и компетентность тренера.

3. Психологическая составляющая имеет «сквозной» характер и содержательно входит во все эти виды подготовки:

  • интеграция психологии и методики физической культуры и спортивной тренировки в виде психометодики физического воспитания в спорте;
  • организация адекватной психоселекции в спорте;
  • организация психологически обеспеченного трансферта в спорте;
  • создание благоприятного морально-психологического климата в команде;
  • отказ от тотальной оценки спорта как экстремального вида спортивной деятельности;
  • отказ от непрофессионального менеджеризма в спорте, привлечение в спорт только высококвалифицированных специалистов (тренеров, руководителей, врачей, психологов);
  • включение в спортивную деятельность разнообразных видов подготовки, исключить эмоциональное выгорание спортсменов на всех этапах спортивного цикла;
  • использование копинг-стратегий с учетом индивидуальной, возрастной, гендерной, квалификационной дифференциации спортсменов [5, 6, 7].

Литература

  1. Мельников В.М. Теоретические подходы к построению психологической модели «идеального» спортсмена / В.М. Мельников, И.А. Юров // Спортивный психолог. – 2013. – №3. – С.18-21.
  2. Мельников В.М. Проблема индивидуальности в спортивной психологии / В.М. Мельников, И.А. Юров // Спортивный психолог. – 2014. – №3. – С. 20-23.
  3. Мельников В.М. Психологическое моделирование спортивной успешности / В.М. Мельников, И.А. Юров // Спортивный психолог. – 2016. – №1(4). – С. 34-36.
  4. Мельников В.М. Психо-мотивационное сопровождение спортсменов / В.М. Мельников, И.А. Юров // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика. – 2017. – №7. – С. 160-161.
  5. Мельников В.М. Проблема личности в спортивной психологии / В.М. Мельников, И.А. Юров // Рудиковские чтения: Мат. XIII Межд. научно-практ. конф. психологии физ. культуры. – М.: РГУФКСМиТ, 2017 б. – С. 197-201.
  6. Мельников В.М. Психологизация спортивной деятельности / В.М. Мельников, И.А. Юров // Рудиковские чтения: Мат. XIV Межд. научно-практ. конф. психологии физ. культуры. – М.: РГУФКСМиТ, 2018. – С. 170-172.
  7. Мельников В.М. Индивидуально-психологические предикторы спортивной успешности / В.М. Мельников, И.А. Юров // Рудиковские чтения: Мат. XV Межд. научнопракт. конф. психологии физ. культуры. – М.: РГУФКСМиТ, 2019. – С. 97-101.
  8. Юров И.А. Психотерапия как предиктор успешной подготовки спортсменов // Состояние здоровья: медицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты / Отв. ред. А.Э. Мелоян. – Славянск: ДГПУ, 2018. – С. 696-704.

Источник: Мельников В.М., Юров И.А. Психологическая подготовка тренера как ресурс конкурентоспособности спортсменов // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2019. №1. С. 243–245.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»