Доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола Лев Ильич Уманский родился 29 октября 1921 года в Курске в семье служащих. Рано осиротел, воспитывала тётя. Закончил среднюю школу, аэроклуб, кавалерийскую школу и школу снайперов, одновременно работал пионервожатым в школе и пионерских лагерях. В 1940 г. поступил в Чугуевское военное летное училище. С 1943 г. служил в войсках боевого охранения грузов по ленд-лизу в Иране.
После демобилизации из армии поступил в Курский госпединститут на исторический факультет, а затем был оставлен преподавателем кафедры педагогики и психологии.
Молодой ученый в равной мере был предан науке и детям, которым сполна отдавал свое горячее сердце. В отпускное время Лев Ильич, несмотря на солидный возраст (более 30 лет), каждый год работал в пионерских лагерях. Он считался лучшим воспитателем области.
В одной команде с Л.И. Уманским много лет подряд выезжали преподаватели разных кафедр различных факультетов: физик Б.В. Тарасов, географ Р.В. Кабанова, филолог Б.Н. Баланенко, педагог Л.Ф. Спирин. Этот дружный научный коллектив преподавателей вуза вместе со студентами, учителями, пионервожатыми и др. работниками создали образцовый пионерский лагерь имени Веры Терещенко (героини-партизанки, курянки, казненной фашистами). Лагерь славился необычайно многоплановой, содержательной жизнью, заметным психологическим ростом детей, развитием их творчества и т.д. Начальником лагеря, конечно, был Л.И. Уманский.
Одновременно велась интенсивная экспериментальная научная работа по исследованию индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Имея за плечами богатый жизненный опыт, Л.И. Уманский поступает в аспирантуру к Б.М. Теплову, где складываются тесные дружеские и научные связи с аспирантом В.Д. Небылицыным.
После успешной защиты кандидатской диссертации по проблеме индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста (1955 г.) Л.И. Уманский, исходя из своего многолетнего опыта работы с детьми, приступает к экспериментальному исследованию проблемы организаторских способностей.
Границы исследования расширяются — от дошкольников до взрослых.
В 1961 году перед Л.И. Уманским встала задача экспериментально проверить возможность развития организаторских способностей у молодежных лидеров — комсомольских организаторов (комсоргов). Так в Курской области появляется действующий до сих пор «Комсорг», ныне — Областной центр подготовки молодежных лидеров, на базе которого из года в год идет формирующий эксперимент.
Интенсивное исследование организаторской деятельности руководителей в реальных условиях их функционирования — в первичных коллективах (группах) высветило еще одну проблему — психологию малой группы. В 1960-е годы шло возрождение отечественной социальной психологии и концепции малых групп только зарождались.
Перед Л.И. Уманским и его учениками встали крупномасштабные проблемы социальной психологии тех лет — лидерство, малые группы и совместная деятельность. В этой связи Л.И. Уманский в 1965 году организует одну из первых в стране социально-психологическую лабораторию на базе кафедры психологии и педагогики Курского госпединститута.
Лаборатория имела свою экспериментальную базу и занялась разработкой концепции лидерства и малой группы в условиях совместной деятельности. Каждое положение концепции экспериментально проверялось и обогащалось в Центре молодежных лидеров, а также на базе организованного в Курске по инициативе Л.И. Уманского и его учеников историко-педагогического факультета.
В итоге к 1970–71 гг. была предложена параметрометрическая концепция групп и коллективов, основные положения которой были опубликованы в сборниках научных трудов организованной кафедры психологии (тогда в педвузах, как правило, не было «чистой» кафедры психологии), в центральной печати, изложены в докладах на конференциях и съездах, представлены в 11 защищенных кандидатских диссертациях аспирантов Л.И. Уманского и в его докторской диссертации.
В соответствии с идеологией концепции был разработан адекватный методический блок, включающий опросники, комплекс аппаратурных методик — моделей совместной деятельности, программу естественного эксперимента, наблюдение.
Для внедрения научных результатов в практику было издано ряд книг и учебных пособий, методических материалов и т.д., многие из которых востребованы до сих пор.
В 1973 г. Л.И. Уманский переезжает Кострому и в Костромском госпединституте вместе с А.Н. Лутошкиным, В.С. Сапоровским и др. успешно развивает положения параметрометрической концепции, созданной в Курске, сохраняя и другие курские традиции — создается костромской «Комсорг», разрабатывается методический инструментарий и т.п.
Л.И. Уманский — автор около 200 научных работ, опубликованных в отечественной и зарубежной печати, основные идеи которых актуальны и в настоящее время. Во многих современных учебниках по социальной психологии для вузов использованы положения параметрометрической концепции.
Примечательно то, что реализацию и развитие идей профессора Л.И. Уманского уже более 30 лет ведут в творческом содружестве психологи Курского и Костромского госуниверситетов, тем самым сохраняя светлую память о своём Учителе.
2006 год
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать