16+
Выходит с 1995 года
19 октября 2024
Новый взгляд. Архетипическая педагогика

Современный ребенок и современный взрослый — поколения, рожденные в разных веках. Как бы пафосно это ни звучало, но это факт. Дабы не прерывалось детско-родительское, ученическо-учительское взаимодействие, взаимообогащение, взаимообучение, необходимо найти, воссоздать и воспользоваться эффективной системой восприятия и исследования каждого субъекта коммуникации, ориентированной на поведение индивида в различных обстоятельствах его жизнедеятельности.

Эта система на данном этапе ее формирования может быть описательно-метафорической, при этом раскрывающая основные цели, задачи, обнаруживающая основные потребности и приобретаемые новообразования постоянно развивающегося индивида.

Система должна стать неким элементом психолого-педагогической технологии, вбирая в себя все ее основные характеристики, иметь социокультурные корни, отражающиеся в мировой художественной литературе и историческом развитии человечества, при этом носить диагностически выверенный характер, позволяющий организовать коррекционно-развивающий процесс и определить последующий путь развития личности.

Такой системой, новым взглядом на постоянно находящуюся в развитии личность, оказалась архетипическая педагогика.

Под термином «архетипическая педагогика» мы понимаем исследование и использование закономерностей воспитания и образования человека, позволяющих осуществлять успешную передачу опыта старшего поколения младшему и опирающихся на социокультурные и исторические корни, оформленные в метафорическом описании архетипов.

Архетип — первообраз, оригинал, подлинник, образец (в переводе с греческого), а по определению К.Г. Юнга [6] — это подсознательное представление человека об идеальных образах мужчины и женщины. Это представление передается из поколения в поколение и влияет на выбор, действия и суждения индивида.

В настоящее время теория и практика использования архетипов в различных коммуникативно-воздействующих процессах достаточно популярна. Однако каждый исследователь в этой области имеет свое представление о прообразах, оригиналах и образцах, описывая их в различных терминах, метафорах, тем или иным образом обосновывая свою информационную концепцию.

В своем психолого-педагогическом исследовании [1, 3] мы обратились к сказочным героям, следуя методологии В.Я. Проппа, А.А. Потебни [4, 5], убежденные в том, что основные идеальные представления о мужчине и женщине все народы мира заключали (описывали) в персонажах своих народных и авторских сказочных историй.

В данном исследовании мы знакомимся с этими героями, носящими разные имена, проживающими в разные времена и на разных землях, но выражающими единый подлинник, прототип, образец. Именно они явлены в персоне человека. Так, в каждом индивиде присутствуют как персональные (идеальные представления), так и теневые (личностно неодобряемые представления о человеке), отраженные в восьми архетипах [2].

В процессе изучения данных архетипов, освоения их специфическими жесткими (педагогическими, образовательными, профессиональными) и гибкими (социально-коммуникативными, эмоционально-волевыми, креативными и духовными) способностями и навыками происходит процесс формирования и развития многогранной личности, готовой к высокой социальной адаптации, использующей свой творческий потенциал при решении различных жизненных вопросов и достаточно успешно преодолевающей психологические и травматические стрессы современной реальности.

Этот процесс должен быть специально организованным и иметь форму игровой, сказкотерапевтической, театральной игровой педагогической технологии, последовательно раскрывающейся в этапах: установочном, диагностическом, поддерживающем, коррекционно-развивающем, диагностическом, резюмирующем и социально-интеграционном. Может стать дидактическим модулем в процессе изучения предметов гуманитарного цикла (литературы, истории, МХК, географии и пр). А также являться специальным предметом изучения в курсе психологии, объектом изучения и обсуждения методических объединений педагогов, психологов, социальных работников, тьюторов, волонтеров, родительских собраний и сообществ.

Знакомство с архетипами предлагаю осуществить в данной работе.

Персона Воина (Воительницы) — проявляется в сражении за свои территории, за первые места, командные и личные победы. Для Воина (Воительницы) соревнование и борьба всегда являются основным двигателем личного роста и прогресса. Воины (Воительницы) энергичны, неутомимы, целеустремленны, когда знают цель и им понятен выигрыш.

Теневая сторона Воина (Воительницы) проявляется в чрезмерно агрессивном воздействии на слабых и младших, в поиске дополнительных средств и ресурсов для ведения необъявленной войны с сильными противниками, в способности к вероломным и манипулятивным средствам борьбы, поэтому зачастую их победы сомнительны.

Задача архетипической педагогики, развивая и поддерживая воинские энергии и стратегии, формировать воина сильного, соизмеряющего свои действия с целью борьбы, имеющего кодекс чести и несущего полную ответственность за результат. Сказки, притчи, былины и саги, а также жизненный опыт родных и близких, собственный путь становятся объектом совместного наблюдения и исследования.

Интересные выводы делаются в таком процессе. Вот некоторые из них:

  • «Сильный воин и проигрыш может использовать для будущей победы»,
  • «Не тот попадает в цель, кто долго метится, а тот, кто видит цель пронзенной»,
  • «Для Воина важно развитие, поэтому он смело идет вперед, и, если ему что-то мешает, он помехи устраняет».

Персона Купца (Купчихи) всегда стремится к расширению и укреплению социальных и экономических связей. Он движим выгодой. Прекрасный коммуникатор, знает цену и словам, и вещам, в меру щедр, благоразумен, рассчитывает на выгодное партнерство, легко находит помощников и компаньонов, заботится о соблюдении правил обмена, ценит взаимно обогащающую дружбу, прекрасно владеет навыками самопрезентации.

Когда проявляется теневая сторона Купца, то сразу видны его устремления в получении чего-либо (некой выгоды) за счет другого. Купец в тени часто вероломно нарушает обязательства и отзывает свои обещания. Понятия дружбы у него искажены или отсутствуют вовсе, поскольку все окружение воспринимается только как объект для получения сиюминутной выгоды.

Многовековой опыт человечества, описанный в различных произведениях, позволяет исследовать различные купеческие стратегии и делать собственные выводы:

  • «Держись купца сильного, учись у него добру и благо тебе будет»,
  • «Обмениваться благами — увеличивать доход»,
  • «Главное богатство — друзья, их приобретают, а не покупают»,
  • «Любовью живут, а не продают и покупают».

Персона Крестьянина (Крестьянки) выражается в склонности к монотонному, ежедневному труду, двигателем которого является стремление к надежно обеспеченной стабильности различного характера. Он точно знает, что «терпение и труд все перетрут», а «курочка по зернышку клюет», что «капля камень точит». Поэтому надо трудиться, не лениться и тогда «и горы возможно свернуть, и звезды с неба достать», при этом всегда в благополучии и достатке пребывать. Этот архетип хозяйственен, бережлив, расчетлив. Он лучший помощник в труде.

Крестьянин в теневой позиции тоже стремится к собственной обеспеченной стабильности, однако предпочитает поддержать идею перераспределения благ, а не обретения их собственным упорным и кропотливым трудом.

Примеры проявления крестьянского архетипа в культурно-историческом наследии богаты, и наблюдения за ними, а также личный опыт позволяет постичь, что:

  • «Любой подвиг — это кропотливый труд»,
  • «Достижения — итог ежедневного и монотонного труда»,
  • «Тридцать минут в день формируют учебный навык, возвращают веру в себя, укрепляют здоровье, обеспечивают счастливое долголетие»,
  • «Будешь уметь — будешь иметь!»

Особо ярко проявляется персона Монарха. Его стремления к лидерству и управлению скрыть невозможно. Монарх свою власть завоевывает легко и удерживает ее долго, потому что, организовывая государство для себя, он очень внимателен к своему окружению (родным, друзьям, знакомым) и обеспечивает рядом с собой им дело по душе. Монарх задает сценарий и мягко регулирует правила игры на всех уровнях.

Монарх теневой эгоцентричен, деспотичен, капризен. Он стремится управлять всеми и всем, опираясь на слабые стороны всего окружения. Невыносимо быть под его началом, окружение его нестабильно, родные и близкие измотаны и обесточены такими взаимоотношениями.

Архетипическая педагогика помогает и в этом случае. Что происходит с самодурами-царями, нам рассказывают в своих сказах народы всех стран и события разных эпох, позволяя сделать такие выводы:

  • «Собирая команду для игры и для дела, выбирай сильных и лучших, предложи им то, что они хотят обрести с тобой»,
  • «Власть — это направленное внимание, это любовь»,
  • «Создавая государство для себя, думай об удовлетворенности друзей»,
  • «Если ты заботишься о других, то позаботятся и о тебе».

Персоне Монаха (Монахини) свойственно уединение, погружение в собственное пространство мысли, переживания, анализа, планирования. Этот архетип склонен к индивидуальной игре, а впоследствии и работе. Его основная потребность — обретение внутренней гармонии, вне зависимости от внешних обстоятельств. У маленького Монаха зреет та идея, которой он в дальнейшем посвятит свою деятельность, свою жизнь. Постигать мир он предпочитает самостоятельно. Важно ему в этом не мешать, а если вдруг понадобится совет или помощь, он не замедлит за ней обратиться, да и сам, если кому-то необходимо, в зоне своих компетенций помощь окажет.

Монах теневой, как правило, проявляется позднее и будет навязывать всем свои идеи, обещающие светлое гармоничное будущее при определенных условиях, соблюдение которых неукоснительно и неоспоримо.

Выводы наблюдений могут быть таковы:

  • «Свой путь ты определяешь сам»,
  • «То чего желаешь ты, знаешь только ты»,
  • «Узнаешь себя — узнаешь Вселенную»,
  • «Искать себя — искать в себе»,
  • «Все для себя ты можешь сделать сам».

Персона архетипа Учителя-Ученика определяет вечный процесс развития. Насколько он силен, настолько интенсивнее и насыщеннее становится жизнь. Этот архетип заряжен интересом к всему окружающему. Этот архетип находится в постоянном поиске. Сначала появляется множество вопросов, которые требуют ответов не отсроченных, они ищутся у родителей, педагогов, воспитателей, старших сестер и братьев. Затем этот поиск расширяется, на помощь приходят книги, поисковики, личный опыт. Важно разбудить в ученике учителя, чтобы добыча информации, ее освоение и передача другим стала необходимой потребностью.

Возраст почемучек прекрасен и должен продолжаться вечно! Никакая родительская или педагогическая усталость или уплощенная информационно-эмоционально-коммуникативная деятельность взрослого не должна стать преградой к познавательной деятельности. «Отстань, надоел, что за глупые вопросы, ты видишь, что мама устала, что за чушь, ерунда какая-то…» — можно бесконечно продолжать набор фраз взрослого, который непреднамеренно, но наверняка переводит своего наследника или ученика в теневую позицию архетипа Учитель-Ученик, для которого становятся важными некие догмы, установки, суждения, принятые в учет навсегда.

Однако жизнь и архетипическая педагогика учит иному:

  • «Жизнь — интересное приключение, учись открывать ее тайны»,
  • «Из всего неизвестного сначала берись за необходимое, без чего жить не можешь!»,
  • «Мечтай смело и добывай знания, приводящие к мечте!»,
  • «Задавай вопросы и себе, и всем, кто рядом! Выбирай красивые ответы!»

Персона архетипа Слуги призвана помогать слабому и служить от доброго сердца. Такое служение ему в радость, а человек в нем становится и опытнее, и сильнее, и умнее. Создавая блага другим, укрепляется в человечности, нравственности, созидательности. Дети спешат на помощь, они готовы при полном отсутствии каких-либо навыков схватиться за инструменты, кухонную утварь, проявить желание что-либо совершить во благо семье, близкому. Важно не отвести протянутую руку помощи, а благодарно ее принять, постепенно в совместном труде сформировать необходимые навыки. Ну, скажите, какой помощи мы сможем ожидать от выросших наследников и учеников, если ранее постоянно отказывали им в этом праве?

Теневая сторона архетипа Слуги проявляется в стремлении услужения сильному, отнюдь не потому, что ему требуется помощь, а исключительно для того, чтобы удовлетворить собственную потребность в безопасности, статусе, положении в выбранном сообществе, и служение в таком случае, мотивированно личными обстоятельствами. Однако, при изменении внешних обстоятельств, и характер служения меняется (от оказания услуг до уничижения или уничтожения того, кому служили). Поэтому важно осознание, что:

  • «Служи по сердцу, оно в служении крепнет!»,
  • «Кода протягиваешь руку помощи, не думай о благодарности от того, кого спасаешь. Тебя спасет твоя благородная жизнь»,
  • «Помогай, когда можешь, не можешь, позови того, кто сможет!»,
  • «Мир не без добрых людей. Добрый человек — это ты!»

Персона архетипа Шута (Шутихи) позволяет распознать и выразить скрытые от многих смыслы, раскрывает многогранность мира, процессов, явлений. Шут высмеивает стереотипичность поведения. Его высказывания мудры и смешны одновременно, не каждый оценит высказанную им мысль, примет новый взгляд на событие. Однако архетип Шута важнейший для развития личности.

Теневой Шут высмеивает человека, но не может справиться с обстоятельствами, которые и должны быть освоены благодаря шутке.

Каждый субъект коммуникации часто находится в поле шутливого взаимодействия, он и сам шутит, и старается достойно воспринимать шутки в свой адрес. В концепции архетипической педагогики формируется гибкий навык — способность шутить не над человеком, а над ситуацией, в которой может оказаться любой, и самому исследовать качество шуток именно по такому принципу.

  • «Смеешься над людьми — смеешься над собой, ведь ты такой же человек!»,
  • «Смейся над лужей, а не над тем, кто попал в нее!»,
  • «Смех лечит тогда, когда он в помощь, а когда во вред, то убивает!»

В целях определения особенностей архетипических проявлений индивида, психологом, магистром педагогики Верой Николаевной Криворучко разработано тестирование «Сказочные архетипы».

Тест «Сказочные архетипы»

Прочтите вопросы ниже. В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте знак «+», если вы скорее согласны с утверждением, или знак «-», если вы скорее не согласны с утверждением.

  1. У меня хотя бы раз в жизни возникала мысль, что я заслуживаю большего и что судьба несправедлива ко мне.
  2. Если я загорелся своей идей, то способен для ее воплощения на очень многое.
  3. Я люблю дорогие вещи, аксессуары и часто выбираю строгий стиль.
  4. Мне интересны только те задачи, в которых можно ощутить сладкий вкус победы.
  5. В конфликтных ситуациях я чаще всего использую тактику «отшучивания».
  6. Если бы я выиграл в лотерею большую сумму денег, то больше половины я бы отправил на благотворительность.
  7. Знакомые считают, что у меня талант объяснять сложные вещи простыми словами.
  8. Если бы в моем распоряжении оказалась крупная сумма денег, то значительную ее часть я бы скорее вложил куда-то для получения прибыли.
  9. В школе я чаще всего неохотно давал списывать одноклассникам, потому что мне жалко моего труда.
  10. Бывало такое, что я обещал светлое будущее другим людям (приукрашивал события), для того чтобы они поверили в мою идею.
  11. Мне доставляет удовольствие видеть, что окружающие признают мой авторитет и, возможно, даже побаиваются меня.
  12. Чаще всего в конфликте (ссоре) я отстаиваю свое мнение до последнего, даже если понимаю, что оно неправильное.
  13. Мне кажется, у меня отличное чувство юмора и я успешно его использую в жизни.
  14. Иногда я навязываю свою помощь окружающим.
  15. В школе мне нравилось объяснять одноклассникам материал, который они не поняли, но я в нем отлично разобрался.
  16. Знакомые считают, что у меня есть дар убеждения других людей.
  17. Я согласен с пословицей «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  18. Я гораздо легче переношу одиночество, чем пребывание в людных местах.
  19. В моей жизни возникала ситуация, когда я радовался неудачам своих соперников.
  20. Мне кажется, выражение «главное не победа, а участие» придумали неудачники.
  21. Про меня можно сказать, что я «остер на язык».
  22. Мне кажется, я чаще выручаю своих друзей, помогаю им, чем они мне.
  23. Мне нравится находить объяснение разным событиям, выявлять закономерности и причинно-следственные связи.
  24. У меня легко получается выстраивать взаимовыгодные отношения с другими людьми.
  25. На мой взгляд, стабильность в жизни гораздо важнее всего остального.
  26. Мне кажется, что мой внутренний мир гораздо интереснее и увлекательнее, чем внешний.
  27. В школе мне доводилось быть старостой класса или капитаном команды.
  28. Случалось, что в борьбе за победу я причинял боль другим людям.
  29. Я уверен, что смех продлевает жизнь.
  30. У меня часто создается впечатление, что другие злоупотребляют моей добротой и отзывчивостью.
  31. Мне достаточно легко и приятно выступать перед любой аудиторией.
  32. Мне доставляет удовольствие вести переговоры и убеждать собеседника в моей правоте.
  33. Мне кажется, я могу выполнять монотонную кропотливую работу долгое время, она меня не раздражает.
  34. Я могу ответить на вопрос, что такое для меня истинное счастье.
  35. Я думаю, из меня может получиться хороший руководитель.
  36. В детстве мне очень трудно давались проигрыши в соревнованиях, состязаниях.
  37. Бывало такое, что я подшучивал над другими людьми за глаза.
  38. Меня увлекает тема волонтерства, я люблю помогать нуждающимся.
  39. Мои друзья и знакомые любят слушать, когда я им что-нибудь рассказываю.
  40. Меня считают человеком, умеющим находить общий язык с людьми.
  41. Мне очень сложно отдавать что-то свое другим людям, даже во временное пользование.
  42. Я считаю, что внутренняя гармония гораздо важнее любых внешних обстоятельств.
  43. Мне очень нравится, когда во мне отмечают мои лидерские способности.
  44. Меня считают борцом за справедливость и достаточно конфликтным человеком.
  45. Мне нравится «глубокий» юмор и сатира, высмеивающие проблемы.
  46. В моей жизни хотя бы раз случалась ситуация, когда я помогал кому-то из корыстных побуждений.
  47. Мне нравится получать новые знания и делиться ими с другими людьми.
  48. Я согласен с выражением «реклама — двигатель прогресса».
  49. Мне нравится удобная, простая и функциональная одежда, в моем гардеробе мало вещей делового стиля.
  50. Если я поверил в какую-то идею, то хочу убедить в ней как можно больше людей.
  51. В некоторых ситуациях я рассматриваю других людей как инструмент для достижения собственных целей.
  52. Жизнь — это борьба, война, состоящая из маленьких и больших сражений.
  53. Я больше ценю в других людях чувство юмора, чем трудолюбие.
  54. Мои знакомые часто рассказывают мне о своих жизненных проблемах, потому что знают, что я умею выслушать и поддержать.
  55. Бывало, что для доказывания своей правоты я совершал нелестные поступки.
  56. В моем городе у меня много знакомых и приятелей, с большинством из них я в хороших отношениях.
  57. Если бы в моем распоряжении оказалась крупная сумма денег, то я бы скорее отложил больше половины на обеспечение стабильного гарантированного будущего, чем вложил куда-то или направил на благотворительность.
  58. Я восхищаюсь выдающимися людьми, посвятившим всю свою жизнь реализации какой-то великой идеи.
  59. Мне нравится, когда другие люди зависят от меня и моих решений.
  60. В моей комнате или квартире на видном месте висят мои грамоты, медали, сертификаты.
  61. В школьные годы я играл в команде КВН с большим удовольствием.
  62. Мне сложно отказывать людям в их просьбах.
  63. Мне больше нравится обучать других людей, чем что-то мастерить руками.
  64. У меня случалась ситуация, что я не сдерживал свои обещания.
  65. Мне кажется, все главные открытия нашего мира сделаны в результате долгого и кропотливого труда.
  66. Меня считают мудрым человеком и достаточно часто обращаются за советом.
  67. У меня случаются ситуации, когда я принимаю решения за других людей.
  68. Я часто совершаю какие-то поступки, чтобы кому-то что-то доказать.
  69. Если бы я стал писателем, то скорее всего писал бы юмористические произведения.
  70. Я не испытываю дискомфорта, когда требуется подчиняться другим людям.
  71. Мне нравится разобраться в сложном вопросе, чтобы потом объяснить его другим.
  72. У меня часто рождаются разные бизнес-идеи, я легко вижу потребности других людей.

Бланк ответов на тестирование «Архетипы» и интерпретация результатов (pdf)

Ознакомившись со сказочными архетипами, стоит особо подчеркнуть, что:

  1. все архетипы присущи личности вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания;
  2. ведущие архетипы (основные, объемно проявленные) становятся определяющими при профессиональном самоопределении, эмоциональной саморегуляции и выборе стратегии саморазвития;
  3. персональные и теневые стороны архетипов, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности индивида, являются источником его рефлексии, личного анализа, ментального, эмоционального и социального развития.

Таким образом, архетипическая педагогика позволяет создать информационно-педагогическую систему, используемую в психолого-педагогической практике, позволяющую как точечно, так и системно диагностировать, поддерживать, развивать и способствовать использованию индивидом его персональных характерных черт, необходимых ему для адаптации и творческого преображения действительности.

Список используемых источников

  1. Грабенко Т.М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция. СПб: Речь, 2008. 208 с.
  2. Грабенко Т.М. Семейная книга игр. Герои проявляются. Сергиев Посад, 2018. 42 с.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. СПб: Речь, 2006, 2008. 208 с.
  4. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.
  5. Потебня А.А. Полное собрание трудов. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. 330 с.
  6. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 2015.

Статья перепечатана из журнала «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» (М., 2021) и дополнена тестом «Сказочные Архетипы». — прим. авт.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»