Как известно, определяющим институтом социализации ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста, является семья. Именно семья закладывает основу и тот набор ценностей, которые определяет психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза.
Современная российская семья значительно отличается от семей советского и постсоветского периода. Ряд исследователей, в частности Бурина Е.А., Кудинова А.Е. [1], называют современную семью — кризисной. Данный факт доказывает наличие ряда характеристик. Это: и рост незарегистрированных брачных союзов, и пугающая статистика разводов, и незначительное число многодетных семей, и ряд других не менее значимых показателей, указывающих на то, что семья как институт воспитания подрастающего поколения претерпевает значительные изменения. Как известно, семья оказывает значительное влияние на процесс приспособления ребенка к непосредственному социальному окружению. Работники дошкольных образовательных организаций зачастую сталкиваются с проблемами так называемого «включения» ребенка в детский коллектив, и это только «вершина айсберга». Общеизвестным фактором является то, что дети из семей, имеющих разные приоритеты, адаптируются, социализируются неодинаково. А в современных реалиях адаптация, в том числе и к социальным требованиям общества, имеет очень важное значение для развития и становления личности. Высокий темп жизни, масштабное внедрение информационных технологий, повышенные требования к обучаемости ребенка требуют, чтобы дети учились эффективно «вливаться» в социум уже с раннего детства, успешно проходили все этапы адаптации. Вместе с тем, такие внешние факторы, как особенности семейного воспитания и родительское воздействие, могут изменить процесс вхождения и эффективного приспособления к жизни в социуме уже в период дошкольного детства. Все сказанное выше указывает на необходимость детального изучения особенностей адаптации и социализации детей, воспитывающихся в семьях с разным типом воспитания.
Вопросам адаптации, начиная с ХIХ века, отводилась одна из ведущих ролей в различных областях науки. Проблема адаптации освещается в трудах психологов, социологов, педагогов и т.д. Она всегда привлекала внимание исследователей, работающих в разных областях психологии: гештальт-психологии, бихевиористического направления, когнитивной области и т.д. [2].
Адаптация изучалась в зависимости от возраста, наличия психических отклонений, заболеваний, внешних и внутренних условий. Таким образом, понятие адаптации можно назвать общенаучным, поскольку оно может рассматриваться с разных сторон, применимо к разным областям, а не только с позиции психологической науки. Условно можно выделить два подхода к пониманию адаптации: биологический и социально-психологический.
Если с биологической, естественно-научной точки зрения адаптация изучается как физиологическая реакция отдельно взятого организма на те или иные условия или ситуации, то в рамках психологического исследования она рассматривает поведенческие реакции психики человека или целых социальных групп.
Защищая и уберегая психику от различных дестабилизирующих факторов окружающего мира, с одной стороны, процесс адаптации необходим для того, чтобы личность находилась в состоянии баланса и равновесия как с собой, так и с социумом. С другой стороны, не адаптировавшись к новым условиям, человек неизбежно будет находиться в состоянии напряжения, стресса, что может снизить его социальную активность, когнитивные и творческие способности, будет препятствовать формированию здоровых эмоциональных отношений с окружающими, процессу самореализации. Иными словами, нарушение процесса адаптации, в крайних своих проявлениях, может привести к потере здоровья, как соматического, так и психического.
Таким образом, можно утверждать, что успешная адаптация и социализация необходима и важна, а колоссальную, определяющую роль в данном процессе играет семья ребенка.
Зачастую воспитание в семьях проходит не целенаправленно, а просто потому, что ребенок погружен в данную социальную среду. Родители воспитывают ребенка просто фактом своего присутствия в его жизни. Не задумываясь о своем влиянии на психику ребенка, родители ведут при нем бытовые разговоры, спорят, высказывают собственное мнение по тому или иному вопросу, указывают друг другу и ребенку на недостатки и так далее. В ходе такого воздействия у малыша в мозгу формируются «фреймы», которые будут определять дальнейшее поведение человека.
Понятие «фрейм» на текущий момент развития науки стали активно использовать не только лингвисты, но и исследователи в области когнитивной психологии.
Одним из основоположников данного понятия считается М. Минский, который сформулировал теорию фреймов. Суть данной теории можно описать следующим образом: оказавшись в некой новой для себя среде человек актуализирует фрейм (буквальный перевод — рамка), в котором спрессованы некие знания, которые он запомнил в прошлом. В ходе запоминания той или иной информации человек запечатлел не только данную информацию, но и весь контекст. Актуализация одного из элементов фрейма приводит к воспроизведению всего, что хранится в «рамке». В восприятии ребенка мама или папа, как бесконечно любимые люди, осуществляющие защиту и опору ребенку, «по умолчанию» говорят только верную информацию, которой необходимо следовать, поэтому создается неделимый фрейм, который, как некий «флэш-диск», активизируется целиком, неделимым конструктом. И именно это определяет модель поведения ребенка-дошкольника.
Фреймы формируют восприятие, направляют внимание человека, в том числе и маленького ребенка, определяют интерпретацию событий [3].
В рамках теории фреймов описан особый эффект — «эффект фрейминга», который очень коротко можно описать следующим образом. Данный эффект лежит в основе формирования наших мыслей, мнений и решений. Воздействуя на эмоциональную сферу человека, эффект фрейминга заставляет склоняться к определенной точке зрения. То есть данный эффект в какой-то степени можно назвать когнитивным искажением, влияющим на принятие решений человеком. И формирование фреймов в большей степени происходит именно в дошкольном возрасте, потому что именно к концу данного периода онтогенеза закладываются основы социальной зрелости, определяющие как дальнейший путь развития ребенка, так и успешность его адаптации к социуму.
Завершая рассуждение на эту тему, можно сказать следующее. Ребенок преломляет восприятие окружающей действительности, встраивая образы этой действительности во фреймы, сформированные под влиянием родителей, семьи, транслирующих ему семейных ценностей.
Все вышесказанное доказывает настоятельную необходимость детального изучения особенностей современных семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Предваряя подобное масштабное изучение современных семей, нами был проведен опрос 20 семей, воспитывающих детей интересующего нас возраста. Все семьи полные, возраст родителей от 24 до 28 лет. Опрос был направлен на определение модели поведения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Опрос содержал следующие вопросы:
- как часто Вы прибегаете к помощи своих родителей в ходе воспитания ребенка?
- на какой срок Вы можете передать ребенка своим родителям? Назовите причину, по которой Вы это делаете.
- как часто Вы испытываете негативные эмоции? Причины возникновения у Вас негативных эмоций? Как Вы проявляете негативные эмоции?
- проявляете ли Вы негативные эмоции в присутствие детей? Корректируете ли Вы проявление негативных эмоций, если рядом находится Ваш ребенок?
Даже поверхностный анализ полученных в ходе опроса данных позволяет утверждать, что семьи, участвующие в данном исследовании, имеют следующие характеристики:
- родители, как правило, демонстрируют инфантильные качества, а именно, полагаются на своих родителей (бабушек и дедушек), часто оставляют детей у бабушек и дедушек;
- большинство родителей практически ежедневно испытывают негативные эмоции (в качестве причин были названы: постоянная нехватка денег, неуверенность в завтрашнем дне, непонимание между супругами);
- при этом большинство родителей не могут вспомнить, видели ли проявления негативных эмоций их дети.
Безусловно, ситуация типичная для наших дней, действительно, современное общество живет в эпоху перемен, которые не могут не сказаться на эмоциональной сфере молодых родителей, и названные респондентами проблемы не выдуманные, а реально существующие, тем не менее, та обстановка, которая царит в семьях, принявших участие в исследовании, с большой долей вероятности негативно скажется на формируемые у их детей дошкольного возраста фреймы, которые определят в дальнейшем их модель поведения, особенности их восприятия.
На наш взгляд, это одна из важнейших задач современного общества. Надо учить современное молодое поколение быть родителями, чтобы в дальнейшем они смогли заложить фундамент эффективного восприятия окружающей действительности у своих малышей.
Список литературы
- Бурина Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства / Е.А. Бурина, А.Е. Кудинова // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 6.
- Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований / Л.Г. Дикая // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 624 с.
- Ивашкевич И.Н. Фрейм как структура представлений знаний в когнитивном аспекте [Электронный ресурс] / И.Н. Ивашкевич // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. – 2011. – №2. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freym-kak-struktura-predstavleniy- znaniy-v-kognitivnom-aspekte (дата обращения: 12.02.2024).
Источник: Ельникова О.Е. Особенности социального развития детей дошкольного возраста в современных молодых семьях // Социальное развитие детей в мультикультурном мире: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры дошкольного и специального образования Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Елец, 28 февраля 2024 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2024. С. 7–11.
Фото: страница Оксаны Ельниковой ВКонтакте
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать