Профессиональная адаптация и трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является необходимым условием реализации их конституционных прав, обеспечения равного доступа ко всем возможностям во всех сферах деятельности, гуманизации российского общества.
Чемпионаты профессионального мастерства инвалидов «Абилимпикс» Президентской платформы «Россия — страна возможностей» по Федеральному проекту «Социальные лифты для каждого» Национального проекта «Образование» являются одним из ярких направлений деятельности в этой сфере, привлекающим внимание как широкой общественности, так и потенциальных работодателей, а также дающие надежду и уверенность, позитивные эмоции, возможность соревноваться и доказывать свой профессионализм людям с различными нарушениями и ограниченными возможностями здоровья.
В то же время участвовать в этих чемпионатах в силу структуры основного дефекта может лишь пятая часть инвалидов в стране, поскольку 4/5 инвалидов — люди с интеллектуальными и иными психическими нарушениями. Проведение в рамках общего чемпионата «Абилимпикс» отдельного чемпионата «Специальный Абилимпикс» с особыми условиями организации дает им возможность продемонстрировать свои трудовые и профессиональные достижения, найти своего работодателя, а даст обществу — более яркое и позитивное восприятие таких инвалидов.
Поскольку в спорте уже такая логика присутствует: «Олимпиада — Паралимпиада — Специальная олимпиада», то выстраивание параллели «Молодые профессионалы — Абилимпикс — Специальный Абилимпикс» является последовательным продолжением развития идей доступной и позитивной инклюзивной социокультурной среды в России.
Целью нашего исследования являлось развитие идеи формирования позитивного инклюзивного социокультурного пространства в России, завяленной нами в докладе на Международной научно-практической конференции «Развитие непрерывного образования лиц с нарушенным зрением» в 2011 году и изучение возможностей в этом направлении чемпионатов профессионального мастерства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на материале Республики Дагестан.
Методами исследования выступили: теоретико-практический анализ, экспертная оценка, наблюдение, глубинные интервью с родителями и лицами ближайшего социального окружения людей с инвалидностью и ОВЗ. Исследование проводилось с участием добровольческого корпуса «Волонтеры инклюзии» Дагестанского государственного педагогического университета.
Результаты и обсуждение
Создание условий для формирования позитивной социокультурной инклюзивной среды в России является необходимым этапом в реализации социальных гарантий страны и достижения равных условий для всех, включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
После вступления в силу 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) инклюзия прочно вошла в российскую школу. Однако многие вопросы создания доступной среды и снятия дискриминационных факторов в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжают оставаться в фокусе внимания как ученых, так и общественности.
Среди основных проблем в реализации прав таких лиц выступает их трудоустройство и профессиональная социализация, а также формирование в обществе позитивного восприятия и готовности к помощи и поддержке. В рамках данной статьи остановимся на двух факторах формирования позитивной инклюзивной социокультурной среды в России: развитии идей движения «Абилимпикс» и инклюзивного добровольчества.
«Абилимпикс» — это система конкурсов профессионального мастерства для лиц с инвалидностью и ОВЗ, цель которых — содействие профессиональной ориентации и трудоустройству инвалидов в целях эффективной социокультурной инклюзии в обществе. Россия присоединилась к международному движению в декабре 2014, проведя первый презентационный чемпионат. С 2015 года ежегодно проводятся национальные чемпионаты, в которых принимают участие тысячи людей с различными нарушениями (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с соматической патологией). Республика Дагестан присоединилась к движению в 2017 году, сразу же выйдя в лидеры по количеству получаемых ее представителями наград.
В силу особенностей конкурсных испытаний в чемпионатах профессионального мастерства «Абилимпикс» крайне редко принимают участие люди с ментальными и психическими нарушениями, в то время как они составляют около 80% в общей структуре инвалидности в России.
Возможным вариантом вовлечения инвалидов с ментальными и психическими нарушениями стало бы проведение в России Чемпионата профессионального мастерства лиц с ментальными нарушениями «Специальный Абилимпикс».
В 2019 году Дагестан стал первым регионом России, в котором прошел Чемпионат профессионального мастерства среди лиц с ментальными нарушениями «Специальный Абилимпикс» по инициативе профессора П.О. Омаровой и под эгидой главы Республики Дагестан В.А. Васильева по пяти компетенциям: «Обувное дело», «Кулинария», «Швейное дело», «Столярное дело» и «Декоративно-прикладное искусство». В нем приняли участие 26 подростков с умственной отсталостью — учащиеся коррекционных образовательных учреждений Республики Дагестан: Республиканского центра социально-трудовой адаптации и профориентации им. У.М. Муртузалиевой; ГКОУ РД «Специальный (коррекционный) детский дом VIII вида» (г. Каспийск); ГКОУ РД «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида (с. Магарамкент); ГКОУ РД «Карабудахкентская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»; Муниципального бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида» (г. Дербент).
В 2021 году чемпионат прошел в двух субъектах Российской Федерации — Республике Дагестан и Республике Ингушетия.
Полученные нами материалы наблюдений, экспертной оценки и глубинных интервью с родителями и лицами ближайшего социального окружения участников с ментальными нарушениями позволяют отметить общее позитивное влияние чемпионата на их самооценку, возможности самореализации, повышения мотивации, развития профессиональных компетенций в условиях конкурса и налаживания межличностных отношений.
Таким образом, проведение «Специального Абилимпикса» во всех субъектах Российской Федерации является необходимым условием расширения возможностей создания доступной среды для людей с ментальной патологией, их социализации, трудовой адаптации и профессионализации.
В качестве второго направления формирования позитивной инклюзивной социокультурной среды в России следует выделить развитие инклюзивного волонтерства, поскольку необходимо выстроить работу в социуме в целом — не только с родителями особенных детей и педагогическими коллективами, но и с широкой общественностью, организуя масштабные акции, направленные в том числе на добровольческую молодежь, которая может стать локомотивом в этом направлении [1–5].
Активно развивающееся движение «Абилимпикс» имплицитно включает в себя волонтерские центры «Абилимпикс», которые по сути развивают добровольчество в социальной сфере, поскольку волонтеры оказывают помощь и поддержку людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Однако это направление должно не ограничиваться обслуживанием чемпионатов и других мероприятий с участием инвалидов, а развиваться в логике от общего — к частному, от поддержки массовых мероприятий — к все более индивидуализированной поддержке. Развитие добровольческого движения в России привело к выделению ряда специализированных направлений, которые сегодня существуют как отдельные всероссийские общественные объединения («Волонтеры Победы», «Волонтеры-медики», «Волонтеры культуры») [6]. В то же время одним из самых первых добровольческих направлений является инклюзивное волонтерство, направленное на помощь гражданам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [1; 5]. На наш взгляд, в России назрели условия для формирования Всероссийского общественного движения «Волонтеры инклюзии», которое позволит расширить деятельность таких добровольцев, создать условия для помощи специалистам, работающим с детьми с инвалидностью и ОВЗ, самим волонтерам — получить возможность самореализации и становления как будущих профессионалов в социальной и образовательной сфере и в то же время повысить свою вовлеченность в социальную практику.
Заключение
Хотелось бы отметить, что основными прогнозируемыми эффектами проведения в каждом субъекте России чемпионатов профессионального мастерства лиц с ментальной патологией «Специальный Абилимпикс» и создания Всероссийского общественного движения «Волонтеры инклюзии» выступают: 1) формирование доступной позитивной инклюзивной социокультурной среды в России, 2) создание условий для большего вовлечения граждан Российской Федерации в реализацию федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование», 3) создание условий для трудоустройства и профессионализации инвалидов с интеллектуальными нарушениями, 4) снижение социально-экономической нагрузки на семьи инвалидов и лиц с ментальной патологией.
Литература
- Гаджимагомедова Л.П. Добровольческое сопровождение взрослых слепоглухих // Открытый мир: объединяем усилия. Материалы всероссийского (с международным участием) форума / отв. редактор О.Р. Ворошнина. Пермь: Изд-во Пермского гос. гуманит-пед. ун-та, 2017. С. 275–280.
- Бажукова О.А. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (25). С. 6–11.
- Зайнулабидов Б.М., Омарова П.О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365–3369.
- Омарова П.О. Социализация детей с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29–34.
- Омарова П.О., Зайнулабидов Б.М., Магомедов Д.З. Модель воспитания социальной ответственности школьников в условиях добровольческой деятельности // Молодёжь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру. Матер. Междунар. форума. Ставрополь: ООО ИД ТЭСЭРА, 2017. С. 514–518.
- Современные информационные и социально-психологические технологии добровольчества: методические материалы по образовательной программе I республиканского форума Движения добровольцев Дагестана «ДДД (3D-формат)-2011» / под ред. П.О. Омаровой. М.: Парнас, 2011. 196 с.
Источник: Омарова П.О. Формирование инклюзивной социокультурной среды в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Том 16. №1-2. С. 121–125. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-121-125
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать