Привлекательность профессиональных видов деятельности — важный компонент профессиональной пригодности [1; 2], мотивации [3–5] и долголетия. Отсутствие интереса к профессиональной области в вузе для студента приводит к академической неуспеваемости, для начинающего работника — к раннему профессиональному выгоранию [6; 7], в масштабах страны — к снижению экономического эффекта от функционирования системы высшего образования. Профессиональная подготовка студентов психолого-педагогических направлений и их профессиональная идентичность тесно связаны [8].
Цель настоящей работы: дифференцированная оценка привлекательности различных видов профессиональной деятельности для студентов психолого-педагогических направлений.
Характеристика участников эксперимента. Опрошено 86 студентов психолого-педагогических направлений обучения (32 педагога, 54 психолога) уровня бакалавриата и магистратуры посредством заполнения анонимного опроса в формате «карандаш — бумага». Студенты психолого-педагогических направлений Тюменского государственного университета обучаются в рамках реализации индивидуальных образовательных технологий. Студенты аналогичных направлений Курганского государственного университета обучаются в рамках реализации традиционных технологий высшего образования.
Процедура формирования выборки. В исследовании участвовали студенты психолого-педагогических направлений обучения уровня бакалавриата и магистратуры Тюменского государственного университета и Курганского государственного университета. Участие испытуемых в исследовании было добровольным и не финансировалось. Сбор данных реализован посредством заполнения печатных форм. Исследование проходило в анонимном формате. Таким образом, в реализуемой процедуре мы учитывали этические нормы и требования к проведению психологических исследований.
Методы сбора данных: стандартизированный опрос на предмет привлекательности видов профессиональной деятельности у студентов психолого-педагогических направлений. Респондентов просили дать оценку в диапазоне от 1 до 10 (где 1 — не привлекательно, 10 — привлекательно) следующим видам психолого-педагогической деятельности: практическая работа, научно-исследовательская работа, преподавание, консультирование и тренинги, диагностика.
Методы обработки данных: описательные статистики, t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции r-Пирсона. Результаты и их обсуждение.
Студенты психолого-педагогических направлений наиболее сильно интересуются практической работой, консультированием и тренингами и относительно меньше заинтересованы в научно-исследовательской работе. Хотя заключить, что интерес к научным исследованиям полностью отсутствует, — нельзя. В целом это соответствует потребностям общества, поскольку именно деятельность практиков, связанная с коррекцией психических свойств, процессов, поведенческих особенностей, востребована для больших групп населения.
Вместе с тем относительно невысокий уровень заинтересованности в научной деятельности требует внимания и коррекции. Одной из основных задач университетов является производство нового знания, и учебный процесс должен строиться на основе единства науки и преподавания. В будущей практической деятельности также необходимо соединять практику с наукой, строить практику на основе последних научных достижений. Для этого практикующим психологам необходимы навыки, которые можно получить в научно-исследовательской работе на этапе обучения. С этой точки зрения необходимо разрабатывать программы привлечения студентов к научной деятельности и повышения ее престижа. Эти программы могут включать рефлексивные механизмы, связанные с профессией [9]. Дальнейшие исследования необходимы для того, чтобы прояснить масштаб проблемы. Для этого желательно расширить выборку за счет других университетов, а также провести опрос практикующих психологов.
Между бакалаврами и магистрами общей выборки нет статистически значимой разницы по привлекательности видов деятельности. Это говорит об устойчивости в выборе тех аспектов профессиональной деятельности, которые привлекают будущих специалистов, в том случае, если студент продолжает обучение в рамках одного и того же тематического направления. Если говорить о магистрантах, пришедших в психологию и педагогику из других тематических направлений, то можно предположить наличие устойчивого фокуса в самой образовательной среде, ориентированного на практическую подготовку.
Сравнение привлекательности видов деятельности между студентами педагогических и психологических направлений обучения показало, что студентам педагогического направления обучения представляется более привлекательной преподавательская работа (среднее по выборке 6,34) в сравнении со студентами психологического направления (среднее по выборке 5,25). Разница является статистически значимой, t=2,03 при р меньше 0,045).
С одной стороны, эти результаты выглядят очевидными: естественно, что студенты-педагоги получают больше информации относительно самого процесса передачи знаний и умений. С другой стороны, психологическое просвещение является важной частью психологической работы с населением, в актуальных условиях крайне востребованной. Таким образом, можно говорить о том, что в программах высшего образования по направлению «Психология» необходимо увеличить компонент, связанный с психологической просветительской деятельностью. Кроме того, преподавание как вид профессиональной деятельности требует внимания в связи со значительными трансформациями, связанными с дистанционными формами и цифровизацией. Нужно учесть и то, что преподавательская деятельность уступает по привлекательности психодиагностике и психологическому консультированию и тренингам. С этой точки зрения она, так же как и научно-исследовательская работа, нуждается в развитии и повышении престижности в глазах студентов психолого-педагогических направлений. У студентов психологического направления рейтинг преподавательской деятельности лишь ненамного выше рейтинга научно-исследовательской работы, в связи с чем можно сказать, что этот рейтинг одинаково низок и нуждается в коррекции.
Корреляционный анализ показывает, что показатели привлекательности различных видов деятельности взаимосвязаны. То есть студентам, которым интересен какой-либо профессиональный вид деятельности, с большей вероятностью интересны и другие виды профессиональной деятельности. Научно-исследовательская работа коррелирует со всеми другими видами деятельности, хотя корреляция с консультированием и тренингами немного не достигает пороговых значений. С этой точки зрения программы по развитию привлекательности научно-исследовательской работы должны затрагивать широкий спектр вопросов, касающихся преподавания, консультирования и тренингов, диагностики. Задача состоит в том, чтобы показать необходимость и полезность научных исследований в других видах профессиональной деятельности. Особенно это относится к консультированию и тренингам, которые в представлениях студентов менее интегрированы с научными исследованиями. В некоторой степени это отражает общую тенденцию во взглядах психологов, которая нуждается в дальнейших исследованиях.
В частности, нужно прояснить вопрос о том, коррелируют ли у профессионалов психологов, которые занимаются преимущественно консультированием и тренингами или научными исследованиями, эти два направления деятельности. Связана ли проблема с уровнем подготовки, который получают практикующие психологи? Вполне возможно, что попытки противопоставить консультирование и тренинги научным исследованиям связаны с недостаточной академической подготовкой. Более активное привлечение студентов к научно-исследовательской работе поможет повысить ее интеграцию с другими видами профессиональной деятельности у практикующих психологов.
В представлениях студентов психолого-педагогических направлений различные виды профессиональной деятельности взаимосвязаны.
Наименьшей привлекательностью у студентов психолого-педагогических направлений обладает научно-исследовательская работа.
У студентов-педагогов значимо выше интерес к преподавательской деятельности, чем у студентов-психологов.
Необходима разработка программ, направленных на повышение престижа научно-исследовательской работы в университетах и расширение исследований в данной области.
Литература
- Кочнева Е.М. Теоретические подходы и практическое решение проблемы профессиональной пригодности психологов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011. №2. С. 60–66.
- Пантелеева В.В., Голубева И.В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. 2015. №9. С. 76–80.
- Виноградова Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога // Вестник Самар. гос. ун-та. 2015. №4 (126). С. 197–200.
- Смирнова Г.Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов // Педагогика и психология образования. 2009. №3. С. 77–88.
- Меркушева Ю.С., Казаков Ю.Н. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов // Акмеология. 2016. №1(57). С. 103–107.
- Кулакова С.В. Специфика проявлений синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Т. 5. №1. С. 80–89. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76155.shtml (дата обращения: 04.04.2021).
- Рокицкая Ю.А. Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания // Вестн. Южно-Уральского гос. гуманитар.-пед. ун-та. 2017. №1. С. 61–68.
- Чумаков М.В., Васильева И.В. Проблема профессиональной идентичности студентов-психологов в современном вузе // Психология образования: современный вектор развития: монография / науч. ред. С.Б. Малых, Т.И. Тихомирова; отв. ред. И.А. Ершова; Министерство науки и высшего образования Рос. Федерации, Уральский федер. ун-т. Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2020. 790 с.
- Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция как рефлексивный процесс // Вестник Яросл. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер. Гуманитар. науки. 2016. №1(35). С. 88–92.
Источник: Васильева И.В., Чумаков М.В. Привлекательность профессиональных видов деятельности для студентов психолого-педагогических направлений // Организация образовательного процесса в учреждении высшего образования: научные и методические аспекты: сборник статей, Могилев, 01 мая – 30 2021 года. Могилев: Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2021. С. 61–66.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать