В современном мире стремительно меняется все: социокультурная ситуация, законы, по которым живет общество и само общество. Современный постиндустриальный этап развития цивилизации сопровождается формированием новой культурной ситуации, получившей название постмодернизм, который стремительно проявляется во всех сферах культуры и науки (Асмолов, 2018). В настоящее время в современном мире произошла радикальная переоценка многих, долгие годы казавшихся устоявшимися норм и стереотипов, связанных с этикой смысла жизни, отношений между полами, понимания свободы самовыражения, традиций рациональности. Невероятно ускорился темп жизни, нагрузка на людей, в особенности сенсорная нагрузка, связанная с появлением электронного пространства Интернет. Огромная часть людей переместила туда свою жизнь и в результате сознание людей оказалось чрезвычайно перегружено информацией, которую человек оказывается не в состоянии обработать и отрефлексировать. Все эти изменения не могли не сказаться на взаимоотношениях людей и, соответственно, на особенностях их взаимодействия. Изменился и контент исследований по гуманитарным наукам, огромное количество статей посвящено изучению исключительно негативных социальных феноменов, таких как насилие, нетерпимость, ксенофобия, жестокость, буллинг и т.п. Видимо, именно на изучение этого рода явлений в настоящее время существует социальный заказ. Многие гуманистические ценности, которые раньше казались естественными и незыблемыми и изучению которых посвящались работы множества ученых, такие как альтруизм, эмпатия, справедливость, дружба, жалость, честность, сотрудничество, солидарность стали казаться устаревшими, архаичными и плохо работающими в социуме. Да и в обыденной жизни можно привести сотни примеров того, когда жестокость обыденного поведения людей поражает воображение. Что же все-таки происходит с культурой и почему культурная этика так стремительно изменилась? Это со всей очевидностью доказывает, как изменился жизненный мир человека, а вслед и его картина мира как символическое отражение социальной реальности.
Несмотря на огромное количество исследований, посвященных самым разнообразным проблемам образования и образовательной деятельности, проблема доверия к школе и доверия в школе между субъектами образовательной деятельности не теряет своей актуальности и до сих пор далека от полноценного осмысления. Зарубежные социологи и психологи называют образование важнейшим ресурсом «социального капитала» общества и особое значение придают именно фактору доверия.
Отметим, что в зарубежной психологии в последние годы количество исследований, посвященных роли и функциям доверия в образовательной практике, значительно увеличилось. Краткий анализ современных англоязычных исследований позволил выделить следующие моменты. Так, в исследовании, посвященном выявлению роли отношений в системе «учитель-ученик» в личном развитии учителя и его эмоциональном истощении и выгорании, было высказано предположение о том, что качество взаимоотношений учителей с учащимися влияет как на психологическое самочувствие учителя, так и на результаты обучения. В исследовании, основанном на транзактной модели стресса и совладания, был получен результат, свидетельствующий о том, что позитивная связь и открытость в отношениях с учениками позволяет учителям испытывать удовлетворение от своей профессиональной деятельности, чувствовать себя компетентным, и, напротив, конфликтные отношения с учащимися приводят к стрессам и выгоранию (Corbinetal., 2019).
Еще в 2014 году A.L. Caruso, изучая эмоциональное выгорание у учителей, показал взаимосвязь эмоционального выгорания и уровня межличностного доверия у учителей, с одной стороны, и взаимосвязь между психологической безопасностью ученика и его уровнем доверия к учителю, с другой (Caruso, 2014.). В нашем совместном исследовании (Скрипкина, Селезнева, 2017) также было показано, что эмоциональные деформации и эмоциональное выгорание взаимосвязаны с деформациями доверительных отношений у воспитателей дошкольных учреждений.
В этой связи особую важность приобретают вопросы, связанные с поиском путей, направленных на решение проблемы, которая глубинно уходит в категорию психологической безопасности ребенка в школе. Важность проблемы доверия обусловлена тем, что именно доверие является основанием эффективности любой совместной деятельности и вообще любой совместности. Однако современная школа имеет огромное количество проблем, связанных с буллингом, отчуждением, непринятием, жестокостью, унижением и массой других негативных явлений, имеющих прямо противоположную природу.
В этой связи нами был проведен масштабный мониторинг, посвященный изучению доверия у учителей. Мониторинг проходил в режиме online. Нами была создана программа мониторинга, в которую была включена разработанная нами психометрическая методика, измеряющая уровень выраженности доверия к себе, а также ряд «открытых вопросов», направленных на исследование оценок учителей их уровня доверия к ученикам, родителя и администраторам образовательной деятельности. Сразу отметим, что за три недели было получено 18594 ответа от учителей школ из всех регионов страны. Как видно, активность педагогов говорит сама за себя, насколько эта тема является «болезненной» для учителей.
Нами было предложено два вида вопросов: один набор вопросов предлагал выбрать готовый ответ и определить меру доверия к себе в различных сферах образовательной практики, другой — дать свой ответ и его обоснование на тему доверия к другим субъектам образовательной деятельности.
Но особый интерес вызвала вторая часть мониторинга, где учителям было предложено несколько вопросов, на которые они должны были дать развернутые ответы. Эти вопросы были связаны с рефлексией доверия к другим субъектам образовательной деятельности. Посредством контент-анализа были проанализированы развернутые ответы учителей и просчитано количество сходных ответов на выбранные смысловые единицы. В результате были получены следующие данные.
Проведенный опрос позволил сформулировать в обобщенном виде особенности доверительных отношений в современной школе «глазами учителей»:
- большинство учителей абсолютно доверяет себе в профессиональной сфере (71%); практически не существует учителя, который считал бы себя плохим учителем;
- примерно такое же количество учителей полностью доверяет себе в отношениях с учащимися (71%); только учителя с маленьким опытом работы не полностью уверены в своих отношениях с учащимися;
- в умении строить отношения с родителями учителя доверяют себе в значительно меньшей степени (58%), таких учителей немногим более половины.
Доверие в отношениях с учащимися:
- часть учителей считает, что доверие, налаживание личностного контакта с учениками необходимо для взаимопонимания, оказания помощи и поддержки ученику;
- часть учителей считает, что доверие необходимо как фактор, повышающий эффективность учебной деятельности;
- некоторая часть учителей считает, что доверие вообще не нужно в их профессиональной деятельности и не может быть компетенцией учителя, главная его задача — это осуществление учебной деятельности;
- примерно половина учителей считает, что они имеют доверительный контакт с учащимися.
Факторы, мешающие установлению доверительного контакта с учениками:
- негативные личностные качества учащихся, такие как лживость, наглость, неискренность, безответственность и т.п.;
- безответственное отношение к учебе, воспитательные установки родителей;
- возрастные различия и статусные отношения между учителями и учениками, поэтому в отношениях с учащимися необходима дистанция;
- представление о том, что ученики должны доверять учителям, а не наоборот.
Факторы, способствующие улучшению отношений с учащимися.
Почти половина учителей полностью удовлетворена своими отношениями с учащимися. Что хотели бы поменять учителя в отношениях с учащимися:
- повысить требовательность к ученикам в плане дисциплины, поведения и уважения к учителю;
- иметь больше доверия, взаимопонимания, открытости;
- больше общаться с учащимися и больше проводить с ними внеклассного времени;
- повысить требовательность к учебе.
Доверие в отношениях с родителями. Более половины учителей считает, что у них есть доверительные отношения с родителями. Остальные выделили факторы, мешающие установлению таких отношений:
- агрессия, неуважение, потребительское отношение к учителю и школе;
- неискренность, ложь родителей во взаимодействии с учителем;
- недостаток общения и информации между учителем и родителями;
- разница ценностей и возрастные различия, разные взгляды на воспитание детей;
- особенности воспитания в семье;
- низкий культурный уровень родителей.
Факторы, мешающие доверять администрации в школе. Следует отметить, что подавляющее большинство опрошенных педагогов доверяют администрации. Вместе с тем примерно каждый пятый учитель (19,4%) указывает на наличие факторов, мешающих доверять администрации. Обозначим эти факторы в порядке убывания:
- пассивность, отсутствие поддержки, статусная бездушная позиция, взаимное недоверие, преследование (со стороны администрации) своих интересов, разные взгляды и цели, вранье, двуличие, равнодушие, безразличие, предвзятость в отношении, двойные стандарты, незаинтересованность в работнике: «Незаменимых людей нет. Скажите "спасибо", что даем заработать»; личностные качества, межличностные отношения, «человеческий фактор»;
- формализм, слабая позитивная мотивация педагогов, бюрократизация, загруженность бумажной волокитой, отсутствие стабильности, неуверенность в завтрашнем дне, незащищенность, возможность увольнения, непрозрачность системы оплаты;
- жизненный опыт, отрицательный опыт общения, негативный опыт предыдущего взаимодействия, нерациональное поведение стоящих выше по должности, нежелание с их стороны вникать в ситуацию и помочь разобраться с ней, шаблонное мышление администрации, привязка руководителей к недетерминированным образовательным паттернам;
- «затрудняюсь ответить, не знаю» (поставили прочерк).
Быть учителем — значит справляться с бесконечным потоком профессиональных задач, связанных с взаимодействием с учениками и их родителями, коллегами и администрацией. Доверие себе — это стабилизирующая детерминанта профессиональной деятельности в условиях неопределенности и дестабилизирующих факторов социального взаимодействия. Но эта детерминанта нередко «подрывается» большим количеством негативных факторов, часто связанных с качеством взаимодействия со всеми субъектами образовательной деятельности. Однако в проведенных нами и нашими учениками исследованиях было множество раз доказано, что гармонично выраженный уровень доверия к себе и к другим субъектам образовательной деятельности выступает в качестве гаранта психологического здоровья учителя, с одной стороны, и в качестве основной детерминанты обеспечения и поддержания доверительного, психологически безопасного пространства образовательной среды современной школы, с другой.
Литература
- Асмолов А.Г. Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен. М., 2018.
- Скрипкина Т.П., Селезнева Ю.В. Профессиональные деформации у педагогов при разных типах доверительных отношений в дошкольных организациях// Вопросы психологии. 2017. №4. С.53–63.
- Corbin, C.M., Alamos, P., Lowenstein, A.E., Downer, J.T., Brown, J.L. Corbin, C.M., Alamos, P., Lowenstein, A.E., Downer, J.T., Brown, J.L. The role of teacher-student relationships in predicting teachers’ personal accomplishment and emotional exhaustion // Journal of School Psychology. 2019. Vol. 77. Р.1–12. DOI: 10.1016 / j. jsp.2019.10.001.
- Caruso A.L. Burnout experience among teachers: a case study//Mediterranean Journal of Clinical Psychology MJCP. Vоl. II. 2014. No. 3. DOI: 10.6092/2282- 1619/2014.2.10232019.
Источник: Скрипкина Т.П. Доверие в образовательном пространстве: новая этика // Общение в эпоху конвергенции технологий. М.: ПИ РАО, 2022. С. 64–67. DOI: 10.24412/cl-36917-2022-64-67
Статья представляет значительный интерес, особенно для меня, как автора книги, посвященной обучению взрослых. Профессия учителя требует постоянного решения разнообразных профессиональных задач, связанных с взаимодействием с учениками, их родителями, коллегами и администрацией. В такой среде доверие к собственным профессиональным компетенциям выступает стабилизирующей детерминантой, особенно в условиях неопределенности и дестабилизирующих факторов социального взаимодействия. В дальнейшем исследовании можно углубиться в рассмотрение маркеров профессиональной деформации педагогов - это развитие я опубликовал в моих мыслях в книге.
, чтобы комментировать