Изучение ценностных ориентаций представляет собой традиционное направление исследований в психологии личности, социальной психологии и социологии. Жизненные ценности являются важным элементом мотивации человека, тесно связаны с потребностями, отношениями и социальными установками, зависят от экономических, политических и культурных факторов, определяют привлекательность определенных состояний или ситуаций, предпочтение тех или иных действий.
Милтон Рокич предложил перечень, включающий 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, которые связаны, соответственно, с жизненными целями и личными качествами — средствами их достижения.
К терминальным ценностям Рокич относит следующие:
- Активная деятельная жизнь.
- Жизненная мудрость.
- Здоровье.
- Интересная работа.
- Красота природы и искусства.
- Любовь.
- Материально обеспеченная жизнь.
- Наличие хороших и верных друзей.
- Общественное признание.
- Познание.
- Продуктивная жизнь.
- Развитие.
- Свобода.
- Счастливая семейная жизнь.
- Счастье других.
- Творчество.
- Уверенность в себе.
- Удовольствия.
Инструментальные ценности включают:
- Аккуратность.
- Воспитанность.
- Высокие запросы.
- Жизнерадостность.
- Исполнительность.
- Независимость.
- Непримиримость к недостаткам в себе и других.
- Образованность.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Смелость в отстаивании своего мнения.
- Чуткость.
- Терпимость.
- Широта взглядов.
- Твердая воля.
- Честность.
- Эффективность в делах.
Однако при использовании названных перечней могут возникать затруднения по причине того, что количество этих ценностей может представляться избыточным, а критерии различения терминальных и инструментальных ценностей не всегда понятны. Методика Рокича предполагает ранжирование по степени важности карточек с названиями и описаниями сначала терминальных, затем инструментальных ценностей, что может вызвать существенные проблемы у респондентов и не предполагает обоснованных способов количественной обработки полученных данных.
Шалом Шварц сократил, упростил и систематизировал перечень ценностей и разработал опросник для их диагностики [3]. Концепция и методика Шварца включают представление о 10 типах ценностей:
- Власть (доминирование).
- Достижение (личный успех).
- Гедонизм (чувственное удовольствие и наслаждение).
- Стимуляция (впечатления и новизна).
- Самостоятельность.
- Универсализм (понимание, терпимость и благополучие всех людей и природы).
- Доброта (благополучие близких людей).
- Традиция (культурные и религиозные обычаи).
- Конформность (соответствие действий социальным ожиданиям и непричинение вреда другим).
- Безопасность (стабильность).
Согласно концепции Шварца, данные 10 ценностей организованы в две биполярные оси: открытость изменениям (стимуляция и самостоятельность) в противоположность консерватизму (безопасность, конформность и традиции), а также самовозвышение (власть, достижение и гедонизм) в противоположность самотрансцендентности (универсализм и доброта).
Перечисленные ценности существуют на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. В первой части опросника «Обзор ценностей» имеется два списка слов — 30 терминальных ценностей в форме существительных и 27 инструментальных ценностей в виде прилагательных, важность которых респондент должен оценить с помощью шкалы от -1 до 7. Во второй части опросника «Профиль личности» имеется список из 40 описаний человека, которые респондент должен оценить с помощью 5-балльной шкалы от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».
Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), разработанный И.Г. Сениным, состоит из 80 утверждений, каждое из которых респондент должен оценить по 5-балльной шкале. Опросник оценивает выраженность каждой из восьми терминальных ценностей:
- Собственный престиж.
- Высокое материальное положение.
- Креативность.
- Активные социальные контакты.
- Развитие себя.
- Достижения.
- Духовное удовлетворение.
- Сохранение собственной индивидуальности.
Кроме того, опросник оценивает их представленность в пяти сферах жизни человека:
- сфере профессиональной жизни;
- сфере обучения и образования;
- сфере семейной жизни;
- сфере общественной жизни;
- сфере увлечений.
Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ), предложенный В.Ф. Соповым и Л.Н. Карпушиной, представляет собой модификацию методики И.Г. Сенина и состоит из 112 утверждений и дополнительно к пяти имеющимся включает сферу физической активности.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым на основе теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, включает, кроме общей шкалы осмысленности жизни, пять шкал:
- Цели в жизни (ориентация на будущее).
- Процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность, ориентация на настоящее).
- Результативность жизни (удовлетворенность прожитым, ориентация на прошлое).
- Локус контроля — Я.
- Локус контроля — жизнь.
Тест состоит из 20 пар противоположных утверждений, которые оцениваются с помощью 7-балльной шкалы.
Представляет интерес концепция советского психолога Бориса Игнатьевича Додонова, описывающая эмоции как ценности [2]. Б.И. Додонов выделяет 10 типов эмоциональных ценностей — потребностей в переживании определенных чувств:
- Альтруистические (помощь и сопереживание другому).
- Коммуникативные (общение с другими).
- Праксические (процесс и результаты деятельности).
- Глорические (слава и достижения).
- Гностические (познание).
- Пугнические (борьба и соревнование).
- Романтические (восприятие таинственного).
- Эстетические (восприятие прекрасного).
- Гедонистические (душевный и телесный комфорт).
- Акизитивные (приобретение и накопление).
Джон Голланд выделяет шесть типов профессиональной направленности личности человека:
- Реалистичный (производство).
- Интеллектуальный (наука).
- Артистический (искусство).
- Социальный (образование, здравоохранение).
- Предприимчивый (бизнес, политика, менеджмент, юриспруденция, журналистика).
- Конвенциальный (делопроизводство).
Ориентационная анкета, разработанная Б. Бассом и модифицированная В. Смекалом и М. Кучерой, позволяет выявить направленность личности:
- на себя (вознаграждение, соперничество);
- на других (общение, отношения с людьми);
- на задачу (выполнение работы, деловое сотрудничество).
Итак, в нашем распоряжении имеется достаточно большое количество концепций и инструментов, направленных на анализ человеческих ценностей. К сожалению, ряд перечней жизненных ценностей включает очень большое количество пунктов, в которых сложно ориентироваться, трудно получить целостное представление о структуре ценностей. Некоторые перечни, напротив, вызывают сомнения в отношении их полноты, при этом ряд важных ценностей, очевидно, отсутствует.
У нас есть возможность использовать простую и наглядную двухмерную модель человеческих ценностей. Структуру жизненных ценностей можно представить как карту, образованную двумя координатными осями (рисунок 1).
На левом полюсе горизонтальной оси располагается стремление человека брать, жить для себя, быть выше, достичь богатства и власти. На правом полюсе, напротив, стремление давать, жить для других, быть ближе, выполнять свой долг, любить, быть добрым, реализовать нравственные ценности. Чем более высокое положение человек занимает в обществе, чем более богатым он становится, тем больше он страдает от одиночества, тем меньше он любит других, тем меньше его любят. Богатых и сильных могут бояться или уважать, но их не любят, они не воспринимаются как близкие и добрые. Напротив, чем больше человек отдает всего себя, свое время, свои средства, тем меньше у него возможностей стать богатым, достичь вершин бизнеса и политической власти. Наиболее разумным представляется определенный баланс между данными ценностями, стремление стать достаточно богатым и достаточно добрым.
На нижнем полюсе вертикальной оси располагается стремление к сохранению, ориентация на безопасность, покой, порядок и здоровье. На верхнем полюсе — стремление к изменению, ориентация на свободу, творчество, знания и красоту. И эти две категории ценностей тоже в значительной степени противоречат друг другу. Чем более мы свободны, чем более реализуем творческий потенциал, создаем новые научные знания или произведения искусства, тем в меньшей степени нам гарантированы безопасность, покой и порядок, тем больше здоровья мы тратим. Наоборот, если мы обеспечиваем себе максимальную безопасность, покой и порядок, наша жизнь может казаться нам скучной, мы теряем значительную степень свободы и творчества. Таким образом, мы нуждаемся в достаточной безопасности и достаточной свободе.
Итак, мы можем выбрать в жизни безопасность, богатство, власть, здоровье, знания, любовь, свободу, творчество или что-нибудь другое. Выбирая одни ценности, приходится ограничивать себя в каких-то других, от чего-то отказываться, что-то откладывать. За любой выбор приходится чем-то платить: деньгами, отдыхом, комфортом, безопасностью, здоровьем, любовью, свободой, но главное — временем, которое является единственной безусловной невосполнимой валютой в жизни. Чем больше мы получаем одного, тем меньше нам остается другого. Поскольку любой выбор что-то дает, но требует чем-то пожертвовать взамен, он может сопровождаться одновременно радостью и страданием.
Некоторые потребности могут противоречить друг другу, удовлетворение одних потребностей препятствует удовлетворению других. Например, трудно достичь сразу власти над человеком, с одной стороны, и близких отношений с ним, с другой стороны, так как власть возвышает и тем самым отдаляет. Свобода также делает человека одновременно независимым и одиноким, поскольку близкие отношения не предполагают полной свободы. Не менее сложно добиться одновременно успеха и богатства, с одной стороны, покоя и безопасности, с другой стороны, ибо успех и материальное благосостояние требует усилий и риска.
Разумеется, у каждого человека могут быть свои приоритеты, свой смысл жизни. Кто-то может в большей степени ориентироваться на «запад», кто-то — на «восток», кто-то на «север», кто-то на «юг». Но если при этом он жертвует остальными ценностями, забывает про них, он теряет ощущение благополучия, перестает быть счастливым. Переоценка ценностей, изменение смысла жизни, смена ориентиров возможны, однако сопровождаются личностными кризисами, могут вызывать тревогу, сомнения, дискомфорт.
Данную модель жизненных ценностей можно дополнить геометрической и цветовой метафорами. С точки зрения психогеометрической концепции личности, предложенной Сьюзен Деллинджер, людей можно разделить на несколько типов, каждый из которых символизируется определенной геометрической фигурой [1]. Так, тип личности «квадрат» стремится в первую очередь к порядку и безопасности, «треугольник» — к власти, «круг» — к общению, «зигзаг» — к свободе и творчеству. Таким образом, квадрат, зигзаг, треугольник и круг могут символизировать постоянство, изменения, превосходство и близость.
В свою очередь, цветовая концепция личности Макса Люшера основана на положении, что различные цвета символизируют разные потребности личности [4]. Синий цвет выражает любовь, покой и гармонию; зеленый — защиту; красный — борьбу и успех; желтый — перемены. Таким образом, холодные зеленый и синий цвета соответствуют консервативным ценностям, теплые красный и желтый — развитию. При этом зеленый и красный выражают эгоцентричность, синий и желтый — социоцентричность. То есть цвета символизируют комбинации ценностей власти, любви, свободы и безопасности. Таким образом, цветовая метафора дополняет психогеометрическую.
Анализ целей, ценностей и функций, характеризующих различные отрасли и сферы профессиональной деятельности, позволяет локализовать их в пространстве жизненных ценностей (рисунок 2).
Так, ценности свободы, творчества, знаний и красоты в наиболее полной мере могут быть реализованы в сферах науки и искусства. Ценности богатства и власти легче всего достичь в бизнесе, политике и в сфере преступности. На обеспечение безопасности, покоя, порядка и здоровья в наибольшей степени работают промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство и транспорт, энергетика, связь и обслуживание, которые направлены на удовлетворение основных материальных потребностей.
… выбирая определенное направление развития, определенные жизненные ценности и приоритеты, мы выбираем и соответствующие сферы профессиональной деятельности. Профессиональная принадлежность, выбранная сфера деятельности и отрасль должны соответствовать доминирующим жизненным ценностям. Хотя в любой сфере и отрасли может найтись место для реализации любых ценностей, соответствие ведущих ценностных ориентаций личности ведущим профессиональным ценностям является важным фактором адаптации и эмоционального благополучия.
В свою очередь, потребности могут удовлетворяться посредством работы, учебы, досуга, создания и поддержания семейных и дружеских отношений. Работа является универсальным средством удовлетворения любых потребностей, включая богатство, долг, безопасность и свободу, тогда как учеба, досуг, семья и друзья редко позволяют непосредственно достичь богатства и власти, но могут обеспечить любовь, здоровье и творчество. Таким образом, кроме ценностей и целей нам приходится выбирать также и средства их достижения, решать, какой должна быть пропорция профессиональной и учебной деятельности, хобби, семейных и дружеских контактов.
Библиографический список
- Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. М.: Знание, 1991. 106 с.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1977. 272 с.
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь, 2004. 70 с.
- Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: МОДЭК, 1995. 176 с.
Источник: Соломин И.Л. Структура жизненных ценностей и выбор сферы профессиональной деятельности // Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодежи — важное условие социально-экономического развития государства: Труды научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25 апреля 2018 года. СПб: Наукоемкие технологии, 2018. С. 127–137.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать