18+
Выходит с 1995 года
23 февраля 2025
Теоретико-методологические проблемы формирования человечности в семье

Проблемы нравственного порядка занимали в отечественной психологии одно из центральных мест с момента ее становления. Современная ситуация характеризуется тесным взаимодействием психологии и этики с формированием таких отраслей, как психология нравственности (М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, И.А. Мироненко, А.В. Юревич и др.) [5], этическая психология личности (О.Ю. Голубева, Л.М. Попов, П.Н. Устин) [3], психология морали (Р.М. Грановская, О.И. Денисенко, В.Н. Куницына, К. Муздыбаев и др.) [2, 4]. Не вдаваясь в анализ различий в предметном поле указанных дисциплин, отметим, что каждая из них связана с проблемой человеческих отношений и человечности.

Под человечностью понимается «моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей» [6, с. 381]. В том же словаре приводится ряд конкретных свойств, раскрывающих человечность и определяющих в первом приближении ее феноменологию, — это благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к людям, великодушие, скромность, искренность, заботливость, милосердие и т.д.

Наряду с актуальностью научного описания каждого из перечисленных явлений, составляющих качество человечности, важным является вопрос о механизмах его формирования, прежде всего в семье. В Санкт-Петербургском университете на кафедре социальной психологии уже на протяжении пяти лет ведутся теоретические и методические исследования проблемы семейного уклада, семейных установлений в рамках решения проблемы механизма передачи семейных ценностей и формирования семейных отношений. В основу этого понятия были положены идеи В.М. Бехтерева, в частности:

  • о семейном укладе как о совокупности условий совместной жизни;
  • о противоположности уклада и нововведений в диалектике устойчивого и изменчивого;
  • о семейном укладе как основном механизме духовной наследственности и условии социогенеза.

В своей работе «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерев акцентирует внимание на важности роли матери в прогрессивном развитии нравственности в человеческом сообществе: «... материнское воспитание создает нормы общественного уклада (курсив — авторов), устраняя грубое обращение с подчиненными» [1, с. 60]. Представленный отрывок содержит несколько важных теоретико-методологических следствий. Во-первых, гипотезу о происхождении нравственности в целом — через пример и отношение значимой фигуры (прежде всего, матери). Во-вторых, гипотезу о механизме формирования нравственности — через определение совокупности норм должного поведения, нацеленных на отношение к другому человеку как к родному.

Проверка этих гипотез предполагает обращение, прежде всего, к такому объекту, как семья, уточнение же получаемого при проверке знания предполагает выход за рамки только социальной психологии семьи и содержит потенциал для формирования новых междисциплинарных областей — исторической социальной психологии и исторической психологии семьи. В предметную область последней входят закономерности развития психологического содержания семейных отношений с учетом исторических условий и типа общества. Основными понятиями в исторической психологии семьи являются: «семейные отношения», «семейный уклад», «семейные ценности», «образ семьи».

Говоря о формировании человечности, можно предложить следующую теоретическую модель. Наиболее общим в ней будет понятие «семейный уклад», характеризующий всю совокупность устойчивых отношений в семье, которая задает регулярность в передаче нравственных смыслов от старшего поколения к младшему. В семейном укладе выделяются три сферы: материально-предметная среда дома, семейная деятельность и внутрисемейные отношения. Последняя из перечисленных сфер непосредственным образом относится к трансляции нравственных отношений.

В социально-психологическом смысле внутрисемейные отношения можно разделить на формальные и неформальные. Формальная сторона семейных отношений характеризуется понятиями:

  • иерархия внутрисемейных связей — это принцип разделения власти в семье, как в супружеской подсистеме, так и в подсистеме прародители — родители — дети;
  • семейные установления — совокупность принципов, регламентирующих распределение прав, обязанностей в семье и формы должного поведения;
  • семейный сценарий — совокупность регулярно транслируемых смыслов, служащих поддержанию семейной идентичности.

Неформальная сторона семейных отношений включает:

  • характер межличностных отношений — устойчивые связи между членами семьи, включающие способы решения конфликтных ситуаций, привязанность, тип принятия решений;
  • семейную атмосферу — это психологическое, эмоциональное состояние членов семьи, вызванное их взаимодействием, а также условиями предметной среды дома, в которой это взаимодействие реализуется.

Остановимся более подробно на таком аспекте формальной стороны семейных отношений, как семейные установления. Семейные установления являются частным случаем социальных установлений, о которых писал в своих работах В.М. Бехтерев, понимая под ними нормативную базу общественной жизни. В его рассуждениях это понятие является следствием возникновения семьи — «этой мелкой ячейки мирного сожития, которая легла в основу семейного уклада, семейных обычаев и семейных установлений, лежащих в основе семейного права» [1, с. 146].

В предлагаемой терминологии, семейные установления в сравнении с семейным укладом — более узкое понятие, сущность которого состоит в установлении границ ожидаемого от членов семьи поведения, нарушение которых может сопровождаться более или менее жестокими санкциями. В этом смысле оно действительно близко понятию права или закона.

Содержание семейных установлений исходит из распространенного в то или иное время этического идеала, которое в современных условиях сближается с принципами гуманизма. Установления, по В.М. Бехтереву, выполняют функцию объединения, сплочения коллектива и одновременно являются его определяющим свойством духовного порядка: «... большие и сложные коллективы, связанные одним общим высшим исторически сложившимся установлением с определенными прерогативами власти и определенной организацией, получают название государства ...» [1, с. 85]. Хотя в этом фрагменте идет речь о государстве, но очевидно, что установление употребляется в обобщенном смысле некоторого интегрирующего принципа. В структуру семейных установлений входят: семейные правила, семейные порядки, семейные ритуалы, семейные традиции.

Самой меньшей, но при этом необходимой единицей взаимодействия в рамках конкретной семьи, являются семейные правила. Правила представляют собой основанную на опыте поколений конкретной семьи систему регламентации поведения ее членов, не предполагающую строгих мер в случае ее нарушений, часто имеющую нравственный подтекст. Закрепленная совокупность правил образует семейные порядки. Семейный порядок — это выработанная и согласованная система распределения обязанностей членов семьи, предполагающая относительно жесткие санкции в случае их нарушения.

Семейные ритуалы представляют собой особую разновидность семейных порядков, которые характеризуются высокой степенью автоматизма, церемониальным характером и в своей основе могут содержать некий священный смысл. В разряд семейных традиций переходят те семейные правила и порядки, которые характеризуются высокой степенью значимости и преемственности в ряду поколений.

Из сказанного следует определенная логика взаимосвязи рассмотренных понятий, которая в контексте проблемы формирования человечности в семье вытекает из ответов на вопросы: что передается, как передается и с каким результатом. При ответе на вопрос «что передается» главными категориями анализа выступают «этический идеал», «нравственные смыслы» и «ценности». В вопросе «как передается» центральную роль играют понятия «семейный уклад», «формальная» и «неформальная структура внутрисемейных отношений», «семейные установления», «семейный сценарий», «семейные правила», «семейные порядки». Наконец, анализ результатов формирования нравственного фундамента семьи подводит к определениям тех самых конкретных свойств, образующих общее системное качество личности — человечность.

Многие порядки и правила, складывающиеся в семье на всем протяжении ее существования, зиждутся на определенных нравственных принципах ее членов. Они могут претерпевать некоторые изменения, но всегда имеют пределы, т.к. опираются на устойчивую ценностно-нравственную систему, сформированную в данной семейной группе.

Чтобы представленная модель не выглядела лишь абстрактной схемой, приведем некоторые результаты эмпирических исследований семейных установлений.

На первом этапе исследования мы ставили перед собой цель: на основе суждений опрошенных составить представление о семейных установлениях и порядках старшего поколения, представить их общее содержание, вариативность и характер порядков современной семьи, а также источники их предъявления. В анкетном опросе приняли участие 41 человек из разных возрастных групп (28 женщин и 13 мужчин, средний возраст испытуемых составил 30 лет).

Составленная анкета включала в себя ретроспективные вопросы, касающиеся опыта жизни в родительской семье до 13–15 лет. Она состояла в основном из открытых вопросов, которые предполагали собственный ответ испытуемого (например: «Основываясь на Вашем опыте, какие семейные порядки Вы считаете абсолютно неприемлемыми в семейной жизни и почему?»; «Какие порядки обязательно должны перениматься от родительской семьи?»), а часть вопросов предполагала выбор из предложенных вариантов (например: «Кто из членов семьи был основным источником установления порядков?»).

Больше половины (51,2%) опрошенных воспитывалась в полных нуклеарных семьях, 29% испытуемых выросли в полной расширенной семье, где помимо родителей в воспитании ребенка с разной степенью активности участвовали еще прародители и другие родственники.

Из определений семейных установлений, предложенных испытуемыми, нам удалось выделить 2 ведущие функции, которые реализуют данный феномен в семейном функционировании. Первая функция связана с укреплением и стабилизацией семейной системы. Помимо этого, семейные установления являются формой проявления семейного самосознания, способом формирования и согласования субъективных представлений о семье у ее членов.

Некоторые ответы, данные респондентами, позволили составить понять механизмы образования и способы реализации семейных установлений. Так, по результатам исследования, они образуются посредством принятия совместных решений в кругу семьи и семейных договоренностей. То есть некоторые нормы и правила, установленные в семье, могут быть результатом семейного совета. Правила, как мы отмечали ранее, относительно ситуативны, а жесткость их соблюдения может сильно варьироваться. Они время от времени претерпевают изменения в зависимости от актуальных потребностей членов семьи. В здоровой, успешно функционирующей семье правила обсуждаются, и члены семьи вырабатывают их совместно.

Несмотря на то, что все члены семьи участвуют в обсуждении семейных вопросов и принятии совместных решений, семейные установления характеризуются вертикальной трансляцией, иными словами, тон в семье задают родители (старшее поколение).

Контент-анализ суждений позволил выделить пять крупных блоков семейных порядков, существующих в современной российской семье:

  1. нравственные императивы;
  2. пространство дома (бытовая сфера);
  3. досуг семьи;
  4. отношение к финансам;
  5. выражение границ.

К порядкам, отражающим нравственные императивы, исходя из ответов, можно отнести: «уважение старших», «взаимопомощь», «честность», «доброта», «любовь», «доверие», «принятие» и т.д. Такие порядки транслируют общечеловеческие ценности и создают ценностно-ориентационное единство семьи. Особого внимания заслуживает связь порядка с перфекционизмом, стремлением к совершенствованию и, в конечном счете, достижению идеала и созданию гармоничной среды. Примером может служить следующее суждение испытуемого относительно принятого в его семье порядка: «Всегда было стремление к лучшему результату, планка всегда ставилась еще выше, даже при хороших результатах». Совершенствование, как известно, предполагает установление дисциплины, переходящей в самодисциплину. В этом раскрывается еще одна, с нашей точки зрения, сущностная функция семейных порядков — это формирование и укрепление духовной основы как индивидуальной, так и семейной жизни, из которой уже следствиями являются и стабилизирующая функция семейных установлений, и их роль в согласовании представлений о семье. Дополнительное подтверждение этому будет дано ниже.

Бытовая сфера затрагивает те порядки, которые связаны с формальной стороной отношений, в частности, с выполнением членами семьи хозяйственных обязательств и договоренностей: приготовление пищи, уборка дома, покупка продуктов и т.д. Они отражают особый характер распределения обязанностей в конкретной семье.

Ряд порядков, существующих в семье, раскрывает отношение членов семьи к финансам и характер обращения с деньгами (выделение средств на карманные расходы младшему поколению, привычка или ее отсутствие брать взаймы, принятие решение о существенных тратах и т.д.).

Такие порядки, как «слушать старших» и «не грубить родителям», определяют границу социальных отношений, в то время как «убирать за собой» и «держать свою комнату в порядке» создают выражение пространственных границ.

Мы спросили респондентов, кто из их членов семьи являлся в большей степени источником установления семейных порядков.

По нашим данным, наибольший вклад в формирование различных порядков семейного функционирования вносили матери (46,3%). Вероятно, это можно объяснить исторически сложившимся разделением гендерных ролей, которое и в современном мире сохраняет свою актуальность. Традиционно именно женщины большую часть времени, по сравнению с мужчинами, проводят в заботах о доме, выполняя роль хозяйки и воспитателя детей. Отцы являлись источником установления порядков в семьях опрошенных значительно реже, в 17,1% случаев, прародители (бабушки и дедушки) — в 9,8%, в то время как другие родственники — в 26,8% семей.

Согласно результатам исследования, абсолютно неприемлемыми порядками в семейной жизни являются те из них, в которых проявляется насилие (как физическое, так и психологическое) в отношении членов семьи, жестокость, подавление и игнорирование их желаний и потребностей. Помимо этого, большое количество респондентов в качестве недопустимого семейного порядка выделяют жесткое разделение гендерных ролей в семейном функционировании. Строгая иерархичность, авторитаризм и порядок принятия решения по семейным вопросам без обсуждения с членами семьи также расцениваются опрошенными как неприемлемые. Ограничение свободы личности и лишение самостоятельности тоже недопустимы в семейной жизни.

Отмечаются также порядки, которые разобщают членов семьи и оказывают деструктивное влияние на развитие их отношений. В числе таких принципов устройства семейной жизни оказались: раздельный отдых, раздельное проживание супругов, а также просмотр телевизора за совместным приемом пищи и продолжительное времяпрепровождение в интернете. Все это способствует тому, что члены семьи все меньше времени проводят в общении друг с другом.

Мы спросили испытуемых, должна ли, по их мнению, осуществляться преемственность семейных порядков и в какой степени. Более 70% считают, что часть порядков должна перениматься от родительской семьи, а часть формироваться с учетом новых потребностей; 29% опрошенных полагают, что при построении семьи необходимо формировать новые порядки. Примечательно, что ни один из испытуемых не придерживается точки зрения, согласно которой все принятые порядки в родительской семье незыблемы и должны соблюдаться при создании собственной семьи.

Контент-анализ ответов испытуемых позволил сконструировать шкалы «семейные порядки» и «семейные правила», в которые вошли наиболее общие для различных семей семейные установления. Данные шкалы в рамках опросника «Семейные отношения и дом» проводилась совместно с методикой ЦО-36 (Ценностные ориентации — 36, В.Н. Куницына) на выборке в 116 человек (студенческая молодежь Санкт-Петербурга, средний возраст 20 лет).

Регулярность семейной жизни как выражение стабильности и безопасности связана с ориентацией личности на ответственное отношение к жизни (ценность «ответственность» — r=0.236, p меньше 0.05) и духовное развитие (ценность «мир прекрасного» — r=0.183, p меньше 0.05).

Избыток разнообразных семейных установлений говорит о наличии ограничений индивидуальной свободы и ставит в поле внимания личности проблему расширения кругозора (ценность «широта взглядов» — r=0.175, 0.05 меньше p меньше 0.1) и умения искать рациональное объяснение существующим в семье ограничениям (ценность «интеллект» — r=0.167, 0.05 меньше p меньше 0.1). Иными словами, избыточная назидательная регламентация со стороны родителей побуждает ребенка искать способы доказательства своей образованности и компетентности.

Итак, эмпирическое исследование показало, что семейные порядки и правила — один из важных показателей успешности выполнения семьей своих функций. Условия рационально организованной семейной жизни способствуют ориентации личности на духовный рост, служение общечеловеческим ценностям и готовность принимать ответственность. Наоборот, избыток необоснованных требований и ограничений побуждает человека искать дополнительные ресурсы для выживания и доказательства своей полноценности.

Одними из важных личностных качеств, определяющих человечность, являются заботливость и милосердие, терпимость и сострадание, умение прощать и быть великодушным. Эти составляющие человечности, формируемые изначально в семье, являются предметом наших текущих исследований.

Подводя итог общему рассуждению, отметим, что разработка представленной теоретической модели и первый этап ее эмпирической проверки показали сохранение актуальности идей В.М. Бехтерева, их большой эвристический потенциал не только при анализе конкретного вопроса, но и в обосновании новых междисциплинарных направлений исследований, одним из которых является историческая психология семьи.

Литература

  1. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. 400 с.
  2. Муздыбаев К. Психология заботы // Семья в современном мире. Сост. и науч. ред. В.Н. Куницына. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2010. С. 17-29.
  3. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: Институт психологии РАН, 2008. 240 с.
  4. Психология и мораль / Сост. и науч. ред. Куницына В.Н. СПб: Речь, 2004.
  5. Психология нравственности / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Институт психологии РАН, 2010. 512 с.
  6. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1981. 430 с.
  7. Фрейд Дж., Биррелл П. Психология предательства и измены. СПб: Питер, 2013.

Источник: Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Теоретико-методологические проблемы формирования человечности в семье // Образование и саморазвитие. 2015. №3(45). С. 157–161.

В статье упомянуты
Комментарии
  • Владимир Александрович Старк

    Уважаемые авторы, на мой взгляд главная проблема поднятой вами темы заключается в том, что ребёнку прививаются предметы утилитарные - это дисциплина и приличия, тогда как на неэтичные проявления в поведении ребёнка закрываются глаза, но именно на эти проявления должно реагировать. Именно "реагировать" чтобы нравственное поведение формировалось хотя бы на уровне условного рефлекса, потому что объяснить словами неэтичность поведенческого проявления родитель порой неспособен даже себе.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»