Проблемы нравственного порядка занимали в отечественной психологии одно из центральных мест с момента ее становления. Современная ситуация характеризуется тесным взаимодействием психологии и этики с формированием таких отраслей, как психология нравственности (М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, И.А. Мироненко, А.В. Юревич и др.) [5], этическая психология личности (О.Ю. Голубева, Л.М. Попов, П.Н. Устин) [3], психология морали (Р.М. Грановская, О.И. Денисенко, В.Н. Куницына, К. Муздыбаев и др.) [2, 4]. Не вдаваясь в анализ различий в предметном поле указанных дисциплин, отметим, что каждая из них связана с проблемой человеческих отношений и человечности.
Под человечностью понимается «моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей» [6, с. 381]. В том же словаре приводится ряд конкретных свойств, раскрывающих человечность и определяющих в первом приближении ее феноменологию, — это благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к людям, великодушие, скромность, искренность, заботливость, милосердие и т.д.
Наряду с актуальностью научного описания каждого из перечисленных явлений, составляющих качество человечности, важным является вопрос о механизмах его формирования, прежде всего в семье. В Санкт-Петербургском университете на кафедре социальной психологии уже на протяжении пяти лет ведутся теоретические и методические исследования проблемы семейного уклада, семейных установлений в рамках решения проблемы механизма передачи семейных ценностей и формирования семейных отношений. В основу этого понятия были положены идеи В.М. Бехтерева, в частности:
- о семейном укладе как о совокупности условий совместной жизни;
- о противоположности уклада и нововведений в диалектике устойчивого и изменчивого;
- о семейном укладе как основном механизме духовной наследственности и условии социогенеза.
В своей работе «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерев акцентирует внимание на важности роли матери в прогрессивном развитии нравственности в человеческом сообществе: «... материнское воспитание создает нормы общественного уклада (курсив — авторов), устраняя грубое обращение с подчиненными» [1, с. 60]. Представленный отрывок содержит несколько важных теоретико-методологических следствий. Во-первых, гипотезу о происхождении нравственности в целом — через пример и отношение значимой фигуры (прежде всего, матери). Во-вторых, гипотезу о механизме формирования нравственности — через определение совокупности норм должного поведения, нацеленных на отношение к другому человеку как к родному.
Проверка этих гипотез предполагает обращение, прежде всего, к такому объекту, как семья, уточнение же получаемого при проверке знания предполагает выход за рамки только социальной психологии семьи и содержит потенциал для формирования новых междисциплинарных областей — исторической социальной психологии и исторической психологии семьи. В предметную область последней входят закономерности развития психологического содержания семейных отношений с учетом исторических условий и типа общества. Основными понятиями в исторической психологии семьи являются: «семейные отношения», «семейный уклад», «семейные ценности», «образ семьи».
Говоря о формировании человечности, можно предложить следующую теоретическую модель. Наиболее общим в ней будет понятие «семейный уклад», характеризующий всю совокупность устойчивых отношений в семье, которая задает регулярность в передаче нравственных смыслов от старшего поколения к младшему. В семейном укладе выделяются три сферы: материально-предметная среда дома, семейная деятельность и внутрисемейные отношения. Последняя из перечисленных сфер непосредственным образом относится к трансляции нравственных отношений.
В социально-психологическом смысле внутрисемейные отношения можно разделить на формальные и неформальные. Формальная сторона семейных отношений характеризуется понятиями:
- иерархия внутрисемейных связей — это принцип разделения власти в семье, как в супружеской подсистеме, так и в подсистеме прародители — родители — дети;
- семейные установления — совокупность принципов, регламентирующих распределение прав, обязанностей в семье и формы должного поведения;
- семейный сценарий — совокупность регулярно транслируемых смыслов, служащих поддержанию семейной идентичности.
Неформальная сторона семейных отношений включает:
- характер межличностных отношений — устойчивые связи между членами семьи, включающие способы решения конфликтных ситуаций, привязанность, тип принятия решений;
- семейную атмосферу — это психологическое, эмоциональное состояние членов семьи, вызванное их взаимодействием, а также условиями предметной среды дома, в которой это взаимодействие реализуется.
Остановимся более подробно на таком аспекте формальной стороны семейных отношений, как семейные установления. Семейные установления являются частным случаем социальных установлений, о которых писал в своих работах В.М. Бехтерев, понимая под ними нормативную базу общественной жизни. В его рассуждениях это понятие является следствием возникновения семьи — «этой мелкой ячейки мирного сожития, которая легла в основу семейного уклада, семейных обычаев и семейных установлений, лежащих в основе семейного права» [1, с. 146].
В предлагаемой терминологии, семейные установления в сравнении с семейным укладом — более узкое понятие, сущность которого состоит в установлении границ ожидаемого от членов семьи поведения, нарушение которых может сопровождаться более или менее жестокими санкциями. В этом смысле оно действительно близко понятию права или закона.
Содержание семейных установлений исходит из распространенного в то или иное время этического идеала, которое в современных условиях сближается с принципами гуманизма. Установления, по В.М. Бехтереву, выполняют функцию объединения, сплочения коллектива и одновременно являются его определяющим свойством духовного порядка: «... большие и сложные коллективы, связанные одним общим высшим исторически сложившимся установлением с определенными прерогативами власти и определенной организацией, получают название государства ...» [1, с. 85]. Хотя в этом фрагменте идет речь о государстве, но очевидно, что установление употребляется в обобщенном смысле некоторого интегрирующего принципа. В структуру семейных установлений входят: семейные правила, семейные порядки, семейные ритуалы, семейные традиции.
Самой меньшей, но при этом необходимой единицей взаимодействия в рамках конкретной семьи, являются семейные правила. Правила представляют собой основанную на опыте поколений конкретной семьи систему регламентации поведения ее членов, не предполагающую строгих мер в случае ее нарушений, часто имеющую нравственный подтекст. Закрепленная совокупность правил образует семейные порядки. Семейный порядок — это выработанная и согласованная система распределения обязанностей членов семьи, предполагающая относительно жесткие санкции в случае их нарушения.
Семейные ритуалы представляют собой особую разновидность семейных порядков, которые характеризуются высокой степенью автоматизма, церемониальным характером и в своей основе могут содержать некий священный смысл. В разряд семейных традиций переходят те семейные правила и порядки, которые характеризуются высокой степенью значимости и преемственности в ряду поколений.
Из сказанного следует определенная логика взаимосвязи рассмотренных понятий, которая в контексте проблемы формирования человечности в семье вытекает из ответов на вопросы: что передается, как передается и с каким результатом. При ответе на вопрос «что передается» главными категориями анализа выступают «этический идеал», «нравственные смыслы» и «ценности». В вопросе «как передается» центральную роль играют понятия «семейный уклад», «формальная» и «неформальная структура внутрисемейных отношений», «семейные установления», «семейный сценарий», «семейные правила», «семейные порядки». Наконец, анализ результатов формирования нравственного фундамента семьи подводит к определениям тех самых конкретных свойств, образующих общее системное качество личности — человечность.
Многие порядки и правила, складывающиеся в семье на всем протяжении ее существования, зиждутся на определенных нравственных принципах ее членов. Они могут претерпевать некоторые изменения, но всегда имеют пределы, т.к. опираются на устойчивую ценностно-нравственную систему, сформированную в данной семейной группе.
Чтобы представленная модель не выглядела лишь абстрактной схемой, приведем некоторые результаты эмпирических исследований семейных установлений.
На первом этапе исследования мы ставили перед собой цель: на основе суждений опрошенных составить представление о семейных установлениях и порядках старшего поколения, представить их общее содержание, вариативность и характер порядков современной семьи, а также источники их предъявления. В анкетном опросе приняли участие 41 человек из разных возрастных групп (28 женщин и 13 мужчин, средний возраст испытуемых составил 30 лет).
Составленная анкета включала в себя ретроспективные вопросы, касающиеся опыта жизни в родительской семье до 13–15 лет. Она состояла в основном из открытых вопросов, которые предполагали собственный ответ испытуемого (например: «Основываясь на Вашем опыте, какие семейные порядки Вы считаете абсолютно неприемлемыми в семейной жизни и почему?»; «Какие порядки обязательно должны перениматься от родительской семьи?»), а часть вопросов предполагала выбор из предложенных вариантов (например: «Кто из членов семьи был основным источником установления порядков?»).
Больше половины (51,2%) опрошенных воспитывалась в полных нуклеарных семьях, 29% испытуемых выросли в полной расширенной семье, где помимо родителей в воспитании ребенка с разной степенью активности участвовали еще прародители и другие родственники.
Из определений семейных установлений, предложенных испытуемыми, нам удалось выделить 2 ведущие функции, которые реализуют данный феномен в семейном функционировании. Первая функция связана с укреплением и стабилизацией семейной системы. Помимо этого, семейные установления являются формой проявления семейного самосознания, способом формирования и согласования субъективных представлений о семье у ее членов.
Некоторые ответы, данные респондентами, позволили составить понять механизмы образования и способы реализации семейных установлений. Так, по результатам исследования, они образуются посредством принятия совместных решений в кругу семьи и семейных договоренностей. То есть некоторые нормы и правила, установленные в семье, могут быть результатом семейного совета. Правила, как мы отмечали ранее, относительно ситуативны, а жесткость их соблюдения может сильно варьироваться. Они время от времени претерпевают изменения в зависимости от актуальных потребностей членов семьи. В здоровой, успешно функционирующей семье правила обсуждаются, и члены семьи вырабатывают их совместно.
Несмотря на то, что все члены семьи участвуют в обсуждении семейных вопросов и принятии совместных решений, семейные установления характеризуются вертикальной трансляцией, иными словами, тон в семье задают родители (старшее поколение).
Контент-анализ суждений позволил выделить пять крупных блоков семейных порядков, существующих в современной российской семье:
- нравственные императивы;
- пространство дома (бытовая сфера);
- досуг семьи;
- отношение к финансам;
- выражение границ.
К порядкам, отражающим нравственные императивы, исходя из ответов, можно отнести: «уважение старших», «взаимопомощь», «честность», «доброта», «любовь», «доверие», «принятие» и т.д. Такие порядки транслируют общечеловеческие ценности и создают ценностно-ориентационное единство семьи. Особого внимания заслуживает связь порядка с перфекционизмом, стремлением к совершенствованию и, в конечном счете, достижению идеала и созданию гармоничной среды. Примером может служить следующее суждение испытуемого относительно принятого в его семье порядка: «Всегда было стремление к лучшему результату, планка всегда ставилась еще выше, даже при хороших результатах». Совершенствование, как известно, предполагает установление дисциплины, переходящей в самодисциплину. В этом раскрывается еще одна, с нашей точки зрения, сущностная функция семейных порядков — это формирование и укрепление духовной основы как индивидуальной, так и семейной жизни, из которой уже следствиями являются и стабилизирующая функция семейных установлений, и их роль в согласовании представлений о семье. Дополнительное подтверждение этому будет дано ниже.
Бытовая сфера затрагивает те порядки, которые связаны с формальной стороной отношений, в частности, с выполнением членами семьи хозяйственных обязательств и договоренностей: приготовление пищи, уборка дома, покупка продуктов и т.д. Они отражают особый характер распределения обязанностей в конкретной семье.
Ряд порядков, существующих в семье, раскрывает отношение членов семьи к финансам и характер обращения с деньгами (выделение средств на карманные расходы младшему поколению, привычка или ее отсутствие брать взаймы, принятие решение о существенных тратах и т.д.).
Такие порядки, как «слушать старших» и «не грубить родителям», определяют границу социальных отношений, в то время как «убирать за собой» и «держать свою комнату в порядке» создают выражение пространственных границ.
Мы спросили респондентов, кто из их членов семьи являлся в большей степени источником установления семейных порядков.
По нашим данным, наибольший вклад в формирование различных порядков семейного функционирования вносили матери (46,3%). Вероятно, это можно объяснить исторически сложившимся разделением гендерных ролей, которое и в современном мире сохраняет свою актуальность. Традиционно именно женщины большую часть времени, по сравнению с мужчинами, проводят в заботах о доме, выполняя роль хозяйки и воспитателя детей. Отцы являлись источником установления порядков в семьях опрошенных значительно реже, в 17,1% случаев, прародители (бабушки и дедушки) — в 9,8%, в то время как другие родственники — в 26,8% семей.
Согласно результатам исследования, абсолютно неприемлемыми порядками в семейной жизни являются те из них, в которых проявляется насилие (как физическое, так и психологическое) в отношении членов семьи, жестокость, подавление и игнорирование их желаний и потребностей. Помимо этого, большое количество респондентов в качестве недопустимого семейного порядка выделяют жесткое разделение гендерных ролей в семейном функционировании. Строгая иерархичность, авторитаризм и порядок принятия решения по семейным вопросам без обсуждения с членами семьи также расцениваются опрошенными как неприемлемые. Ограничение свободы личности и лишение самостоятельности тоже недопустимы в семейной жизни.
Отмечаются также порядки, которые разобщают членов семьи и оказывают деструктивное влияние на развитие их отношений. В числе таких принципов устройства семейной жизни оказались: раздельный отдых, раздельное проживание супругов, а также просмотр телевизора за совместным приемом пищи и продолжительное времяпрепровождение в интернете. Все это способствует тому, что члены семьи все меньше времени проводят в общении друг с другом.
Мы спросили испытуемых, должна ли, по их мнению, осуществляться преемственность семейных порядков и в какой степени. Более 70% считают, что часть порядков должна перениматься от родительской семьи, а часть формироваться с учетом новых потребностей; 29% опрошенных полагают, что при построении семьи необходимо формировать новые порядки. Примечательно, что ни один из испытуемых не придерживается точки зрения, согласно которой все принятые порядки в родительской семье незыблемы и должны соблюдаться при создании собственной семьи.
Контент-анализ ответов испытуемых позволил сконструировать шкалы «семейные порядки» и «семейные правила», в которые вошли наиболее общие для различных семей семейные установления. Данные шкалы в рамках опросника «Семейные отношения и дом» проводилась совместно с методикой ЦО-36 (Ценностные ориентации — 36, В.Н. Куницына) на выборке в 116 человек (студенческая молодежь Санкт-Петербурга, средний возраст 20 лет).
Регулярность семейной жизни как выражение стабильности и безопасности связана с ориентацией личности на ответственное отношение к жизни (ценность «ответственность» — r=0.236, p меньше 0.05) и духовное развитие (ценность «мир прекрасного» — r=0.183, p меньше 0.05).
Избыток разнообразных семейных установлений говорит о наличии ограничений индивидуальной свободы и ставит в поле внимания личности проблему расширения кругозора (ценность «широта взглядов» — r=0.175, 0.05 меньше p меньше 0.1) и умения искать рациональное объяснение существующим в семье ограничениям (ценность «интеллект» — r=0.167, 0.05 меньше p меньше 0.1). Иными словами, избыточная назидательная регламентация со стороны родителей побуждает ребенка искать способы доказательства своей образованности и компетентности.
Итак, эмпирическое исследование показало, что семейные порядки и правила — один из важных показателей успешности выполнения семьей своих функций. Условия рационально организованной семейной жизни способствуют ориентации личности на духовный рост, служение общечеловеческим ценностям и готовность принимать ответственность. Наоборот, избыток необоснованных требований и ограничений побуждает человека искать дополнительные ресурсы для выживания и доказательства своей полноценности.
Одними из важных личностных качеств, определяющих человечность, являются заботливость и милосердие, терпимость и сострадание, умение прощать и быть великодушным. Эти составляющие человечности, формируемые изначально в семье, являются предметом наших текущих исследований.
Подводя итог общему рассуждению, отметим, что разработка представленной теоретической модели и первый этап ее эмпирической проверки показали сохранение актуальности идей В.М. Бехтерева, их большой эвристический потенциал не только при анализе конкретного вопроса, но и в обосновании новых междисциплинарных направлений исследований, одним из которых является историческая психология семьи.
Литература
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. 400 с.
- Муздыбаев К. Психология заботы // Семья в современном мире. Сост. и науч. ред. В.Н. Куницына. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2010. С. 17-29.
- Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: Институт психологии РАН, 2008. 240 с.
- Психология и мораль / Сост. и науч. ред. Куницына В.Н. СПб: Речь, 2004.
- Психология нравственности / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Институт психологии РАН, 2010. 512 с.
- Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1981. 430 с.
- Фрейд Дж., Биррелл П. Психология предательства и измены. СПб: Питер, 2013.
Источник: Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Теоретико-методологические проблемы формирования человечности в семье // Образование и саморазвитие. 2015. №3(45). С. 157–161.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать