Успех в жизни представляет собой интегративное понятие, которое может рассматриваться как итог максимально полной самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности, подтвержденный фактом социального признания [3; 5; 6].
Успех выступает функцией многих переменных, и их можно подразделить на две основные группы. Первую образуют переменные, относящиеся к области способностей, интересов, задатков, мотивации, здоровья, социальной компетентности и пр. Они могут быть как природно-обусловленными, так и формирующимися в сфере семьи, образования. Все они относятся к внутренним факторам. При этом базовые предпосылки успеха закладываются в семье, готовящей человека к жизни, отвечающей за его социальную компетентность и т.д. Во вторую группу входят переменные, связанные с признанием результатов самореализации извне, со стороны общества, на уровне ближайшей микрогруппы и общества в целом.
Соответственно, можно выделить две полярные группы. Первую составляют люди с низкой выраженностью внутренних и внешних переменных, определяющих успешность. У представителей данной группы нет результативной самореализации и, следовательно, общественного признания. Это люди, выбравшие профессию, явно не соответствующую их способностям и интересам, а также нищие, бомжи, криминальные личности, многие психически и физически больные люди и т.д. Вторую группу образуют люди с выраженной самореализацией и общественным признанием: сумевшие организовать свое дело и пользующиеся общественным признанием бизнесмены, деятели культуры, науки, политики и т.д.
При этом между индивидуальным успехом, обусловленным самореализацией человека, и его общественным признанием возникают весьма сложные отношения.
1. Человек может считать себя успешным, а общество не признает его таковым. В условиях современной России это нередко встречающаяся ситуация. Она дискомфортна для человека. Отсутствие признания со стороны общества остро переживается людьми, вызывает чувство неудовлетворенности, разочарования, пессимизма, бесперспективности и пр. Может подталкивать к поиску успеха в других сферах. Такое имело место при оплате труда бюджетников в перестроечный и постперестроечный периоды, когда за профессиональный труд они получали мизерную зарплату, т.е. высокая квалификация не ценилась обществом. Особо важно признание для творцов, деятельность которых связана с ломкой стереотипов, отходом от привычных схем, что всегда представляло определенное неудобство для общества. Разумеется, новации на современном этапе, построенном на производстве знаний, должны признаваться достаточно быстро. Тем не менее, и сегодня творческий человек должен быть готов к тому, что признание придет к нему, возможно, не сразу, и внутреннее ощущение успеха должно доминировать, поскольку порой требуются терпение, вера в свои силы, самодостаточность. Такие установки нужны были в свое время людям, избравшим для себя социальную работу в период ее становления как социального института, когда многие не понимали ее значимости.
Об уровне развития общества можно говорить с позиции того, насколько быстро оно способно воспринимать и правильно оценивать результаты творческой самореализации отдельных людей, социальных групп. Современное общество не может позволить себе не замечать этих результатов, а то и вовсе игнорировать их в течение длительного периода, ведь потенциал общества зависит от того, сколько в нем творцов и каковы условия для их самореализации.
2. Общество признает человека успешным, а он себя — нет. В этом случае часто речь идет о том, что человек демонстрирует формальную, внешнюю продуктивность при отсутствии внутренней удовлетворенности. Такая внешняя продуктивность получает высокую оценку со стороны современного индустриального общества, заинтересованного прежде всего в производстве материальных благ, услуг. В частности, это касается профессиональной деятельности. Но многомерная человеческая сущность не вписывается в подобное одномерное понимание успеха, хотя оно и достаточно распространено в современном обществе. Работа без внутренней удовлетворенности может порождать излишний формализм, бюрократизм, которые не изжиты пока. Более того, в России в силу разросшегося административно-бюрократического аппарата, несовершенства управления акцент делается нередко именно на внешней, формальной стороне деятельности, без учета ее содержания и внутреннего состояния человека. Между тем, например, в работе с людьми внутренняя мотивация является одним из основных факторов достижения успеха.
Понимание успеха, сводящееся лишь к формальной продуктивности и получающее свое внешнее выражение в обладании деньгами, статусом, не отвечает культурным и этическим традициям российского общества, в котором ориентация на одни очевидные материальные критерии жизненного успеха признавалась недостаточной. Русский человек всегда стремился к реализации себя не только в материальной, но и в духовной сфере, причем успех не ассоциировался с одними достижениями в профессиональной деятельности. Восхищение вызывали меценаты, коллекционеры, люди, обладающие глубокими знаниями, те, кто был широко образован, освоил культуру, приобщился к искусству, помогал другим, стал действительно благочестивым человеком и т.д.
3. Человек считает себя успешным, и общество признает его успех. Это наиболее гармоничный вариант сочетания индивидуального успеха и его общественного признания. Такие люди привлекают к себе внимание, становятся объектом для подражания. Конечно, общественное признание их успеха не гарантирует еще непосредственного практического использования полученных ими результатов, ибо общество может признавать этот успех, но не использовать его на практике.
К сожалению, в современном российском обществе просматривается тенденция перевеса индивидуального успеха над вкладом в благополучие всего общества. Неслучайно так много говорят о социальной ответственности бизнеса, необходимости учета интересов общества при достижении индивидуального успеха и т.д.
Разумеется, в условиях развитого общества успех может достигаться и в рамках государственной службы, и в сфере частного предпринимательства, добровольчества, благотворительности, науки, образования, досуга, спорта и т.д. Об успехе можно говорить применительно ко всем основным сферам жизнедеятельности. Между тем, сейчас доминируют люди, добившиеся успеха в какой-то конкретной области (одномерный профессионал, спортсмен и т.д.). Желательно, конечно, чтобы человек не замыкался на чем-то одном, а старался реализовать себя как многостороннюю личность, хотя такой успех доступен далеко не всем.
В реальности при доминировании какого-то одного типа с ним соседствуют другие типы успешного человека. Это разнообразие стабилизирует общество, создает пространство возможностей для самореализации различных типов личностей.
Понятие успеха во многом определяется конкретной обстановкой в обществе. Успех будет по-разному достигаться в стабильном и нестабильном обществе. В основе различия лежит то, что в стабильном обществе имеются более или менее готовые программы для достижения успеха. Они воплощены в сложившихся традициях, культуре, стереотипах поведения, ментальных установках, устоявшихся критериях жизненного успеха, социальных стандартах, системах воспитания и образования и пр. Все это передается от поколения к поколению, совершенствуется и, закрепляясь на протяжении длительного времени, значительно облегчает человеку процесс самосозидания и достижения успеха. Иначе говоря, в условиях стабильно функционирующего общества человек получает множество подсказок и ориентиров на пути к успеху.
Иное дело — самореализация в условиях нестабильного общества. А российское общество таковым и является. В этой ситуации требования изменившейся социальной среды часто противоречат прежним стереотипам достижения успеха, для человека уже нет четких и однозначных ориентиров и подсказок. Ценностные ориентиры при этом размываются, социальных ориентиров и критериев жизненного успеха нет.
Нестабильная социальная среда может отражаться на процессах достижения успеха двояко: у одних она стимулирует повышенную агрессивность, у других же формирует конформизм, пассивность, ведущие к утрате индивидуальности. Они не способны противостоять давлению среды, утрачивают свою самобытность, в конце концов превращаясь именно в конформистов, людей со смешанным, мозаичным менталитетом.
Массовые типы успешного человека, порождаемые в обществе нестабильности и обществе стабильности разными типами социальных сред, оказываются весьма различными. В России, где доминирует нестабильность, для одной части людей характерны не раз отмечавшиеся в литературе агрессивность, склонность к экстремизму, а для другой — определенная пассивность и склонность к конформизму. Поскольку нестабильное состояние общества присуще России во все времена, данные качества закрепились на уровне черт национального характера. Этим во многом объясняется раскол русского общества на экстремистов и конформистов. Исторически обусловлена и такая черта национальной ментальности, как неуважение к порядку, праву, государству, собственности и пр. В итоге успех часто достигается неправовыми методами.
В настоящее время в общественной практике востребованы модели, ориентированные на материальные критерии достижения успеха. Так, на уровне обыденного сознания в качестве критериев успеха часто выступают мобильный доступ к Интернету, владение иностранным языком, наличие автомобиля и роскошного жилья и т.д. Не случайно в нашем обществе разговоры о деньгах, занимаемых должностях, дорогих вещах весьма распространены. Человек признается успешным, если он имеет высокую заработную плату, престижную машину и т.д. В этих условиях духовные критерии успеха отодвигаются на задний план.
В реальной жизни человек редко задумывается над синтезом материальных и духовных составляющих успеха. Он может быть счастлив, достигнув высоких результатов в какой-то одной сфере: скажем, испытывать удовлетворение от уровня заработной платы, хорошего жилья, приобретения автомобиля, занятий спортом, повышения своей социальной компетенции и т.д. Именно материальные критерии являются наиболее очевидными и понятными большинству людей. Особое внимание к ним россиян во многом объясняется тем, что значительная часть населения находится за чертой бедности. Конечно, для личности важно, чтобы ее успех был заметен другим, поэтому владение престижными вещами выступает в качестве прямого доказательства. Так хочется некоторым людям, добившимся материального благополучия, продемонстрировать его другим (показная демонстрация дорогих автомобилей, яхт и т.д.).
Если конкретизировать сказанное, то можно утверждать, что настоящий жизненный успех достигается в тех случаях, когда человеку удается обеспечить себе комфортное состояние во всех сферах деятельности и прямо или косвенно сохранить доброжелательные отношения с окружающими его людьми и социальными группами на разных уровнях. Иными словами, об истинном успехе можно говорить при гармонии.
Исследователи отмечают, что взаимоотношения между доходом и удовлетворенностью жизнью достаточно сложные [1; 4; 11]. Человек приобретает статус, деньги, власть, ему кажется, что он успешен, но вместе с тем его результаты, как правило, не передаются другим людям, исчезают. В то же время абсолютизация социального успеха ведет к тому, что общество использует достижения личности, однако часто игнорирует ее интересы, что также вряд ли может быть признано приемлемым с ее точки зрении. Из человека могут, образно говоря, выжимать все соки, при этом общество (социальная группа) не дает ему ничего взамен.
Доминирование того или иного в современном российском обществе приводит к формированию различных групп людей.
Вырисовывается следующая типология людей на основе сочетания факторов личного успеха и социального признания.
Первый тип, как говорилось, ориентирован на личный успех. Можно выделить два подтипа: а) на основе социально приемлемых способов; б) на базе социально неприемлемых (часто криминальных) способов.
Для достижения успеха важны: уверенность, оптимизм, самодостаточность, активность, энергичность, просоциальное поведение, физическое здоровье, устойчивость к стрессу, креативность и лабильность [7; 9; 10; 11].
К числу добившихся личного успеха социально приемлемыми способами можно отнести высококвалифицированных профессионалов, специалистов в различных сферах деятельности (разработчиков новых информационных технологий, высокооплачиваемых наемных специалистов крупных российских и международных компаний, владельцев различных форм бизнеса, предпринимателей, многих чиновников высшего звена и пр.).
Однако значительное число членов российского общества добилось и добивается успеха социально неприемлемыми способами. Это обусловлено общей криминализацией сознания части населения. В таком контексте социально неприемлемые способы, включая и преступность, стали рассматриваться в качестве своеобразного канала вертикальной и социальной мобильности на фоне эрозии социальных ценностей в перестроечный и постперестроечный периоды. Ослаблена и система имевшегося социального контроля и т.д.
Ориентация на достижение личного успеха любыми способами лежит и в основе разъедающей Россию коррупции. Некоторые люди так на него запрограммированы, что готовы брать взятки, совершать противоправные действия, как только представится соответствующая возможность. Понятно, что давно пора ограничивать проповедь индивидуализма, уже внедрившегося в российское общество и давшего раковые метастазы в виде коррупции. Следует с такой же настойчивостью, с какой насаждалась идеология индивидуализма, пропагандировать в современных системах образования и воспитания идею достижения личного успеха социально приемлемыми способами.
Существуют здесь и определенные мифы. Например, считается, что достижение успеха возможно лишь в том случае, если человек обладает особо выраженным талантом: успеха достигают только те, кто изначально находится в лучших условиях, честным путем достичь успеха нереально, его достигают те, кому просто повезло. Некоторые считают, что успех зависит в первую очередь от внешности. Но это все мифы. Вполне достаточно обычных способностей, которые в сочетании с целеустремленностью и работоспособностью принесут успех. Упорный труд — основа полноценного и заслуженного успеха. Второй тип ориентирован преимущественно на достижение социального, общественного признания. К счастью, людей с такой ориентацией еще немало. Часто они ведут достаточно аскетичный образ жизни. Материальные факторы для них не главное. Общество некоторое время может их недооценивать, но ими движут благородные мотивы, хотя и для этого типа личности характерна односторонность. Часто у таких людей не оказывается необходимых ресурсов для реализации их интересов, удовлетворения потребностей. В эту группу могут быть включены, например, бюджетники, которые, как уже отмечалось, в перестроечный и постперестроечный периоды получали мизерную зарплату, но продолжали ответственно трудиться. Конечно, сейчас ситуация для них изменяется.
Третий тип отличает гармоничное сочетание личного успеха и общественного признания (и человек считает себя успешным, и общество признает его успех). Это наиболее полноценный тип жизненного успеха, но, к сожалению, и наиболее труднодостижимый. (Однако следует учитывать, что, достигнув личного успеха, обеспечив себе определенный уровень достатка, обзаведясь семьей, человек нередко останавливается в развитии и перестает думать об общественном признании, реализации себя в науке, культуре, благотворительности, добровольчестве, ограничивается личным благополучием.) Люди с гармоничным соотношением личного и общественного востребованы социальной сферой. Такого рода профессионалы готовятся в рамках специальных образовательных программ, рассчитанных на подготовку специалистов помогающих профессий [8, с. 71].
Четвертый тип составляют те, кто не достигает ни личного (материального) успеха, ни социального признания. Это андекласс, социальное дно. И оно в России в течение длительного времени только разрасталось. Разрастается оно и сейчас. Сюда входят низкооплачиваемые слои населения, безработные, бомжи, нищие, аддикты. Часто это клиенты социального работника. Увеличению численности данной группы способствовали и различные формы социальной помощи и поддержки (пособия по безработице, дотации, льготы и т.д.). Подобные формы помощи должны становиться более адресными. Однако это специальная тема, детально рассматриваемая в литературе [2; 9].
Как уже говорилось, истинный успех в жизни достигается только в тех случаях, когда личный успех человека в конечном счете приводит к реализации успеха социального, признанию другими людьми. Примеры такого рода успешной деятельности хорошо известны. Скажем, Рокфеллер долгое время ориентировался на приобретение огромного личного капитала и вроде бы достиг здесь выдающихся результатов, но это не принесло ему успокоения. И только тогда, когда он создал знаменитый «рокфеллеровский» фонд, который позволил многим людям изменить свое положение в лучшую сторону и привел к прогрессивным явлениям в развитии общества, он почувствовал удовлетворение. Хотелось бы, чтобы российские миллиардеры следовали этому пути.
Человек достигает успеха в жизни, если ему удается найти такой путь, двигаясь по которому он может поддержать других людей, воздействовать на них в позитивном смысле, вызвать к себе уважение, любовь. Это достигается через благотворительность, развитие активности, полезной для других в различных сферах деятельности. В этом случае ощущение полноценного успеха наполняет существование высоким смыслом [3; 5; 9].
Одно из проявлений общественного признания заключается и в том, что человек, ориентированный на признание и помощь другим, относится к людям благожелательно, дружески. Тот же, кто пытается добиться исключительно материального успеха (деньги, власть, престиж и пр.), будет считать других людей конкурентами, мешающими ему получить больше материальных благ, затрудняющими включение в элитарные структуры и т.п. Понятно, что его отношение будет именно негативным. Он замыкается на жестких ориентациях и пытается навязать их окружающим. Изменить такие ориентации оказывается довольно сложно.
Человек, ориентированный на материальную сторону успеха, очень трудно отказывается от достигнутых результатов в пользу других. Он может лишь согласиться предоставить свои накопления для облегчения положения окружающих в форме займов, незначительных пожертвований, для стимулирования развития отдельных людей, социальных групп и пр.
Для эффективного достижения подлинного социального успеха большое значение имеет чувство меры, которое регулирует соотношение личного успеха и общественного признания. Длительное сочетание личностных установок человека и позиции других людей, образующих социальные группы, может рассматриваться как полноценный жизненный успех.
В современном обществе часто возникают иллюзии достижения жизненного успеха (высокий статус, власть). Человек в погоне за статусом может вообще отказаться от реализации своих истинных способностей, потерять индивидуальность. Хорошо, если статус ориентирует его на рост, развитие, помощь другим людям, и плохо, если чрезмерная власть обеспечивает ему возможность манипулирования сознанием людей, доминирования. Иллюзия успеха может возникнуть и при ориентации человека на престижное самоутверждение. Так, для многих высокая должность превращается в главный критерий успеха. Но в этом случае человек просто обкрадывает себя. Подчинить свою жизнь «погоне за властью» или «деланию денег» значит потерять свое лицо, забыть о реализации духовных потенций.
В качестве критериев жизненного успеха можно выделить следующее: высокий уровень образованности и высокие результаты деятельности, их общественное признание, полное раскрытие при этом различных потенций, самореализация человека, удовлетворенность работой, польза ближнему и дальнему социальному окружению, а также отсутствие завышенной нервно-психической цены (если человек достигает высоких результатов за счет потери здоровья, то трудно говорить об успехе).
Российское общество нуждается в обновлении, и есть инноваторы, которыми высказываются идеи, являющиеся плодотворными для решения важных проблем. Однако эти инициативы нередко отвергаются чиновниками, занятыми исключительно сохранением структур современного общества. Разумеется, общество, застывавшее на уровне абсолютизации сложившихся структур, начинает отставать в своем развитии. На первый план выступают такие явления, как бюрократизация, коррупция, снижение ответственности, конформизм и т.д. Это то, от чего мы не смогли пока избавиться. Конечно, нам не нужны радикальные социальные преобразования, а тем более революции. Эволюционный путь всегда предпочтительнее революционного.
Многие сейчас работают в крупных корпорациях. А работа в них требует от человека высокой степени включенности в дела компании, отождествления собственных стремлений с ее интересами, растворения индивидуальных ценностей в иерархии ценностей компании. Человеку приходится отказываться от истинной самореализации. Порой преимущества высокого дохода не могут компенсировать ощущение загнанности, потери себя.
Причинами преобладания материальных критериев успеха выступают сложившаяся социальная политика, влияние СМИ, сама форма управления людьми, которая ориентировала их на понимание успеха как достижение чисто внешних результатов.
В настоящее время в российском обществе доминируют определенные социальные группы. Оно перенасыщено огромным числом управленцев разного ранга, навязывающих схемы управления, сложившиеся в экономике и бизнесе другим социальным сферам (образованию, воспитанию, науке, культуре, системе социального обслуживания, здравоохранению). Такой подход подавляет инициативу и творческую самостоятельность ученых, преподавателей, учителей, врачей, деятелей искусства, ведет к потере их профессионализма. И неслучайно под прессингом такого управления продолжаются умирание научных школ, традиций, утечка умов, зацикливание на методах, которые уже устарели, но, с точки зрения чиновников, оказываются наиболее востребованными. Отсутствуют крупные творческие инициативные проекты. Самореализация человека в этих условиях затруднена, возрастает неудовлетворенность ситуацией.
Естественно, возникает острая потребность в людях, сочетающих в себе способность включения в существующие чиновничьи структуры и одновременно не боящихся выйти за пределы и реализовать свои предложения по совершенствованию общества и человека. Такая способность получила название социальной компетентности. Разумеется, число реально социально компетентных людей невелико, и им оказывают выраженное сопротивление бюрократически ориентированные чиновники. Это, безусловно, значительно осложняет развитие российского общества. Расплодившаяся бюрократическая элита совместно со СМИ навязывает людям (обществу) ложное, одностороннее понимание успеха. Для изменения ситуации необходимо знакомить подрастающее поколение с истинным пониманием жизненного успеха, читать во всех учебных заведениях специальный курс о сущности настоящего, полноценного жизненного успеха.
Обществу нужны люди, добивающиеся как личного успеха, так и социального признания, вносящие вклад в развитие общества, оставляющие после себя позитивный след в памяти поколений. Однако общество должно научиться «замечать» достижения человека, закреплять их фактом социального признания (а не тормозить проявление творческих потенций). Торможение самопроявлений человека, отсутствие социального признания усиливают неудовлетворенность жизнью людей, особенно творчески ориентированных.
Получив необходимое образование и овладев профессиональной деятельностью, человек обеспечивает себе определенное материальное благополучие, заработок, социальный статус, включение в престижные социальные структуры и т.д. При этом многие люди, достигнув материального достатка и создав семью, фактически отождествляют такое состояние с жизненным успехом. Их потребности, в том числе и высшая потребность в самореализации, оказываются удовлетворенными. Однако это тупик, остановка в развитии. Другие рассматривают достижение материального благополучия и семью только как основу для дальнейшей самореализации. Им свойственно развитие и самосовершенствование, включение в более дальние социальные среды (науку, искусство, культуру, политику, благотворительность и т.д.). Российское общество испытывает дефицит в таких людях, именно они получают большее социальное признание и достигают необходимого сочетания личного успеха и признания со стороны общества. Их необходимо привлекать в социальную сферу, к работе с людьми. Для того чтобы увеличивать данный контингент, надо его целенаправленно формировать в рамках существующей системы образования и воспитания, ориентировать подрастающее поколение на достижение гармонии личного и общественного.
Литература
- Асан Г.К., Жетписбаева Г.Д., Абишева З.С. и др. Основные факторы формирования представлений студентов о жизненном успехе в современном мире // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1–4. С. 513–515.
- Балабанова Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе // Социологические исследования. 1999. №12. С. 65–71.
- Вяткина Н.В. Достижение успеха в современной России: попытка социологического осмысления // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. №1. С. 17–22.
- Давлатова Е.В., Далимаева Е.О. Социальное самочувствие студенческой молодежи в трансформирующемся обществе // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2016. Т. 21. С. 121–131.
- Ефимова Л.В. Гуманистические основания успеха // Карельский научный журнал. 2015. №1 (10). С. 9–11.
- Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека: учебник. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. 460 с.
- Клинецкая Н.В. Молодежь, жизненный успех, религия (по материалам социологического исследования) // Научный результат. Сер.: Социология и управление. 2015. Т. 1, №3 (5). С. 24–28.
- Платонова Н.М., Липницкая О.Г. Социально-психологическая клиника как опыт организации практической подготовки специалистов помогающих профессий в вузе // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Вып. 1, т. 27. С. 69–73.
- Романова Е.В. Альтернативные стратегии образа жизни личности в современной России: социальный активизм и эскапизм // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. 2017. №3 (25). С. 199–205.
- Руденко Л.Д. Восприятие жизненного успеха молодежью // Вестник социально-политических наук. 2017. №16 (16). С. 25–27.
- Тучкова И.Г. Адекватная самооценка и эффективная постановка целей как ключ к личному и профессиональному успеху // Теория и практика актуальных исследований. 2016. №14. С. 32–37.
Работа выполнена в рамках гранта РФФИ №17-03-00859 «Социальная компетентность как фактор интеграции уязвимых групп населения в общество в современной России».
Источник: Келасьев В.Н., Первова И.Л. Успех в жизни: личное и общественное // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том. 29. №1. С. 137–142.
Очень интересная и вечная проблема затронута. Ведь каждый человек индивидуален в своем развитии и в понимании самореализации. Многие люди, да и общество в целом, смотрят на тех, кто занимается социально-полезной деятельностью как на чудиков, а некоторые искренне сочувствуют отсутствию, по их мнению, того самого жизненного успеха. И никакими технологиями ни тех, ни других не изменить. Им хорошо, каждому в своей реальности. Самореализация как критерий жизненного успеха сама нуждается в выделении подкритериев, которые были бы как-то измеримы в рамках практического исследования данной темы. Возможно, авторами в своем исследовании более полно раскрыт данный аспект, в статье критерии упомянуты только вскользь и не раскрыты, учитывая небольшой формат. Хочется пожелать авторам воплотить представленную идею, хотя бы частично, в психологическую и образовательную практику.
, чтобы комментировать
Интересно рассмотрен вопрос о балансе между личным успехом и общественным признанием. Он особенно интересен в контексте работы в крупных корпорациях. Работа в таких компаниях, как правило, требует значительного уровня лояльности и отождествления себя с целями организации, что зачастую приводит к конфликту между индивидуальными стремлениями и интересами компании.
Несмотря на внешний успех, человек может почувствовать утрату своей индивидуальности, подавление собственных ценностей и потерю связи с собой и с близкими.
Эта ситуация поднимает важные вопросы о смысле и целях жизни.
Приведенные в статье классификации весьма убедительны и доказательны и могут быть использованы в учебном процессе и психологических практиках.
Белогруд И.Н. Преподаватель Финуниверситета.
, чтобы комментировать