Введение
В настоящее время тенденция повсеместного внедрения Интернета во все сферы современного общества очевидна. Согласно статистическим данным, 93,6 млн человек в России ежемесячно прибегают к использованию Интернета, 90,7 млн пользователей посещают социальные сети каждую неделю, а 82,8 млн делают это каждый день [Цит. по: Сервис аналитики … ].
Распространение социальных сетей обуславливается не столько необходимостью выстраивания коммуникации посредством их использования, сколько желанием пользователей все больше времени проводить в пространстве виртуальной публичности [Rantanen, 2006]. Активное использование личностью социальных сетей может значительно трансформировать процессы конструирования идентичности в виртуальном пространстве.
Эго-идентичность представляет собой тождественность собственной личности [Эриксон, 1996]. Высокая значимость виртуального пространства социальных сетей для представителей Z-поколения опасна снижением адаптации к реальной жизни, смещением жизненных ориентиров и нерешенностью возрастных задач и может лежать в основе конструирования ими особого вида эго-идентичности — идентичности в виртуальном пространстве социальных сетей.
Актуальными сегодня являются вопросы безопасного поведения в социальных сетях [Bert, 2016]. При использовании данных коммуникативных площадок школьники и студенты нередко становятся зависимыми от откровенного, агрессивного, экстремистского или опасного контента [McNicol, 2017]. Часты случаи столкновения детей и подростков с информацией, пропагандирующей суицидальные тенденции и экстремизм [Park, 2017]. Родителей, педагогов, психологов образовательных учреждений волнуют проблемы времяпрепровождения обучающихся в социальных сетях, роста интернет-зависимостей, наряду с необходимостью активного использования информации из Интернета [Chugh, 2018]. Вместе с тем, мировая пандемия COVID-19 актуализировала необходимость использования социальных сетей людьми всех возрастных категорий, в связи с чем субкультура пользователей социальных сетей была существенным образом трансформирована.
Таким образом, существует проблема профилактики интернет-зависимости, снижения негативного влияния информации, размещенной в социальных сетях, на процессы личностного развития и межличностного взаимодействия современных пользователей. Решение данных вопросов невозможно без сопоставления реальной идентичности личности и идентичности в виртуальном пространстве социальных сетей, а также изучения специфики исследуемых феноменов. Мы предполагаем, что соотношение реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей характеризуется как наличием специфических особенностей, так и инвариантной составляющей, которая содержит «пересекающиеся» характеристики идентичности в реальном и в виртуальном мире.
Обзор литературы
Анализ особенностей виртуальной среды и характеристик идентичности личности в виртуальном пространстве, предпринятый нами в более ранних публикациях [Солдатова, 2018; Погорелов, 2020], позволяет говорить о существенном влиянии субкультуры пользователей Интернета на структуру и процессы конструирования идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей. Однако в настоящее время вопрос о соотношении реальной идентичности и идентичности в виртуальном пространстве социальных сетей остается открытым.
Конструирование личностью альтернативной, отличной от реальной, идентичности в виртуальном пространстве социальных сетей может быть интерпретировано с позиций невозможности воплощения в реальной жизни всех аспектов и особенностей собственного «Я». Отсутствие возможности самореализации в реальном социальном окружении, в том числе в семье, среди сверстников или коллег, направляет личность на поиск компенсации. Нерешенные задачи возраста, связанные с нереализованностью в личностной и профессиональной сферах, свидетельствуют о недостаточной жизнеспособности человека и актуализируют его стремление воссоздать в виртуальном пространстве социальных сетей собственный идеализированный образ [Рыльская, 2009].
Идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей, в отличие от идентичности в реальном пространстве, осознанно контролируется личностью, в связи с чем может быть легко скорректирована вплоть до полной противоположности реальной идентичности. В случае полного или частичного несоответствия идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей реальной идентичности личности целесообразно говорить об «экспериментах с идентичностью», в ходе которых личность примеряет на себя роли, фрустрированные в реальной жизни, при этом сознательно трансформируя информацию о себе. Данные действия направлены на выражение субъективных представлений личности о собственном идеализированном образе и ориентированы на альтернативную самореализацию.
Основой формирования идентичности личности всегда выступает другой человек [Смольянинова, 2020]. Для современных подростков и юношей все чаще таким человеком становится популярный пользователь социальных сетей. Социальная сеть представляет собой интерактивный многопользовательский веб-сайт, который наполнен определенным контентом, созданным участниками сети [Винник, 2012]. Иными словами, это автоматизированная социальная платформа, которая позволяет решать задачи общения пользователей, объединения пользователей с общими целями, задачами, интересами [Connolly, 2016]. На сегодняшний день пользователи Интернета проводят значительное количество времени в социальных сетях, где посредством использования «аватаров» и «ников» осуществляют виртуальное общение [Norman, 2017].
Социальные сети открывают перед пользователями множество возможностей, зачастую отсутствующих в реальной среде [Bennett, 2008]. Это возможности преодоления расстояний за счет дистанционного характера коммуникации, право выбора собеседников, доступ к разнообразной, в том числе запретной, информации. Социальные сети позволяют пользователям компенсировать нерешенные задачи и фрустрированные потребности [Bruckman, 1993]. С другой стороны, социальные сети наполнены уникальными инструментами для самовыражения и креативности, в частности, предоставляют множество возможностей для персонификации («аватары», «ники», «посты») [Norman, 2017].
Данные обстоятельства лежат в основе трансформаций идентичности в виртуальном пространстве социальных сетей. Идентичность личности в виртуальном пространстве компилируется из готового виртуального материала, включающего гипертекстовые компоненты виртуального облика, который состоит из совокупности физических и психологических свойств человека, а также из особенностей коммуникации в виртуальном пространстве [Larsen, 2008]. При этом особенностью конструирования идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей является ограниченность данного процесса ресурсами интерфейса социальной сети.
В современной психологии существует несколько точек зрения на проблему соотношения реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей.
В работах А.Е. Войскунского, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федуниной идентичность личности в виртуальном пространстве рассматривается как эксперимент с реальной идентичностью, как построение альтернативной идентичности [Войскунский, 2013]. Схожая точка зрения прослеживается в публикациях S. Turkle [Turkle, 1995].
В публикациях О.Н. Астафьевой отмечается, что идентичность в виртуальном пространстве может быть интерпретирована как аспект реальной идентичности [Астафьева, 2007]. Тем не менее, актуальной остается задача описания проекции идентичности личности в виртуальном пространстве в среду социальных сетей. Интересна точка зрения И.В. Костериной, которая называет мифом конструирование отдельной идентичности в виртуальном пространстве, рассматривая этот феномен как проявление реальной личности [Костерина, 2008].
Зарубежные авторы, в частности, M. D. Back и R. E. Wilson [Back, 2010; Wilson, 2012], считают, что конструирование идентичности личности в виртуальном пространстве имеет место, однако это не отдельный феномен, а отражение реальной личности в виртуальном пространстве. Данные авторы подчеркивают, что аутентичная личность характеризуется стремлением к самоактуализации не только в реальной среде, но и в виртуальном пространстве социальных сетей. Социальные сети доступны и привлекательны простотой конструирования образа, однако все же отражают аспекты реальной идентичности личности. Виртуальное пространство социальных сетей, в интерпретации данных авторов, расценивается не как фактор построения новой идентичности, а как средство создания виртуального образа, отражающего реальные характеристики личности сквозь призму виртуальной среды и ее норм.
Несколько иной точки зрения придерживается N. Doering. С позиций данного автора, новые альтернативные идентичности личности не заменяют реальную идентичность, а конструируются на ее основе. Многообразие проявлений реальной идентичности составляет целостную модель личности. По этой причине идентичность в социальных сетях — это вариант реальной идентичности, отраженный сквозь виртуальное пространство. N. Doering описывает данный процесс как «Identitäts-Hopping» («быстрая смена идентичностей») [Doering, 2003].
Таким образом, идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей понимается нами как подсистема эго-идентичности, состоящая из текстовых, визуальных, аудиальных характеристик виртуального облика, отражающих физические и личностные свойства и особенности коммуникации, определяющие целостность и тождественность личности в рамках субкультуры пользователей социальных сетей.
Методы исследования
С целью сравнения реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей использовался метод контент-анализа результатов теста Куна — Макпартленда «Кто я?» с модификацией «Кто я онлайн?». Контент-анализ был осуществлен совместно с группой из трех экспертов. Использование данного метода в нашем исследовании направлено на изучение содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или «Я-концепцией».
Результаты и дискуссия
Перейдем к описанию результатов эмпирического исследования по решению задачи сравнения реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей. С целью интерпретации данных мы описали наиболее часто встречающиеся самоописания представленных вопросов. Данные о частоте встречаемости самоописаний реальной идентичности представлены в таблице 1.
Данные о частоте встречаемости самоописаний идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей представлены в таблице 2.
Полученные самоописания имеют сходные характеристики. Интерпретация идентификационных характеристик иллюстрирует, что самоописания, входящие в оба вопроса, относятся к рефлексивному «Я». Они составляют «области пересечения» реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей. Данные представлены в таблице 3.
Качества личности, черты характера и содержание деятельности (общительный — 42% и 51%, активный — 43% и 40%, открытый 32% и 35%), способности (умный — 25% и 26%, профессиональный — 33% и 20%, образованный — 19% и 12%) характеризуют человека в широком спектре ситуаций, не трансформируясь под влиянием среды, в том числе виртуальной.
При этом для реальной идентичности чаще характерно описание себя с позиций ряда специфических характеристик. Специфические для реальной идентичности самоописания респондентов представлены в таблице 4.
Для реальной идентичности чаще характерно описание себя с позиций семейного положения и реально выполняемых социальных ролей (муж / жена — 53%, сын / дочь — 53%, студент / сотрудник — 48%), интерпретация физического облика и внешности (симпатичный — 34%, молодой — 33%, привлекательный — 19%, неряшливый — 10%). При ответе на данные вопросы респонденты интерпретировали свою реальную идентичность посредством обращения к предметам и объектам, которые их окружают, и к таким социальным институтам, как семья, работа и учеба, а также посредством внешней оценки.
Результаты самоописаний позволяют выявить специфические особенности реальной идентичности личности пользователей социальных сетей. В частности, речь идет о социальных ролях, исполняемых в реальной жизни; физических свойствах.
При интерпретации идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей превалировали иные самоописания. Специфические для идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей самоописания респондентов представлены в таблице 5.
Для идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей чаще характерно описание себя с позиций интерпретации сферы коммуникации и особенности общения с людьми (общительный — 51%, друг — 44%, открытый — 35%), а также большое количество самоописаний, связанных с виртуальным обликом (аватар — 39%, изображаемый — 26%). При интерпретации идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей мы отметили большое количество самоописаний, которые отражают специфику деятельности в социальных сетях (пользователь — 26%, геймер — 21%, меломан — 19%, писатель — 13%, читатель — 12%). Данная специфика может быть объяснена тем, что все больше современных людей используют Интернет для коммуникации в них. Более того, социальные сети предоставляют разнообразную развлекательную информацию.
Исходя из представленных результатов самоописаний, можно выявить специфические особенности идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей. В частности, речь идет о коммуникации, разворачивающейся в пространстве Интернета; деятельности в социальных сетях; виртуальном облике.
Теперь необходимо обратиться к интерпретации тех самоописаний, которые характерны только для ответов респондентов при характеристике реальной идентичности и только для ответов респондентов при характеристике идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей и отсутствуют в других самоописаниях.
При интерпретации самоописаний реальной идентичности пользователей социальных сетей мы выделили те самоописания, которые отсутствуют в самоописаниях их идентичности в виртуальном пространстве социальных сетей. Самоописания, характерные только для реальной идентичности пользователей социальных сетей, представлены в таблице 6.
В частности, при анализе самоописаний реальной идентичности пользователей социальных сетей мы отмечаем наличие большого количества негативных самоописаний, связанных с реальными жизненными ситуациями (разочарованный — 19%, смятенный — 14%). Также велико количество самоописаний, связанных с отрицательными чертами характера (непунктуальный — 33%, рассеянный — 18%, ревнивый — 10%, некомпетентный — 9%) и негативной оценкой эмоционального и физического состояния (уставший — 33%, хмурый — 33%, больной — 9%, депрессивный — 8%).
При интерпретации самоописаний идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей мы выделили те самоописания, которые отсутствуют в самоописаниях их идентичности в виртуальном пространстве социальных сетей. Самоописания, характерные только для идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей, представлены в таблице 7.
Таким образом, при анализе самоописаний идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей мы отмечаем наличие большого количества самоописаний положительных эмоциональных состояний (радостный — 33%, воодушевленный — 18%, восхищенный — 12%). Также велико количество самоописаний, связанных с агрессивным стилем поведения в социальных сетях (критик — 19%, резкий — 13%, злой — 7%), и приукрашиванием образа личности в социальных сетях (идеальный — 26%, яркий — 19%, демонстративный — 18%, красивый — 12%). Стоит отметить, что нами были выделены две группы людей, одна из которых отождествляет реальный и виртуальный образы (реальный — 13%, как в жизни — 12%, истинный — 11%), а другая акцентирует внимание на нетождественности идентичности в виртуальном пространстве и реальной идентичности пользователей (иной — 26%, обманчивый — 19%, противоположный — 7%).
Таким образом, самоописания для реальной идентичности во многом интерпретируют сосредоточенность респондентов на реально существующих проблемах, задачах и жизненных ситуациях, в то время как социальные сети позволяют выразить себя, снять напряжение, проявить фрустрированные в реальной жизни потребности и отвлечься от проблем реальной жизни.
Акцентирование проблемных ситуаций и негативных сторон жизни при самоописании респондентами в реальной жизни может быть связано с необходимостью разрешения жизненных задач, их реальностью и важностью. Нерешенность реальных жизненных задач может приводить к негативному самоотношению, выраженному в преобладании негативных черт характера при самоописании реальной идентичности.
Таким образом, анализ полученных результатов позволяет следующие выводы.
- В характеристиках реальной идентичности преобладающими являются описания себя с позиций семейного положения и реально выполняемых социальных ролей, интерпретации физического облика и внешности. Образ реальной идентичности пользователей социальных сетей носит более формальный характер, а наличие негативных характеристик в категориях может свидетельствовать о требовательности к себе, проблемах в сфере общения, в эмоциональной сфере. Большое количество существительных в репертуаре реальных идентичностей пользователей социальных сетей может говорить о более четких самопредставлениях.
- В описаниях идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей чаще встречаются представления о себе с позиций интерпретации сферы коммуникации и особенностей общения с людьми, в контексте специфики деятельности в социальных сетях, а также большое количество самоописаний, связанных с виртуальным обликом. Описание идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей носит более творческий, многоплановый и эмоциональный характер. В социальных сетях человек может без особого труда создать идеальный образ себя, который, в сравнении с реальным, менее аутентичен, потому что отражает представления личности о воображаемом, идеальном наборе собственных качеств, комплектующихся при помощи готовых визуальных, текстовых и аудиальных сетевых инструментов.
- Общими для реальной идентичности и идентичности в виртуальном пространстве социальных сетей являются качества личности, черты характера, содержание деятельности и способности. Наличие общих характеристик позволяет говорить о существовании особой инвариантной составляющей образов виртуального и реального «Я», которая содержит совпадающие области идентичности с устойчивыми характеристиками, проявляющимися как в реальном, так и в виртуальном пространстве бытия (Таблица 8). Инвариантная составляющая, содержащая общие для реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей характеристики, описывает определенные сферы личности, которые проявляются как в реальной жизни, так и в Интернете.
Наличие особой инвариантной составляющей в характеристиках реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей в феноменологическом плане свидетельствует об их взаимопроникновении, а в структурном — о принадлежности к единой системе, в которой один элемент выступает в роли общесистемного, а другой — подсистемного. Полученные эмпирические результаты подтверждают теоретические предположения о слиянии, взаимовлиянии реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей, о «размывании» их границ.
В таблице 8 представлены категории, специфические и инвариантные для реальной идентичности личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей.
Заключение
Социальные сети открывают перед пользователями множество возможностей, зачастую отсутствующих в реальной среде. Это возможности преодоления расстояний за счет дистанционного характера коммуникации, широкие возможности в выборе собеседников, доступ к разнообразной, в том числе запретной, информации. Социальные сети предоставляют уникальные инструменты для самовыражения и креативности. Анонимность в социальных сетях позволяет примерить любой образ, а множество инструментов ретуширования — создать идеальный образ своей личности. Более того, некоторые пользователи отождествляют реальный и виртуальный образы себя, что можно объяснить совпадением поведения, коммуникации и сферы интересов в реальном мире и в пространстве социальных сетей. Другая группа пользователей не отождествляет реальный и виртуальный образы себя, осознанно выстраивая в социальных сетях особую идентичность в виртуальном пространстве сети, которая может характеризоваться анонимностью, приукрашенностью, маской.
Самоописания для реальной идентичности во многом интерпретируют сосредоточенность респондентов на реально существующих проблемах, задачах и жизненных ситуациях, что отражается в наличии большого количества негативных самоописаний, связанных с реальными жизненными ситуациями, с отрицательными чертами характера и негативной оценкой эмоционального и физического состояния. Образ реальной идентичности пользователей социальных сетей носит более формальный характер.
При анализе самоописаний идентичности личности в виртуальном пространстве социальных сетей мы отмечаем наличие большого количества самоописаний положительных эмоциональных состояний, а также самоописаний агрессивного стиля поведения в социальных сетях и приукрашивания образа личности в социальных сетях. Описание идентичности личности в виртуальном пространстве пользователями социальных сетей имеет более творческий, многоплановый и эмоциональный оттенок.
В результате контент-анализа нами была выявлена инвариантная составляющая, содержащая общие для реальной личности и идентичности личности в виртуальном пространстве социальных категории: качества личности, черты характера, содержание деятельности, способности.
Библиографический список
- Астафьева О. Н. Виртуальные сообщества: «сетевая» идентичность и развитие личности в сетевых пространствах // Вісник Харківського національного університета: Теорія культури та філософія науки. 2007. № 776. С. 120-133.
- Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. 2012. № 4 (55). С. 110-126.
- Войскунский А. Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А. Е. Войскунский, А. С. Евдокименко, Н. Ю. Федунина // Вестник Московского университета. 2013. Серия 14. № 1. С. 66-83.
- Костерина И. В. Публичность приватных дневников: об идентичности в блогах Рунета // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2008. № 3. С. 183-191.
- Погорелов Д. Н. Структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 262-267.
- Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С. 6-11.
- Сервис аналитики сообществ социальных сетей. URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-vrossii (Дата обращения: 19.08.2020) .
- Смольянинова Т. С. Образ другого человека как основа формирования идентичности личности / Т. С. Смольянинова, Т. А. Петряева, Ю. А. Бусыгина // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazdrugogo-cheloveka-kak-osnova-formirovaniyaidentichnosti-lichnosti (Дата обращения: 09.12.2020).
- Солдатова Е. Л. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы / Е. Л. Солдатова, Д. Н. Погорелов // Образование и наука. 2018. 20(5). С. 105-124.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. Москва : Прогресс, 1996. 344 с.
- Back М. D., Stopfer J. M., Vazire S., Gaddis S., Schmukle S. C., Egloff1 B., Gosling S. D. Facebook Profiles Reflect Actual Personality, Not Self-Idealization // Psychological Science. 2010. № 3. Р. 372-374.
- Bennett S., Maton K. A., Kervin L. The «digital natives» debate: a critical review of the evidence // British Journal of Educational Technology. 2008. Vol. 39. № 5.
- Вert F., Gualano M. R. Risks and Threats of Social Media Websites: Twitter and the Proana Movement // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 4. P. 233-238. doi:10.1089/cyber.2015.0553.
- Bruckman. A. Gender Swapping on the Internet in The Internet Society. URL: http://www.cc.gatech.edu/asb/papers (Дата обращения: 05.12.2020).
- Chugh R., Ruhi U. Social media in higher education: A literature review of Facebook. Education and Information Technologies. 2018. Vol. 23 (2). Pp. 605-616. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-017-9621-2.
- Connolly I., Palmer M., Barton H., Kirwan G. (Eds.). An Introduction to Cyberpsychology. Routledge, 2016.
- Doering N. Sozialpsychologie des Internet. HogrefeVerlag, 2003. 516 s.
- Larsen M. C. Understanding Social Networking: On Young People's Construction and Co-construction of Identity Online // Internet Research 8.0: Let's Play. URL: http://vbn.aau.dk/files/17515750/Understanding_social__ networking._Bidrag_til_bog.pdf (Дата обращения: 17.11.2020).
- McNicol M. L., Thorsteinsson E. B. Internet Addiction, Psychological Distress, and Coping Responses Among Adolescents and Adults // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 5. P. 296-304. doi:10.1089/ cyber.2016.0669
- Norman K. L. Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction. United Kingdom: Cambridge University Press, 2017.
- Liu C. Y., Yu C. P. Can Facebook use induce well-being? // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2013. № 16(9). P. 674-678.
- Rantanen T. A man behind scapes: An interview with Arjun Appadurai // Global Media and Communication. 2006. Vol. 2. P. 7-19.
- Park M., Sun Y. Social Media Propagation of Content Promoting Risky Health Behavior // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 5. P. 278-285. doi:10.1089/cyber.2016.0698
- Turkle S. Life on the screen: Identity in the age of the Internet. N. Y.: Simon & Schuster, 1995.
- Wilson R. E., Gosling S. D., Graham L. T. A Review of Facebook Research in the Social Sciences // Perspectives on Psychological Science. 2012. № 3. Р. 203-220.
Источник: Рыльская Е.А., Погорелов Д.Н. Идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей и реальная идентичность: сравнительные характеристики // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 105–114. DOI 10.20323/1813-145X-2021-1-118-105-114
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать