Актуальность
Диагностика личностной патологии представляет собой одну из сложнейших задач для психиатров и психологов. Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это серьезное гетерогенное психическое расстройство, характеризующееся широким спектром симптомов — искажением личности, дисрегуляцией эмоций, импульсивным поведением, нестабильными отношениями, а также характерным паттерном нестабильности и импульсивности. Распространенность ПРЛ у взрослых оценивается в пределах от 0,7 до 1,8% в общей популяции и доходит до 20–23% при психической патологии (по данным амбулаторного и стационарного наблюдения) [1]. Существует большое количество литературы о ПРЛ во взрослом возрасте, поскольку ПРЛ является одним из наиболее частотных личностных расстройств, по данным зарубежных исследователей, среди пациентов в клинической популяции [2].
Когда мы обращаемся к диагностике ПРЛ у подростков, ситуация существенно усложняется. Данные о частоте встречаемости этого расстройства у подростков весьма малочисленны. Исследование, проведенное во Франции, обнаружило высокую распространённость ПРЛ у подростков (10% у мальчиков и 18% у девочек), определяемую с помощью DIB-R (Diagnostic Interview for Borderlines — Revised) — Диагностического интервью для пограничных расстройств, модифицированного, адаптированного для подростков [3]. Исследование, проведенное в Китае, демонстрирует частоту распространенности ПРЛ не более 2% [1].
В России до настоящего времени этот диагноз встречается крайне редко, особенно в возрастной группе до 18 лет. Тому есть несколько причин. Во-первых, в период с 12 до 18 лет еще идет процесс формирования и становления личности подростка во всем ее многообразии (идентичность, самооценка, самоуважение и т.п.), поэтому важно дифференцировать проявления пубертатного криза, пусть и патологически протекающего, и наличие пограничного расстройства личности. Во-вторых, диагностические критерии МКБ-10 и DSM-V позволяют говорить о личностных нарушениях как определенном виде психической патологии не ранее подросткового возраста, а в России — только у старших подростков, хотя дискуссия по этому поводу не затихает ни в России, ни за рубежом [4–10]. Е.В. Корень и коллеги рассматривают диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) в рамках опыта работы детских психиатров за рубежом и в России. Они замечают, что у отечественных практикующих психиатров это «расстройство практически не распознается детскими психиатрами в рутинной практике, больные безуспешно лечатся большими дозами антипсихотиков» [7, С. 59–60]. Важное наблюдение, сделанное ими, касается частоты встречаемости подобного расстройства в консультативной практике (не менее 10–15%). Процитируем авторов еще раз: «дети и подростки с подобными жалобами «в чистом виде», без коморбидной симптоматики, к нам за помощью обращаются крайне редко» [7, С. 60]. Таким образом, вопросы дополнительных средств для проведения диагностики состояния личностной идентичности подростков и дифференциальной диагностики психической патологии в этом возрасте стоят очень остро. Однако диагнозы «шизотипическое расстройство, шизотипическое расстройство личности» также применяются в отечественной психиатрической практике для подросткового возраста [11].
В зарубежной возрастной психологии (психологии развития) выделяют детство — с 5–6 до 12–13 лет, подростковый возраст — с 12–13 до 18 лет, с выделением младших, средних и старших подростков, далее раннюю зрелость — 18–35 лет [12, 13]. Очевидно, такое разнообразное понимание временных рамок предъявляет особые требования к диагностическому инструментарию для оценки личности подростка, прежде всего, в рамках пограничной психиатрии, и тем более, подростка с психической патологией.
В основном для диагностики пограничной психической патологии используются клинические интервью и длительная клиническая беседа, что требует значительных временных затрат. Пытаясь обойти данное затруднение, ученые прибегли к построению новых дополнительных инструментов клинической оценки и скрининга личностных расстройств (в том числе ПРЛ), в частности, полуструктурированных или полностью структурированных интервью и анкет самоотчетов (опросников), которые хорошо зарекомендовали себя в клинической практике [14–16]. Опросники позволяют сократить время работы с пациентом и четко определить сферы работы с ним как в плане диагностики ПРЛ и ДРИ, так и в плане будущей психотерапевтической поддержки. Будучи психометрическим научным инструментом, опросник позволяет и проводить научные сравнительные исследования, и оценивать динамику состояния на терапии (в том числе фармакотерапии). Опросники входят в комплексную систему клинико-психологической оценки.
В отечественной психологии подростковый возраст рассматривается как этап развития личности [17]. Отечественных средств диагностики личностного функционирования подростков, становления идентичности практически не имеется. Есть отдельные работы по адаптации / конструированию опросников личностной идентичности у молодых взрослых в рамках изучения ПРЛ или при разных вариантах зависимости [18, 19]. Н.Л. Белопольская и ученики в своих исследованиях, посвященных идентификациям у подростков с умственной отсталостью и другими вариантами отклоняющегося развития, предлагают опросник, касающийся только отдельных компонентов идентификации (половозрастная, именная), без интегративной характеристики личности в виде личностной идентичности [20, 21]. Есть примеры работ, в которых оцениваются разные компоненты личности подростка, изучаются закономерности изменений личности ребенка, происходящие в подростковом возрасте [22]. Также есть пример адаптации опросника стилей идентичности М. Берзонски, однако и сам опросник, и цели его адаптации не соотносятся с изучением личностной патологии у подростков [23]. Отсутствие специализированных диагностических средств личностной идентичности для подростков является ощутимым пробелом при дифференциальной диагностике патологически протекающего пубертатного кризиса и формирующегося заболевания, расстройства (например, риск ПРЛ) [1, 6, 8, 16, 24–26].
Цель
Представить историю создания и этапов адаптации на русскоязычной выборке опросника оценки развития личностной идентичности у подростков (AIDA — Assessment of Identity Development in Adolescence).
История создания и адаптации опросника
Специалисты психиатрической клиники университета Базеля (Швейцария) K. Schmeck, K. Goth и коллеги с 2011 года разрабатывают комплекс опросников для оценки личностного развития и его патологии у подростков. Основной вариант опросника оценки развития личностной идентичности (AIDA — Assessment of Identity Development in Adolescence) был готов в 2012 году. Авторы проштудировали руководство DSM-V и существовавшие на то время наработки по МКБ-11 с целью дать более точное описание нарушениям личностного функционирования и идентичности в подростковом возрасте. Из общепсихологических моделей использованы представления О. Кернберга, Э. Эриксона и других (психодинамический и социально-когнитивный подходы) о развитии личности и ее компонентов в возрастном аспекте относительно развития идентичности, когда происходит уточнение положительного и отрицательного полюсов [27]. Возрастной интервал, для которого разработан опросник (12–18 лет), практически совпадает с пятой стадией психосоциального развития по Э. Эриксону (11–20 лет). Именно в этом возрастном периоде идет интенсивное формирование личностной идентичности. При удачном протекании подросткового кризиса чувство идентичности оказывается сформированным, а при неблагоприятном возникает так называемая «спутанная идентичность», то есть кризис порождает состояние «диффузии идентичности», которая лежит в основе специфической психической патологии юношеского возраста (нарушения личностной идентичности) [28–31]. В основе авторской разработки опросника лежат описания функционирования личности из DSM-V и МКБ-11, позволяющие проводить многомерную (многоосевую) оценку ПРЛ и степени выраженности, а также операционализировать эти конструкты в решении различных исследовательских и практических задач.
Опросник AIDA оценивает развитие идентичности с точки зрения нарушений личностного функционирования у подростков 12–18 лет и позволяет выявить разницу между здоровым и нарушенным развитием идентичности, что предположительно связано с высоким риском развития личностных расстройств, в том числе ПРЛ, ДРИ. AIDA оценивает развитие личности с точки зрения ее функционирования. Это позволяет проводить различие между здоровой интеграцией и серьезными изменениями личности, такими как «размытая» идентичность (в современной отечественной психологии используются два практически равнозначных, синонимичных термина — «диффузия идентичности» и «диффузная идентичность») и др., которые связаны с высоким риском развития ПРЛ в перспективе или даже его наличия.
После публикации оригинального опросника AIDA (2012) были апробированы несколько культурно-специфических версий опросника, разработанных в совместной работе с оригинальной командой исследователей [13, 32, 33]. Цель культурно-адаптированных формулировок заключается в содержательном равенстве смысла утверждения, с бережным отношением к культурно-специфическим элементам (например, подходящий для подростков язык или культурно-одобряемое поведение, связанное с болезнью) [2, 18, 32]. В соответствии с руководством Международного тестового комитета (International Test Commission) все команды из разных стран (Литва, Болгария, Италия, Чехия, Мексика, Турция и др.) следовали стандартизированной процедуре культурной адаптации теста, включая пошаговую оптимизацию утверждений, с проверкой на бета-, пилотном и финальном тестах, и смешанную выборку с включением учащихся (школьников или студентов) и пациентов с диагнозами. Отметим, что все статистические вычисления были выполнены авторами оригинальных опросников, чтобы обеспечить передачу эквивалентных стандартов метода. Каждая версия продемонстрировала высокие психометрические свойства (итальянская версия: α Кронбаха 0,94, внутренние корреляции от 0,60 до 0,96, p меньше 0,001; мексиканская версия: α Кронбаха 0,92), и команда оригинальных авторов утвердила и одобрила полученные популяционные нормы. Согласно полученным психометрическим данным, разные версии опросников показывают очень схожий паттерн в различных странах, что говорит в пользу переносимости результатов [7, 8, 10, 13, 18, 19, 30, 31].
Методика «Оценка идентичности личности у подростков» (AIDA) представляют собой опросник для самоотчета. Полная версия содержит 58 пунктов (доступно по ссылке https://academic-tests.com) (Goth, Schmeck, 2018). Выделены 2 основные шкалы с двумя полюсами: Целостность-Неоднородность (Discontinuity) (27 утверждений) и Последовательность-Рассогласованность (Incoherence) (31 утверждение). Испытуемый оценивает каждое утверждение по пятибалльной Лайкертовской шкале от полного несогласия до полного согласия (0–4). Подросток заполняет опросник самостоятельно, время работы — около 10–15 минут. Важным обязательным условием, по мнению авторов K. Goth и K. Schmeck, была доступность текста опросника для подростков, нивелировка возможностей дать социально желательные ответы. Согласно логике авторов, утверждения должны быть понятны детям 12 лет и старше (чтобы они могли использовать их для самоотчета; это касается и легкости формулировок), иметь минимальные социальную желательность, влияние культурных, социо-экономических, возрастных и гендерных факторов. Основное внимание уделялось линейной градации «от здорового к нарушенному» в каждом утверждении. В целом утверждения разрабатывались так, чтобы быть недвусмысленными и отражать конкретные проблемы поведения, без обесценивания собственного опыта подростка.
Материалы и методы
Российские исследователи присоединились к международному исследованию AIDA в 2017 году, учитывая версии коллег из других стран [32, 33, 35] и сделали адекватный современной отечественной культуре перевод опросника [36, 37]. Работа над адаптацией включала прямой и обратный перевод текста опросника (для повышения точности перевода были использованы английская и немецкая версии), оценку психометрических показателей, внутренней согласованности и т.п. Далее осуществлялась коррекция формулировок отдельных пунктов (всего 6), затем проведение бета-версии опросников. Следует отметить важность двух аспектов работы: собственно работа над текстом в процессе сопоставления прямого и обратного перевода каждого пункта и отслеживание статистических коэффициентов при непосредственной апробации утверждений на контрольной выборке, с чем нам помогали авторы оригинального опросника. Подробнее об этом этапе работы написано в статье, где приведены в том числе и формулировки вопросов, вызвавших дискуссию и последующую коррекцию [36].
Этапы исследования в соответствии с задачами, поставленными разработчиками инструментов:
- пилотный тест № 1 (2017): N = 42 (ученики средней школы), N = 7 (пациенты), всего 49 испытуемых;
- пилотный тест №2 (2018): N = 142 (ученики средней школы);
- основной тест (2019): N = 196 (ученики средней школы), N = 25 (пациенты), всего 221 испытуемый.
Предметный анализ основывался на критериях: процент симптоматических ответов (5–95%), отсутствие ответов — не более 10%.
Критерии включения в основную выборку учащихся: возраст от 12 до 18 лет; мальчики и девочки, ученики средних и старших классов массовой школы (колледжа), не состоящие на учете у психиатра (по самоотчету и материалам психологов учреждений). В клинической части выборки — тот же пол и возраст, амбулаторное или стационарное лечение в Научном центре психического здоровья, наличие психиатрического диагноза личностного или пограничного личностного расстройства. Таким образом, исследованы московские школьники в нормативной выборке и пациенты Научного центра психического здоровья. Все участвовали в исследовании добровольно, пациенты подписывали соответствующее информированное согласие и проведены через этический комитет Научного центра психического здоровья.
Результаты
Для анализа данных использовали программное обеспечение SPSS v.25. Основные психометрические свойства были проверены с полной совокупной выборкой учащихся и пациентов. Все групповые сравнения выполнены К. Гот с «сырыми» баллами с использованием многомерного дисперсионного анализа MANOVA. Различия в баллах оценивались по значимости (уровень значимости 5%) и относительно величины эффекта. Соответствующим статистическим параметром для оценки значимых групповых различий в MANOVA является величина эффекта «частичный квадрат» (η2p) с η2p больше 0,01 (малый эффект), η2p > 0,06 (средний эффект) и η2p больше 0,14 (большой эффект). Кроме того, была рассчитана величина эффекта d Коэна, чтобы иметь возможность работать с выборками с большими различиями в размере, и для лучшей интуитивной интерпретации результатов, так как d = 1 соответствует единице «1 стандартное отклонение», чтобы описать разницу [6, 7]. Предполагалось, что этот коэффициент достигнет высокого уровня (больше 0,80), чтобы избежать искусственного установления различий в развитии. Надежность шкал оценивалась по критерию α Кронбаха и должна была превышать 0,80 на уровне общих шкал, 0,70 — для базовых шкал опросников, 0,60 — для субшкал, при этом коэффициенты однородности α больше 0,80 считаются очень хорошими, а α больше 0,90 — отличными.
На основании применения первой версии были выявлены и решены в совместной работе с авторами тестов и филологами «проблемные» пункты опросника, которые были сняты в ходе взаимных обсуждений. В пилотном тесте № 2 были оценены первые психометрические свойства и улучшены формулировки [36].
Третий этап — основная тестовая версия. Основной тест проводился на выборке, которую составили 221 подросток 12–18 лет из Москвы и Московской области. Мальчики — 39,4%, девочки — 60,6% (средний возраст 15,5 ± 2,1 года). В выборке 196 подростков (79 мальчиков, 117 девочек) — учащихся общеобразовательных учреждений; 25 подростков (8 мальчиков, 17 девочек) — пациенты с различными диагнозами из клинических отделений Научного центра психического здоровья. Все расчеты по полученным данным проводились авторами оригинальной версии опросников, в частности — K. Goth.
Русскоязычный вариант опросника показал достаточные психометрические свойства по параметру внутренней надежности α Кронбаха и по взаимной корреляции шкал. Оценка клинической достоверности с учетом того, что нормативная и клиническая часть выборки различаются по размерам, проводилась с применением размера эффекта d Коэна, который часто используется в оценке размеров выборки для статистического тестирования: d больше 0,20 — маленький, d больше 0,50 — средний, d больше 0,80 — большой. Более низкий размер эффекта d Коэна указывает на необходимость больших размеров выборки, и наоборот [3].
Психометрическая оценка опросника AIDA. Все 58 пунктов опросника соответствовали критериям общего количества пунктов, корреляции, процента симптоматических ответов и предвзятости пункта в отношении пола или возраста. В AIDA выделены две основные шкалы. В русскоязычной версии использован позитивный полюс для наименования обеих шкал, соответственно, это Целостность (Discontinuity) и Последовательность (Incoherence), каждая из них имеет по три субшкалы. Такая структура опросника отражает базовый теоретический подход, учитывает аспекты, которые интегрированы в модель и позволяют проводить дифференцированную интерпретацию профиля идентичности личности подростков. Для AIDA α Кронбаха составила 0,94 для общей шкалы диффузии идентичности (Identity Diffusion), 0,86 и 0,92 для двух базовых шкал целостности и последовательности, соответственно. Все шкалы были сильно связаны между собой. В таблице 1 приведены основные данные психометрического анализа русскоязычной версии AIDA.
Надежность шкалы α Кронбаха и шкала взаимной корреляции в полной выборке N = 221 (N = 196 — учащиеся, N = 25 — пациенты) оказались высокими. Клиническая достоверность: уровень значимости р и величина эффекта d различий по опроснику AIDA между учащимися и клинической подвыборкой из 25 пациентов находятся в пределах высоких значений, что позволяет говорить о значимости различий клинической группы и нормы в общей выборке основного исследования.
Факторная структура AIDA. Первое применение общего факторного анализа (PCA, Promax) факторов риска нарушения развития идентичности на уровне подшкалы показало только один компонент с собственным значением 4,0, что объясняет 67,3% дисперсии, это говорит в пользу предположения о совместном факторе «патология идентичности». Дальнейший анализ показал, что аналогично процедуре в немецком исследовании AIDA, сильный первый компонент с собственным значением 14,3 уже объяснил 24,6% дисперсии. Второй компонент показал собственное значение 2,9; соотношение первого и второго собственных значений составило 4,9, а следующие 14 компонентов внесли лишь незначительную объяснительную способность — всего до 64,9%. В целом российские результаты, по мнению авторов опросника, похожи на те, что получены в Германии, и позволяют считать оптимальным описание результатов с помощью одномерной структуры с объединенным фактором «Патология идентичности». Мы полагаем, что факторная достоверность AIDA должна быть в дальнейшем проверена с использованием двухфакторной модели конфирматорного анализа (CFA), поскольку базовая структура личностной идентичности лучше всего описывается совместным «g» фактором «PD/Identity pathology» — «личностные расстройства — патология идентичности личности», а также конкретными «s» факторами, отражающими различные аспекты развития патологической идентичности [27]. Однако в настоящее время в рамках работы с русскоязычной версией AIDA, следуя логике авторов опросника, мы не опережаем факторный анализ сравнительно с авторами в испытании опросника.
В основном исследовании участвовали учащиеся обоего пола различного возраста — младший (12–14), средний (15–16) и старший (17–18 лет) подростковый возраст. Такое положение дел поднимает вопрос о чувствительности-нечувствительности опросников к гендерным и возрастным различиям. При разработке пунктов опросников авторы оригинальной версии ставили задачей избежать гендерной и возрастной специфики, что выступало как требование и для переводных версий [27]. Общая оценка различий по полу и возрасту испытуемых показала отсутствие систематических различий с соответствующими величинами эффекта в ответах по полу и возрасту. Следует отметить, что по некоторым субшкалам возможны отдельные различия, что требует дальнейшего более подробного анализа, в том числе с проведением корреляционного анализа с параметрами других индивидуально-личностных диагностических средств для подростков.
Опыт применения русскоязычной версии опросников в клинике. Русскоязычная версия перевода опросника была принята авторами-разработчиками, ими были выделены российские стандарты (получены в результате проведения основного исследования). Коллеги, занимающиеся разработкой данных методических средств в других странах, используют опросники личностного функционирования и развития идентичности для изучения личностных особенностей (диффузии идентичности или иных характеристик), собственно ПРЛ у подростков с различными отклонениями в психическом здоровье, например, у подростков с расстройствами поведения, СДВГ, депрессивными и тревожными расстройствами [35]. Как указывалось выше, в нашей стране диагноз ПРЛ подросткам в возрасте от 12 до 18 лет практически не выставляется или ставится чрезвычайно редко. Учитывая это обстоятельство и следуя такой исследовательской логике разработчиков тестов, когда клиническая база расширяется в исследовательских целях на другие виды психической патологии, мы предприняли исследование с использованием данного диагностического инструмента применительно к другому, а не только ПРЛ, варианту психической патологии у подростков в виде шизотипического расстройства (F21 по МКБ-10), этот диагноз является общепринятым в российской психиатрической практике для детей и подростков [11]. В клинике Научного центра психического здоровья были обследованы 20 подростков с шизотипическим расстройством (9 девочек, 11 мальчиков, средний возраст 14,7 ± 1,48 лет, медиана — 15). Все испытуемые обучались в общеобразовательных школах. Подростки заполняли опросник AIDA самостоятельно, диагностика проводилась в стационаре (по миновании острого состояния, ближе к выписке) или на консультации на амбулаторном приеме. При оценке различий мы ориентировались на систему квалификации оценок в опросниках: чем выше полученный балл, тем больше проблем с уровнем функционирования личности. По данным непараметрического анализа по критерию Манна — Уитни получены различия между группой нормативных подростков и клинической группой шизотипического расстройства личности в подшкале в опроснике AIDA («Разрыв перспектив / атрибутов»), соответственно 50,05 и 56,20 балла (Uэмп. = 2607, p меньше 0,015). Отметим, что показатели в интервале от 40 до 60 единиц рассматриваются как средний уровень личностного функционирования. Полученные нами данные в обеих выборках укладываются в этот диапазон, однако в группе с шизотипическим расстройством выделенные показатели значимо выше, чем в группе здоровых учащихся.
Обсуждение
Общий балл отличался достоверно (р меньше 0,05) между учащимися и пациентами с психической патологией с большой величиной эффекта d = 0,9 стандартных отклонений. Этот результат аналогичен результатам с оригинальной немецкой версией AIDA и указывает на определенную клиническую достоверность адаптированной к культуре версии AIDA Russian [14, 15, 27, 36]. Клиническое обоснование требует дальнейшего изучения с более крупными клиническими выборками, включая пациентов с ПРЛ. Результаты, полученные в основной версии русскоязычной адаптации опросника AIDA, похожи на результаты в Германии, Мексике, Италии и дают основание полагать, что оптимальным решением будет описание результатов с помощью одномерной структуры с объединенным фактором «патология идентичности» [15, 27].
Проведенные исследования показали, что к применению в российской клинической психологии и психиатрии готовится диагностический инструмент, позволяющий уточнять проявления и дифференцировать нарушения идентичности личности. Подобного инструмента в настоящее время в отечественной психопатологии и клинической психологии нет. Есть ограничения — по возрасту данный инструмент ориентирован на младший, средний и старший подростковый возраст. Однако, как мы видим в отечественной литературе, именно возраст 11–17 (18) лет является критическим для возникновения ПРЛ. Об этом свидетельствуют и отдельные исследования, посвященные анализу частоты встречаемости ПРЛ в группах учащихся [24, 38]. Кроме того, пациенты, для которых он может быть предназначен, должны иметь определенный уровень интеллектуального развития и обучаться в общеобразовательной школе. Учитывая определенный дефицит подобных исследовательских и диагностических средств, мы вправе полагать, что переведенный нами инструмент будет востребован специалистами и практиками. Опыт работы немецких и швейцарских коллег по применению опросника AIDA и его адаптации в Литве, Венгрии, Италии, Турции для оценки эффективности лечения вселяет надежду, что подобные процедуры будут возможны и в российских клиниках и центрах психологической помощи.
Отечественные психиатры также заинтересованы в достойных и достоверных методах диагностики ПРЛ. Е.В. Корень и Т.В. Куприянова прямо говорят, что существует «проблема неправильной и запоздалой диагностики ПРЛ с началом в подростковом возрасте, приводящая к затрудняющей курацию кристаллизации симптоматики и фиксации неадаптивных поведенческих паттернов, включая склонность к самоповреждениям и использование патологических психологических механизмов «обесценивания», что ведет к хронификации состояния с менее благоприятным прогнозом» [6, С. 68]. Проанализированные нами отечественные работы, посвященные проблеме ПРЛ и шире — пограничной психической патологии у подростков, говорят об одном: актуальный возраст для этой проблематики — 12–18 лет, однако нет однозначных и простых инструментов диагностики, нет отечественных общих данных по частоте встречаемости расстройства (этот диагноз практически не ставится подросткам в России в настоящее время). Ряд исследований учащихся первых курсов вузов и техникумов или старших классов школ с помощью клинических методов, интервью, комплексной диагностики, анализа индивидуальных случаев и т.п. показал высокую частоту встречаемости пограничной психической патологии в среде старших школьников и первокурсников. Показан высокий процент разных вариантов депрессий, нарушений общения [24].
Потребность в таких новых компактных инструментах подтверждается и нашими зарубежными коллегами. В американском руководстве по психологическому тестированию детей и подростков в клинике (2012) не обнаружено специальных диагностических средств для оценки ПРЛ у подростков, если есть потребность провести дифференциальную диагностику. Применяются и тест Роршаха, и личностные опросники, и опросники депрессии и др. [39]. В руководстве Международной организации детских и подростковых психиатров и смежных специалистов (IACAPAP, 2019) по детской и подростковой психиатрии также подчеркивается значимость работы в этом направлении: «ПРЛ — психическое расстройство, которое может диагностироваться у подростков; при этом диапазон симптомов и проблем такой же, как у взрослых. Однако в этой возрастной группе ПРЛ еще более неустойчиво. … Задача состоит в том, чтобы своевременно идентифицировать пациентов, подверженных наиболее высокому риску возникновения тяжелых расстройств, и предложить им наиболее полное лечение…» [40, С. 297].
Важным для нас, кроме скоординированной с авторами опросника работы по изучению разных вариантов валидности (тест-ретестовой надежности, конструктной и критериальной валидности), представляется завершение работы по уточнению и закреплению в русскоязычной версии однозначных формулировок всех используемых терминов для основных шкал и подшкал опросников. Для этого планируется дополнительная работа со специалистами-лингвистами и филологами.
Выводы
Представленные в статье материалы по обоснованию актуальности новых диагностических средств ПРЛ у подростков, переводу, первичной адаптации международного опросника оценки развития идентичности у подростков, опыт применения в клинике психических расстройств у подростков подтверждает адекватность использования нового современного инструментария.
Обсуждение разных вариантов перевода и адаптации на другие языки велось на международных конгрессах по детской и подростковой психиатрии в 2018 году (Прага, 23-я конференция IACAPAP) и в 2019 году (Вена, 18-я конференция ESCAP). Заключительные этапы адаптации вариантов AIDA (итальянская версия) представляются в новых исследованиях и публикациях A. Musetti, et al. [33].
Направление дальнейшей работы по адаптации опросников нам подсказывают наши итальянские коллеги, которые вместе с автором опросника K. Goth проанализировали расширенную выборку (нормативную и клиническую) и провели сопоставление с другими оценочными средствами ПРЛ и личности в целом [13]. По завершению работы над адаптацией русскоязычной версии AIDA и оформления всех документов о проведенной адаптации и авторских правах материалы будут доступны российским исследователям на сайте https://academic-tests.com/aida/ (Воронова С.С., Зверева Н.В., Зверева М.В., 2022).
Конфликт интересов отсутствует.
Использование опросника для исследовательских целей является бесплатным.
Список источников
- Cailhol L., Gicquel L., Raynaud J.–Ph. Borderline personality disorder in adolescents // JM Rey's IACAPAP e-Textbook of Child and Adolescent Mental Health. 2019. P. 282–297.
- Leichsenring F., Leibing E., Kruse J., et al. Borderline personality disorder // The Lancet. 2011. №377 (9759). P. 74–84. doi: 10.1016/S0140-6736(10)61422-5
- Chabrol H., Montovany A., Chouicha K., et al. Frequency of Borderline Personality Disorder in a Sample of French High School Students // The Canadian Journal of Psychiatry. 2001. Vol. 46, № 9. P. 847–849. doi: 10.1177/070674370104600909
- Банников Г.С., Кошкин К.А. Антивитальные переживания и аутоагрессивные формы поведения подростка с «диффузной идентичностью» // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 31–40.
- Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб.: Питер; 2006.
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. «Пограничное личностноерасстройство» в детском психиатрическом стационаре // Вопросы психического здоровья детейиподростков. 2020. Т. 20. №4. С. 87–94.
- Корень Е.В., Куприянова Т.А, Пономарева К.И. и др. Диссоциативное расстройство идентичности: психологический конструкт или клиническая реальность (наблюдение из практики детской психиатрии) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. Т. 20. №3. С. 58–64.
- Северный А.А., Шевченко Ю.С., Волошин В.М. Психическое здоровье детей России: проблемы и перспективы // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2002. Т. 2. № 2. С. 5–13.
- Bozzatello P., Bellino S., Bosia M., et al. Early detection and outcome in Borderline Personality Disorder // Frontiers in Psychiatry. 2019. № 10. P. 710. doi: 10.3389/fpsyt.2019.00710
- Schmeck K., Schlüter–Müller S., Foelsch P.A., et al. The role of identity in the DSM-5 classification of personality disorders // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2013. Т. 7, № 1. P. 1–11 doi: 10.1186/1753-2000-7-27
- Дмитриева Т.Б., Краснов В.Н., Незнанов Н.Г., и др., ред. Психиатрия. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019.
- Cosgun S.,Goth K, Cakiroglu S. Levels of Personality Functioning Questionnaire (LoPF-1) 12–18 Turkish Version: Reliability, Validity, Factor Structure and Relationship with Comorbid Psychopathology in a Turkish Adolescent Sample // Journal of Psychopathology and Behavioral Assesment. 2021. №43. P. 620–631. doi: 10.1007/s10862-021-09867-2
- Resch F. OPD-CA-2 Ope rationalized Psychodynamic Diagnosis in Childhood and Adolescence: Theoretical Basis and User Manual. Hogrefe Publishing. 2017.
- Goth K., Sevecke K., Izat Y., et al. Detecting (B) PD in adolescence using the AIDA and the LoPF-Q12–18: Cut-offs from Swiss-German clinic and school populations and empirical congruence between the new dimensional approach and the traditional categorical (ICD-10) diagnostics of PD. 2019.
- Goth K., Birkhölzer M., Schmeck K. Assessment of Personality Functioning in Adolescents with the LoPF–Q 12–18 Self-Report Questionnaire // Journal of Personality Assessment. 2018. Т. 100, № 6. С. 680–690. doi: 10.1080/00223891.2018.1489258
- Gunderson J.G., Herpertz S.C., Skodol A.E., et al. Borderline personality disorder // Nature Reviews Disease Primers. 2018. № 4 (1). P. 18029. doi: 10.1038/nrdp.2018.29
- Бурмистрова Е. В., Донцов Д.А., Донцова М.В., и др. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст // Вестник практической психологии образования. 2015. Т. 12. №2. С. 71–82.
- Ласовская Т.Ю. Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства формы "А" // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. №2. С. 48–77.
- Романов Д.В. Психопрофилактика декомпенсаций пограничного расстройства личности у студентов. В кн.: Стратегические направления охраны и укрепления общественного психического здоровья; Тюмень, 23–25 мая 2018 г. Тюмень, 2018. С. 176–177.
- Белопольская Н.Л. Формирование идентичности у современных подростков с нарушениями психического развития. В сб.: Третья Всероссийская научно-практическая конференция «На пороге взросления»; Москва, 23–25 ноября 2011 г. М., 2011. С. 198–209.
- Иванова С.Р. Формирование идентификаций у подростков с нарушениями психического развития: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2004.
- Орлова А.А. Элементы лонгитюдного исследования особенностей личности в период подросткового кризиса // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. №2 (5). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ en/art&id=83. Ссылка активна на 10.12.2021.
- Белинская Е.П., Бронин И.Д. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски // Психологические исследования. 2014. Т. 7. №34. С. 12.
- Васильева Л.В., Эверт Л.С., Терещенко С.Ю. и др. Пограничные психические расстройства у школьников // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015. Т. 115. №4. С. 16–19.
- Fossati A., Sharp C., Borroni S., et al. Psychometric properties of the borderline personality features scale for children-11 (BPFSC-11) in a sample of community dwelling Italian adolescents // European Journal of Psychological Assessment. 2019. Vol. 35, № 1. P. 70–77. doi: 10.1027/1012- 5759/a000377
- Miller A.L., Muehlenkamp J.J., Jacobson C.M. Fact orfiction: Diagnosing borderline personality disorder in adolescents // Clinical Psychology Review. 2008. Vol.28, №6. Р. 969–981. doi: 10.1016/j.cpr.2008.02.004
- Goth K., Foelsch P., Schlüter–Müller S., et al. Assessment of identity development and identity diffusion in adolescence – Theoretical basis and psychometric properties of the self-report questionnaire AIDA // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2012. Т. 6, №1. С. 1–16.
- Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006.
- Akhtar S., Samuel S. The identity consolidation inventory (ICI): Development and application of a questionnaire for assessing the structuralization of individual identity // The American Journal of Psychoanalysis. 2009. Vol. 69. P. 53–61.
- Bortz J., Döring N. Metaanalyse // For schungs methoden und Evaluation. 2006. P. 671–700.
- Kassin M., De Castro F., Arango I., et al. Psychometric properties of a culture-adapted Spanish version of AIDA (Assessment of Identity Development in Adolescence) in Mexico // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2013. Vol. 7, № 25. doi: 10.1186/1753-2000-7-25
- Musetti A. Giammarresi G., Goth K., et al. Psychometric Properties of the Italian Version of the Assessment of Identity Development in Adolescence (AIDA) // Identity. 2021. Vol. 21. P. 255–269.
- Schmeck K., Pick O., Milidou M., et al. Früherkennung von Persönlichkeitsstörungen // PTT-Persönlichkeitsstörungen: Theorie und Therapie. 2018. Vol. 22, №3. P. 179–185.
- Wöckel L., Günther J., Achermann M., et al. Identity and personality in adolescents with conduct disorder, ADHD, and depression with and without anxiety. In: 18ᵗ international congress of ESCAP" Developmental psychiatry in a globalized World; 30 June–2 July 2019. Vienn, 2019. P. 113.
- Зверева Н.В., Зверева М.В., Воронова С.С., Гот К. Пилотажное исследование в рамках российской адаптации опросника AIDA (Assessment of Identity development in Adolescence) //Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. №1. С. 64–71.
- Zvereva N.V., Zvereva M.V., Voronova S.S. Russian version of AIDA: results of the pilot study. In: 23ᵗ World Congress of the International Association For Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions. Prague; 2018. P. 20.
- Чубаровский В. В., Лабутьева И. С., Кучма В. Р. Психическое состояние у учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 50–53.
- Spores J.M. Clinician's guide to psychological assessment and testing: With forms and templates for effective practice. Springer Publishing Company; 2012. P. 319–344.
- Cailhol L., Gicquel L., Raynaud J.–P., и др., ред. Пограничное расстройство личности. Киев: Горобец, 2018.
Источник: Зверева Н.В., Воронова С.С., Зверева М.В., Goth K. Русскоязычная версия международного опросника AIDA («Оценка идентичности личности у подростков») // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10. № 1 (36). С. 7–22. DOI: 10.23888/humJ20221017-22
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать