18+
Выходит с 1995 года
17 декабря 2024
Использование методик песочной терапии в психодиагностике внутрисемейных и детско-родительских отношений

Одной из актуальных задач психолога в оказании психологической помощи родителям и детям является качественная, профессиональная диагностика семьи как системы, взаимоотношений между членами семьи и процессов внутри нее. Среди методов психодиагностики в условиях эргономичности, психологической комфортности и безопасности в работе клиентов и специалиста особое место занимают проективные методы.

К проективным методам исследования можно отнести методики песочной терапии. В нашей работе с семьями, детьми и родителями более 10 лет активно применяются методики комплексной сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (Институт комплексной сказкотерапии, г. Санкт-Петербург).

Одной из особенностей в работе с семьей является неоднородность, по сравнению с психотерапевтической или психокоррекционной группой, психологических характеристик ее членов. При выборе технологий, форм и методов психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать существенную разницу между взрослыми — родителями или прародителями, детьми и подростками самого разного возраста. Психологу необходимо учитывать различные возможности и потребности детей и взрослых, принимать во внимание существенные психолого-педагогические и социально-психологические особенности членов семьи. К организационным трудностям в работе психолога можно отнести значительные различия детей и взрослых в следующем: способность к пониманию инструкций, способность к исполнению инструкций, уровень образного мышления, темп работы, возрастные особенности внимания, утомляемость.

В связи с этим особое внимание при использовании методик песочной терапии в психодиагностической работе психолога уделяется формулировке и подаче инструкций. Основные инструкции давались в нескольких вариантах: сначала в более сложном и образном («Возьмите любую фигурку которая будет символизировать вас…», «Наполните ваш волшебный мир силами, обитающими в нем…»), потом повторялись в упрощенном виде («Выберите персонажа, который похож на вас…», «Поселите в вашем мире жителей, людей или животных…»), при необходимости инструкция еще более упрощалась («Возьмите фигурку, которая вам нравится…», «Поставьте в песочницу несколько фигурок, которые привлекли ваше внимание…»). В первую очередь даются инструкции, которые могут понять большинство участников, далее инструкция упрощаются до тех пор, пока не будет понята всеми. Вопросы, задаваемые сразу всем участникам, также приходится формулировать, ориентируясь на участников с наименьшим уровнем интеллектуального развития [1, с. 144].

Также дети, подростки и взрослые члены семьи работают в разном темпе: некоторые участники выполняют задания значительно быстрее других, в результате чего «выпадают» из общего процесса, либо начинают без инструкций заставлять песочницу лишними, избыточными, малоинформативными фигурками. В таких случаях взрослым и подросткам, выполнившим работу быстрее, даются дополнительные индивидуальные задания. В общем, учитывая неравномерность и несинхронность темпа работы разных членов семьи, приходится выдерживать общий темп работы, ориентируясь на самых «быстрых» участников и иметь в запасе несколько небольших дополнительных индивидуальных заданий, не влияющих на ход общей работы [1, с. 144].

Результаты совместной работы членов семьи в психологической песочнице анализируются в двух направлениях: содержательном и поведенческом. При анализе содержания нами используются подходы и критерии оценивания результатов выполнения проективных методик. К ним относятся: интерпретация основных образов, композиции и сюжетных линий, оценка динамических характеристик общего и персональных сюжетов. При анализе поведения участников процесса при выполнении заданий в песочнице используются параметры и критерии наблюдения за взаимодействием клиентов при выполнении совместной деятельности. К ним относятся: анализ визуального и тактильного контакта, дистанции, активности и эмоциональности речевого взаимодействия, индивидуальные эмоциональные реакции и сомато-вегетативные проявления.

Есть также некоторые особенности анализа и интерпретации результатов выполнения методик песочной терапии подростками и детьми, имеющими снижение интеллектуального уровня. Среди психологических особенностей стоит отметить возникшие у некоторых детей и подростков трудности с привнесением реальности и здравого смысла в ситуации «сказочного» мира, созданного на песке (один персонаж не может победить полчища врагов, не умеющий плавать персонаж утонет, оказавшись в океане без плавательных средств, дикие звери могут причинить человеку вред, если не соблюдать осторожность, и т.д.).

К психологу чаще обращаются люди, находящиеся в тяжелом психологическом состоянии, в связи с чем важно уже в ходе первой встречи (которая нередко оказывается единственной) не только установить контакт и получить информацию об актуальной внутрисемейной, детско-родительской ситуации, но и, по возможности, снять дискомфортное психологическое состояние, «острый» конфликт между членами семьи.

Предлагаемый инструмент, которым можно воспользоваться в ходе психологической консультации, психологического обследования или экспертизы, показал свою эффективность с клиентами в возрасте от 1 года до 76 лет обоего пола с самыми разнообразными проблемными жизненными ситуациями. Несмотря на активное внедрение современных цифровых технологий, непосредственное, живое общение с людьми остается самой естественной, природосообразной и результативной формой сопровождения и помощи. Работа членов семьи в психологической песочнице позволяет продуктивно и эргономично решить психодиагностическую задачу, а также качественно и безопасно обеспечить психологическое сопровождение семьи в трудных жизненных ситуациях.

Литература

  1. Кульков К.М. Особенности проведения песочной терапии с группой подростков с девиантным поведением, неоднородной по уровню интеллектуального развития участников // Актуальные проблемы возрастной наркологии: Материалы всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции (Челябинск 15–16 ноября, 2012 г.) / Под ред. Е.Н. Кривулина, Н.А. Бохана. Челябинск: Изд-во ПИРС, 2012. С. 143–145

Источник: Кулькова Ж.Г. Использование методик песочной терапии в психодиагностике внутрисемейных и детско-родительских отношений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок и правосудие» (г. Москва, 13 декабря 2018 года). М.: АППП, 2018.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Танец, музыка и театр в гостеприимном пространстве арт-терапевтического фестиваля
    08.02.2017
    Танец, музыка и театр в гостеприимном пространстве арт-терапевтического фестиваля
    5 февраля «Психологическая газета» вновь собрала психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов и людей искусства на традиционном зимнем психологическом фестивале (два предыдущих фестиваля были посвящены песочной терапии и куклотерапии). За новыми техниками, идеями и личным опытом приехали на Всероссийский психологический фестиваль «Арт-терапия: танец, музыка, театр» в Санкт-Петербург 243 специалиста из разных городов нашей страны...
  • Психологический фестиваль «Куклы и маски»: через творчество к ресурсу
    03.02.2016
    Психологический фестиваль «Куклы и маски»: через творчество к ресурсу
    31 января – 2 февраля в Санкт-Петербурге проходил Всероссийский психологический фестиваль «Куклы и маски». Используя многолетний опыт работы в кризисной психологии, психологической помощи взрослым и детям разных социальных групп, ведущие фестиваля в течение трех дней учили участников исцелять душевные травмы и помогать страдающим людям находить опору в самих себе. Куклотерапия, психодрама, сказкотерапия, психологический театр - 30 мероприятий для всех, кто решил исследовать магическую роль куклы и маски в развитии и жизни человека...
  • Создана Российская ассоциация песочных психотерапевтов
    29.01.2015
    Создана Российская ассоциация песочных психотерапевтов
    Участники Всероссийского фестиваля песочной психотерапии проголосовали за создание в России Ассоциация песочной психотерапии – специальной организации, которая будет объединять специалистов, использующих песочную терапию в своей практической деятельности. После голосования 29 января 2015 года было объявлено днём рождения Ассоциации
  • Sand-аrt-терапия в работе со взрослыми: ресурсы, инсайты, изменения
    15.11.2024
    Sand-аrt-терапия в работе со взрослыми: ресурсы, инсайты, изменения
    «Разнообразие техник метода Sand-art позволяет разрешить запросы в темах детско-родительских отношений, отношений в паре, внутриличностных и межличностных конфликтов, самооценки, тревожности, страхов, стрессоустойчивости, саморегуляции и многих других».
  • Техника коррекционно-развивающей работы с детьми «Песочное эбру»
    24.08.2024
    Техника коррекционно-развивающей работы с детьми «Песочное эбру»
    «…возникла идея работы с цветным песком, в процессе которой песочный рисунок можно перевести на лист бумаги с липким слоем, чтобы ребенок смог взять свою работу домой, чтобы остался физический носитель, напоминающий о весёлом, интересном и полезном занятии».
  • Sand-art: удивительный мир песочных историй
    02.12.2021
    Sand-art: удивительный мир песочных историй
    Рисование песком гармонично включается в различные формы индивидуальной и групповой работы: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, коррекционные занятия.
  • Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей
    11.08.2021
    Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей
    В кризисных стрессогенных обстоятельствах угроза эмоциональному благополучию детей возрастает. Для выявления возможных отклонений на ранней стадии и их своевременной коррекции психологу необходим эффективный диагностический инструментарий…
  • Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    27.07.2021
    Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    Чтобы у ребенка появилась мотивация прекратить участвовать в коммерческом сексе, важно помочь ему преодолеть завесу молчания, вернуть чувство собственной значимости, увидеть цели в жизни и сформировать адекватные модели взаимодействия с окружающими...
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством ТДТ
    27.07.2020
    Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством ТДТ
    Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал…
  • Разнообразие новейших технологий в юнгианской песочной терапии
    02.07.2020
    Разнообразие новейших технологий в юнгианской песочной терапии
    Психотерапевт Евгения Мищенко рассказала, как изменяется оборудование и условия для проведения песочной терапии, какие песочницы и фигуры можно использовать, как синтез с другими направлениями психотерапии влияет на работу…
  • Профессиональная поддержка от Компании «Иматон»: скидка 15% на тесты и методики
    14.04.2020
    Профессиональная поддержка от Компании «Иматон»: скидка 15% на тесты и методики
    В мире наступило непростое время для всех, и мы не исключение. Тем не менее, мы понимаем, насколько сильно именно сейчас важна профессиональная взаимная поддержка, ведь у коллег-психологов по всей стране ежедневно прибавляется количество очень важной работы...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»