18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024
Эмоциональная платформа и эмоциональный потенциал личности в аспекте образной психологии

Введение. Отличительная особенность образной психологии

Консолидация личного опыта и знаний о внешнем и внутреннем мире помогает найти выход из проблемной ситуации. Поэтому психологическая помощь в решении острой проблемы предусматривает обращение к опыту и создание цельной картины обстоятельств, ассоциированных с проблемой. Один из способов консолидации событий — это изложение истории, в которой обозначены их причинно-следственные отношения. Повествовательный, или иначе говоря, «нарративный», подход к использованию консолидированного личного опыта облегчает оценку проблемной ситуации [11]. Нарративный подход имеет существенный недостаток. Игнорирование знаний из области информатики и науки, изучающей организацию мозговой деятельности, затрудняет выяснение принципиальных моментов поведения в сложных жизненных условиях.

Образная психология [2; 4], как и нарративный подход, признает ведущую роль уникального личного жизненного опыта в поведении индивидуума, но расширяет перспективу рассматриваемых психических явлений. Образная психология, обозначенная 29.03.2018 под №0215 в реестре новых научных направлений Российской академии естествознания [8], концентрирует внимание на дискретности информации и особенностях манипуляции фрагментами информации в процессе принятия решения в условиях неопределенности и противоречий.

Принимаемое решение имеет вид образа, отражающего программу действий, приводящих к желаемому изменению ситуационных обстоятельств. Успех решения зависит, во-первых, от мобилизации центрального регуляторного аппарата с каналами связи, обеспечивающей управление периферическими гетерогенными модулями нервных клеток [5], и, во-вторых, от распределения информационных фрагментов в соответствии с их весовыми параметрами, оцениваемыми по значимости для формирования цельного образа. Объединение мотивационных, эмоциональных и мнестических процессов является обязательным условием мобилизации интеллекта в принятии решения с преодолением дезинформации и недостатка достоверных знаний.

Образная психология исходит из представления о том, что психика каждого индивидуума организована уникальной мотивационной моделью, а не просто имеет неповторимую историю развития. Использование сочетанных методов (интервью с выяснением мотиваций и эмоций, визуализация обстоятельств, компьютеризированное тестирование, клинические данные) позволяет объединить реальные события и эмоциональные переживания, а также проследить причинно-следственные связи обстоятельств и выявить системоорганизующие факторы, под воздействием которых модель мира приобретает упорядоченность.

Наблюдения за людьми, находящимися в проблемных ситуациях [2; 3; 6], показали, что негативные эмоциональные переживания вместе с недостатком достоверной информации и противоречивостью доступных сведений составляют главное препятствие принятию правильного решения.

Препятствие преодолевается тремя стратегиями действий — конкретизированной, поисковой и образной. Последняя является самой эффективной. Выбор стратегии зависит от эмоционального состояния и воспоминания об эмоциональных переживаниях, вызванных прошлыми жизненными событиями. Из памяти воспроизводятся образы явлений из внешнего и внутреннего мира человека. Иерархия образов, а также их пространственно-временное распределение в памяти обусловлены значимостью и взаимной причинно-следственной связью жизненных обстоятельств. Оценка значимости задается осознаваемыми и неосознаваемыми мотивациями. Полученные в результате обучения знания дополняют комплекс образов и объединяют их в системной модели. Имеется в виду, что модель Я, отражающая внутренний мир, и модель внешнего мира консолидируются в модели Я-внешний мир.

Цель образной психологии заключается в исследовании ведущей роли эмоциональных переживаний в разрешении проблем, возникающих вследствие неопределенности и противоречивости поведенческих обстоятельств. Непонимание природы эмоций и эмоциональных проявлений препятствует движению к поставленной цели. При рассмотрении их природы, прежде всего, обращается внимание на процесс инициации. Особо учитывается тот факт, что переживаемые чувства и ощущения обусловлены не только эмоциями, но и комплексом разного рода побуждений и установок, то есть мотивированы произошедшими и прогнозируемыми событиями. Еще раз подчеркивается, что чувственные переживания, объединяемые термином «эмоциональные проявления», совместно провоцируются эмоциями и мотивациями. Ключ к пониманию эмоциональной природы находится в сфере мотиваций, управляющих эмоциональными процессами. Имеется в виду, что генетически заданные мотивации осуществляют запуск «безусловных», или «инстинктивных», эмоциональных реакций, согласно терминологии теории высшей нервной деятельности [7].

Проведенные ранее исследования [1; 2; 6] подтвердили тот факт, что мотивации, инстинктивно возникающие в шести стандартных поведенческих ситуациях, закономерно запускают эмоцию, соответствующую типу ситуации. Происхождение эмоций объясняется мобилизацией организма на деятельность в создавшихся обстоятельствах. Эмоции страха, агрессии, огорчения, а также радости, симпатии и удивления включались в ситуациях опасности, борьбы, потери благополучия, а также обретения благополучия, появления партнера и непредсказуемого изменения ситуации.

Связь эмоций и мотиваций иллюстрируется на рисунке 1. Обращается внимание на формирование мотиваций не только на основе генетического материала, но и в процессе обучения.


Рис. 1. Последовательность развития эмоциональных процессов

Исследуя влияние эмоций на поведение, образная психология рассматривает совмещение эмоциональных переживаний. Наиболее отчетливо эмоции, мотивации и эмоциональные проявления выражаются в условиях конфликта, когда представители спорных сторон испытывают эмоциональное напряжение, оценивают мотивации своих действий и демонстрируют свои чувства в ходе переговоров. Поэтому при исследовании интеграции переживаний внимание фокусируется на поведении участников конфликтов.

Задачи данной работы

После того как в ранее проведенном исследовании [1] были отмечены шесть эмоций, закономерно возникающих в стандартных поведенческих ситуациях, мы обратились к вопросу относительно особенностей интеграции эмоциональных переживаний, обусловленных сложной проблемой. Отвечая на вопрос, решали две задачи. Во-первых, идентифицировали совокупность эмоциональных переживаний при их совмещении и, во-вторых, производили поиск показателя, характеризующего уровень индивидуальной эмоциональности.

Методика

Решая поставленные задачи, осуществляли опрос представителей спорных сторон, обращавшихся за помощью в урегулировании конфликтов, возникавших в семье и в общественных организациях.

Возраст 92 респондентов находился в пределах от 23 до 65 лет, около 2/3 всех опрашиваемых составляли женщины. Подробно методика формирования образа проблемной ситуации изложена в предыдущей публикации [4]. Вначале в ходе опроса респонденты производили устное вербальное описание образа переживаний, вызванных конфликтом. Затем по инструкции составлялась графическая композиция, на которой схематически изображались актуальные обстоятельства и связанные с ними переживания. Респонденты использовали пять графических элементов (круг, квадрат, треугольник, линия, точка), размер которых зависел от важности обозначаемых обстоятельств. После завершения композиции, отражавшей образ переживаний в настоящем времени, респонденты конструировали композицию предполагаемых и желаемых изменений в будущем. Для повышения наглядности графическая композиция перерисовывалась с использованием компьютерной программы преобразования графических схем. Сопоставление двух схем позволяло выявить мотивации, побуждающие к активным действиям ситуации. На заключительном этапе опроса респонденты выражали свое мнение относительно широты выявленного комплекса переживаний и отмечали те обстоятельства, которые облегчали построение цельного образа проблемной ситуации.

Результаты и обсуждение

Отвечая на вопрос относительно переживаний, вызываемых проблемной ситуацией, респонденты описывали эмоции, отражавшие готовность действовать в соответствии с обстоятельствами. Отдельно они рассказывали о переживаемых чувствах. Эмоции, провоцируемые реальными событиями, побуждали к активным действиям, в то время как чувственные переживания, сопряженные с эмоциями, создавали фоновое состояние. Оно отражало совокупность ведущих интересов, ожиданий и сомнений, возникавших при попытке прогнозировать развитие событий и предсказывать изменения отношений с окружающими. Респонденты признавали, что комплекс переживаний выступал главным фактором, влиявшим на их функциональное состояние. По мнению респондентов, в результате интеграции переживаний возникала платформа, структура которой образовывалась развернутыми связями эмоций с мотивациями, задаваемыми ситуационными обстоятельствами. Интеграция стимулировала построение набора вариантов решений и поиск приемлемого варианта выхода из проблемной ситуации.

На рисунке 2 обозначены источники воздействий, определявших качество платформы. Один источник — эмоции, обусловленные стандартными ситуациями, другой — мозаичная совокупность осознаваемых и неосознаваемых побуждений и установок. И еще один источник — вербальная и невербальная коммуникация с окружающими. Принципиальная особенность последнего источника заключается в опосредованном влиянии невербальной коммуникации. В ответ на отправленные невербальные сигналы, носителями которых служат мимические и соматические реакции, от окружающих приходят невербальные посылки. Восприятие этих посылок опосредуется комплексом актуальных мотиваций и установок, которые формируют мозаику переживаний. Наличие мозаичности объясняется совмещением чувств с элементами эмоций, вызванных обстоятельствами предыдущих и будущих событий.


Рис. 2. Эмоциональная платформа принятия решения в проблемной ситуации

Здесь уместно уточнить используемую терминологию. На рисунке 3 кратко истолковывается суть терминов. Обращается внимание на термин «эмоциональный потенциал», используемый для оценки активного состояния платформы эмоциональных переживаний. Эмоциональный потенциал не только служит показателем уровня переживаний и их влияния на мобилизацию интеллекта, но и характеризует способность индивидуума оценивать свои переживания и включать канал невербальной коммуникации. Повышение взаимопонимания и сопереживания представляет собой проблему, актуальность которой возрастает по мере раскрепощения поведения. Готовность к невербальному общению вместе с навыками «эмоционального резонанса», то есть умения воспринимать невербальные посылки, — это явления, которые обусловлены уровнем эмоционального потенциала. Ранее авторы предлагали оценивать способность невербального общения только отработкой ряда навыков [10]. Причем они допускали принципиальную ошибку, предполагая, что человек способен управлять своими эмоциями. Сознательное управление эмоциональными поведенческими проявлениями и бессознательное безусловное эмоциональное реагирование под контролем мотиваций, обусловленных жизненными обстоятельствами, — это явления, которые принципиально отличаются по своей природе. Показатель эмоционального потенциала учитывает ошибку и объясняет способы сознательного влияния на платформу эмоциональных переживаний. На рисунке 2 заштрихованные стрелки обозначают пункты сознательного воздействия на чувственные переживания.


Рис. 3. Природа факторов, влияющих на возникновение эмоции и уровень эмоционального потенциала личности

Эмоциональный потенциал — это характерологическая особенность личности, определяемая способностью в максимально полном объеме перенастраивать психическое и соматическое функциональное состояние в соответствии с актуальной жизненной проблемой. Способность сопереживания и оказания эмоциональной поддержки тем, кто находится в трудном положении, зависит от уровня эмоционального потенциала. Чем он выше, тем эффективнее поддержка. Но вместе с тем, он повышает риск эмоционального разлада, который может разрушительно влиять на взаимодействие членов группы, если они обладают высоким эмоциональным потенциалом и неодинаково воспринимают общую проблему. Поэтому гармонизация внутригрупповых отношений достигается благодаря мобилизации эмоционального потенциала членов группы, а также интеллекта, разграничивающего дискуссию и конфликт.

Эмоциональный потенциал подвержен «выгоранию» в условиях длительного эмоционального стресса, физиологического утомления и при заболевании. Поэтому преодоление последствий «выгорания» предшествует психологической помощи, оказываемой в мобилизации потенциала и в восстановлении общения с окружающими по каналам вербальной и невербальной коммуникации. Именно высокий эмоциональный потенциал отличает творческую личность, выражающую эмоции вербально или набором звуков и визуальных образов.

Психологическая помощь в восстановлении эмоционального потенциала предусматривает, во-первых, измерение его уровня и, во-вторых, гармонизацию индивидуального психоэмоционального состояния и отношений с окружающими. Прежде всего, имеется в виду преодоление негативного эмоционального стресса, провоцируемого внутриличностными и межличностными конфликтами.


Рис. 4. Зависимость эмоционального потенциала от контроля со стороны неспецифических систем мозга, ответственных за регуляцию функционального состояния

Рисунок 4 иллюстрирует принципиальный момент управления эмоциями и мотивациями. Отмечается один и тот же аппарат их контроля. Этот аппарат представляет собой часть неспецифических мозговых систем, ответственных за регуляцию функционального состояния организма, включая мозг. Нейрофизиологические исследования, проведенные ранее в модельных экспериментах на животных [2], служат подтверждением системной цельности иерархической организации мозга. Глубинные структуры гипоталамуса, контролирующие потребности, находятся на вершине иерархии. По всей видимости, кора больших полушарий выполняет сервисную роль, действуя под руководством регуляторного аппарата. Связь специфических интеллектуальных и неспецифических регуляторных процессов обеспечивается гетерогенностью модулей, в которых специфические нейроны совмещены с неспецифическими, передающими управляющие сигналы из центрального аппарата мотивационного и эмоционального контроля [2; 3; 5]. Механистичное мнение о распределении функций мозга по отдельным нейронным сетям создает препятствие для изучения принципов системной консолидации мозга.

В процессе интервью респонденты постоянно обращались к вопросу о целесообразности чувственных переживаний. Цель эволюции заключается в повышении выживаемости, поэтому эволюционно заданные чувственные переживания содействуют выживанию. Так ли это? Нет ли ошибки эволюции в поддержании высокого уровня чувств, которые часто сопряжены с негативными ощущениями? Впервые ответ предоставил Ч. Дарвин [9], когда описал особенности эмоциональных проявлений и невербального общения не только у людей, но и у животных. Эволюционно поддержанное расширение переживаний содействует выживанию, поскольку обеспечивает коммуникацию в группе. Не только выживание, но и личный успех обусловлен внутригрупповой консолидацией, создаваемой взаимопониманием и надежными каналами коммуникации.

Рисунок 5 демонстрирует эволюционно заданное совмещение эмоций и чувств на платформе, которая служит основанием интеллекта и сферы коммуникации.


Рис. 5. Роль эволюции в объединении эмоций и чувств на платформе эмоциональных переживаний

О перспективе образной психологии в объединении известных методов психологической помощи

В ходе опроса респонденты сокрушались по поводу негативных переживаний, провоцируемых конфликтом, но вместе с тем отмечали полезную целесообразность переживаний. Чем шире круг переживаний, тем глубже восприятие возникшей проблемы и тем больше набор мотивированных вариантов выхода из проблемной ситуации. Респонденты подтверждали, что мотивированные переживания составляют платформу, поддерживающую интеллект и коммуникацию с окружающими. Мнения относительно инстинктивно заданных мотиваций совпадали, но расходились при изложении побуждений и психологических установок, которые формировались на основе личного опыта.

В правой части рисунка 6 демонстрируется прямое, не опосредованное промежуточными событиями, плодотворное влияние платформы эмоциональных переживаний на выбор оптимального варианта после построения ряда вариантов возможного решения проблемы.


Рис. 6. Арсенал методов психологической помощи в сложной ситуации. Совокупность эмоциональных переживаний является основополагающим фактором, влияющим на мобилизацию интеллекта. Стрелками обозначены направления помощи, предусмотренной образной психологией в поиске решения острой проблемы

Однако нельзя не отметить тот факт, что преимущество многовариантного способа решения реализуется только тогда, когда нет ограничений во времени. В условиях, когда ситуация изменяется неожиданно и требуется экстренное решение, многовариантный способ отвергается, является неприемлемым. Эволюция, снабдив человека эмоциональными стимулами многовариантного поиска, одновременно подготовила человека к моновариантному выходу из проблемной ситуации. Интуиция, предоставляющая единственный вариант разрешения проблемы, включается инстинктивно и не провоцирует сопряженных эмоциональных переживаний, которые могли бы препятствовать мобилизации интеллекта. Ранее специально были рассмотрены принципы интуитивного способа решения экстренной проблемы при обращении к личному опыту и доступной информации, распределенной в памяти в соответствии с ее весовыми параметрами [3; 4].

Опыт медиативного урегулирования конфликтов [6] свидетельствует о том, что избавление от побочных переживаний, не связанных с острой проблемой, снимает помеху ее разрешению. Издавна ведется разработка способов психологической помощи в избавлении от помехи.

На рисунке 6 в левой части приводится набор психологических практик, обеспечивающих снятие эмоционального напряжения и подавление излишних переживаний, угнетающих функциональное состояние. Прежде всего, имеется в виду медитация с освобождением от потоков эмоциональных переживаний ради беспристрастного восприятия сложившейся ситуации и принятия приемлемого решения острой проблемы. Далее можно полагать, что буддийский прием культивирования «сати» с осознанным волевым решением проблемы является аналогом интуиции. Это прием определяется в современной психологии термином «майндфулнес». Если интуиция включается инстинктивно, то волевое решение осознанно убирает сомнения в правильности совершаемых действий. Явление катарсиса известно со времен Древней Греции. Необходимо найти чувства, которые снимают переживания, подавляющие психику. Природа явления остается загадочной, но его эффект не вызывает возражений.

В средней части рисунка 6 обозначены методы, активно разрабатываемые современными специалистами помогающих профессий. Благодаря медиации снижается уровень агрессии и формируется благополучная социальная среда. Постоянно расширяется спектр психотерапевтических методов, помогающих находить выход из трудных жизненных ситуаций с избавлением от негативных переживаний. В основе методов лежат игровые принципы. Люди любого возраста, от раннего детства до поздней старости, моделируют в игровых ситуациях реальные проблемы и ту роль, которая облегчает выход из трудной ситуации. Роли берутся или из повседневности, или из криминальной обстановки. Многие полагают, что древние греческие боги отражают человеческие достоинства, и поэтому пытаются воспроизводить их в своем поведении. Участие в игре снабжает навыками решения проблем. Экстренное подавление эмоционального стресса достигается благодаря методике «3С» [6], которая основывается на использовании смеха, слез и секса.

Становление образной психологии обусловлено достижениями информатики, изучающей принципы построения образа объекта в условиях недостатка и противоречивости наличной информации. Образная психология, признавая целесообразность эволюционно заданных принципов психической конструкции, фокусирует внимание на соотношении комплекса эмоциональных переживаний и ведущих мотиваций, которые влияют на использование доступной информации при совершении поступков. Ее главная цель — проследить принципы ответственного решения под влиянием эмоционального состояния и рассмотреть способы его коррекции. Достоинство образной психологии заключается в объяснении природы методов, которые используются для поддержания оптимального состояния, способствующего разрешению жизненных проблем.

Выводы

1. Инициация эмоций и включение эмоциональных переживаний осуществляется под контролем осознаваемых и неосознаваемых мотиваций, задаваемых генетически и формируемых обучением. Выделяются категории эмоций, задаваемых мотивациями в шести стандартных поведенческих ситуациях, сопряженных с изменением благополучия (угроза, сопротивление, нарушение благополучия, а также обретение благополучия, появление партнера и обновление обстоятельств). Привлечение данных предыдущих нейрофизиологических исследований объясняет организацию эмоций и мотиваций вместе с эмоциональными переживаниями в рамках цельной системной деятельности мозга.

2. Эмоциональный потенциал личности определяется мобилизацией мозгового аппарата, контролирующего мотивации и эмоции. Он характеризуется способностью осознавать структуру собственных эмоций и эмоциональных переживаний на платформе, определяющей поведение, а также способностью оценивать эмоциональное состояние партнера, воспринимая его невербальные посылки и создавая общее контекстное поле с взаимопониманием и сопереживанием общих эмоций.

3. Целесообразность эмоций объясняется стабильной стандартной настройкой всех систем организма к действию в проблемной ситуации без сознательного контроля, замедляющего реакцию. Целесообразность эмоциональных переживаний становится понятной, если оценить их основополагающую роль в невербальной коммуникации, обеспечивающей максимально быструю передачу информационных посылок и команд к исполнению. Отмеченная целесообразность поддержана эволюцией и закреплена генетически.

4. Концепция платформы эмоциональных переживаний, предложенная в рамках образной психологии, позволяет теоретически объединить известные с древних времен практические методы, облегчающие решение жизненных проблем. Имеются в виду медитация, катарсис, сати (майндфулнес) и игровые модели, обеспечивающие селекцию эмоциональных переживаний, а также методы использования интуиции и мобилизации интеллекта в условиях многовариантного решения сложной проблемы.

Литература

  1. Лавров В.В. Классификация эмоций, вызываемых благоприятными, неблагоприятными и неопределенными поведенческими ситуациями // Путь науки. – 2015. – № 12 (22). – С. 90-92.
  2. Лавров В.В. Между мозгом и психикой. – Saarbrücken: OmniScriptum Publishing Group, 2016. – 171 с.
  3. Лавров В.В., Рудинский А.В. Триада стратегий обработки информации при опознании неполных зрительных образов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6 (2). – С. 375-380.
  4. Лавров В.В., Рудинский А.В. Формирование матрицы цельного образа при раздельном восприятии элементов комплексного объекта // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследования. – 2016. – № 7 (1). – С. 91-95.
  5. Лаврова Н.М., Рудинский А.В., Лавров В.В. Модель работы системы памяти при изменении веса информации // Современные проблемы науки и образования. Биологические науки. – 2010. – № 1. – С. 18-23.
  6. Лаврова Н.М., Лавров В.В., Лавров Н.В. Медиация: принятие ответственных решений. – М.: Изд-во ОППЛ, 2013. – 224с.
  7. Павлов И.П. (1927) Лекции о работе больших полушарий головного мозга. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. – 351с.
  8. Реестр новых научных направлений / ред. Ледванов М.Ю. – М.: Изд-во Академия естествознания, 2018. – Т. 1. – 249 с.
  9. Darwin Ch. The expression of the emotions in man and animals. – London: J. Murray, 1872.
  10. Steiner C., Perry P. Achieving Emotional Literacy. – London: Bloomsbury, 1997.
  11. White M., Epston D. Narrative Means to Therapeutic Ends. – New York: W.W. Norton, 1990.

Источник: Лаврова Н.М., Лавров Н.В., Лавров В.В. Эмоциональная платформа и эмоциональный потенциал личности в аспекте образной психологии // Антология российской психотерапии и психологии. Специальный выпуск. Психотерапия в помощи гражданам, семьям, коллективам, всему обществу во время пандемии, вызванной коронавирусом. М.: ОППЛ, 2020. С. 156–164.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»