Проблема интеграции личности является, прежде всего, практической проблемой и реализуется либо в непосредственной жизнедеятельности субъекта, либо путем специальной психопрактической деятельности, либо в процессе и того, и другого. В норме личность является интегрированной, если процессы развития и жизнедеятельности вполне благоприятны психологическому благополучию субъекта. В более сложных случаях требуется та или иная специальная деятельность по интеграции личности, например, психотерапевтическая. В то же время, разные типы людей интегрируются по разным сущностным основаниям и разными путями. Важно выявить эти основания интеграции личности.
Теоретические основы исследования
Проблема интеграции в психологии давно занимает важное место и разрабатывается рядом исследователей. К.Г. Юнг полагает, что психотерапия личности происходит путем интеграции ее составляющих, прежде всего, бессознательных, в результате чего конструируется более глобальный центр личности. Интеграция личности в процессе ее индивидуации — сложный, болезненный и опасный процесс, поскольку активация личностных вытеснений ведет к усилению бессознательных комплексов, архетипов и ослаблению сознания. В конечном счете, завершением этих процессов является цельность личности (Юнг, 2008). А.Г. Маслоу рассматривает индивидуума как исходно интегрированное целое и на этом строит свою теорию мотивации и пирамиду потребностей. В то же время А.Г. Маслоу полагает, что существуют сегментированные и дезинтегрированные реакции. Наивысшей степени интеграции индивидуум достигает в состояниях высочайшей радости, вершины творчества, в критические моменты, в ситуации предельного напряжения, пиковых переживаний и т.п. (Маслоу, 2014). Более глобальную позицию интеграции занимает К. Уилбер, предлагая интегральную модель Космоса. В то же время значительное содержание его теории принадлежит личностному развитию: от доличностных стадий через личностные к надличностным. В конечном счете К. Уилбер развивает практику интегральной жизни — индивидуализированную технологию личностного саморазвития (Уилбер, 2009). В целом, проблематика личностной интеграции в ее различных аспектах характерна для трансперсональной психологии (Гроф, 2020 и др.).
В ряде своих работ к вопросам интеграции в психологии обращается В.А. Мазилов. В частности, автором рассматривается проблема интеграции психологического знания. В.А. Мазилов отмечает, что «мощная волна интеграционного движения произошла в связи с возникновением системного подхода, получившего широкое распространение в психологии», но в целом этот подход не оправдал ожиданий. Тем не менее, в современных условия интеграция психологического знания представляется автору вполне реальной через его стихийную горизонтальную интеграцию. При этом автор различает стихийную и целенаправленную интеграцию психологии, вторая осуществляется путем целенаправленной методологической работы. В.А. Мазилов детально исследует оба вида интеграции. При интеграции психологического знания возникает проблема разнообразия предметов исследования, терминов, теорий и т.п. В связи с этим ученым предлагается интеграция психологии через разрабатываемую им коммуникативную методологию психологии (Мазилов, 2006; 2007; 2010 и др.).
В ряде своих исследований вопросами практической интеграции личности занимается И.Н. Карицкий. Так, им разработана структура психологической практики, которая включает ряд «измерений» практики: вертикальное (основания практики), горизонтальное (психопрактические аспекты, задачи), временное (динамика практики), глубинное (степень захваченности психических структур личности), эссенциальное (степень актуализации внутреннего потенциала личности), функциональное (степень соответствия конкретной психопрактики конкретной личности), индивидуальное (личностное содержание субъекта практик). Автор также рассматривает пятиуровневую структуру человеческого существа, эти уровни: телесный, физический, психофизиологический (энергетический), эмоциональный, ментальный и духовный (Карицкий, 2002; 2017; 2018а; 2918б). И.В. Антоненко в своих работах рассматривает доверие как интегрирующий фактор личности, межличностных отношений и общества (Антоненко, 2006; 2012).
Цель и задачи исследования
Целью является показать существующие типы интеграции личности на основе базовых сфер человеческой жизнедеятельности. Задачи представлены выделением и исследованием основных типов и субтипов интеграции, реализующейся через физическую, эмоциональную и духовную сферы человека.
Материалы, методы, результаты, обсуждение
Существует множество теорий личности. Например, Р. Фрейджер и Д. Фейдимен выделяют тридцать одну теорию, таких как теории З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, М. Кляйн, Ф. и Л. Перлс, К. Хорни, Э. Эриксона, В. Райха, У. Джеймса, Б.Ф. Скиннера, Дж. Келли, А. Бека, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма, Г.С. Саливана, А. Бандуры, К. Левина и др., в том числе в рамках йоговской, буддистской, суфийской, теософской традиций. К. Холл и Г. Линдсей рассматривают шестнадцать теорий, Л. Хьел и Д. Зиглер — более четырнадцати теорий. Этим список теорий личности далеко не исчерпан, собственно, существуют десятки и сотни больших и малых теорий личности. Другими словами, критериев построения теорий личности множество, они не являются общезначимыми и отражают разнообразие ракурсов ее исследования (Фрейджер, Фейдимен, 2006; Холл, Линдсей, 1997; Хьелл, Зиглер, 2005).
Беря за основу выделенные И.Н. Карицким уровни личности: физический, психофизиологический, эмоциональный, ментальный и духовный (Карицкий, 2002, с. 177–181), — мы выделяем четыре фундаментальные основы жизнедеятельности личности: физическое тело, эмоциональную, ментальную и духовную сферы, — каждая из которых характеризуется своими специфическими процессами. В каждом человеке они существуют в разных соотношениях, образуя особенный рисунок личности. В то же время в человеке есть ведущая сфера, вокруг которой личность интегрируется и через которую в основном реализуется жизнедеятельность личности. Таким образом, существуют четыре основных идеальных типа личности по центру ее интеграции (физическая, эмоциональная, ментальная и духовная личность) и ряд личностей с более сложным паттерном реализации в этих сферах. Поэтому мы выделяем еще двенадцать подтипов, имея в виду, что основной центр интеграции личности модифицируется второй по значимости для личности сферой проявления (субсферой), образуя интеграции: физическую эмоциональную, физическую ментальную, физическую духовную, эмоциональную физическую, эмоциональную ментальную, эмоциональную духовную, ментальную физическую, ментальную эмоциональную, ментальную духовную, духовную физическую, духовную эмоциональную и духовную ментальную. Не во всех случаях интеграция личности осуществляется в полной мере, гармонично, часто наблюдаются различные сбои в интеграции, что становится предметом психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии, психиатрии и т.п. Но если интеграция личности произошла успешно и конгруэнтно, то такая личность обладает высоким уровнем доверия к себе (Антоненко, 2006; 2012). Рассмотрим типы личностной интеграции.
Физическая интеграция личности. Основная направленность личности на тело и физическую деятельность. Жизнь полноценна, только если есть взаимодействие с физическим материалом, его преобразование. Личности этого типа интеграции в основном заняты в сферах физической работы, спорта, танцев, различного рода телесных практик. Для них существенны достижения в области взаимодействия с физической реальностью и работа с собственным телом, картина мира строится вокруг физического и телесного. Сельскохозяйственные работы, скотоводство, рыболовство, охота, горнодобывающие работы, труд на промышленных предприятиях, связанный с обработкой материалов и машиностроением, ремонт техники, строительство, производство тканей, швейное дело, физические виды спорта, танцевальные виды искусства, до определенной степени скульптура и живопись, вождение автомобилей и другой техники, — все это области приложения жизненных сил этого типа личности. Эмоциональная, ментальная и духовная сферы только обслуживают физическую центрацию и реализацию личности. Даже если человек работает не в сфере физической деятельности, он и здесь предпочитает те формы занятий, в которых присутствует физическое взаимодействие.
Эмоциональная интеграция личности. Основная направленность личности на чувства, эмоции, переживания. Жизнь наполнена только если есть эмоционально-чувственные переживания, все реакции эмоциональны, часто чрезмерно, страстно, жизнь как эмоциональные отношения. Личность этого типа может работать в разных сферах деятельности, важно, что деятельность протекает через эмоциональные реакции, и еще важнее, что сама жизнь такого рода строится через эмоциональные переживания и, прежде всего, в личных отношениях. В то же время существуют и специфичные для эмоционального типа интеграции личности области деятельности. Это прежде всего, музыка, театр, кино, в целом разные сферы искусства, где важны эмоциональные проявления, часто виды деятельности, связанные с общением и взаимодействием людей, частично медицинская сфера, а также сфера массовых проявлений чувств: слушатели концертов, болельщики, участники фестивалей и т.п.
Ментальная интеграция личности. Основная направленность личности на понимание, мышление, интеллектуальное структурирование реальности, поиск существенного, причин явлений, построений малых и больших концепций и теорий, систематизация и классификация, разработка стратегических и тактических планов, в целом — рациональность. Люди этого типа работают в разных сферах деятельности, их особенность — умственное постижение действительности, области их деятельности, взаимоотношений. Специальные сферы деятельности для ментального типа интеграции личности — это наука, технические и технологические разработки, юриспруденция, политика, частично менеджмент, частично медицинская сфера.
Духовная интеграция личности. Основная направленность личности на тонкие проявления реальности, на то, что лежит за завесой материального, на взаимоотношения с духовным планом действительности, его обитателями и Богом. С одной стороны, эти люди характеризуются существенно более высокой чувствительностью к восприятию мира и видением запредельного, с другой — они мало заинтересованы материальной, физической сферой, смысл их жизни, их радость и счастье состоят в пребывании в духовном мире, что обычно достигается через молитву, созерцание, медитацию или специальные духовные техники, в том числе обрядовые, двигательные, танцевальные, дыхательные. Личности этого типа интегральности могут находится в разных сферах социальной деятельности, выполнять добросовестно свою работу, но истинная погруженность их души — это пребывание в духовных сферах. Это не обязательно люди церкви, но часть священнослужителей несомненно принадлежат этой интегральности.
Физическая эмоциональная интегральность. Основная сфера реализации личности физическая, модифицированная эмоциональностью. То есть достижения в физической сфере осуществляются через эмоциональность. Например, спортсмен достигает своих результатов через эмоциональный подъем, аналогично для работника физического труда важны эмоциональные отношения, эмоциональная поддержка, вдохновение. При физической ментальной интегральности достижения в телесной и физической областях реализуются путем умственной работы, личности этого типа стремятся понять, каким образом может быть достигнут нужный результат, структурируют свою сферу деятельности, ее предмет и методы работы. При физической духовной интегральности личность осуществляет деятельность медитативно, созерцательно, в состоянии внутреннего покоя, гармонии, полного принятия своих сил, что позволяет достигать наивысших результатов. Для спортсменов это в основном трансовые состояния. Как подчеркивают многие исследователя спорта высших достижений, именно трансовое состояние позволяет спортсмену прийти к успеху.
Эмоциональная физическая интегральность. В этом случае эмоциональное выражение реализуется через физические действия. Например, в танце, мимике, жестикуляции, экспрессии. Эмоциональная ментальная интегральность осуществляется через понятийный строй, есть не только эмоциональный регистр, но он еще концептуализируется. Это характерно для ряда писателей. Эмоциональная духовная интегральность реализуется через экстаз, вдохновение, высшие переживания, чувство слияния с миром и духовной реальностью.
Ментальная физическая интегральность. В этом случае личность реализуется через понимание физической реальности, ее объектов и процессов, открытие законов и закономерностей. При ментальной эмоциональной интегральности постижение реальности, процессы построения концепций и теорий сопровождаются эмоциональным подъемом, вдохновением, радостью творчества. В случае ментальной духовной интегральности умственная деятельность сопровождается процессами созерцания, является медитативной, а личности открываются законы мироздания.
Духовная физическая интегральность. Постижение духовного мира осуществляется через обрядовые практики, духовные действия, танцы (например, суфийские танцы), телесные и дыхательные техники (например, хатха- и раджа-йога низших ступеней, даосские техники, цигун и т.п.). Духовная эмоциональная интегральность реализуется через эмоциональный подъем, соответствующее пение, радение, экстаз, переживание высших чувств. Духовная ментальная интегральность достигается через понимание духовного мира, часто описание его и структурирование. Собственно, многие религиозные тексты концептуального характера написаны личностями, реализованными по типу духовной ментальной интегральности. Например, Дионисий Ареопагит таким образом создает иерархию ангельских чинов.
Заключение
Были рассмотрены типы интеграции личности на основе выделения четырех ее фундаментальных оснований: физического, эмоционального, ментального и духовного. Определены четыре чистых интегральных типа: физический, эмоциональный, ментальный и духовный, а также двенадцать промежуточных: физический эмоциональный, физический ментальный, физический духовный, эмоциональный физический, эмоциональный ментальный, эмоциональный духовный, ментальный физический, ментальный эмоциональный, ментальный духовный, духовный физический, духовный эмоциональный и духовный ментальный. Определены их основные психологические характеристики и особенности, виды направленности на реальность.
Библиографический список
- Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия. Москва: Флинта; Наука, 2006.
- Антоненко И.В. Интегративный потенциал доверия: метаотношение и функции // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 1. С. 104-108.
- Гроф С. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации. Москва: Ганга, 2020.
- Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. Москва; Челябинск: Социум, 2002.
- Карицкий И.Н. Базовая структура психологической практики // Перспективы психологической науки и практики. Сборник статей Международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Белгородского и др. Москва: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017. С. 62-67.
- Карицкий И.Н. Конструирование миров // Методология и история психологии. 2018а. Выпуск 1. С. 5-14.
- Карицкий И.Н. Психологическая практика: системогенез оснований, аспектов и динамики // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Ярославль: ЯГПУ, 2018б. С. 54-57.
- Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии. Ярославль: МАПН, 2006.
- Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007.
- Мазилов В.А. Методология отечественной психологической науки: основные направления исследований и разработок // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 3. С. 174-191.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2014.
- Уилбер К. Интегральное видение. Москва: Открытый мир, 2009.
- Фрейджер, Р. Личность: теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006.
- Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. Москва: КСП+, 1997.
- Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
- Юнг К.Г. Структура и динамика психического. Москва: Когито-Центр, 2008.
Источник: Антоненко И.В. Типы интеграции личности // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27 мая 2022 г.) / под науч. ред. В.А. Мазилова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 7–12.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать