Публикуем отрывок книги Е.А. Бауэр, Л.Н. Бенелли «Расстройства личности. Некоторые практические аспекты психотерапевтической работы с пациентами». Глава посвящена основным аспектам психотерапевтической работы с отдельными расстройствами личности. Предлагаем фрагмент о нарциссическом расстройстве личности.
Пациенты с расстройством личности страдают от связанных с расстройством личности проблем, но при этом часто не обладают мотивацией для изменения. Они пытаются стабилизировать свою систему и уменьшить проблемы. У них есть мотивация к стабилизации, но отсутствует мотивация для изменения. Итак, рассмотрим основные аспекты психотерапевтической работы с отдельными расстройствами личности
Нарциссическое расстройство личности
Нарциссическое расстройство личности характеризуется убеждённостью в своей уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют.
Важные критерии:
- грандиозное чувство собственной значимости,
- повышенная требовательность.
Главная установка — «достижения играют важную роль в получении признания».
Основная причина обращения нарциссических пациентов за лечением — депрессия. Факторы, способствующие развитию депрессии, часто включают в себя проблемы в отношениях или их разрыв, неприятности на работе или какой-то кризис, при кᴏᴛᴏром в результате разочарования или оскорбления ущемляется чувство грандиозности. При этом речь идет о фрустрации основных потребностей, неадекватной постановке границ.
Установки:
- я уникален;
- для меня существуют особые правила;
- гордый ребенок — другие восхищаются мной;
- я неудачник, ничто;
- мне стыдно / завидно / я одинок;
- постоянный критик;
- я не знаю, каков я на самом деле;
- я обречен на одиночество.
Основные эмоции:
- гордость, превосходство и исключительность;
- стыд и неполноценность;
- зависть;
- чувство недолюбленности;
- подавленная злоба;
- хроническое чувство скуки, пустоты и одиночества;
- ощущение угрозы.
Коморбидность:
- истерическое расстройство личности;
- депрессивность, суицидальность;
- социальные фобии;
- аддикции.
Любовь и сексуальность:
- явно: промискуитет, соблазнительность, частая влюбчивость;
- скрыто: неспособность любить или оставаться влюбленным, склонность рассматривать объект любви не как самостоятельного человека, а как некий ограничитель свободы, иногда и сексуальные отклонения.
Когнитивный стиль: сильная тенденция неверно интерпретировать реальность, если существует угроза для самооценки.
Альтернативные установки по Беку:
- Будь нормальным. Нормальные вещи тоже могут быть приятными.
- Можно быть человечным и при этом оставаться особенным.
- Сотрудничество в команде стоит того.
- Долгосрочное уважение лучше краткосрочного восхищения.
- У других людей тоже бывают свои потребности и мнения, с которыми следует считаться.
- Каждый человек по-своему уникален.
Терапевтические правила работы
1. Терапевт следит за соблюдением своих прав, при этом не выступая в роли судьи по отношению к пациенту. Пример: «Я знаю, что, возможно, Вы и не собирались меня обидеть. Но я себя чувствую очень нехорошо, когда Вы так со мной говорите».
2. Терапевт не позволяет пациенту помыкать им и делать то, что он не хочет делать. Речь идёт о переносе сеансов, анализе партнёров и соперников с целью лучше ими манипулировать.
3. Терапевт четко объясняет, что терапевтическое общение может основываться только на равноправии, а не на отношении между шефом и подчиненным.
4. Терапевт следит за тем, как с ним общается пациент, и реагирует на все признаки неуважительного к себе отношения. Терапевт обращается к одинокому ребенку пациента, указывает на него и поддерживает пациента в смысле эмпатического построения отношения.
5. В случае конфликтов не следует обсуждать содержательную сторону. Необходимо говорить только о способе поведения и о влиянии на Вас как терапевта. Вот вопросы, которые можно задать пациенту: «Что происходит в данный момент с Вами?», «Какие установки активируются?», «Как Вы себя чувствуете?», «Ваши слова действуют на меня уничижающе и очень обидны», «Это отталкивает меня от Вас».
6. Терапевт следит за нарциссическими проявлениями пациента и указывает ему на них.
Пример подобных проявлений:
- унижающее и критикующее поведение;
- замечания — как отрицательные, так и положительные;
- замечания, касающиеся статусности или достижений.
7. Терапевт помогает пациенту признать свою обидчивость:
- терапия как модель общения, позволяющая признать свою обидчивость и рассматривать её не как слабость;
- терапевт не раскрывает перед пациентом свою личную жизнь, а показывает ему, как он себя чувствует в данный конкретный момент.
Источник: Бауэр Е.А., Бенелли Л.Н. Расстройства личности. Некоторые практические аспекты психотерапевтической работы с пациентами: учебное пособие. М.: МГТА, 2019. С. 22–25.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать