
Введение
В современных условиях наступившего тысячелетия актуализируются проблемы, связанные с расширением сознания и духовным развитием; возрастает необходимость внутреннего переживания и переосмысления собственного жизненного опыта, нахождения места в нескончаемом потоке намерений, кризисов и коллизий и, соответственно, принятия ответственности за реализацию своего уникального потенциала. В этой связи профессиональная помогающая деятельность приобретает особое значение в плане творческого сопровождения субъектов жизнедеятельности на их жизненном пути. На практике может использоваться при подготовке специалистов в области помогающей деятельности и в воспитательном процессе в средних учебных заведениях1 [1].
Постановка проблемы
Сегодня возрастает потребность и запрос на оказание профессиональной психологической помощи. Как отмечал Виктор Франкл: «Мы живем в то время, когда распространяется чувство смыслоутраты» [2].; «Индустриализация идет в ногу с урбанизацией, отрывая человека от его корней, отчуждая от традиций и передаваемых через традиции ценностей» [2]. Такой экзистенциальный вакуум, смыслоутрата, по мнению В. Франкла, приобретает вид «социогенного невроза».
Индустриально развитое общество, удовлетворяя материальные потребности человека, оставляет нереализованной потребность в смысле, приводит к ощущению смыслоутраты.
Опыт помогающих психологов показывает, что информационная перегруженность, множественность выборов, клиповое мышление порождает у человека потребительское отношение к жизни, тревогу, страх неопределенности, когнитивный диссонанс, а, следовательно, агрессивность и враждебность, социальную виктимность, т. е. жертвенность.
Экзистенциальный аспект в профессиональной деятельности психолога
Вопрос о духовной ценности и смысле человеческой жизни, ответственность за ее проживание становится актуальным в современном изменяющимся мире. Н.В. Гришина отмечает, что экзистенциальная психология может ответить на очевидную необходимость в описании проблем человека, его взаимоотношений с окружающим миром, помочь в решении задач человеческого существования.2 Термин «экзистенциальный», означающий «существование», «бытие» указывает на философско-гуманистический смысл. Дж. Бьюдженталь называл экзистенциально-гуманистическую терапию «жизнеизменяющей, жизнеутверждающей» и обращал внимание на субъективность — субъективное переосмысливание жизненных вопросов [3; 4].
Пространство экзистенциальной реальности определяется четырьмя направлениями (рис. 1), соответственно основным параметрам существования человека:
- Универсальное всеобщее существование. Экзистенциальные данности: жизнь-смерть, смысл-бессмыслие, свобода-безопасность, общение-одиночество. Общечеловеческие ценности: любовь, добро, признание.
- Индивидуальное существование: ценностно-смысловой, мотивационно-волевой аспект, индивидуально-психологические свойства и способности.
- Объективное существование: пол, возраст национальная, культурная, социальная, профессиональная принадлежность.
- Субъективное существование: чувства, переживания, опыт, отношения.
Осознанная интеграция данных векторов экзистенциального пространства предполагает возможность создания гармоничного состояния субъекта, что повышает его способность к жизнетворчеству. С точки зрения помогающих специалистов это создает необходимую предпосылку для диалогического взаимодействия с теми, кому оказывается помощь.
«Модель экзистенциальной реальности позволяет рассмотреть индивидуальные особенности субъекта, на которые необходимо опираться в процессе его подготовки к выполнению профессиональной роли. Профессиональная роль рассматривается нами как качества и функции, ожидаемые от субъекта профессиональной деятельности. Эти ожидания определяют общие контуры профессионального поведения, а исполнение роли зависит от психологической готовности субъекта к её выполнению».1
«Разработан технологический алгоритм специальной процессуально-профессиональной подготовки (СППП) как метод формирования психологической готовности к выполнению профессиональной роли, реализующий возможности экзистенциально-гуманистического подхода в психологии. Технологический алгоритм СППП апробирован многократно при обучении психологов-консультантов, помогающих специалистов и руководителей среднего звена. По выделенным критериям обоснована эффективность СППП и доказана возможность его использования для совершенствования и модернизации подготовки специалистов в различных областях профессиональной деятельности».1
Социальный аспект в профессиональной деятельности психолога
Психологическая помощь, осуществляемая профессионально подготовленным специалистом, направлена на поддержание человека в процессе формирования осмысленного ответственного отношения к своей жизни для разрешения поставленных ею задач. Психологи оказывают помощь, т. е. могут оказывать поддержку в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и опытом [5]. Профессиональная подготовка к выполнению роли помогающего специалиста предполагает получение соответствующих знаний, умений и навыков, а также формирование психологической готовности к выполнению деятельности по поддержанию человека в создавшейся жизненной ситуации3 [6].
Профессиографический анализ деятельности психолога как помогающего специалиста, показал, что необходимыми качествами субъекта данного труда являются: милосердие, дипломатичность и мужество оптимизма. При этом важными функциями исполнения данной работы являются доверие, присутствие, рефлексирование, опознавание и ответственность [1]. В современных условиях актуализируется необходимость сформированности профессионального самосознания помогающего специалиста.
При осуществлении помогающей деятельности, к которой относится профессия психолога, между помогающим и тем, кому оказывается помощь, складываются определенные отношения. Диалоговая форма общения в процессе помогающей деятельности является основополагающей по причине её универсальности относительно существования человека, имеется в виду: общение с собой, общение с другими, общение с окружающим миром в целом.
Русский мыслитель, философ и филолог Михаил Михайлович Бахтин, воплотивший идеи гуманитарного мышления в «поэтику культуры» (термин В.С. Библера), писал о диалоге как основе взаимопонимания, согласно такому взгляду: быть с человеком в диалоге означает понимать его как субъекта диалога [7].
Важнейшей формой профессиональной деятельности психолога-консультанта является ведение и поддержание созвучного диалога с тем, кому оказывается помощь. Взаимодействие в процессе осуществления диалога повышает его осознанность, волевую активность и ответственность. Необходимо понимать обратившегося за помощью как субъекта обращения, что помогает его осознанности и исцелению [8].
В психологии проблема профессиональной деятельности неразрывно связана с субъектом её осуществляющим, а результат труда во многом определяется свойствами исполнителя и их соответствием профессии. Подготовка к оказанию психологической помощи предполагает формирование сознательного отношения к своей профессиональной роли, понимание ее ценностно-смыслового аспекта и компетентность в диалогическом общении на экзистенциальном уровне. Также важной составляющей процесса подготовки специалистов является супервизорская поддержка и помощь. Становление психологической готовности к помогающей деятельности основывается на обращении к внутренней активности сознания через эмпирический опыт проявления профессиональных качеств и функций [9].
Сейчас, по утверждению Дмитрия Алексеевича Леонтьева, современные ориентиры направляются «от жизнедеятельности к жизнетворчеству, от смысловой регуляции к регулированию смыслов, от психологии "изменяющейся личности в изменяющемся мире" к психологии личности, творящей и изменяющей себя и свой жизненный мир» [10].
В этой связи важным становится внимание к экзистенциальной реальности и самих субъектов профессиональной помогающей деятельности, включая тех, кто оказывает супервизорскую поддержку.
Важность супервизии в профессиональной деятельности психолога
Важность супервизии как формы поддержки, вдохновления и обучения помогающих специалистов, прежде всего педагогов, психологов, социальных и медицинских работников является несомненной [11–14]. При этом исполнение роли супервизора предполагает его включенность в процесс диалога с тем, кому оказывается помощь на основе осознания внутренних аспектов собственного существования. Вдохновление другого человека на поиск ответов при решении возникшей проблемы возможно лишь при готовности супервизора быть открытым, отдавать, делиться своим видением жизненной ситуации. В книге, посвященной супервизии, Питер Ховкинс и Робин Шохет написали: «Итак, мы считаем, что только тогда можем отдавать, когда наши собственные потребности каким-то образом признаются и удовлетворяются, отдавать, чувствуя, что нам есть, что отдать, а не просто потому, что клиент этого требует или мы «обязаны» делать это» [15].
В проведенном под нашим руководством исследовании, посвященном изучению представления студентов-психологов о супервизоре, В.М. Чекандиной было показано, что интернальность, т. е. принятие ответственности за свою жизнь и поступки (внутренний локус контроля) является фактором, влияющим на представление о супервизорской поддержке [12].
Экзистенциально-гуманистическое направление в психологии опирается на рассмотрение существования человека в контексте его личностного и духовного роста, трансцендентности и ответственности за свою жизнь. Быть живым, способным изменяться, преобразовывая себя и свое окружение, означает проявление заботы — интереса к собственному существованию. Фундаментом данного подхода является обеспечение полного присутствия и глубинной включенности в процесс диалогического взаимодействия с обеих сторон. Присутствие помогающего, обеспечиваемое его готовностью помочь, отдать, поддержать, вдохновить, надеждой на способность человека реализовать на глубинный интерес к себе, внимательностью и сенситивностью создают условия для погружения во внутренний поиск.
Взаимовлияние, взаимоуважение и взаимопонимание являются важным основанием экзистенциально-гуманистического контекста супервизии. Это не означает полное подобие взглядов и ценностно-смысловых ориентиров, а предполагает их резонанс в пространственно-временном взаимодействии. Для достижения такого резонанса помогающий специалисту, в том числе супервизору, необходимо быть включенным в процесс своего собственного существования, в соответствии с древним китайским изречением: «Если я не за себя, то кто же за меня, но, если я не за других — зачем я?».
Уникальность существования каждого человека наряду с всеобщностью представляет собой основной фокус внимания экзистенциально-гуманистической парадигмы. Ранее отмечалось, что функциями супервизора являются поддержание, вдохновение и образовывание с целью освобождения человека от экзистенциальной фрустрации и повышения ответственности за свою жизнь. Как отмечал В. Франкл: «…образование должно давать человеку средства для обнаружения смыслов» [16].
Следовательно, экзистенциально-гуманистический контекст супервизии состоит в диалогическом взаимодействии, являющемся средством осмысленного погружения в феноменологическую реальность бытия. Выражаясь словами Сёрена Кьеркегора: «Познание должно быть субъективным. Либо оно является внутренним, либо ничего не стоит» и далее с точки зрения эстетической и этической отмечал необходимость выбора «…или-или … невозможно обманывать и быть соблазнителем, оставаясь нравственным человеком» [17]. Роль супервизора с этих позиций предполагает осуществление выбора стратегии поддержки и обучения с учетом осознаваемых субъективно параметров человеческого существования. Ответственность супервизора заключается во внесении понимания смыслового содержания своей роли.
Заключение
Для реализации экзистенциально-гуманистического подхода важна подготовка специалистов, предполагающая супервизорскую поддержку, основанную на раскрытии ценностно-смысловых и мотивационно-волевых аспектов его ответственности за выполнение профессиональной роли.
Сноски
1 Кораблина Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта: Автореф. … д-р психол. наук., СПб., 2006. 44 с.
2 Гришина Н.В. Введение в экзистенциальную психологию: Учебное пособие. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2015. — 15 с.
3 Панферов В.Н. Психология человека: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2002. — 253 с.
Литература
- Кораблина, Е.П. Подготовка и супервизорская поддержка психолога-консультанта: Прикладные технологии в психологическом консультировании / Е.П. Кораблина. Коллективная монография. Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2017. 63.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 372 с.
- Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. — М.: «Корвет», 2015. — 320 с.
- Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым / Дж. Бьюдженталь. — М.: «Корвет», 2017. — 332 с.
- Моруа, А. Литературные портреты: в поисках прекрасного / А. Моруа. — М.: КоЛибри, Азбука — Аттикус, 2021. — 608 с.
- Кораблина, Е.П. Вариативность психологической помощи / Е.П. Кораблина. Монография. Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2016. — 71 с.
- Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин и Поэтика культуры. / В.С. Библер. — М.: Прогресс, Гнозис, 1991. — 176 с.
- Аллахвердов, В.М. Размышление о науке психологии с восклицательным знаком. / В.М. Аллахвердов СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2009. — 264 с.
- Кораблина, Е.П. Концепция психологической подготовки к профессиональной деятельности / Е.П. Кораблина // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11 к 100-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева. — 2007. — С. 147–155.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности: 2-е изд. испр. / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- Кораблина Е.П., Коргожа, М.А. Прикладные технологии в психологическом консультировании / Е.П. Кораблина, М.А. Коргожа. Коллективная монография. Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2017. 63 с.
- Кораблина, Е.П., Чекандина, В.М. Представление о супервизоре у студентов-психологов / Е.П. Кораблина, В.М. Чекандина // Актуальные проблемы науки и образования. — 2019. № 1(3). — С 67–74.
- Кораблина, Е.П., Акиндинова, И.А., Баканова, А.А., Родина, А.М. Практическая психология для ВУЗов: 2-е изд. испр. и доп. / Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина. — М.: Юрайт, 2021. — 323 с.
- Кораблина, Е.П., Вакнин, Е.Е, Абрамова, П.Д. Технологии супервизорской поддержки при профессиональной подготовке психологов: Прикладные технологии профессионального психологического сопровождения / Е.П. Кораблина, Е.Е. Вакнин, П.Д. Абрамова. Коллективная монография. Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2017. 63 с.
- Ховкинс, П., Шохет, Р. Супервизия. Индивидуальный групповой и организационный подходы / П. Ховкинс, Р. Шохет. — СПб. Речь. 2002. — 352 с.
- Франкл, В. Подсознательный бог: Психотерапия и религия. — М.: Альпина нон-фикшн. 2022. — 218 с.
- Леонтьев, Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию / Д.А. Леонтьев // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. 2007. С. 3–12.
Источник: Кораблина Е.П. Экзистенциально-социальный подход к оказанию профессиональной психологической помощи в современных условиях // Мир науки. Педагогика и психология. 2025. Том 13. №1.






.jpg)





















































Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать