Проект «Трансформация временной перспективы участников боевых действий с проявлениями ПТСР в процессе психологической коррекции» (практическое руководство) представлен на XXVI Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2024 года в номинации «Психологический инструмент года».
В качестве основной мишени психологического воздействия рассматривается временная перспектива участников боевых действий, рассматриваемая как совокупность причинных и целевых связей между событиями прошлого, настоящего, будущего. В условиях длительного воздействия психотравмирующих факторов, в том числе приводящих к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), у участников боевых действий временная перспектива трансформируется как в хронологическом аспекте (происходит сужение временной перспективы в хронологической протяженности), так и содержательно (изменение соотношения хронологических границ настоящего и будущего при сокращении событийной наполненности). При акценте на содержании травматических событий (опыт участия в боевых действиях, опыт применения оружия, получение ранений и др.) происходит сужение временной перспективы настоящего и будущего, что, в свою очередь, блокирует процессы планирования и целеполагания, а также затрудняет оценку причинно-следственных связей событий собственной жизни.
Основным инструментом в процессе психологической коррекции участников боевых действий, направленной на трансформацию временной перспективы, является методика событийной реконструкции временной перспективы личности, обладающая, с одной стороны, психодиагностическим потенциалом, позволяющим оценить границы временной перспективы и ее содержательную наполненность, с другой стороны — психотерапевтическим — реализующимся в снижении эмоциональной напряженности в переживании травмирующего события; изменении системы межсобытийных взаимосвязей и построении субъективно-ценностной иерархии событийного пространства временной перспективы личности; расширении объема событийного пространства и протяженности временной перспективы личности; интеграции событийного пространства личности вне травматического события; семантическом преобразовании значений событийного пространства без травматического контекста.
Пример психокоррекционной сессии по трансформации событийного пространства временной перспективы участника боевых действий с проявлениями ПТСР
Пациент В. 24 года; длительность пребывания в условиях боевых действий составляет 1,5 года; образование среднее профессиональное; холост. Находится на лечении в госпитале в связи полученными минно-взрывными травмами конечностей.
В результате психологической диагностики эмоционально-поведенческого статуса пациента, характеризующегося уровнем выраженности проявлений ПТСР (как эмоциональной составляющей), а также уровня инфантилизма и склонности к суицидальным реакциям как поведенческой составляющей выявлено: высокий уровень выраженности проявлений ПТСР, средний уровень инфантилизма и низкий уровень выраженности склонности к суицидальным реакциям. Психологическая диагностика временной перспективы выявила: сужение хронологических границ, преобладание событий прошлого, сокращение временной перспективы будущего. Пример изображения событийного пространства представлен на рис. 1.
Приступая к интерпретации полученных результатов психологической диагностики, необходимо понимать, что для формирования целостного представления полученные количественные результаты выполнения психодиагностических методик (с соответствующими им качественными уровнями и описаниями в рамках разработанного диагностического инструмента) целесообразно рассматривать во взаимосвязи.
Преобладает фаталистичность настоящего (по методике Ф. Зимбардо), при ориентированности в будущее характеризуется отсутствием конкретных жизненных целей, неконкретностью и хаотичностью средств их достижения (характеризующими проявления инфантилизма), а также формированием позиции с отсутствием ответственности и избегающим поведением при необходимости преодоления трудностей.
Рассогласованность (диссоциированность) структурной организации временной перспективы участников боевых действий обусловлена высоким уровнем выраженности проявлений ПТСР. Будучи одним из ключевых проявлений ПТСР, диссоциация проявляется в том числе на уровне временной перспективы, четко разграничивая события прошлого, настоящего и будущего — о чем свидетельствует хронологическая ограниченность событийного пространства (события охватывают период времени 2013–2023 в прошлом и 2025 год в будущем без распределения событий по месяцам на протяжении года). Средний уровень инфантильности проявляется в формировании выраженной иждивенческой позиции в перспективе будущего, хаотичности поведения и ситуативной склонности к суицидальным реакциям (как одному из проявлений преодолевающего поведения в форме избегания).
Пациент В. оценивает свое прошлое как негативное, что проявляется в преобладании событий со знаком «–». Настоящее-будущее не имеет внутренней границы, характеризуется избегающим поведением, основывающимся на гедонистических ценностях, характеризующих инфантилизм. Склонность к суицидальным реакциям не выражена. Мотивационно неупорядоченная ретроспективная оценка прошлого, выявленная у пациента В., является препятствием в формировании перспективного будущего, предполагающего упорядочивание целей, а также способов и средств их достижения.
Таким образом, аккумулировав результаты проведенной психологической диагностики в целостное представление о временной перспективе пациента В. и его эмоционально-поведенческом статусе, следующим этапом работы является переход к психологической коррекции.
При самостоятельной событийной реконструкции временной перспективы пациента В. фиксируется уменьшение общего количества событий прошлого при сохранении количества событий настоящего-будущего. При этом в событиях будущего присутствуют как дублирующие диагностический этап события, так и события, отсутствующие на диагностическом этапе.
Целенаправленное реконструирование событийного пространства временной перспективы участника боевых действий В. с проявлениями ПТСР на начальном этапе предполагало дополнение самостоятельно построенного событийного пространства на этапе коррекции теми событиями, которые были отражены на диагностическом этапе. Задавая наводящие вопросы, просим пациента вспомнить, какие еще события находятся между уже указанными.
По завершении данной работы мы фиксируем: увеличение хронологической протяженности и структурирование будущего (с определением хронологических границ зафиксированных событий), а также увеличение событийной наполненности и количества межсобытийных взаимосвязей. Данные показатели соответствуют критериям оценки эффективности психологической коррекции временной перспективы участников боевых действий с проявлениями ПТСР.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать