Мир для ребенка представлен в двух пространствах — как микросреда и как макросреда. Если микросреда включает факторы непосредственного взаимодействия ребенка с объектами внешнего мира, то макросреда представляется отдаленной реальностью, с которой ребенок напрямую не взаимодействует. Зачастую, говоря детям о таких понятиях, как «мир», «вселенная», «родина», «планета», мы не всегда отдаем себе отчет о том, в каких образах и символах эти понятия представляются ребенку. А это чрезвычайно важно, поскольку представления о пространстве связаны с базовой потребностью ребенка — потребностью в безопасности. Классические работы известных психологов А. Адлера (Адлер, 2017), Дж. Боулби (Боулби, 2003), К. Хорни (Хорни, 2008) описывают раннее и дошкольное детство как период формирования базового чувства безопасности.
Обращаясь к актуальности исследования взаимодействия ребенка и макросреды, подчеркнем, что речь здесь идет о тех факторах, с которыми ребенок-дошкольник непосредственно не взаимодействует. Транслируемые из культуры образы впоследствии становятся теми элементами, из которых детское сознание формирует представления о пространстве своего бытия. Поскольку макросреда не должна нести угрозу, а представлять собой комфортный мир, отвечающий потребности ребенка в безопасности, то вопрос об образах и символах макросреды становится достаточно серьезным и для детской психологии, и для дошкольной педагогики. По существу, формирование представлений о макросреде связано с превенцией страхов, тревоги у ребенка-дошкольника.
Наиболее используемыми в культуре средствами трансляции образов, символизирующих макросреду, являются сказки. Именно сказки воплощают в себе фантастические, отдаленные от реальности символы, которые присваиваются ребенком и становятся средствами его познания, переживаний, творчества. Для психологов очевидна роль символов в развитии психики ребенка дошкольного возраста. Замечательный детский психолог О.М. Дьяченко показала, что символ является основным средством воображения. Она пишет, что «воображение, творящее сказку, отталкивается от действительности и возвращается к ней» (Дьяченко, 1996).
Думая о сказках в связи с макромиром ребенка-дошкольника, мы обратились к такому концепту, как Россия. В каких символах и образах представлен ребенку макромир, воплощаемый в слове «Россия»? Этот вопрос, зачастую формализованный в методическом дискурсе педагогов, достаточно важный в культурно-историческом смысле инструментального развития психики в онтогенезе. Те символы, которые ребенок присваивает через культурные средства, должны наряду с инструментальным обеспечением процессов познания и воображения, созидать картину его макромира. В этом смысле символизация макромира не есть элементарное отражение или механическое запоминание, а интеллектуальное преобразование предлагаемых ребенку образов и символов. В работах О.М. Дьяченко, Н.Е. Вераксы (Дьяченко, Веракса, 1994), О.А. Шиян (Шиян, 2012) было показано, что сказка, в которой есть противоречие, инициирует мышление ребенка и его творческую активность в усвоении содержания. Описывая морфологию сказки, известный филолог и фольклорист В.Я. Пропп неслучайно выделяет функции персонажей как попарно противоположные: борьба — победа, преследование — спасение, лишение — приобретение и т.д.) (Пропп, 1969).
Исходя из высказанных оценок важности образной презентации макросреды для ребенка дошкольного возраста был разработан проект «Волшебная природа России», который состоит из серии сказок с образами и символами уникальных природных объектов страны. В число таких объектов в предлагаемых в проекте сказках вошли Командорские острова, озеро Байкал, Кунгурская пещера и другие. Первым и существенным моментом проекта является то, что в его содержании — яркие, интересные и красивые образы настоящего макромира — российской природы. Второй момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что усвоение образов предполагает их включенность в проблемно-противоречивые ситуации, инициирующие диалектическое мышление детей. Первая из предлагаемых сказок посвящена горе Шульган-Таш.
Сказка о чудодейственном мёде
На берегу реки Нева в городе Санкт-Петербурге жил-был мальчик. Звали его Егоркой. Ему недавно исполнилось восемь лет. Егорка учился в школе, а ещё занимался спортом, любил играть в футбол.
Окна его комнаты выходили прямо на разводной мост. По этому мосту днем ездили машины, а ночью в самой середине створки моста поднимались и уступали дорогу проплывающим кораблям. В Санкт-Петербурге таких мостов много. Егорка каждый вечер увлеченно смотрел, как мост медленно раздвигался, открывая большим кораблям путь по реке. Всегда удивительно смотреть, как вечером город засыпает, а река просыпается. А вот увидеть то, как мост снова сходится и по нему начинают передвигаться люди и машины, Егорке ни разу не доводилось, поскольку ранним утром он спит.
У Егорки дружная и добрая семья — мама, папа, бабушка и сестрёнка. Сестрёнка в отличие от других девочек не капризничала, не плакала, любила играть с Егоркой. Звали сестренку Линочка. Ей было всего пять лет, но она многое уже умела — помогала маме мыть посуду, убирать, поливала комнатные цветочки.
Однажды Егорка, вернувшись домой из школы, заметил необычную суету в квартире, к ним пришел доктор в белом халате. Линочка лежала на кроватке в своей комнате, бабушка сидела рядом с ней и утирала слезы.
Папа и мама внимательно слушали доктора. Он тихим голосом объяснял им, что Линочка заболела тяжелой болезнью: «Девочке не поможет ни одно лекарство. Каждый день силы будут покидать её, и она начнет уменьшаться в росте и в весе. Так будет продолжаться три месяца. Потом станет она маленькой-премаленькой и улетит в небо, как бабочка, навсегда».
Заплакали папа с мамой, и у Егорки навернулись слезы на глаза. Так жалко стало маленькую сестренку.
Доктор продолжал: «Есть одно средство, которое сил добавляет и здоровье поправляет. Это чудодейственный бортевой мёд. Добывают его пчёлы в единственном месте в России, в далекой башкирской тайге у горы Шульган-Таш. Это у подножия Уральских гор. Пчёлы Шульган-Таша собирают мёд не в ульи, а в дупла деревьев. Мёд этот вбирает в себя всю силу природы из нектаров цветов, бывает он и яркого, как солнышко, цвета, и тёмного, необычного коричневого, почти такого же, как шоколад. Кто хворает, от него здоровым делается. Кто здоров, силы недюжинной набирается. Только вот добраться до Шульган-Таша очень сложно, да и мёд бортевой у пчёл заполучить непросто».
Егорка спросил у доктора: «Далеко ли идти до той горы, где чудодейственный мёд есть у пчёл?»
Доктор задумался и сказал: «Не близко и не далеко». Егорке эти слова показались непонятными: как это — «не близко и не далеко»? Однако переспрашивать у доктора Егорка не стал. Задумал сам пройти по этой дороге.
Родители обещали доктору, что непременно раздобудут бортевой мёд и спасут Линочку. Когда доктор попрощался и ушел, Егорка сказал родителям: «Папа, мама, я всё слышал. Я готов дойти до Шульган-Таша и раздобыть чудодейственный бортевой мёд, а вы должны быть рядом с Линочкой, помогать ей справляться с болезнью».
Родители послушали Егорку и согласились отправить его на Шульган-Таш за бортевым мёдом для Линочки. Стали они все вместе ждать утра, когда сойдутся две половинки моста и можно будет отправиться в дальний путь.
Рано утром, когда город ещё спал, Егорка зашагал в сторону далёкого Шульган-Таша. Шёл он днем и ночью, не жалея сил. Помнил Егорка слова доктора, что Линочке надо помочь за три месяца. Так в пути к горе Шульган-Таш прошёл месяц. Он понял, что путь к горе Шульган-Таш очень далёкий.
Егорка уставший, но довольный тем, что наконец-то добрался до горы, начал сразу искать дупла, где хранился бортевой мёд. Времени было совсем мало, надо было набрать мёда, да обратно за месяц дойти до родного города Санкт-Петербурга, чтобы спасти от тяжелой болезни свою сестрёнку.
Егорка услышал пчелиное жужжание и побежал в сторону, откуда доносился звук: «Где пчёлы, там и мёд», — подумал Егорка. Не успел он и шагу сделать, как пчёлы окружили его и стали летать вокруг. Тут в пчелином рое Егорка заметил одну самую большую пчелу — Бурзянку. Она приблизилась к самому уху мальчика и прожужжала: «Как ж-же, как ж-же ты, такой маленький мальчик, осмелился прийти к горе Шульган-Таш? Я — Бурзянка не ж-ж-жалую тех, кто нарушает покой тайги».
Егорка рассказал пчёлам свою печальную историю о больной сестрёнке: «Дорогие пчёлки, милая Бурзянка! Я пришёл к вам из Санкт-Петербурга. Живу я там в доме на берегу реки Нева. Из окон моей квартиры видно, как расходятся и сходятся мосты. У меня дружная семья — мама, папа, бабушка и сестрёнка Линочка. Одна беда — моя маленькая сестрёнка Линочка, которой всего пять лет, заболела. Доктор сказал, что вылечить её может лишь чудодейственный бортевой мёд, который вы, пчелушки дорогие, собираете в дуплах деревьев. Нигде больше нет такого полезного мёда. Спасите, пожалуйста, мою сестрёнку».
Пчёлы внимательно слушали рассказ Егорки.
«Ж-жалко, ж-жалко нам девочку Линочку, — сказала Бурзянка, — Дадим мы тебе, Егорка, мёда бортевого. Только достать его мож-ж-жно рано утром, когда он в утренней прохладе становится твёрдым. Придётся тебе дож-ж-ждаться утра».
Егорка согласился и лёг спать в ущелье Шульган-Таша, усталость после дальней дороги свалила его с ног.
Утром он проснулся от жужжания пчёл. Бурзянка снова зажужжала прямо у самого уха Егорки: «Егорка, как ж-жаль, как ж-жаль. Ночью медвеж-жата без спросу залезли в дупло и весь мёд съели. Теперь мы не смож-ж-жем тебе дать чудодейственный бортевой мёд, не смож-ж-жешь ты спасти свою сестрёнку Линочку от болезни страшной!»
Егорка не знал, что делать. Сел на пенёк и заплакал. Представил, как ждёт его сестрёнка, с каждым днём становясь всё меньше и меньше. Совсем скоро, через два месяца она сделается маленькой и улетит в небо, как бабочка, навсегда. Тут Егорка представил горе мамы, папы и бабушки и заплакал ещё сильнее. Пчёлы смотрели на Егорку и жалели его.
«Егорка, если все пчёлы нашей пчелиной семьи будут летать каждый день по тайге над горой Шульган-Таш, то смогут собрать за месяц бортевой мёд для твоей сестрёнки. Только тебе, Егорка, надо будет сторож-ж-жить дупло, куда пчелы будут складывать чудодейственный мёд. Если медвеж-жата подойдут, не бойся, отгоняй их палкой!» — предложила мальчику Бурзянка.
Егорка охотно согласился и целый месяц мужественно охранял бортевой мёд, который собирали пчелы. Бурзянка сидела у дупла рядом с Егоркой и подгоняла пчёл.
«Не жужжите напрасно, не ленитесь, собирайте нектар с цветков!» — говорила она пчёлам каждый раз, когда те пролетали рядом.
Через месяц пчелы наполнили дупло чудодейственным бортевым мёдом. Рано утром Бурзянка переложила бортевой мёд в берестяной туесок и отдала мальчику: «Егорка, держ-ж-жи мёд наш чудодейственный бортевой. Пусть ж-ж-живет твоя сестрёнка Линочка!»
Егорка поблагодарил добрую Бурзянку и трудолюбивых пчёл. Схватил туесок с бортевым мёдом и помчался в Санкт-Петербург.
Егорка шёл днем и ночью, останавливаясь лишь возле ручьев, чтобы напиться воды. Ему надо было успеть за месяц добраться до своей сестренки Линочки и накормить её чудодейственным бортевым мёдом.
Когда Егорка вспоминал о сестренке, ноги его несли сами собой. Туесок был тяжёлый, хоть и небольшой, мёд в нём был яркий, как солнышко, а запах чудодейственного мёда напоминал разноцветье леса рядом с горой Шульган-Таш.
Так, думая о мёде, о пчеле Бурзянке, любимой сестренке Линочке и родителях, Егорка и не заметил, как перед ним огнями засиял его любимый город Санкт-Петербург. Он на какое-то мгновенье остановился, оглядел величественный город на берегу реки Невы: увидел знакомые очертания Петропавловского собора, рядом с которым они часто гуляли всей семьей, золотой купол Исаакиевского собора.
Егорка радостно направился в сторону дома и вдруг замер от неожиданности. Мост был разведен, его половинки были отделены друг от друга. Это означало, что домой ему не попасть. Егорка огорчился, ведь он так спешил.
В этот момент до него донеслись звуки, похожие на скрежет металла. Они напомнили ему вечера дома перед сном, когда он с интересом наблюдал, как разводится мост над Невой. И он не ошибся, части моста стали медленно сближаться, словно притягиваясь друг к другу. Сейчас он впервые наблюдал, как мост сводился, образуя дорогу на противоположный берег, где светились окна в его квартире — родители наверняка не спали, сидели рядом с кроватью Линочки. У Егорки уже возле города промелькнула мысль, что вот он почти у дома и не такая уж далёкая была дорога. Наверное, доктор был прав, когда сказал, что путь и далёкий, и близкий. Домой возвращаться было намного быстрее и веселее.
Егорка первым промчался по мосту и, не чуя ног под собой, быстро как никогда вбежал на третий этаж и застучал в дверь, до звонка дотянуться не мог, в руках держал тяжёлый туесок с чудодейственным мёдом.
Дверь открыла мама с красными от слез глазами. «Сынок, Егорка, ты вернулся!» — воскликнула она и обняла своего мальчика. Он же вытянул вперед туесок и с гордостью начал рассказывать, как долго он добирался, как трудно было найти этот мёд, который пчёлы собирают в дупла деревьев. Папа с бабушкой тоже выбежали встречать Егорку, только не слышно было привычно веселого смеха Линочки, она тихо лежала в постели. Егорка не сразу её разглядел среди одеял — такая она стала маленькая-премаленькая. Он подошел к ней, погладил волосы и сказал: «Линочка, родная моя сестрёнка, ты спасена, я достал для тебя чудодейственный бортевой мёд, он вернет тебе силы, и ты снова будешь здоровой».
Бабушка, мама, папа, Егорка все дни кормили Линочку чудодейственным мёдом из туеска, а девочка набиралась сил, стала улыбаться, потом тихонечко встала на ножки и побежала по комнате. Вся семья радовалась, а мама с папой смотрели на Егорку и думали: «Какой смелый и благородный сын у нас растет».
Вопросы для беседы по сказке:
- Какое чудо есть у горы Шульган-Таш?
- Почему доктор сказал, что дорога до горы Шульган-Таш и далекая, и близкая?
- Как помог Егорка своей сестрёнке?
- Почему мосты в Санкт-Петербурге разводные?
Литература
- Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребёнка. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 144 с.
- Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994. – 160 с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. https://www.studmed.ru/view/dyachenko-om-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika_0964fc3b38c.html (дата обращения 1 июня 2021 года).
- Пропп В.Я. Морфология сказки. – М.: Наука, 1969. – 168 с.
- Шиян О.А. Развитие творческого воображения. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 160 с.
- Хорни К. Невроз и рост личности. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.
Источник: Баянова Л.Ф. Познание дошкольником макросреды посредством сказки // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2021. №11. С. 2–7.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать