О первых итогах работы кабинетов медико-психологической помощи в поликлиниках, о психологической помощи участникам СВО и профилактике психических расстройств на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвященной Дню борьбы с депрессией, рассказали главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Елена Рудольфовна Исаева, вице‑президент Российского психологического общества, декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Алла Вадимовна Шаболтас, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Анастасия Александровна Баканова, главный научный сотрудник отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии, руководитель международного отдела Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева Минздрава России Анна Владимировна Васильева и психолог Городской поликлиники №54 Алина Игоревна Кириллова.
Елена Рудольфовна Исаева рассказала, что с июля 2023 года в Санкт-Петербурге открылось 75 кабинетов медико-психологического консультирования в районных поликлиниках. «В каждом районе есть 1–2, а где-то даже и 3 кабинета медико-психологического консультирования, где ведут прием высококвалифицированные медицинские психологи. К ним можно попасть по записи либо через терапевта, либо напрямую через регистратуру. По нормативам, 1 медицинский психолог на 25 тысяч населения», — пояснила Елена Рудольфовна.
«Специалист принимает в день в среднем по 7 пациентов, консультация длится 50 минут. Психологи достаточно загружены, и очередь по записи должна не превышать 2 недель. Если дольше — это основание для открытия еще одного кабинета либо дополнительной ставки», — рассказала Е.Р. Исаева.
«Наши граждане не всегда понимают, что то, что они испытывают, — усталость, бессонницу, апатию — это могут быть признаки депрессии. И терпеть такое состояние не имеет смысла. Главная проблема заключается в том, что граждане не до конца понимают свои возможности по получению квалифицированной помощи, не всегда осмеливаются прийти к психологу. И проблема стигматизации, боязни прийти к психологу — сейчас главная проблема», — отметила Е.Р. Исаева.
Алла Вадимовна Шаболтас подчеркнула: «Вы имеете право обратиться к лучшим специалистам и действительно понять, к кому вы пришли. Потому что хорошо подготовленный специалист-психолог, понимая сложность и междисциплинарность психологической проблематики, всегда старается, чтобы с самого начала с обратившимся работали разные специалисты, чтобы не пропустить какие-то клинические проявления, когда уже нужно лечение».
«И хотелось бы нашу общую психологическую боль донести: ответственность государства заключается в том, чтобы статус психолога наконец приобрел законодательную поддержку», — отметила А.В. Шаболтас.
«Когда мы говорим о депрессии, то различаем клинический аспект и повседневный, когда этим словом наши клиенты называют другие эмоциональные состояния. В современном обществе есть посыл, что нужно быть активным, бодрым и как будто бы нельзя переживать негативные эмоции. Этот посыл запрещает многим людям обращаться к своим чувствам, — отметила Анастасия Александровна Баканова. — Нам кажется важным начинать профилактику различных эмоциональных нарушений не со школы или юношеского возраста, а вообще с детского сада. Дети и их родители должны обладать хотя бы минимальными психологическими знаниями о том, что испытывать различные эмоции — нормально, проживать негативное эмоциональное состояние — тоже нормально».
Алина Игоревна Кириллова рассказала о наиболее частых запросах в поликлиниках: «Чаще всего обращаются пациенты с тревожно-депрессивным расстройством. Усложняется ситуация тем, что они приходят в запущенной, хронической стадии. Когда уже показана помощь психиатра».
«На сегодняшний день мы прекрасно знаем, что к депрессии приводят не только психологические переживания, потеря близких, развод, несчастная любовь, материальные трудности. К депрессии могут приводить и ряд хронических соматических заболеваний… Приходит на прием пациент: почему вы говорите, что у меня депрессия? У меня в жизни все хорошо. А полтора месяца назад он перенес коронавирусную инфекцию, которая тоже может стать пусковым фактором развития депрессивного расстройства. Точно так же, как инфаркт миокарда, инсульт, и другие заболевания», — отметила Анна Владимировна Васильева.
«Мне кажется, еще одна очень важная сфера, где психолог может помочь, — и врачи должны об этом помнить — сам факт постановки диагноза является мощным психотравмирующим фактором. В ответ могут развиваться тревожно-депрессивные реакции», — добавила А.В. Васильева.
«Открытие кабинетов медико-психологической помощи предполагает приём участников СВО и членов их семей. Они могут прийти в любую поликлинику, прикрепляться необязательно. Мы взаимодействуем с различными фондами, которые направляют ветеранов на консультацию», — добавила А.И. Кириллова.
«Есть проблемы с обращениями участников СВО к психологам. Они считают, что они сильные и сами со всем справятся. Я считаю, что каждый возвращающийся участник СВО должен пройти минимум двухмесячную реабилитацию, чтобы интегрироваться в мирную жизнь. И особое внимание необходимо уделять женам и матерям участников СВО, у них постоянный хронический стресс. Они могут замыкаться в своих переживаниях, бояться прибегать к помощи, поскольку думают, что им не помогут, неправильно помогут…» — отметила Е.Р. Исаева.
«Опираясь на инструкции коллег из Военно-Медицинской академии, хотела бы сказать, что люди, которые являются военнослужащими, которые не закончили свой контракт, все-таки должны обращаться в профильные учреждения, а в городские поликлиники и наш Центр они могут обратиться, когда их служба в рядах вооруженных сил закончена», — отметила А.В. Васильева.
7 пациентов в день, 50 минут прием... интересно долго ли протянут специалисты с такой нагрузкой.
, чтобы комментировать
Я тоже обратила на это внимание. С такой нагрузкой СЭВ не за горами!
, чтобы комментировать