18+
Выходит с 1995 года
22 декабря 2024
Президент Путин предложил сделать обязательной психологическую помощь вернувшимся из зоны СВО

Президент РФ Владимир Путин предложил сделать обязательной психологическую реабилитацию для вернувшихся из зоны боевых действий, отметив, что в работе с психологом нет ничего зазорного, сообщает ТАСС. Это предложение прозвучало на встрече со студентами-участниками СВО 26 января в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете.

«Можно сделать это обязательным. Человек возвратился из зоны боевых действий, он занимается сбором справок, еще чего-то, и пускай все проходят через работу с психологами. Фонд защитников отечества, мне кажется, организует. Да, это большой объем работы, но зато это будет не так, чтобы кто-то чувствовал потребность, обратился и стесняется, а нет, все проходят», — сказал глава государства, комментируя слова участника встречи о том, что некоторые солдаты сталкиваются с посттравматическим стрессовым расстройством, но не знают об этом недуге и о том, что есть качественная помощь специалистов.

Владимир Путин спросил у участников встречи, что они думают об этом предложении, не будет ли это «избыточным». Один из них с предложением президента согласился, отметив, что это решение всем пойдет на пользу. Однако, другой студент-участник СВО выразил опасение, чтобы это «не повлияло на дальнейшую карьеру». «Я вот что хочу сказать, что работа с психологом и работа с психиатром — это разные вещи. Все-таки психолог — это другой специалист, он не лечит болезни, он просто помогает человеку восстановиться», — пояснил президент.

«Я попрошу Минобороны и попрошу фонд “Защитники Отечества” подумать над этим. Но в целом, еще раз повторяю, психологи не ставят таких диагнозов — это другие специалисты, не психиатры. Но чтобы купировать ваши опасения — над этим надо подумать. Подумаем», — подытожил президент.

Фото: Алексей Даничев / POOL / ТАСС

 


Предложение президента России вызвало обсуждение среди читателей «Психологической газеты».

Пользователь «Вконтакте», по его словам, работающий в фонде «Защитники отечества», пишет, что не согласен с такой инициативой: «Я работаю в фонде "Защитники отечества" и не согласен с этим предложением президента. На данный момент мы можем эффективно справляться с задачами скрининга, маршрутизации и проведением терапии, чему способствует адекватная нагрузка на кабинет (до 15 консультаций в неделю). Но если обязать всех участников СВО проходить психолога (даже если речь идет о всех кабинетах МПК в регионе, а не только фондовский), то они просто будут перегружены, что приведет к снижению их функциональности. А при сохранении действующей нагрузки люди могут ждать очереди месяцами. Кроме того, не стоит ждать, что эта мера поможет нам своевременно выявлять условный ПТСР. Человек может обратиться к нам в первый месяц после возвращения из СВО, а симптомы начнут проявляться позже. Также если у бойца нет жалоб, то скрининг не будет эффективным. Много раз я сталкивался с тем, что по опросникам у человека все хорошо, а когда говоришь с ним о его жизни, то понимаешь, что он постоянно видит опасность и повторно проживает травматический опыт. Чтобы такие вещи выявлять нужно беседовать с человеком несколько дольше регламентированного времени».

«Увеличить штат — не большая проблема. Куда сложнее выделить под это дополнительные помещения и должным образом оборудовать их. + Необходимо привлекать к этой работе квалифицированных специалистов, а не подготовленных впопыхах. Тот же КПТ, который является методом первого выбора при ПТСР, требует глубокой подготовки включающую в себя квалифицированную супервизию, а не краткого обозначения в обзорных курсах. Поэтому, к сожалению, я считаю, что мы не готовы к таким задачам», — считает читатель.

«Думаю, все ваши доводы говорят о том, что нужно создавать новые возможности, а не отказываться от предложения президента. Разве можно не согласиться с ним, когда мы все реально понимаем, что, по сути, помощь нужна будет каждому, кто пройдёт СВО, а также и их семьям. И да, выдвигать встречные предложения, что необходимо более длительное время для возможности обратиться бойцу. На мой взгляд, хорошо, когда такие пожелания выполняются не формально "он сказал — мы сделали", а обдуманно и профессионально — это как раз зависит от специалистов, которые будут реализовывать эту идею. Надеюсь, что всё получится», — пишет другая читательница.

Также разделились мнения об обязательности психологической помощи. «Я в принципе против не добровольного посещения психолога. Очень часто бывают ситуации, когда человеку нужна помощь, но если он не захочет за ней обратиться, то мы не сможем её оказать. Ведь в какой бы модальности не работал специалист, работа с ним подразумевает активное участие со стороны клиента, а не его формальное обозначение на приёме», — считает читатель.

«Я думаю, на обязательном приёме достаточно ограничиться диагностическими техниками, выявить проблемы, а дальше уже человек волен решать сам, что с собой делать», я думаю, на обязательном приёме достаточно ограничиться диагностическими техниками, выявить проблемы, а дальше уже человек волен решать сам, что с собой делать», — возражает читательница.

Полная дискуссия читателей

Комментарии
  • Ксения Юрьевна Поддубная
    30.01.2024 в 22:35:15

    Я согласна с Президентом!и даже если у человека проявятся симптомы ПТСР после сессии,то он будет осведомлен,что такое бывает и как с этим справляться,какие симптомы и тд.возможно стоит ввести как ознакомительные лекции для пост участников СВО,чтобы они знали что с этим стоит идти к психологу и ничего зазорного в этом нет.Думаю,многие люди вообще думают что у них все нормально и понятия не имеют что это начало какого-то психического заболевания.

      , чтобы комментировать

    • Игорь Валерьевич Бережной
      30.01.2024 в 22:45:02

      Полностью согласен и поддерживаю предложение президента РФ об выше изложенном в данной статье.
      Люди пришедшие из точек СВО должны проходить работу с психологом, это вынужденная, но и в тоже время полезная мера.
      К этому принуждает время, обстоятельства и множество различных Жизненных факторов.
      Такой закон должен быть и имеет место быть, не только связанный с СВО, но и обычной, повседневной жизни.
      Что касаемо недовольств среди тех кто не согласен с тем что люди, которые прошли переподготовки, окончившие курсы КПК и КПП и так далее, не могут быть и считаться квалифицированными специалистами глубоко заблуждаются, ошибаются.
      Существует закон об получение дополнительного образования и люди получившие его довольно не плохо работают с данной сфере (психологии), возможно даже лучше.
      В стране и так идёт не хватка специалистов и препятствовать этому полнейший бред и так далее.
      Всё мы психологи в этой жизни!
      Не важно кто это:
      Учитель, врач, домохозяйка и прочее.
      Одни имеют желание учиться, практиковать, другие нет.
      Также одни имеют дипломы, свидетельства, удостоверения об знаниях, другим это не нужно.
      Каждому своё.
      Но категорически быть против таких людей, кто получает в качестве доп.образования это извините не логично и маразм.
      Это моё мнение.
      Извините и поправьте если не прав.
      С Уважением Бережной И. В.

        , чтобы комментировать

      • Юрий Александрович Клейберг

        Предложение Президента России о психологической помощи участникам, ветеранам СВО и, добавлю, их семьям, - чрезвычайно важное и нужное. Но здесь есть большая опасность и искушение для чиновников "заболтать", обюрократить, а значить дискредитировать государственной важности задачу. Мы очень часто это наблюдаем: там, куда прикоснулись чиновники-неспециалисты, там об эффективности работы можно забыть! Их запала хватает только на пару-тройку интервью-пиара, "круглых столов", отчетов "для галочки". Со временем запал у них исчезает, острота проблемы спадает и - все про всё забывают! Поэтому следует поручить психологическое сопровождение участников, ветеранов и их семей общественным организациям, фондам (типа фонда "Защитники Отечества") и не допускать чиновников к этой деятельности. Толку будет больше!!! Но в этих организациях, безусловно, должны быть опытные психологи, реабилитологи, социальные терапевты, юристы. Работа предстоит большая, долговременная, затратная во всех смыслах, но она того стоит, и наши Герои и их семьи это заслужили! Всем терпения, сил и успехов!

          , чтобы комментировать

        • Сергей Владимирович Ребрищев
          31.01.2024 в 13:12:28

          Да нет, что вы... Наоборот надо всё делать: ставить как можно больше преград и препонов психологам в виде "обязательного полного полнее некуда высшего психологического", убирания психфаков из ВУЗов и обязательной же законодательной дискриминации специалистов, получивших образование по системе ДПО! И тогда все всё получат в полной мере: и помощь, и поддержку, и с ПТСР разберутся... только вот кто всё это будет делать – большой вопрос.
          Нельзя забывать, что ПТСР провоцирует появление большого количества "лиц с пониженной социальной ответственностью" (аддиктов). И что же это будет? Наверное, каждый из нас сам себе это представляет...

            , чтобы комментировать

          • Олег Васильевич Дурнов
            Олег Васильевич Дурнов
            Санкт-Петербург
            31.01.2024 в 18:29:52

            Для реализации этого предложения необходима массовая специализированная профессиональная переподготовка на базе психологических факультетов государственных вузов за счет средств налогоплательщиков.
            Очная, не менее 500 часов, практико-ориентированная 1 год.
            С максимальным использованием опыта американских коллег по работе с ветеранами Вьетнамской войны и Ирака.
            С последующим гарантированным трудоустройством и обязательством отработать некоторое количество лет как у целевиков и конечно с конкурентоспособной заработной платой.
            Естественно это поставит жирный крест на предложениях запретить ДПО для психолога законодательно и отменит фактический запрет для работы в медицинских учреждениях.
            Хотя более правильно было бы разворачивать собственную инфраструктуру в виде региональных и городских центров реабилитации ветеранов.
            Если это не реализовать, то все это останется лишь добрыми пожеланиями и нарисованными на бумаге чиновниками результатами.
            В стране физически нет столько специалистов способных и желающих заниматься это работой.
            Рассчитывать на коллег уже занимающихся частной практикой точно не стоит.



            • Сергей Владимирович Ребрищев
              Сергей Владимирович Ребрищев
               ответ пользователю Олег
              Санкт-Петербург
              31.01.2024 в 21:59:15

              Олег Васильевич, частных ВУЗов, готовящих психологов, на самом деле осталось не так уж и много. Лично мне известны только 3: ВЕИП, МИП и институт Карвасарского. Не берусь судить за последние 2 (нет сведений), но, например, ВЕИП готовит и консультантов, и психоаналитиков – и готовит их не хуже, чем государственные ВУЗы.
              Только всё это, к сожалению, ни о чём, так как драконовский Профстандарт, принятый неизвестно кем то ли год, то ли два назад УЖЕ поспособствовал увольнению многих и многих специалистов из госорганизаций. Многие из них получали образование и в частных ВУЗах тоже, у них имелся огромный опыт работы, но одним росчерком пера все эти специалисты остались не у дел!
              Сейчас вообще психологом берут работать только с магистратурой. Мест на магистратуру в тех ВУЗах, где она ещё осталась – 20-25 по бюджету и 15-20 платно.
              Так что не всё так радужно, как тут многие себе представляют.
              А самым главным врагом почему-то ДПО выставляют, куда без вышки (любой!) с тобой даже разговаривать не будут. В том числе, и в частных ВУЗах тоже.
              Чиновников же совершенно не интересует, есть ли специалисты, нет ли их. Им главное, чтобы "красиво было на бумаге", а про овраги никто даже и не думает.

            , чтобы комментировать

          • Алла Вячеславовна Ефимова
            01.02.2024 в 16:44:58

            Не только обязательной помощь участникам СВО, но и жертвам насилия и т.д. и т.п. Для этого я и написала закон "О науке психологии". Утверждаю, Путин . Еще в 2014 году.

              , чтобы комментировать

            , чтобы комментировать

            Публикации

            Все публикации

            Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

            Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»