16+
Выходит с 1995 года
7 ноября 2024
Как с 1 июля будут работать психологи в поликлиниках: пример Петербурга

С 1 июля 2023 года у россиян появится возможность обращаться к психологам в поликлиниках. Об этом в конце апреля заявлял министр здравоохранения России Михаил Мурашко.

В пресс-конференции «Интерфакса», посвященной грядущему нововведению, приняли участие начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Лариса Витальевна Соловьева и главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Елена Рудольфовна Исаева.

«Мы действительно анонсируем такое новое направление, как внедрение кабинетов медико-психологического консультирования в поликлиниках. Преимущественно речь идет о поликлиниках взрослой сети, поскольку в поликлиниках детской сети и в женских консультациях у нас все-таки работала психологическая служба. Взрослые поликлиники подключились только на этапе внедрения нового порядка», — пояснила Л.В. Соловьева.

«Приказ вступает в силу с 1 июля, но тем не менее с 1 июня мы уже провели подготовительную работу, и сейчас в различных районах Санкт-Петербурга открыты 25 таких кабинетов», — рассказала Лариса Витальевна.

«Мы столкнулись со сложностью поиска специалистов клинических психологов, поскольку расчетная потребность достаточно высокая по взрослому населению. Согласно новому порядку, 1 штатная единица клинического психолога рассчитывается на 25 тысяч прикрепленного взрослого населения. И нетрудно понять, что количество таких кабинетов должно быть более 100 на наш город. Но, как я уже сказала, это новое направление, и каждый регион определяет потребность, которая важна и востребована», — уточнила Л.В. Соловьева.

«Не все прописано в правилах, которые утверждает новый приказ, поэтому сейчас мы предложили нашим поликлиникам, которые у себя открыли эти новые структуры, выложить предварительную запись в открытый доступ, расписание сейчас формируется, и на сайте «Здоровье петербуржца» можно будет записаться. Но, естественно, также по направлению лечащего врача. То есть, если пациент приходит с какими-то проблемами и помимо соматики терапевт или хирург видит, что пациент нуждается в консультации психолога, он также может направить его в этот кабинет», — рассказала Лариса Витальевна.

«С 1 июля мы планируем открыть еще дополнительно 14 кабинетов и будем анализировать их наполняемость, востребованность — насколько они в нынешних условиях населению нужны. Мы не сомневаемся, что у нас такая потребность есть, но тем не менее новое направление требует определенной отработки», — подчеркнула Л.В. Соловьева.

Елена Рудольфовна Исаева отметила: «Я думаю, что общество уже созрело, и более того, молодежь вовсю пользуется услугами психологов. Единственное, что, наверное, в обществе пока нет четкого понимания, чем отличается обычный психолог от клинического психолога. У нас, конечно, факторы риска сейчас есть. И, мне кажется, что, может быть, боюсь ошибиться, 25% процентов населения нуждаются в услугах и консультировании медицинских психологов».

«Медицинский психолог в нашей стране традиционно всегда работал рядом с врачом-неврологом, с психиатром. Просто у нас в стране образование называется “клинический психолог”, а должность в поликлинике будет называться “медицинский психолог”», — пояснила Е.Р. Исаева.

«На консультацию нужно минимум 50 минут, и для поликлиник это кажется неожиданностью. Но мы же имеем дело с внутренним душевным миром...» — подчеркнула Елена Рудольфовна.

«...начнем хотя бы с 40 кабинетов, а потом поглядим по востребованности. Сейчас наша главная задача и моя как главного внештатного специалиста по медицинской психологии подготовить единые подходы, единые стандарты оказания помощи, чтобы в каждой поликлинике сидел высококвалифицированный медицинский психолог, который знает, что нужно делать. Это и диагностика, и знакомство, это, если нужно, и семейное консультирование. И в среднем, чтобы решить хотя бы какую-то минимальную проблему, нужно минимум 5 консультаций», — рассказала Е.Р. Исаева.

«Но если же психолог видит признаки, скажем, посттравматического стрессового расстройства, то мы уже направляем за помощью в специализированные учреждения — в основном в психоневрологические диспансеры, которые также у нас определенные изменения претерпевают с 1 июля, но в целом у них прекрасно была психотерапевтическая служба развита», — отметила Л.В. Соловьева.

«В нашем городе медицинских психологов хватит на всех, поскольку у нас шесть вузов готовят медицинских психологов, их у нас регулярно выпускается где-то 150–200 человек в год», — рассказала Е.Р. Исаева.

«Когда вы обращаетесь к частнопрактикующему психологу, ведь никто же не знает, как он работает, какие у него дипломы и сертификаты, допущен ли он к этой деятельности… Никто не гарантирует вам качественно оказанные услуги, — отметила Елена Рудольфовна. — Если мы говорим про сегодняшний приказ и то, что кабинеты открываются, это значит, что здравоохранение наконец-то берет ответственность за медицинских психологов, которые будут у них работать в поликлиниках, и туда принимают психологов, либо закончивших пять лет именно по специальности “Клиническая психология”, либо с базовым психологическим образованием плюс переподготовка. Когда вы приходите в поликлинику в кабинет медико-психологического консультирования, то это гарантия вашей безопасности: там сидят аттестованные, аккредитованные специалисты, которые имеют все необходимые дипломы и удостоверения повышения квалификации и умеют работать».

«В будущем мы планируем создать реестр специалистов, чтобы каждый петербуржец, если он хочет обратиться к психологу, мог найти в реестре, допущен ли психолог к работе, сертифицирован ли он, аккредитован ли», — рассказала Е.Р. Исаева.

Фото: скриншот трансляции пресс-конференции

В статье упомянуты
Комментарии
  • Анастасия М. С.
    15.06.2023 в 23:25:51

    "туда принимают психологов, либо закончивших пять лет именно по специальности “Клиническая психология”, либо с базовым психологическим образованием плюс переподготовка"

    Опять только с высшим психологическим?
    Те, кто с переподготовкой на базе не психологического высшего больше не психологи?

    Не подхожу в поликлинику...
    Два года общей психологии, полтора клинической, кпт курс, эот курс, не подхожу.
    То ли радоваться, то ли плакать ))
    Удачи вам в наборе "настоящих специалистов".

      , чтобы комментировать

    • Марат Радикович Ахметов
      Марат Радикович Ахметов
      Набережные Челны
      16.06.2023 в 12:39:44

      Проблема не в Москве и СПБ где и так психологов хватает, а в маленьких городах, где на весь город часто ни одного практикующего специалиста, а про клинических психологов я и вообще молчу. Ели и есть специалисты то зарплаты в больницах маленькие, занятость большая, не пойдут люди работать, им проще вести частные приемы, если только не дать работать на пол ставки, или четверть ставки, из любви к профессии, или же молодым специалистам учится работать. В связи с этим, как мне кажется, больницам проще сказать, что не нашли специалиста, чем возится с нововведениями. А малым городам психологи просто ОЧЕНЬ необходимы.

        , чтобы комментировать

      • Елена В Р
        Елена В Р
        Санкт-Петербург
        17.06.2023 в 01:55:09

        Психологи нужны городам. Но зачем опять всех под одну гребенку? На образование в ВУЗЕе на базе государства ни один психолог в жизни и в работе не сможет опереться. Ему надо еще часов 500, чтобы обучиться опытному пути в негосударственных вузах, причем очно, а не в онлайне (само же государство поощряет эти онлайн институты с дипломами, когда нет никакой практики). Давайте ВОТ ЭТО будем учитывать! Зачем вводить в заблуждение простой народ? Психолог, в первую очередь должен быть сам пролечен. А в ВУЗАХ никто этого не обеспечит. Психологу надо за свои денежки, причем немалые, это получить. Почему никто не пишет, что психолог по жизни должен иметь и своего психолога, и супервизора, чтобы элементарно быть в ресурсе, оплата которых будет оцениваться не менее, чем в месячный оклад гос.работника. Поэтому миф - ожидать специалиста-профессионала, который останется без штанов ради социума. В итоге, кто пойдет на такую работу? Конечно, тот, кто только что выпустился с ВУЗа. И в итоге, это будет, как в школе работает педагог-психолог - вовремя отследить тяжелые случаи и перенаправить в психиатрию. Причем, это в лучшем случае, если человек, хотя бы учился в ВУЗе ради интереса. И растрачивать на глубинную психологию в поликлинике не стоит. Качество услуг у профессионалов не может быть оценено в мизерный оклад, потому, что ОКЛАД - ЭТО ЗЕРКАЛО - ТЫ НИЩИЙ! Это унижение! И выгорание специалистов!!!! Когда уже перестанут унижать людей нужных профессий - учителей, психологов? Наверное - НИКОГДА! Вот поэтому у нас такое больное общество. Теперь поздно лечить. Психиатрия зашкаливает. Многие на препаратах, которые просто глушат симптомы. Люди, которые понимаю ценность внутреннего мира, не придут в поликлинику, а заплатят деньги профессионалу. Остальные же, поскольку ценность психологии ярлыком в нашей стране - ниже плинтуса, обесценят помощь специалистов в большинстве случаев. И миф - верить в излечение простого народа. Опять "таблетка", и не более. Профессионалы вкладывают в свое образование огромные деньги! И не важно первое или второе высшее образование. Чаще второе (переподготовка), как раз, и является подлинным, а не для галочки! Пора уже открыть глаза!

          , чтобы комментировать

        • Виктория Евгеньевна Леонтьева
          17.06.2023 в 05:22:23

          Клиническая психология не входит в медицинское образование, она входит в психологическое образование, выучите уже пожалуйста и дезинформируйте людей, это не медицинская психология.

            , чтобы комментировать

          • Валерий Михайлович Ганузин
            19.06.2023 в 10:08:08

            Уважаемая Виктория Евгеньевна!

            Из истории: изначально в России была медицинская психология, термин для специалистов использовался именно «медицинский психолог», но со временем стали использовать термин «клинический психолог». В 90-ых годах в России приводили образовательные программы к единому стандарту и ввели название специальности «клиническая психология».
            При этом, при введении в классификатор профессий в 1994 году должность в медицинских учреждениях стала называться «медицинский психолог». Во всех приказах и распоряжениях, а также должностных инструкциях должность до сих пор так и именуется. Это просто равнозначные понятия и разницы нет, какое из них использовать.

            Есть такой журнал "Медицинская психология в России", выпускаемый с 2009 года. Я думаю, что сейчас его могли бы назвать "Клиническая психология в России".

            Отличие психолога от клинического (медицинского) психолога в том, что КП обучается в мед университетах, изучает многие смежные медицинские науки, в т.ч. применение лекарственных препаратов и т.д.
            Медицинские психологи (КП) в обязательном порядке проходят практику на клинических базах, которая проходит в действующих поликлиниках, больницах, реабилитационных центрах и т.д.

            А не медицинские психологи (КП), просто психологи, обучаются на базе других учебных заведений.

            Может что-то я не так понимаю, но я педиатр и мне возможно что-то неизвестно в новых течениях и формулировках в психологии. Я думаю, что на этот вопрос лучше могут ответить клинические (медицинские) психологи.

            Кстати, 15 – 16 июня 2023 прошла очень интересная VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов». Было много интересных докладов. У меня особый интерес вызвали два доклада с которыми выступили Моросанова Варвара Ильинична (Москва) и Шингаев Сергей Михайлович (СПб).

            С уважением, Валерий Михайлович.

              , чтобы комментировать

            • Сергей Вячеславович Куликовский
              19.06.2023 в 18:23:27

              Интересно, сколько консультаций в день будет проводить медицинский психолог? Кто ему будет помогать с личной терапией, супервизиями и т.д. Отупуск сколько дней и размер заработной платы?

                , чтобы комментировать

              • Людмила Григорьевна Жаркова
                19.06.2023 в 18:28:28

                Жаль, что нет возможности ставить лайки за ответы.(

                  , чтобы комментировать

                • Валерий Михайлович Ганузин
                  19.06.2023 в 19:31:49

                  Уважаемые Людмила Григорьевна!
                  Я в таких случаях ставлю (+++

                  Сергей Вячеславович!
                  Для поликлиники и различных видов стационаров будет отведено время на 1 прием согласно табелю о рангах, т.е. для каждого лечебного учреждения свое. Например, поликлиника - 30 минут, стационар - 50 минут, хомпис 1 час 30 минут.

                  С уважением, Валерий Михайлович.

                    , чтобы комментировать

                  • Екатерина Владимировна Федосенко
                    20.06.2023 в 20:47:58

                    Такая интересная дискуссия). Особенно меня поражает возмущения по поводу наличия базового психологического образования и переподготовке по клинической психологии. О чем тут вообще спорить, конечно, должно быть базовое образование.
                    Образование по клинической психологии можно получить в Российской Федерации в университетах, на психологических факультатетах, также и в медицинских вузах.

                      , чтобы комментировать

                    • Валерий Михайлович Ганузин
                      20.06.2023 в 21:12:38

                      Уважаемая Екатерина Владимировна!

                      У Вас в Балтийском гуманитарном институте готовят медицинских (клинических) психологов? Если готовят, то какую специальность в дипломе им ставят и куда они идут работать после окончания ВУЗа?
                      Может и на вопрос Сергея Вячеславовича ответите по числу принятых за рабочий день пациентов?

                      С уважением, Валерий Михайлович.

                        , чтобы комментировать

                      • Елена В Р
                        Елена В Р
                        Санкт-Петербург
                        20.06.2023 в 21:50:10

                        Екатерина Владимировна, в Вашей картине мира, по всей вероятности, клиническим психологом невозможно обучиться без базового образования. Но есть психологи, которые знают больше, чем клинические психологи, например те, кто обучался в различных направлениях психотерапии, помимо медицинского образования, не всегда имея базовое образование. Они-то, как раз, частенько умеют лечить диагнозы, поставленные психиатрами, и даже клиническими психологами.) Если их убрать, как планировали в законопроекте, то кто же лечить-то будет по-настоящему?) У нас и так психологов - "кот наплакал".

                          , чтобы комментировать

                        • Лилия Викторовна Благодарёва
                          Лилия Викторовна Благодарёва
                          Ленинградская область
                          20.06.2023 в 22:07:23

                          Я уже работаю в таком кабинете медико-психологического консультирования с 1 июня на о,5 ставки по совмещению в межрайонной больнице. Вопросов очень много. До сих пор нет стандартов, нет должностных инструкций. В поликлинике все приемы в системе 1с по ОМС, а мы ,медицинские психологи поликлинического звена, работаем в системе бюджетного приема, а если проводить посещение через компьютерную программу (желательно для статистики), то нет единых требований и кодировки посешений. Материально - техническая база скудная финансирование по остаточному принципу. У меня в кабинете нет рабочего МФУ, т.е. что-то распечатать, откопировать для консультации я не могу, приходится это делать заранее дома. Стимульный материал приобретаю на свои деньги, хотя понимаю, что никто мои затраты не восполнит и зарплата не будет с множеством нулей. Но хочется работать не в пустом кабинете, хотя на желаемое оснащение даже не приходится надеяться. Желание работать комфортно и качественно держится на энтузиазме! Хочется верить, что все эти трудности временные, что создание этих кабинетов будет не для 'галочки".

                            , чтобы комментировать

                          • Анастасия М. С.
                            20.06.2023 в 22:56:43

                            Екатерина Владимировна, почему же вас "Особенно поражает возмущения по поводу наличия базового психологического образования"?
                            Государство дало право на переподготовку частным институтам.
                            Когда я выбирала, где обучаться общей психологии, плюсом частного института оказались:
                            Теория
                            Много практики
                            Практика в различных подходах
                            Демосессии с реальными клиентами
                            Обязательная личная терапия
                            Обязательная групповая терапия
                            Помимо индивидуального консультирования еще и групповое, и семейное.
                            Преподают опытные психологи, которые весь день работают с клиентами, а вечером идут к нам делиться знаниями и опытом.
                            И так 2 года на общей психологии.
                            Потом подходы: кпт и др., клиническая психология - выбираешь куда идти.
                            Есть это все в госвузе? Многие знакомые учились в гос вузах, они ни одной демосессии в глаза не видели. Одна теория, ни терапии, ни практики, ничего!

                            И ведь все было норм для государства, десятки тысяч студентов отучились на отличных переподготовках, и вдруг высшее психологическое становится обязательным? Захотели - поменяли правила. Я в недоумении, так можно вообще да?

                              , чтобы комментировать

                            • Людмила Григорьевна Жаркова
                              21.06.2023 в 00:17:37

                              Уважаемая Федосенко Екатерина Владимировна, присоединяюсь к запросу Ганузина Валерия Михайловича об ответе на вопрос Сергея Вячеславовича Куликовского, а так же его остальные вопросы. Все они сугубо практические.

                                , чтобы комментировать

                              • Людмила Григорьевна Жаркова
                                21.06.2023 в 06:36:38

                                С. Анастасия М.: "Не подхожу в поликлинику...
                                Два года общей психологии, полтора клинической, кпт курс, эот курс, не подхожу.
                                То ли радоваться, то ли плакать ))
                                Удачи вам в наборе "настоящих специалистов"."

                                Уважаемая Анастасия, уж точно не плакать.) Скорее, наблюдать очередной виток "оптимизации" в медицине. И готовиться к нарастающему валу психологических проблем у населения. Потому как фрустрация от ожидания чуда от психологов в поликлиниках сделает свое дело.

                                  , чтобы комментировать

                                • Марат Радикович Ахметов
                                  Марат Радикович Ахметов
                                  Набережные Челны
                                  21.06.2023 в 17:57:53

                                  По поводу образования много как мне кажется не доработок первое:
                                  "туда принимают психологов, либо закончивших пять лет именно по специальности “Клиническая психология», либо с базовым психологическим образованием плюс переподготовка", я по первому образованию юрист и у меня вопрос, почему принимают людей с переподготовкой на базе высшего психологического и не принимают на базе иного, по мне правовая коллизия, либо переподготовка является допуском к работе, либо нет. Если переподготовка - есть повышение квалификации, как от психиатра к психотерапевту, тогда зачем профильное образование по «клинической психологии» получается оно избыточно, если нет, то тогда переподготовка не может сделать из психолога «клинического психолога».
                                  Второе, знаю много ребят, обучающихся в магистратуре на базе не профильного высшего, люди учатся по 2, 5 года, отдают от 200000 тыс., чтобы в конце иметь тот же правовой результат, что и с полугодичной переподготовкой. Они шли учится дорого и долго именно с прицелом на бюджетную сферу. Получается им теперь, что массово отчисляться? Хотя на мой взгляд их подготовка лучше, чем «базовым психологическим образованием плюс переподготовка» то есть 2.5 года лучше, чем 0.5 года пускай и с психологическим. Зачем тогда правительство оставило институт магистратуры, в системе высшего образования??Считаю магистрантов, без базового психологического, обязательно необходимо включить в перечень допусков к работе. Возможно, необходимо ввести систему аттестации при Минздраве для желающих работать клиническими психологами, без базового образования по "клинической психологии". Еще раз добавлю, в регионах, в малых городах, нет такого изобилия специалистов, и закон работать не будет, в таком ключе.

                                    , чтобы комментировать

                                  • Людмила Григорьевна Жаркова
                                    21.06.2023 в 19:14:18

                                    "Medice, cura te ipsum" (с) Сегодня актуально в психологии.

                                      , чтобы комментировать

                                    • Сергей Вячеславович Куликовский
                                      22.06.2023 в 17:57:15

                                      Валерий Михайлович, спасибо за ответ.

                                        , чтобы комментировать

                                      • Екатерина Владимировна Федосенко
                                        22.06.2023 в 19:40:39

                                        Главное в данном вопросе - это рассуждать логически. Не путать понятия. Что такое магистратура? Это углубление знаний, БАЗОВЫХ знаний по той тли иной профессии. Конечно, для себя можно закончить магистратуру по интересующим сменным вопросам, но, конечно, это не дает основания работать тем же клиническим психологом с людьми в поликлинике. Это же касается и переподготовки. Еще вопрос- какое базовое образование. Даже медицинское образование, при всем моем уважении к врачам, но большинство очень плохо знают психологию и относятся к ней скептически. Это подтверждается и комментариями, и теми же курсами повышения квалификации, которые предлагают для психологов с клинической специализацией и психологов «остальных», которых объединият с педагогами и соц работниками, видимо, полагая, что уровень у нас одинаковый)). Психолог, специальность «Психология» - мы все сначала психологи, а потом уже клинические, социальные, педагогические и тп. Конечно, учебные планы разные, но база одна и она никак не обуславливается только 2 годами общей психологии, как многим кажется и еще какими-то психокоррекционными направлениями и техниками. Нет!) Психология - это такая же серьезная наука, как и медицина, как и экономика и тп, поэтому необходимо идти и полноценно учиться. А уже после базы, пожалуйста, любые переподготовки и доп образование.

                                          , чтобы комментировать

                                        • Валерий Михайлович Ганузин
                                          22.06.2023 в 22:45:14

                                          Уважаемая Екатерина Владимировна!
                                          На Ваше " Даже медицинское образование, при всем моем уважении к врачам, но большинство очень плохо знают психологию и относятся к ней скептически" хочу спросить. А психологи, при всем моем уважении к психологам, хорошо знают медицину?

                                          И если можете, то ответьте, пожалуйста, на вопросы заданные мною раннее.

                                          Теперь по существу(+++
                                          Как и в медицине имеется множество специальностей (хирург, терапевт, кардиолог, педиатр и т.д.) и работают они в различных медицинских учреждениях (поликлиника, стационар, диагностический центр, хоспис, санаторий и т.д.), так и у психологов д.б. различная специализация и работа в различных учреждениях. И нечего спорить о том, какое образование, т.е. каждый психолог должен работать на своем уровне при учете образования и специализации.

                                          Не какой ЗАКОН не должен лишать работы по специальности и квалификации. Тогда и не будет таких дискуссий: кто "правильнее", главнее и кого лишить права работать по специальности, а кого нет.

                                          Может я и не совсем прав в этом вопросе, тогда поправьте. Только с аргументацией и без волюнтаризма.

                                          Про медицину. Теперь только диплом об окончании медуниверситета не дает права работать врачом, для этого надо пройти обязательно государственную аккредитацию. А если по узкой специальности, то учеба 2 года в ординатуре или пройти первичную переподготовку по данной специальности.

                                          Давайте жить дружно и помогать друг другу.

                                          С уважением, Валерий Михайлович.

                                            , чтобы комментировать

                                          • Людмила Григорьевна Жаркова
                                            23.06.2023 в 00:12:06

                                            Уважаемая Екатерина Владимировна, если обращаться к логике, исключать из психологии, то, что она владеет "...еще какими-то психокоррекционными направлениями и техниками." не получается. Это ее практическая часть, Базовые знания психологии не дают ее.
                                            Студенты потратив пять лет на базу, и, поставив эксперимент, защищают диплом (теория). С методологией на этом их подготовка, чаще всего, заканчивается.
                                            Практические направления психологии требуют многолетней, зачастую, значительно более пяти лет, подготовки. Может ли базовое психологическое образование это обеспечить?
                                            И конфликт между направлениями психологии каким образом конфронтация разрешит?

                                              , чтобы комментировать

                                            • Валерий Михайлович Ганузин
                                              23.06.2023 в 10:36:34

                                              Уважаемые коллеги! Сейчас идет трансляция 2 дня очень интересной и нужной для практических психологов: VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда" .
                                              Жаль, что участвовать в дискуссии по докладам он-лайн возможности не предоставлено. А мне хотелось задать вопрос о том, что может ли неудавшиеся попытки суицида привести к ПТСР у детей и подростков и есть ли такие исследования?
                                              Может у кого-то есть опыт такого наблюдения и по данной теме статью в Психологической газете опубликует?

                                              С уважением, Валерий Михайлович.

                                                , чтобы комментировать

                                              • Марат Радикович Ахметов
                                                Марат Радикович Ахметов
                                                Набережные Челны
                                                23.06.2023 в 11:17:06

                                                Коллеги, возможно, разобрался в вопросе: согласно приказу «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения от 14 октября 2022 года N 668н приложения 13» На должность медицинского психолога Кабинета назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим профессиональным образованием по специальности "Клиническая психология" либо с высшим профессиональным (психологическим) образованием и профессиональной переподготовкой по специальности "Клиническая психология". Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2023) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
                                                1) среднее профессиональное образование;
                                                2) высшее образование - бакалавриат;
                                                3) высшее образование - специалитет, магистратура;
                                                4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
                                                Таким образом, ни о каких пяти годах обучения или базовом психологическом образовании в приказе не говорится, соответственно работать могут бакалавры, специалисты и магистры по иным направлениям психологии с переобучением в «клинического психолога» и все магистры «клинической психологии» вне зависимости от первого образования, Это схоже с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 года N 537н о профстандарте психолога-консультанта где указаны, требования к образованию: высшее образование - специалитет, магистратура или высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области психологического консультирования. На мой взгляд, эта формулировка более удачна и недвусмысленна и может быть перенесена по аналогии в уточнение к приказу Минздрава. Возможно, Минздраву следовало бы написать уточняющее письмо по требованиям к образованию клинических психологов. С уважением, ко всем коллегам.

                                                  , чтобы комментировать

                                                • Валерий Николаевич Бузин
                                                  27.06.2023 в 10:43:29

                                                  Коллеги, есть ОБРАЗОВАНИЕ - специалитет по специальности клиническая психология. Все остальное - ОБРАЗОВАНЩИНА.

                                                    , чтобы комментировать

                                                  • Людмила Григорьевна Жаркова
                                                    27.06.2023 в 20:14:25

                                                    Уважаемый Валерий Николаевич, "ОБРАЗОВАНЩИНА" откуда взялась? Стало быть, получающих доп. образование, по одному закону, по второму - обманывали?
                                                    Так сложилось, что знаю не по наслышке и ту, и другую сторону а так же программы подготовки. И если моим внукам понадобится психологическая помощь, не раздумывая, порекомендую именно специалистов с дополнительным, практическим образованием.

                                                      , чтобы комментировать

                                                    • Валерий Михайлович Ганузин
                                                      27.06.2023 в 20:44:23

                                                      Уважаемый Валерий Николаевич!

                                                      У меня три вопроса:
                                                      1. Можно ли построить стройную систему обучения и работы по различным специализациям у психологов как у медиков (врач, фельдшер, медсестра) и по учреждениям, в которых они должны работать ( поликлиника, стационар, школа, хоспис, реабилитационный центр, ВУЗ, кафедра, частный кабинет и т.д.). Если можно, то кто это должен сделать?

                                                      2. Можно ли сделать аккредитацию первичную и через каждые 5 лет у психологов , как у врачей, с предварительным прохождением ежегодного обучения?

                                                      3. Что делать тем психологам, кто получил "ОБРАЗОВАНЩИНУ", которую им позволило получить государство и успешно оказывает населению психологическую помощь?

                                                      Я думаю, что все вопросы можно решить не ломая профессиональную карьеру большому количеству практических психологов. Но этим вопросом должны серьезно заняться ведущие психологи, работники министерства и члены Национальной Ассоциации «Союз психотерапевтов и психологов».


                                                      С уважением, Валерий Михайлович (не психолог по образованию).

                                                        , чтобы комментировать

                                                      • Елена В Р
                                                        Елена В Р
                                                        Санкт-Петербург
                                                        27.06.2023 в 21:25:14

                                                        Уважаемый, Бузин Валерий Николаевич!
                                                        Сложно прокомментирвать такое обесценивание образования на законном государственном уровне без практической аргументации с Вашей стороны. Почему "все остальное" Вы так смело обесценили? Поясните, пожалуйста...

                                                          , чтобы комментировать

                                                        • Наталья Константиновна Кузнецова

                                                          Добрый вечер.
                                                          В июне уволилась с работы, и столкнулась с такой ситуацией, что теперь не могу устроиться работать в должности медицинского психолога, так как требования к данной должности изменились по профстандарту, который вступает в силу с 1 сентября.
                                                          Новые требования гласят: бакалариат и магистратура по психологии, и переподготовка по клинической психологии.
                                                          У меня же бакалавриат по другой специальности, но магистратура по психологии и переподготовка по клинической психологии.
                                                          Ранее мой образовательный уровень позволял занимать данную должность (4 года опыта работы в государственных медучреждениях), а теперь я не могу устроиться работать по любимой профессии, в которую я вложилась финансово и морально, также прошла множество повышений квалификации.
                                                          Как мне вернуться в профессию, если ранее законодательство само дало мне эту возможность, получило от меня большие финансы за обучение, а теперь законодательство говорит, что нельзя работать, при том, что я уже имею хороший опыт работы, знания и умения, а самое главное - любовь к своей профессии.
                                                          Другие мои коллеги продолжают работать с таким же уровнем образования, как у меня, их никуда не увольняют, а я уже не могу устроиться работать.
                                                          Я потеряла не просто работу, но и образование, и уйму времени.
                                                          Что же мне теперь делать ? Как решать эту проблему?

                                                            , чтобы комментировать

                                                          • Валерий Михайлович Ганузин
                                                            16.07.2023 в 10:30:11

                                                            Уважаемая Наталья Константиновна!
                                                            У Вас есть письменный отказ или виза руководителя организации об отказе Вам в работе при наличии вакантной должности в организации (на каком основании отказали)? Попробуйте обратиться с этим вопросом к юристам.
                                                            Может кто-то из руководителей-психологов объяснит данную ситуацию?

                                                            С уважением, Валерий Михайлович.

                                                              , чтобы комментировать

                                                            • Наталья Константиновна Кузнецова

                                                              Уважаемый, Валерий Михайлович, я до собеседования даже дойти не могу, скидываю работодателям своё резюме, на что получаю вопрос о своём бакалаврском образовании, после чего мне говорят, что вот есть новые стандарты, мы не можем Вас рассмотреть в качестве соискателя.

                                                              Присылают мне два документа:
                                                              1)Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинский психолог" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018).

                                                              2)Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием.

                                                              Мой знакомый руководитель - клинический психолог, работающий давно в этой должности говорит о том, что всегда были требования бакалавр и магистр, что в его медучреждении берут именно таких специалистов, просто магистров+переподготовку они не могли бы трудоустроить. Объясняя это ещё тем, что мне просто повезло, что в отделе кадров допустили такую оплошность, приняв меня на работу.

                                                              Другие коллеги жалуются, что не могут пройти аккредитацию, так как не соответствуют новым профстандартам (их этот вопрос не тяготит, они просто ушли в другую сферу работать, а меня беспокоит, так как я люблю свою профессию, отношусь к ней с душой).

                                                              Возможно в регионах такие оплошности ещё допускаются, но вот в Москве и Санкт-Петербурге возникают сложности с трудоустройством.

                                                                , чтобы комментировать

                                                              • Марат Радикович Ахметов
                                                                Марат Радикович Ахметов
                                                                Набережные Челны
                                                                16.07.2023 в 13:45:41

                                                                Наталья Константиновна! прочитайте мой ответ выше, высшим психологическим образованием в нашей стране считается и непрофильное высшее+магистратура психолога как у вас, обращайтесь в прокуратуру или трудовую инспекцию.

                                                                  , чтобы комментировать

                                                                • Марат Радикович Ахметов
                                                                  Марат Радикович Ахметов
                                                                  Набережные Челны
                                                                  16.07.2023 в 13:56:44

                                                                  Вообще вопиющее не желание психологического сообщества заниматься нормативно -организационными вопросами своей деятельности меня лично крайне удручает. Даже научные публикации регулирующие деятельность сообщества, так ни кто и не определился куда отнести. К примеру, какой шифр публикации, диссертации "проблемы организации и нормативной деятельности работы клинического психолога в поликлинике"?

                                                                    , чтобы комментировать

                                                                  • Наталья Константиновна Кузнецова

                                                                    Уважаемый, Марат Радикович, я ознакомилась с Вашим ответом выше, там всё достаточно чётко описано, но неясно по отношению к новому приказу.

                                                                    По Приказу Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием. Здесь же в приказе чётко пишут: "бакалавр и магистр психологии, а не бакалар или магистр психологии+переподготовка" (профстандарт).
                                                                    Однако, ранее меня на работу принимали по Единому квалификационному справочнику, где было написано - высшее психологическое образование и переподготовка (здесь же не было указаний бакалавр или магистр, пометка лишь о высшем образовании, который соответствовал действительности).

                                                                    И дилемма в том, что невозможно пройти аккредитацию, отказывают центры из-за такого несоответствия.
                                                                    Я написала в трудовую инспекцию, жду разъяснений по этому поводу.

                                                                      , чтобы комментировать

                                                                    • Марат Радикович Ахметов
                                                                      Марат Радикович Ахметов
                                                                      Набережные Челны
                                                                      17.07.2023 в 09:57:48

                                                                      Уважаемая Наталья Константиновна!
                                                                      1.Здесь имеется правовая коллизия противоречия ведомственного приказа Минздрава и ФЗ "об образовании" который должен по старшинству трактоваться в пользу ФЗ, посмотрим , что Вам ответят.
                                                                      2. Удивляет олимпийское спокойствие ВУЗов , сколько будет скандалов и шума , когда люди узнают, что их выстраданные и дорогущие трехлетние дипломы магистров, в правовом смысле имеют вес корочки о переподготовки. Мысль о том, что мы просто даем образование не пройдет, по причине, что столь длительное и дорогостоящее второе образование нужно было для работы в госорганах, многие как раз шли в медицинские психологи под приказ от 1 июля.Попробуйте написать письмо в минобр за разъяснением.
                                                                      3. Проблема в том, что у психологов нет руководящего органа, хоть маломальского управления. Отсюда некому защитить права психологов.

                                                                        , чтобы комментировать

                                                                      • Людмила Григорьевна Жаркова
                                                                        18.07.2023 в 20:10:22

                                                                        Специалитет Клиническая психология.
                                                                        Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

                                                                        специализация N 1 "Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях";

                                                                        специализация N 2 "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение";

                                                                        специализация N 3 "Патопсихологическая диагностика и психотерапия"; специализация

                                                                        специализация N 4 "Клинико-психологическая помощь ребенку и семье"; специализация

                                                                        специализация N 5 "Психология здоровья и спорта";

                                                                        специализация N 6 "Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология".

                                                                        Это копия из системы Гарант.
                                                                        С какой специализацией с 1 июля будут работать психологи в поликлиниках? Почему замалчивается вопрос о специализации?

                                                                          , чтобы комментировать

                                                                        • Валерий Михайлович Ганузин
                                                                          19.07.2023 в 00:06:19

                                                                          Уважаемые Наталья Константиновна, Марат Радикович, Людмила Григорьевна!

                                                                          Может лучше с этими вопросами перейти к ранее опубликованной в ПГ статьи "Роль психологов, психологическое образование и возможности его оценки обсудили на «круглом столе»?
                                                                          Там как раз обсуждаются эти вопросы. Может авторы ответят на поставленные здесь вопросы?

                                                                          С уважением, Валерий Михайлович.

                                                                            , чтобы комментировать

                                                                          • Аркадий Борисович Балунов
                                                                            22.07.2023 в 23:48:28

                                                                            Дорогой Валерий Михайлович!
                                                                            Вы правы, с этим нужно что-то делать - есть у нас профессиональное Сообщество или нет!
                                                                            Предлагаю выступить с обращением к Практикующим психологам (у ПГ более 500 тыс. читателей).
                                                                            Поддержите?

                                                                            С уважением, АБ.

                                                                              , чтобы комментировать

                                                                            • Валерий Михайлович Ганузин
                                                                              23.07.2023 в 10:38:08

                                                                              Уважаемый Аркадий Борисович!

                                                                              Полностью поддерживаю Ваше предложение.
                                                                              Непонятно, почему сверху принимаются решения, которые ставят под угрозу потерю профессии большому количеству специалистов, разрешение на получение которой было представлено ранее законодательно? И это у профессионального сообщества, которое занимается вопросами профилактики стресса и реабилитацией постстрессовых ситуаций у этих пациентов?!!!

                                                                              С уважением и поддержкой, Валерий Михайлович.

                                                                                , чтобы комментировать

                                                                              • Наталья Константиновна Кузнецова

                                                                                Уважаемые, коллеги, добрый вечер!
                                                                                Вот такой ответ пришёл из Минздрава. И если я правильно поняла, то все мы продолжаем работать в должности, но если захотим сменить работу, то больше не сможем трудоустроиться в должности медицинского психолога ( ни о каких поправках речи не идёт, по другим специальностям поправки сделаны, кроме психологов).

                                                                                С 1 сентября 2023 года вступит в силу приказ Минздрава России от 02.05.2023 № 20dн «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием»,которым устанавливаются следующие квалификационные требования для должности медицинского психолога: высшее образование — специалитет по специальности «Клиническая психология»или высшее образование— специалитет по специальности«Психология» со специализацией «Клиническая психология» или профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» при наличии высшего образования специалитета по одной из специальностей:«Психология»,«Психология служебной деятельности» или при наличии высшего образования—бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки«Психология».
                                                                                Согласно ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права,не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
                                                                                Следовательно, новые квалификационные требования, установленные для должности «медицинский психолог», должны применяться к трудовым отношениям,возникшим с 1 сентября 2023 года. Лицо, не соответствующее новым квалификационным требованиям,но трудоустроенное на должность медицинского психолога до 1 сентября 2023 года может продолжать трудовую деятельность в медицинском учреждении на время действия действующего трудового договора.

                                                                                  , чтобы комментировать

                                                                                • Марат Радикович Ахметов
                                                                                  Марат Радикович Ахметов
                                                                                  Набережные Челны
                                                                                  26.07.2023 в 11:06:09

                                                                                  Добрый день, значит они должны Вас до 1 сентября трудоустроить,идите с этим письмом к работодателю.

                                                                                    , чтобы комментировать

                                                                                  • Дарья Вадимовна Лескова
                                                                                    26.08.2023 в 20:41:11

                                                                                    Здравствуйте! Дорогие коллеги, кто уже работает, в условиях в поликлиники ( мед. Психологи) . Я приступила к работе и у меня.. на первичную консультацию ( в том числе и люди после СВО) отводится всего 30 минут! В приказе по 668н не могу найти нормы времени ( что минимум 50 минут)
                                                                                    Хочу оспорить, а получается нечем! Может кто подскажет, где найти нормативы, что на диагностику должно уходить не меньше 50 минут?

                                                                                      , чтобы комментировать

                                                                                    • Светлана Владимировна Колеснева

                                                                                      Здравствуйте! Не могла не написать. Меня очень удивило мнение специалистов, что базовое психологическое образование это одна теория. Уверяю вас это не так, возможно повлияла ситуация с Ковидом и поэтому в этот период у студентов было мало практики. Я закончила специалитет, но это было давно, в 90-г., у нас было много практики, мы учились на базе псих. стационара и неврологического отделения областной больницы и не только. Практика была разнообразная, не только в больницах, но и в образовании. И тренинги разные тоже были.

                                                                                        , чтобы комментировать

                                                                                      • Людмила Григорьевна Жаркова
                                                                                        16.10.2023 в 17:25:14

                                                                                        Ответ Светлане Владимировне Колесневой.
                                                                                        "Я закончила специалитет, но это было давно, в 90-г., у нас было много практики, мы учились на базе псих. стационара и неврологического отделения областной больницы и не только. Практика была разнообразная, не только в больницах, но и в образовании. И тренинги разные тоже были."

                                                                                        Есть практика в академическом образовании (базовом) и практика в прикладном образовании в психологии . Они не идентичны.
                                                                                        Например, если учат человека играть на скрипке, и долго показывают играющего скрипача, человек научится играть на скрипке? А часы зачтены, как практика. (
                                                                                        В прикладном варианте в психологии учат самому играть на скрипке, а не смотреть. На это уходят годы.
                                                                                        Разная это практика. Как и тренинги.

                                                                                          , чтобы комментировать

                                                                                        • Светлана Владимировна Колеснева

                                                                                          Конечно чтобы успешно работать, нужно после базового образования обязательно получать в дальнейшем дополнительное профессиональное образование. Но я не согласна с примером про скрипача. На самом деле практика в базовом образовании построена так, что ты не просто наблюдатель, а активный участник. Все техники прробуешь сам и проводишь со своими сотрудниками. При работе в психиатрии, неврологическом отделении студентам даётся возможность поработать самостоятельно с пациентами.

                                                                                            , чтобы комментировать

                                                                                          • Светлана Владимировна Колеснева

                                                                                            Опечатка не сотрудниками , а со своими сокурсниками

                                                                                              , чтобы комментировать

                                                                                            • Людмила Григорьевна Жаркова
                                                                                              22.10.2023 в 19:44:13

                                                                                              "Конечно чтобы успешно работать, нужно после базового образования обязательно получать в дальнейшем дополнительное профессиональное образование."
                                                                                              Уважаемая Светлана Владимировна, положа руку на сердце: все получают дополнительное профессиональное не для галочки?
                                                                                              Много лет была руководителем практики у студентов, и знаю не по наслышке, что такое часы практики. Базовое образование в клинической психологии и иных психологиях различно.
                                                                                              " Все техники прробуешь сам и проводишь со своими сотрудниками." Здесь тоже вопрос: что за техники, конкретно.

                                                                                              • Светлана Валерьевна Нечесова
                                                                                                Светлана Валерьевна Нечесова
                                                                                                 ответ пользователю Людмила
                                                                                                Москва
                                                                                                18.04.2024 в 01:35:39

                                                                                                Тоже получила специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология, с первичной аккредитацией на Медицинского психолога. Было очень много практики (даже в условиях локдауна), проф. образование "для галочки" у нас было невозможно, 6 человек было отчислено - это из тех, кто это пытался сделать. т.е. сидел на лекциях "для галочки". Потому что специалитет, тем более очное отделение - ничем от обучения на врача не отличается. Нам не хватало медицины, да, но это, думаю, в будущем будет решаться в рамках образовательных программ. Нас спросили, чего не хватило при обучении, каких предметов. Был опрос - мы ответили, что медицины. Но тем не менее, мы изучали: психофармакологию, нейрофармакологию, нейропсихологию, патопсихологию, психиатрию, психосоматику, анатомию ЦНС, суицидологию, аддиктологию, психологию травмы.
                                                                                                На практике нам вообще не давали никаких поблажек. Нам присесть было некогда, и работали мы именно с пациентами, в психиатрических, наркологических клиниках и научно-исследовательских центрах, в филиалах Центра им. Сербского, в самом Центре, и в других. Поэтому мы - полноценные специалисты, мы спокойно выходим на работу в клинику, любую, причём: как детскую, так и взрослую. И решаем задачи по работе с пациентами по направлению врачей и без них. И пишем полноценные заключения, в том числе по локализации нарушений и проводим синдромный анализ, и помогаем дифференцировать психиатрический диагноз. Так что, думаю, что специалитет по Клинической психологии и аккредитованного медицинского психолога нельзя ставить на один уровень с психологами общей практики. В этом вы правы.
                                                                                                По психотерапии и другим помогающим - у нас были те техники, которые использовали в своей работе наши руководители практики. И групповые сеансы психотерапии и индивидуальные. И всё это мы проводили самостоятельно, под присмотром специалистов, естественно. И главное, что был эффект. Даже за сравнительно короткое время, это очень вдохновляет.

                                                                                              • Валерий Михайлович Ганузин
                                                                                                Валерий Михайлович Ганузин
                                                                                                 ответ пользователю Людмила
                                                                                                Ярославль
                                                                                                18.04.2024 в 10:00:45

                                                                                                Уважаемая Светлана Валерьевна!
                                                                                                Спасибо Вам за такой исчерпывающий ответ.
                                                                                                С уважением, Валерий Михайлович.

                                                                                              , чтобы комментировать

                                                                                            • Валерий Михайлович Ганузин
                                                                                              23.10.2023 в 18:58:42

                                                                                              На "С какой специализацией с 1 июля будут работать психологи в поликлиниках? Почему замалчивается вопрос о специализации?"

                                                                                              ПСИХОЛОГИ(+++
                                                                                              Неужели трудно задать этот вопрос на горячую линию Минздрава РФ?
                                                                                              Уже месяцами бужируется эта тема в ПГ. Неужели непонятно, что вам ЗДЕСЬ никто не ответит(+++

                                                                                              Минздрав горячая линия – 24/7

                                                                                              *внешняя ссылка удалена модератором*
                                                                                              Электронная приемная обращений. Бесплатно. Круглосуточно. Ответ за 5 минут.

                                                                                              Валерий Михайлович.

                                                                                                , чтобы комментировать

                                                                                              , чтобы комментировать

                                                                                              Публикации

                                                                                              Все публикации

                                                                                              Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

                                                                                              Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»