События последних 2–3 лет подтвердили известную аксиому о невозможности полного прогнозирования и контроля событий, лишний раз показав человеку беспомощность перед бытием в мире. Подобная почва является плодотворной для развития множества разного рода тревожных, фобических и панических расстройств.
В практике телефонного консультирования тревожные, фобические расстройства и панические атаки являются одними из самых распространённых запросов.
В качестве маркеров панического расстройства могжет выступать чрезмерное внимание к ощущениям, страх сойти с ума, желание получить заверение о том, что все в порядке от авторитетного лица (врача или психолога).
Часто паническое расстройство сопровождается агорафобией — расстройством психики, в рамках которого появляется страх скопления людей, боязнь открытого пространства, открытых дверей.
Одной из отличительных особенностей людей, страдающих подобным расстройством, является стремление к контролю, которое имеет разные формы, не всегда очевидные и порой достигающие абсурда: желание контролировать телесные проявления, эмоции и ощущения.
Среди основных жалоб на эмоции выступает жалоба на тревогу и/или страх; среди ощущений — жалобы на сердцебиение, одышку и/или тяжесть в груди. Контроль в упомянутых жалобах проявляется в виде желания понять природу возникающих ощущений и/или эмоций и/или сделать их подконтрольными,
Желание понять природу ощущений часто принимает форму потребности в экспертной оценке, проявляющейся в желании узнать от стороннего человека (чаще эксперта), что происходит.
Это тоже является некой формой контроля, где ответственным за ситуацию, а значит за контроль, становится другой человек — врач, психологи и т.д. Снятие ответственности с себя и перекладывание на специалиста проявляется в преувеличении способностей, знаний и диагностических возможностей специалиста.
Подобное очень часто встречается при ипохондрии, где человек столь сильно погружается в свои ощущения, что все значимые жизненные цели и ценности уходят на второй план. В подобных ситуациях логика может идти по следующему пути: если я понимаю происходящее и/или мне говорят специалисты, которые обладают знаниями, можно не бояться. Стремление к контролю объясняет часто упоминаемый страх сойти с ума. Такой страх является вытесненным желанием освободиться от контроля: «сошедший с ума» может ни за что не отвечать.
Как уже было сказано, вопросы к специалистам часто выглядят как перекладывание ответственности за интерпретацию ощущений с себя на другие плечи, плечи более компетентных людей.
Целью использования метафоры автомобиля является субъективация, дистанцирование от ощущений, принятие на себя ответственности за интерпретацию ощущений, возвращение ощущения контроля над ситуацией, успокоение.
Работа с метафорой автомобиля отталкивается от аналогии тела человека и автомобиля. Диалог или ход мышления выстраивается следующим образом. Наше тело является физическим объектом, как и автомобиль. Неважно, водите вы машину или нет. Вы можете представить, что происходит, когда кончается бензин, ломается мотор или лопается колесо? Например, если кончается бензин, то в автомобиле Вам об этом сообщают соответствующие индикаторы: загорается специальная лампочка или другой сигнал. Можно ли силой мысли сделать так, чтобы лампочки загорелась, а в автомобиле появился бензин? Ответ очевиден: конечно, нет. Точно так же и в нашем теле каждое ощущение является сигналом, который от нас не зависит. Все ощущения: слабость, сердцебиение, учащение дыхание, одышка, — являются сигналами, говорящими нам о том, что происходит внутри. Так, слабость может говорить о переутомлении, а одышка и сердцебиение могут являться следствием физической нагрузки или волнения.
Такой взгляд на процессы в теле позволит отвлечься от контроля, принять происходящее, понять природу процессов, происходящих в теле, и получить ответ на вопрос, почему я не могу контролировать свои ощущения.
В заключение стоит обратить внимание на любопытный парадокс: несмотря на кажущееся внимание к себе и своим ощущениям, настоящее внимание к себе при таких расстройствах, как правило, снижено или отсутствует вовсе. Чаще всего это является следствием сильного переутомления. В данном случае метафора автомобиля может тоже представлять собой очень полезный инструмент: она учит, что тело является автомобилем, который требует внимания к себе, за которым необходимо ухаживать и следить, а ощущения и эмоции — индикаторы, говорящие о процессах, происходящих в организме, сигнализирующие о потребностях и об отношении к этим процессам.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать