Проблема существования семьи как группы совместно проживающих родственников на протяжении веков оставалась актуальной для целостной жизни общества. Причины этого связаны, прежде всего, с тем, что жизнь общественная и жизнь личная, семейная каждого человека, хотя и являются самостоятельными сферами социума, тем не менее, непосредственно влияют одна другую, обеспечивая функционирование человека в повседневной жизни. Это функционирование может быть как полноценным, когда семья человека не претерпевает существенных изменений и он чувствует себя в ней комфортно, уверенно, так и деструктивным, когда нарушения привычного семейного уклада в силу негативных эмоциональных переживаний влияют на все остальные жизненные сферы. Неслучайна известная русская поговорка: «Семья в порядке — душа в порядке». Смысл ее раскрывается легко: ощущение благополучия, понимания, тепла и заботы в семье напрямую влияет на состояние защищенности внутреннего мира человека, спокойствия его реального Я, способствует росту духовного Я.
Методы семейного консультирования и психотерапии, актуальные для жизни современного общества, в совокупности направлены на позитивные изменения в семейной ситуации, претерпевающей кризисные периоды жизни конкретной семьи, конкретного человека. Среди наиболее известных направлений в семейной психотерапии можно отметить такие как психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, в том числе рационально-эмоциональную психотерапию, а также эклектическое, соединяющее различные по механизму методы в оказании психологической помощи семье и ее членам. При всей разности методических подходов есть у этих направлений одно общее, связующее звено. Предполагается, что все члены семьи осведомлены о наличии такого вида психологической помощи и все они, разумеется, на коммерческих условиях, должны участвовать в предлагаемом процессе семейного консультирования, семейной психотерапии. И тут с необходимостью встает один простой вопрос, а именно: «Готов ли внутренне каждый член семьи к такому повороту дела, особенно, в условиях отечественной русской ментальности, где исторически не принято актуализировать свои семейные проблемы в кулуарах социума, отдавать на откуп сокровенное и неразрывное начало соединения семейного и внутреннего Я, подвергать их анализу при участии третьих лиц, имеющих при этом самые благие намерения в устранении семейных неурядиц конкретного случая?!» Опыт показывает, что ответ на этот вопрос неоднозначен. Нередки случаи, когда по вопросам семейного консультирования обращается кто-то один из членов семьи, наиболее продвинутый социально. Остальные предпочитают держаться в стороне и так и не соглашаются на то, что принято считать семейным консультированием, семейной психотерапией, то есть на свое участие в предлагаемом семейном действе, поставленном с помощью третьих лиц на коммерческую основу. И тут возникает вопрос о специфике психологической помощи в подобных случаях.
Более десяти лет назад автором был предложен метод русского катарсиса как отечественная, некоммерческая, менталитетно-обусловленная форма психотерапии, возникающая спонтанно в условиях переживания кризисных ситуаций человеком и живущая в народе как скорая психологическая помощь в их преодолении (Е.Б. Фанталова, 1998, 2001, 2003, 2008, 2009). Предполагалось, что готовый, функционирующий в русской культуре исповедальный прием общения может стать психотерапевтическим методом в специально организованных условиях, приближенных к таким, в которых он возникает спонтанно. Этот метод позволяет обсуждать самые разные проблемы, включая семейные, однако исходно он создавался автором как вариант индивидуальной психотерапии один на один. На ярком литературном примере из рассказа Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» автором был продемонстрирован феномен русского катарсиса, где в вагоне поезда рассказчик, возвращающийся с каторги после убийства жены, исповедует происшедшую с ним трагедию случайному собеседнику. В происходящем диалоге рассказчик — собеседник наглядно проиллюстрированы основные условия совершения русского катарсиса в жизни. Перечислим их прежде, чем переходить к варианту метода русского катарсиса для семейной психотерапии, к тому, как в этом случае она представляется автору. Итак, это следующие условия.
Первое. В этой встрече для рассказчика необходим духовно близкий собеседник, способный отрефлексировать и отрезонировать его катартический монолог, понять и прочувствовать всю его фабулу, весь душевный пафос. Личность собеседника является, безусловно, определяющей ситуацию в том плане, сможет ли вообще состояться такой монолог — катарсис рассказчика или нет.
Второе. Чтобы катарсис состоялся, необходима внутренняя готовность рассказчика открыться и довериться собеседнику. Рассказчик должен для этого внутренне созреть.
И, наконец, третье. Это наличие для монолога-катарсиса подходящей ситуации, подходящей обстановки. Нужна располагающая к исповеданию атмосфера, хотя иногда может быть достаточно просто отсутствия резких внешних помех.
В итоге можно заметить, что все эти три фактора, взятые вместе, «в сплаве», являются как бы индикатором и одновременно условием для возможного катарсиса.
Однако, как уже отмечалось выше, подобный вариант русского катарсиса уместен для индивидуальной, духовно-ориентированной психотерапии, поскольку в основе ее лежит все же отчетливая исповедальность рассказчика собеседнику, встреча один на один.
Остановимся далее на возможном варианте переноса этого метода на семью, на семейную психотерапию. Автору этот перенос, взятый также из реальной жизни, представляется следующим образом. Как уже отмечалось выше, в психологическую консультацию часто по семейным проблемам обращаются лица, члены семей которых по тем или иным причинам приходить к психологу отказываются. Вместе с тем, конфликт в семье еще не достиг последней черты, не является сокрушительным, семья продолжает существовать, но возникшие проблемы уже затрудняют привычный эмоциональный ритм жизни ее членов, мешают их взаимодействию. В таком случае обратившемуся за психологической помощью члену предлагается следующий вариант. Он сам может стать ведущим психотерапевтом в своей семье по предложенной психологом-консультантом схеме внутренней семейной психотерапии, которую затем предлагает у себя дома и о которой рассказывает всем собравшимся вместе членам семьи. Данный вариант семейной психотерапии основан на свободном высказывания каждого члена семьи по заранее предложенной теме: «Я, МЫ и НАШИ проблемы, как я их вижу». Пока кто-то высказывается, остальные слушают его, не спорят с ним, не перебивают, молчат. Основное простое правило данного вида семейной аутопсихотерапии, которое оговаривается как обязательное условие для каждого, — это дать возможность высказаться каждому присутствующему члену семьи, чтобы остальные могли услышать внутренний резонанс его души, чувств, конфликтов, ви′дения семейной ситуации. В конце, после того как все высказались, — общая дискуссия, обсуждение, вопросы друг к другу. В итоге — попытка заключить приемлемое для всех членов семьи соглашение на пути разрешения их общих семейных проблем.
Литература
- Бондаренко А. Ф. Понятийный тезаурус этического персонализма как русской традиции в психотерапии // Журнал практикующего психолога. 2005. — Вып. 11. — С. 39–48.
- Бондаренко А. Ф., Кондратюк Н. С. Русская традиция в психотерапии: в поисках идентичности // Журнал «Психотерапия». 2008. — №6. — С. 7–16.
- Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
- Фанталова Е. Б. Мысли о русском катарсисе // Журнал Прикладной психологии. 1998. — №4. — С. 73–98.
- Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 79–110.
- Фанталова Е. Б. Русский катарсис как феномен культуры и психотерапевтический прием // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / Материалы Третьих чтений памяти Л. С. Выготского. М.: РГГУ, 2003. С. 337–341.
- Фанталова Е. Б. О методе русского катарсиса в психотерапии // Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры: Материалы Международного Конгресса, Кострома, 17–18 октября 2008 года / отв. ред.-сост. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. — М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. С. 391–395.
- Фанталова Е. Б. Русский катарсис как отечественная духовная практика в психотерапии // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2009. Вып. 6. — СПб: Изд-во Русской Христианской Гуманитарной Академии, 2009. С. 161–162.
- Фанталова Е. Б. Метод русского катарсиса в аспекте проблем современной семьи // Современная Российская семья: традиции и альтернативы / сб. научных статей Всероссийской науч.-практ. конф. 9–11 июля 2010 / Московский психолого-социальный институт. — Муром: изд-во МПСИ, 2010. С. 24–28.
Источник: Фанталова Е.Б. Проблемы современной российской семьи и метод русского катарсиса в контексте национального менталитета // Психотерапия. 2012. № 2 (110). С. 53–54.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать