
Психологические практики относятся к наиболее рефлексивным практикам человеческого существования, составляя перманентный ресурс личностного и профессионального развития. Под личностным развитием мы понимаем прогрессивное развитие, которое является направленным, необратимым, качественным изменением личности, приводящим к усложнению ее содержания и структуры, адекватных ведущим факторам человеческой экзистенции. Основными механизмами усложнения содержания и структуры личности выступают процессы дифференциации и интеграции психических образований, функциональных систем (горизонтальное развитие), но более существенным механизмом является углубление содержания личности, развитие более тонких и еще более тонких средств восприятия и взаимодействия с реальностью, развитие понимания и постижения многомерных планов сущего, вплоть до его источника (вертикальное развитие).
Актуально личность фиксируется в развитии на определенном плане сущего, обычно просоциального существования, застревая в матрице материальных и социальных отношений [Антоненко, 2019; Карицкий, 2002; Мазилов, 2008].
Так или иначе, имеются практики личностного и профессионального развития, которые многообразно дифференцируются по различным существенным критериям, а в целом соотносятся с телесным, энергетическим, эмоциональным, ментальным и духовным бытием человека. Эти планы бытия могут быть прослежены, естественно, до более тонких дифференциаций. В отношении своего телесного, энергетического, эмоционального, ментального и духовного бытия человек есть целостность, но такая целостность, которая актуально акцентуирована на определенном плане, хотя все прочие планы в ней представлены, но либо слабо выражены, либо латентны [Калинин, 2012; Карицкий, 2006].
В соответствии с этими основными планами человеческого бытия есть пять основных типов личности: телесная личность (например, люди преимущественно занятые физическим трудом, особенно работающие на земле, спортсмены), энергетическая личность (люди с высоким уровнем личной энергии, представлены в различных сферах жизни, характеризуются выраженной экспансивностью, высоким уровнем работоспособности, часто заняты в экстремальных сферах), эмоциональная личность (вероятно, наиболее распространенный сегодня тип, люди с преобладанием эмоциональных реакций, если говорить о профессиональных сферах, то это люди искусства), ментальный тип (второй наиболее распространенный сегодня тип, люди с преобладанием ментальных оценок и типов поведения, основанных на интеллектуальных установках и решениях, представлены во всех сферах, особенно в управлении, политике и науке), духовная личность (довольно редкий тип, в современном обществе характерны ошибочные заключения о духовности личности, поскольку утрачено действительное понимание духовности, а существующие ее критерии — это по преимуществу эмоциональные и ментальные оценки). Общая линия развития личности: от телесной к духовной, основная закономерность — при нарастании выраженности нового плана личности более ранние ступени становятся менее значимыми, снимаются в личности, но сохраняются, а более высокие начинают пробуждаться, хотя весь процесс крайне медленный и длительный [Карицкий, 2002; 2006].
Обычно процесс развития личности протекает стихийно, но во все времена существовали практики целенаправленного личностного и профессионального развития. Сами эти практики требуют значительных затрат времени, сил, воли, сосредоточенности, но в этом случае имеется и существенный результат, который выступает ведущим ресурсом личности. В традиционном обществе такого рода практики, что касается личностного и духовного развития, по преимуществу осуществлялись в монастырях и ашрамах, что касается профессионального развития, а вместе с ним личностного и социального — то это был процесс цехового обучения, который занимал многие годы. В современном обществе все эти процессы довольно сложно переплетены, но каждому из них человек обычно может уделить не так уж много времени в силу тотальной перегруженности работой, информацией, социальным взаимодействием, умножением социальных и профессиональных требований, вплоть до детальных регламентаций. Поэтому в своей массе современные люди лишены возможностей вертикального развития, а на горизонтальном уровне, скорее, не расширяют сферу своей экспансии, а сужают ее до очень узких профессиональных областей [Карицкий, 2018].
В основе всех психологических практик лежит базовый механизм саморегуляции. Собственно, уровень развития саморегуляции — это и есть ресурсный уровень личности. Существование человека основывается на множестве механизмов саморегуляции: 1) биологических на всех уровнях организации человека от биохимического до организменного, 2) бессознательных психологических и 3) сознательных психологических. Сознательная психологическая саморегуляция относится к сфере произвольной целенаправленной активности, и именно она лежит в основе формирования и развития новых сфер личности, новых навыков, умений, способностей и компетенций, является базовой для практик развития, каждый новый уровень развития достигается через формирование более высокого уровня саморегуляции.
В основе практик саморегуляции лежит ряд регулятивных психологических принципов. Под регулятивным принципом понимается руководящее правило, направляющее и организующее деятельность (в нашем случае, практику) в определенном отношении. Это отношение, сторона регуляции определяются специфическим содержанием принципа. Регулятивный принцип имеет знаниевый и, собственно, регулятивный компоненты. Знаниевый компонент — это знание о том, как устроена реальность в определенном отношении, в случае принципов психологии — психическая реальность. Регулятивный компонент принципа — регулирует (направляет) деятельность в этом отношении [Василюк, 2003; Лидерс, 1996; Мазилов, 2006].
Регулятивные принципы психологических практик соотносятся с уровнями организации деятельности, методологии (сверху вниз): 1) философским, 2) основных сфер жизнедеятельности, 3) общенаучным, 4) конкретно-научным, 5) теорий среднего уровня, 6) конкретных технологий, техник и методик. Если не дифференцировать регулятивные принципы психологических практик по уровням деятельности, а просто перечислить, то вот некоторые из них: детерминизма, системности, развития, объективности и субъективности в их тесном переплетении, целостности, психосоматического единства, деятельности, единства сознания и деятельности, единства теории и практики, многомерности реальности, человека, психики, биосоциальной и биосоциодуховной организации человека, верифицируемости, дифференциации психических явлений, интеграции психических явлений, субъектности, делания, самоотчетности, осознанности, упражняемости, результативности, личностной актуализации, глубины (погружения), функционального соответствия, индивидуальности, модификации, постепенности, ритма, динамизма, межуровневого взаимодействия, задачности, личной силы, ресурсности и др.
Только незначительная часть психических, социально-психологических и социальных процессов саморегуляции являются сознательными. При этом по мере развития сознательная саморегуляция также становится автоматической, бессознательной. Сознательными процессами саморегуляции они бывают в трех случаях: 1) на стадии освоения данного рода саморегуляции, 2) в актуальной ситуации, когда недостаточно привычной автоматической, бессознательной саморегуляции, 3) в ситуации самопознания и самоисследования, когда человек наблюдает за своими процессами саморегуляции.
По используемым ресурсам практики саморегуляции могут быть классифицированы следующим образом: 1) внутренние ресурсы личности, 2) внешние материальные, культурные и символические ресурсы саморегуляции как продолжение личностной саморегуляции, 3) внешние ресурсы саморегуляции в форме использования ресурсов других людей [Антоненко, Карицкий, 2016].
К внутренним ресурсам саморегуляции личности относятся: 1) все навыки и умения саморегуляции, которыми актуально владеет личность (например, умение не паниковать, сохранять спокойствие в сложной ситуации; умение сохранять концентрацию при дефиците времени, множестве мешающих внешних стимулов; навык следования плану при сложных обстоятельствах; умение с помощью дыхания повысить уровень энергии и т.д.), 2) развиваемые и тренируемые ею навыки и умения саморегуляции (это навыки и умения, которые только находятся в стадии формирования, недостаточно развиты, но будут развиты до необходимого уровня).
Внешние материальные, культурные и символические инструменты саморегуляции — это любые внешние материальные, культурные и символические средства, с помощью которых осуществляются процессы саморегуляции. Например, карандаш или ручка в руках, чтобы сохранять спокойствие; диван или стул для того, чтобы расслабиться; определенная музыка, чтобы повысить уровень бодрствования; рисование, лепка, вязание, фильм, книга, игра, чтобы отвлечься от сложной ситуации, успокоиться, дать время на принятие решения; прогулка, чтобы отвлечься и собраться с мыслями; мягкая игрушка, чтобы заснуть, и т.д., и т.д.: музыка, движения, танцы, физкультура, любые вещи…
Внешние ресурсы саморегуляции в форме использования ресурсов других людей имеют несколько видов: 1) профилактика, 2) тренинг как тренировка, 3) консультирование, 4) психотерапия, 5) тренинг личностного роста, развития. При психологической профилактике другой человек помогает осознать возможные проблемы в ближайшей будущей ситуации и с помощью определенных действий и техник предупредить возможное ухудшение саморегуляции в этой ситуации. Психологический тренинг как тренировка необходим для поддержания навыков саморегуляции на оптимальном уровне. Может осуществляться самостоятельно или с помощью тренера или коуча. Психологическое консультирование у специалиста необходимо, когда 1) имеются актуальные проблемы с саморегуляцией, в том числе ее нарушение, снижение, 2) имеются проблемы саморазвития. Психотерапия необходима при существенной потере уровня саморегуляции в результате сложных (сильных) жизненных или психологических проблем. Психотерапевт не только диагностирует проблемы личности, консультирует по их решению, но и подключает собственные психологические ресурсы для решения этих проблем. В тренингах личностного роста и саморазвития формируются новые навыки и умения саморегуляции.
Психологические практики личностного и профессионального развития могут быть классифицированы по разным критериям в зависимости от решаемых задач. Так, они могут быть классифицированы в соответствии с существующими классификациями психически состояний [Карицкий, 2002; Прохоров, 2011]: 1) эмоциональные состояния, 2) активационные состояния, 3) тонические (энергетические) состояния, 4) тензионные состояния, 5) по уровням организации человека, 6) неравновесные состояния, 7) функциональные состояния, 8) измененные состояния сознания, 9) пограничные психические состояния.
Другой, важнейшей для практик развития является классификация практик по базовым уровням человеческой организации и трансформации: практики телесные, энергетические, эмоциональные, ментальные, духовные. С каждого из этих уровней может быть осуществлена интервенция на любой другой и, соответственно, психологические практики могут быть различимы по базисному уровню, с которого осуществляется воздействие, и уровню, на котором по преимуществу происходит трансформация. Хотя многие психологические практики по существу полиномны, объединяя в себе более одного уровня, с которых осуществляются активные посылы на другие уровни, и многокомпонентны по своим результатам, имея сложный комплекс следствий, в теоретическом и практическом отношении выделение этих уровней и, соответственно, классификации, основанные на выделении этих уровней, чрезвычайно полезны, позволяя различать тонкие детали психологического воздействия и исследовать существующие между ними корреляции. Все выделенные уровни тесно взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.
С телесного плана возможно осуществлять интервенцию на уровень энергетики или в психические сферы. К этого рода процедурам относятся, в частности: различного рода бихевиоральные методики, телесно-ориентированные техники (танцевально-двигательные, техника аутентичного движения, театр прикосновений, холистический палсинг, биоэнергетика и др.), дыхательные техники (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейш, свободное дыхание и т.п.), разного рода йогические практики, психоделические, тенсегрити, техники мантр, призывов, звукотерапия, музыкотерапия, массаж, биосинтез, бондинг и т.д.
К энергетическим психотехнологиям относятся: цигун, некоторые техники раджа-йоги, кундалини-йога, биоэнерготерапия, аутотренинг и прочее. К техникам, берущим за базовую основу воздействия психоэмоциональные процессы, можно отнести: игровые, ролевые, часть техник визуализации, элементы аутотренинга, частично техники перепросмотра, раджа-йоги и иные.
С ментального уровня как базисного осуществляется работа в таких практиках как: психоаналитические, когнитивные техники, ментальная визуализация, медитация, молитва, самоанализ, рационализация, структуризация, частично перепросмотр и др. Сфера духа относится к области скорее спонтанных переживаний, характеризующихся экстазом, величайшей глубиной прозрений, катарсических откровений и приводящих к кардинальным трансформациям личности и трансценденции ее в принципиально новые способы бытия и самореализации.
Надо также учесть некоторую условность отнесения тех или иных техник к базовым уровням воздействия (по преобладающему модусу), поскольку на практике обычно имеет место определенное сочетание разноуровневых способов воздействия, иногда неотделимых друг от друга. Смысл классификации по уровням воздействия — показать, что эти уровни существуют, что в определенных практиках те или иные уровни являются преобладающим модусом действия, действующими агентами техники.
Если говорить о самой общей структуре психологических практик как ресурсе личностного и профессионального развития, то она имеет следующие основные измерения: вертикальное (основания практики), горизонтальное (психопрактические аспекты), временное (динамическое), глубинное, эссенциональное, функциональное и индивидуальное. Вертикальное измерение представлено основаниями: мотивационными, концептуальными, реляционными, методологическими, праксическими, орудийными, действенными, феноменальными (явленческими). Мотивационные основания психологической практики составляют совокупность тех общественных, групповых и личностных (индивидуальных) потребностей, мотивов и целей, которые актуально инициируют данную практику (практику в целом как особое направление или данный конкретный психопрактический процесс), формируют ее и задают ее прочее содержание, в том числе содержание других оснований, аспектное и динамическое содержание. Концептуальные основания представлены совокупностью всех дескрипций, концептов и их систем, которые обосновывают данную практику и наблюдаемые в ней феномены, используются в ней или существенно с ней связаны. Реляционные основания представляют собой множество ценностей, норм и оценок, которые формируют отношение к феноменальному пространству данной психологической практики, выделяемым психопрактическим проблемам и способам их решения, а также сами эти отношения. Методологические основания психологических практик — это знания о том, как действовать для достижения целей этих практик и чем руководствоваться в этих действиях. Праксические основания представляют собой реальные способности, навыки и умения, необходимые для практических действий в данной системе, без них практика не может состояться. Орудийные (или инструментальные) основания — это психологические и иные средства, которые используются в психопрактике для достижения ее целей (результатов). Действенные основания — совокупность действий, которые совершает субъект практики в отношении ее объекта в процессе осуществления практики. Феноменальные (объектные, перцептивные) основания психологической практики — это совокупность психических, психологических, психосоматических и социально-психологических явлений, которые психологическая практика выделяет, с которыми непосредственно работает, на которые воздействует, которые интерпретирует, концептуализирует и т.п.
Горизонтальное представлено такими психопрактическими аспектами, как саморегуляционный, профилактически, тренинговый, консультационный, терапевтический, развивающий, обучающий, диагностический, контекстуальный, компенсационный, игровой, интеграционный, жизнеобучающий, просоциальный, асоциальный и др. Временное измерение представлено динамикой системной, личностной, групповой и внешней.
Простое перечисление практик, технологий и техник развития может быть представлено следующим далеко неисчерпывающим эмпирическим списком: телесные техники, танцевально-двигательные техники, психофизиологические техники, аутогенная тренировка, техники с использованием биоактивных веществ, дыхательные техники, энергетические техники, техники личной силы, голосовые техники, вербальные техники, эмоциональные техники, проективные техники, образные техники, рефлексивные техники, техники самопонимания, ментальные техники, духовные техники, медитативные техники, кризисные (экстренные) техники, игровые техники, ролевые техники, творческие техники, техники взаимодействия, техники доверия, техники тонких ощущений, техники тонких воздействий, стратегические техники, техники обучения техникам и пр.
Таким образом, психологические практики являются важнейшим ресурсом личностного и профессионального развития. Личностные ресурсы подразделяются на внутренние ресурсы личности, внешние ресурсы материальной и культурной среды и внешние ресурсы в форме использования ресурсов других людей. Личностные ресурсы для личностного и профессионального развития реализуются в виде практик саморегуляции, профилактики, тренинга, консультирования, терапии и развития.
Библиографический список
- Антоненко И.В. Психология личности: генезис доверия / И.В. Антоненко // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, РИО ЯГПУ, 2019. №1. С.112–121.
- Антоненко И.В. Психологические типы подчиненных / И.В. Антоненко, И.Н. Карицкий // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Междунар. научно-практ. конф. В 8 ч. Ч. 7 / под ред. В.С.Белгородского и др. Москва: МГУДТ, 2016. С.39–47.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. – Москва: Смысл; МГППУ, 2003.
- Калинин И.В. Управленческая команда: подбор ближайшего окружения руководителем/ И.В. Калинин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012.
- Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик / И.Н. Карицкий. – Москва; Челябинск: Социум, 2002.
- Карицкий И.Н. Психологическая практика: базовая структура/ И.Н. Карицкий. – Москва: МАПН, 2006.
- Карицкий И.Н. Конструирование миров / И.Н. Карицкий // Методология и история психологии. 2018. Вып.1. С.5–14.
- Лидерс А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. 1996. №3.
- Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии / В.А. Мазилов. Ярославль: МАПН, 2006.
- Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии / В.А. Мазилов // Методология и история психологии. 2008. Т.3. №3. С.9–24.
- Прохоров А.О. (ред.) Психология состояний. Москва: Когито-Центр, 2011.
Источник: Карицкий И.Н. Психологические практики как ресурс личностного и профессионального развития // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конференции с международным участием / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. С. 73–78.
.jpg)

.jpg)





















































Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать