Наша Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига развивается со второй половины 90-х годов XX века. Мы являемся полноправной частью Европейской ассоциации психотерапии, а это значит, что мы, как и профессионалы многих других стран, всячески стремимся к законодательному регулированию психотерапии.
С конца девяностых нами создано 7 проектов закона о психотерапии. И мы определенным образом продвинулись в этой области. Позвольте сказать, что это крайне сложная область, требующая специальных знаний, умений и опыта. И профессионалов, которые у нас теперь есть.
По поводу законопроекта «О психологической помощи»: это вовсе не законопроект, а лишь текст, выражающий желания одной из лоббистских групп.
Сейчас выявилось три такие лоббистские группы, назовем их условно:
- университетское лобби объединяет преподавателей и ученых государственных университетов;
- лобби практикующих психологов и психотерапевтов, работающих в учреждениях (организациях), независимо от формы собственности, или занимающихся частной практикой;
- и самая большая по численности когорта психологов и психотерапевтов, не принадлежащих ни к первому, ни ко второму лобби, внутри она также неоднородна: от полного отрицания необходимости закона — до скорейшего принятия любого варианта.
Университетское лобби объединено не только едиными интересами, но и административно. Практики разделены и часто конкурируют друг с другом.
Университетские психологи настаивают на высоких стандартах образования, утверждая, что только через него нужно выходить в практику. У них хорошие связи с администрацией разного уровня. А многие из них сами являются администраторами. Лобби практиков рассматривает потребности психотерапии и консультирования через запросы потребителей услуг и всего общества.
С нашей точки зрения: в огромном пространстве психотерапии и психологического консультирования нужны и важны специалисты с разным уровнем подготовки. И в течение всей своей профессиональной жизни они непрерывно повышают свою квалификацию. Не секрет, что психотерапия и консультирование — профессии второй половины жизни: для успешной работы часто важен жизненный опыт. Мы разрабатываем закон «О психологической помощи», а в ней могут участвовать специалисты разного уровня квалификации и профессиональной принадлежности.
Дорогие коллеги!
Впереди у нас много событий, связанных с созданием и продвижением проекта закона. Событий реальных, важных и фейковых. Событий, продвигающих интересы отдельных групп и всего общества. Наша задача состоит в том, чтобы максимально эффективно помогать нашим клиентам и пациентам, иметь перспективы профессионального роста, уважение общества и достойное вознаграждение за наш труд. Что для этого важно? Важно объединяться в большие общероссийские профессиональные общественные организации, отстаивающие наши права. Или входить в уже имеющиеся организации, оценив их работу. Важно создавать саморегулируемые организации. Ведь психология и психотерапия как будто специально созданы для саморегулирования, а саморегулирование для нас.
Хочу с гордостью констатировать, что наша саморегулируемая организация «Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» совместно с партнёрами разработала профессиональный стандарт психолога-консультанта. 14 октября 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.09.2022 № 537н «Об утверждении профессионального стандарта “Психолог-консультант”» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.10.2022 № 70506). Поздравляю всех нас с этим достижением!
Уже сейчас мы можем самостоятельно регулировать нашу профессиональную жизнь. И рассчитываем, что разрабатываемый закон даст ещё больше полномочий профессиональным сообществам.
Кроме того, в отличие от авторов того текста, который называется законопроектом, мы не просим государственного финансирования. Мы сами приносим доход государству, уплачивая налоги, восстанавливая эмоциональную стабильность и трудоспособность, сохраняя семьи. Мы уверенно заявляем, что занимаемся социальной психотерапией и консультированием. Первыми встречаемся с эмоционально нестабильными гражданами. Выступаем за социальный мир и согласие.
Сегодня мы, психотерапевты и психологи, проживаем важнейший этап истории наших профессий, определяющий их развитие на десятилетия, — его результат зависит от активности каждого профессионала!
Замечательно - закон ещё не принят, а стандарт уже утверждён.
Вот где действительно требуется полы стандарт - так это для государственных деятелей и «законотворцев». Здесь и психологи, и артисты, и спортсмены и прочие деятели без юридического, управленческого, политологического образования - кто во что горазд! вреда и пострадавших от этих «профессионалов» гораздо больше, чем можно представить.
, чтобы комментировать
Виктор Викторович, из вашего текста выходит, что "все плохие, а мы такие классные". Т. е. все остальные "лобби" налоги не платят, действующее законодательство нарушают? Мне очень прискорбно читать такой текст от профессора.
Тут пахнет самолюбованием и желанием монополии.
В вашем сообществе, сейчас психологи никак не защищены. Да, они носят деньги вам и получают знания, терапию, супервизию, но не получают защиту. Получается, ничего личного, кроме бизнеса. Как вы собираетесь защищать психологов из вашего сообщества?
Сейчас среди ваших преподавателей есть те, кто с не профильным бакалавриатом и с психологическим ДПО, что будет с ними? Они окажутся за бортом? А таких много в других сообществах, только вы всех этим текстом обесценили и приравняли к злосным нарушителям от которых срочно надо избавиться. Мне тут наблюдаю желание избавиться от тех, кто вас не поддерживает и деньги в ваше сообщество не носят. Не более.
Не думаете вы, что закон в такой форме, как вы его подаете, расплодит ещё больше псевдо-психологов? Я абсолютно допускаю, что люди заплатившие свои тяжело заработанные деньги, назовут себя по-другому и будут продолжать помогать людям. Очистит ли это психологический рынок? Как закон избавит население от гадалок и всякого мракобесия (типа рисование женских кругов в темноте, ведение в места силы, подсказки хроник Акаши и иже с ними), которое между прочим распространяют психологи с высшим профильным образованием?
Закон нужен, но точно не в такой форме, которую подаете вы.
С уважением теолог, педагог-психолог, семейный психолог, арт-терапевт Ротаренко Надежда Викторовна.
, чтобы комментировать
Дорогой Виктор Викторович!
Я не состою в возглавляемой Вами ОППЛ, напротив, являюсь активным членом РПО (ПО СССР) с 1980 года, но сейчас хочу поддержать Вашу позицию. Конечно, не университетские ученые и деканы, при всем моем к ним безусловном уважении, должны определять, тем более единолично, пути развития психологической практики в стране. На память приходит ленинское: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». Хоть сейчас не принято апеллировать к мировому опыту, но «там» эти задачи успешно решают именно профессиональные общественные организации.
Богу богово, а Кесарю кесарево.
, чтобы комментировать
Допустим, есть три лобби-группы. Следовательно, в закон стоило бы внести то, что эти группы объединяет. Наверное, что-то все таки объединяет?
Допустим, берем уставы (иные регулирующие документы) нескольких известных проф.сообществ, ищем и находим общее. Добавляем «юридическое» под известным девизом «не навреди» («никому не навреди») и получаем проект закона. По обсуждаемому проекту мерещится, что такую работу авторы как будто и не планировали проводить, просто напросто вычеркнув 30-35 лет из истории формирования и развития психологов и психологии в России.
Еще вариант: закон упростить (в хорошем смысле), убрав не весть откуда взявшиеся причудливые границы. Корректное упрощение даст возможность к развитию, так как с саморегулированием и в гражданском обществе (относительно «услуг представителей помогающих профессий»), и в профессиональных сообществах всё более, чем хорошо.
1. Любопытно узнать, как коллеги, ратующие за обсуждаемый проект закона, намерены применять его в своей практике? Цитировать клиентам и коллегам статьи и пункты закона? Отмахиваться буклетом с законом от чем-то беспокоящих пациентов? Вот, серьезно, как коллеги намерены применять, использовать закон, опираться на него? И главное — зачем?
Чего не хватает в себе, в своей идентификации и прочем, которое может компенсировать закон? Как закон изменит вашу жизнь, практику, научную деятельность? Нет, я вовсе не «против» закона. Мне не понятен уровень и степень осознанности ратующих коллег (а мы, вроде бы, как боремся как раз за осознанность, да?).
Возможно, я невнимательна, но пока, кроме «псевдо-психологи отбирают у меня пациентов, поэтому давайте их убьем одним законодательным актом» и «ко мне пришел пациент, травмированный псевдо-психологом, я на этом пациенте хорошо заработал, но половину потратил на супервизоров» — аргументов нет. На мой взгляд, обозначаемые аргументами проблемы находятся в ведении личного анализа/ терапии, но не законотворчества.
2. Также не понятно по поводу «защиты». Кто нападает, уточните? Предположу, что «нападать» могут на тех, кто работает «на бюджете», «на зарплате», «по уставу», — в неких организациях. Но там всё регулируется исключительно внутренними «указявками», и в это внутреннее регулирование закон просто не пролезет. Или что-то изменилось?
Возможно, что ответы на вопросы из п.1 и п.2 стоило бы собрать с профессионального сообщества до того, как начать работу с проектом закона. Просто спросить — чего не хватает, поэтому должно быть законодательно отрегулировано?
, чтобы комментировать