Инга Сергеевна Бурикова, кандидат психологических наук, генеральный директор Центра социальных проектов «Белый Дом», на 16-м Санкт-Петербургском саммите психологов выступила с докладом «Роль политического сознания в конструировании образа будущего».
Мой доклад основывается на работах профессора А.И. Юрьева, основателя ленинградской школы политической психологии. К сожалению, Александр Иванович в ковидный период, в 2020 году, ушел из жизни, но мы с коллегами продолжаем работать в том направлении, которое задал нам наш учитель.
Сегодня неоднократно звучали термины относительно того, в каком мире мы живем и почему мы говорим о таких странных аспектах будущего: неопределенность, новая реальность, постоянная гиперизменчивость и гиперпластичность. Что-то постоянно меняется, мы не успеваем за этими изменениями и от этого находимся в каком-то очень негативном состоянии. И вопрос «что делать» уже, слава Богу, формулируется на таких высоких профессиональных собраниях.
Александр Иванович в начале 2000-х был одним из первых, кто заговорил о процессе глобализации, а в начале 2010-х одним из первых сказал о том, что мы входим в период так называемой «новой реальности».
Причинами появления новой политической реальности А.И. Юрьев называл четыре мировых кризиса.
- Мировой культурно-философский кризис: не дает осмысления глобальных изменений в жизни людей. Поставлены под сомнение ответы на вопросы: что такое человек? Что он должен знать и понимать? Что ему позволено и что запрещено?
- Мировой морально-поведенческий кризис: не объясняет, почему идет замена традиционной морали и нравственности на новые нормы поведения, основанные на цифровой цивилизации. Понятия совести, сознания, долга, чести, справедливости не поддаются счету, поэтому не являются ценностями глобализации.
- Мировой научно-интеллектуальный кризис: у власти нет решения конкретных глобальных проблем современности: экологии, занятости, преступности, образования, культуры, медицины.
- Мировой промышленно-финансовый кризис: люди не верят материалам дискуссий на международных форумах финансистов и экономистов.
Четыре мировых кризиса эпохи постмодерна порождают у людей ощущения невероятной новизны, которые не поддаются пониманию, так как представляются людям:
- необычными, потому что для них нет готовых «хороших» ответов;
- недопустимыми из-за своей кажущейся противоестественности;
- внезапными, потому что происходят тогда, когда их не ждали;
- неожиданными, потому что оказываются совсем не такими, какими их предвидели.
Позвольте поделиться результатами исследования, которое мы провели до февраля 2022 года. 18 декабря, 8 января, 15 января у нас были три больших замера с коллегами из крупной федеральной социологической структуры. Мы сейчас разрабатываем методы массового психологического тестирования, поэтому есть возможность на практике попробовать какие-то вещи, связанные с психологией массового поведения, попробовать это измерить.
В основе методики — измерение рационального, эмоционального и поведенческого аспектов будущего. Опросник позволяет оценить восприятие будущего респондентами. В исследовании предлагалось три утверждения, с которыми можно было выразить согласие или несогласие (допускался один вариант ответа):
- В моем окружении большинство людей оптимистично оценивает свое будущее.
- Большинство людей, которых я знаю, понимают, каким будет их будущее.
- В моем окружении большинство людей имеют возможность влиять на свое будущее.
Мы сформулировали вопросы так, чтобы избежать социально одобряемых ответов. Они были проективными, т.к. человек про себя в массовых опросах, к сожалению, склонен давать социально одобряемые ответы. Поэтому мы спрашивали «про других».
По результатам исследования, позитивный образ будущего в целом доминирует. На самом деле это вполне нормальная ситуация. Мы понимаем как психологи, что человек в негативных ситуациях жить долго не может. Человеку для функционирования, для адекватного взаимодействия с другими людьми, для того чтобы быть продуктивным и в целом спокойным, уверенным, нужна позитивная картинка.
Поэтому положительный образ будущего — это скорее норма, в которой человек должен находиться.
Если говорить про образ будущего в целом, то важно понимать, что сам по себе образ будущего предвосхищает само будущее и имеет свойство самоосуществляться. Даже негативный. Поэтому важно, с политической точки зрения, не оставлять конструирование и формулирование образа будущего на самотек. Каким мы сформулируем будущее, к такому будущему мы и будем идти.
Негативный образ будущего отражается в дальнейшем на общем психологическом статусе человека, на его психическом состоянии. Мы в исследовании увидели этому подтверждения.
Безусловно, негативный образ будущего, даже если он очень правдивый, с точки зрения политики надо хоть как-то подкрашивать позитивом, иначе не все дойдут до этого будущего.
Что можно отметить интересного в изучении будущего в разных группах.
Практически нет разницы между мужчинами и женщинами. В возрастных группах любопытно, что позитивный образ будущего более характерен для молодежи, во-первых. А во-вторых, он имеет такую тенденцию: вначале снижается к возрасту 65+, а потом человек как-то выдыхает и начинает более позитивно смотреть на свои перспективы или иметь меньше ожиданий.
Это значимые различия, что люди в возрасте 65+ начинают видеть в будущем какие-то более хорошие вещи, чем в возрасте 45–64 года, более напряженном.
В территориальных группах образ будущего на удивление получше в развивающихся территориях. В таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, жители практически захлебнулись в этом развитии, там другие проблемы. А новые города-миллионники, например, которые у нас сейчас растут, развиваются, там ситуация более оптимистичная.
Связь с материальным положением: хорошее материальное положение дает более положительную, где-то «залихватскую» картину.
Еще одна методика, которой поделюсь, — методика «Временная перспектива». Методика, по сути, заключенная в одном вопросе: «Где лучшие события вашей жизни? В прошлом, настоящем или будущем?»
Выводы по результатам исследований будущего.
- До специальной военной операции характерен в целом положительный настрой относительно будущего (но скорее это объясняется «необходимостью» положительных эмоций для адекватного существования и функционирования человека как такового).
- Положительный образ будущего связан с общим уровнем оптимизма, ресурсным состоянием респондента — отсутствием синдрома деморализации, с развивающимися территориями, с возрастом, использованием интернета как способа получения информации.
- Неоднозначно в группах материального положения. Хороший достаток дает некоторую уверенность в будущем, однако надежда на будущее как «лучшие события в жизни» больше у тех, кто находится в плохом материальном положении.
- Полноценный положительный образ будущего только у 30% россиян. Хуже всего дела обстоят с пониманием будущего.
Разрешите пару слов о том, зачем вообще нужна политика в разговоре о будущем. И первое, что хочется сказать, это слова Александра Ивановича: «Будущее — это не то, что идет к нам, а то, к чему идем мы».
С точки зрения массовой психологии, политической психологии, нам важно, куда мы идем. Именно стратегическая цель важна. Ценностные ориентиры, ориентиры по целям, куда мы движемся, — обязательно должны быть, иначе мы попадаем в негативные психологические состояния.
Классика для политических психологов: «Если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой».
«Русские» люди — одни из немногих, кто умеет работать в состоянии постоянной неопределенности.
С точки зрения политики, даже выборы — это инструмент, который в ближайшее время должен чем-то замениться. Еще сто лет назад монархия была основным политическим устройством, сейчас — демократия. Думаю, что её конец очень близок, потому что она не функционирует так, как должна функционировать.
Поэтому мы входим в будущее с пониманием того, что очень выгодно иметь привычку к необычному. Позволю себе цитату: «Кортес тоже ничего не знал об ацтеках, но у него и его спутников было существенное преимущество: ацтеки не обладали опытом, который подготовил бы их к появлению странных на вид и скверно пахнущих чужаков, испанцы же знали, что на Земле живет множество еще неведомых народов… Никто не мог на тот день сравниться с испанцами в опыте освоения чужих стран, в умении держаться в совершенного необычных ситуациях… Кортес не знал, куда он попал, и ему это чертовски нравилось» (Юваль Ной Харрари, «Краткая история человечества»).
Александр Иванович Юрьев вводит понятия сознания политического и дополитического человека. Основное различие — восприятие политики. С точки зрения политического человека, политика воспринимается как целенаправленная деятельность.
А если мы говорим про политику как некое стихийное явление, то страшновато жить становится.
Каждый человек является политическим в такой же мере, как биологическим, физиологическим, социальным, профессиональным и т.д.
Особенность политического человека заключается в том, что «встреча с властью» (которая запрещает, принуждает, осуждает, наказывает, отбирает или, напротив, разрешает, освобождает, награждает) радикально модифицирует его качества для взаимодействия с ней. Он или поддерживает власть, или сопротивляется ей, делая политику содержанием своих психических процессов, свойств и состояний.
В политической психологии принято говорить о трех направлениях: оперативная, тактическая и стратегическая политическая психология. Оперативная — про человека, тактическая — про процессы, а стратегическая — про психологию политики как таковую.
Стратегическая политическая психология изучает будущее человека, такие изменения его сознания и поведения, которых не было в прошлом, их нет в настоящем — они в будущем, но приближаются все быстрее и быстрее.
Часть вопросов сегодня звучала… И на них надо искать ответы.
- Каким вы видите человека будущего?
- Должен ли человек уступить свое место новому, более совершенному разумному существу?
- Какое политическое устройство общества будет доминировать на планете Земля через 20, 50, 100 лет?
- Что будет главным инструментом власти в будущем: сила, деньги, информация… или, может быть, еда?
Смысл существования политического человека — целеобразование.
Психолого-политические состояния имеют вполне конкретный и естественный смысл — они вынуждают человека предпринимать некоторые обязательные действия, без которых его жизнь невозможна. Как боль является сигналом неблагополучия в источнике боли, так психолого-политические состояния вполне определенно и точно дают человеку понять, откуда исходит опасность или успех. Аналогичным образом давление того или иного психолого-политического состояния вынуждает человека отвлечься от самых интересных и насущных забот, для того чтобы снять проблему этого давления решением вопроса о цели: своей жизни, деятельности, поведения, труда.
Самый трудоемкий и самый ценный продукт политики — четко и конкретно сформулированная цель для всех и для каждого. Никто, кроме человека политического, характеризуемого сильными психологическими состояниями, не может, не хочет, не умеет и не в состоянии выполнить эту работу.
Именно политический лидер в новой реальности должен обладать теми качествами, которые помогут преодолеть эту трудность.
Условия преодоления трудности политической деятельности в новой политической реальности:
- Политик — прежде всего личность, имеющая ценности, которые он никогда не предаст (может стать эталоном для граждан).
- Индивидуальность, обладающая масштабной научной картиной мира, с четко сформулированными целями (может повести за собой, потому что знает, куда идти).
- Субъект труда, способный работать за пределами своих физических и психологических возможностей.
- Индивид, знающий, в чем смысл жизни, и умеющий любить людей.
Все эти трудности преодолеваются необходимым и достаточным уровнем мышления, представлений, памяти, речи, воли политика.
На этом слайде представлен баланс между властью и свободой. Считается, что человек от рождения свободен и может делать что угодно, а есть власть, которая его каким-то образом ограничивает. И баланс находится в зоне психологии справедливости. Как температура тела.
На самом деле мы и не должны интересоваться политикой, когда ситуация не острая, все в порядке, у каждого из нас есть свои интересы. 10–15% людей профессионально интересуются политикой. Как с температурой: мы чувствуем недомогание и первым делом хватаемся за градусник, в нормальном состоянии мы на него и не смотрим, температура 36,6 нас не интересует. То же самое с политикой: и избыток власти, и избыток свободы — два негативных сценария, которые политика не должна допускать. Баланс должен держаться на справедливости.
Что же сейчас, когда мы глядим в неизведанное будущее и когда говорим о том, что нужно формулировать цели развития, что же сейчас нам делать?
На самом деле есть не два игрока: политические лидеры и общество — субъект и объект политики, из разряда субъектов политики выпали эксперты, которые, как мне кажется, потеряли близкий контакт с властью лет 10–15 назад. Частично он есть, но не хватает такого, как был в начале 2000-х. Также не хватает и новых экспертов… Очень многие уважающие себя люди говорят, что не хотят работать с властью, это «не комильфо». Вот такая странная обстановка.
Я хочу работать с властью, хочу им это рассказывать и хочу, чтобы благородное политическое дело развивалось в правильном русле.
И очень нужно квалифицированное экспертное сообщество, экспертное меньшинство, которое и будет как раз тем критерием справедливости, поиском общих целей, куда мы движемся, обладающее единым пониманием образа будущего, куда мы идем… И не бойтесь здесь ошибиться… В первой части пленарного заседания спикеры говорили: «Невозможно предсказать…» Невозможно. Но, как Полярная звезда, должно что-то впереди светить, чтобы мы шли в этом направлении. Направление указать нужно, а куда мы дальше тактически и оперативно будем сворачивать — это уже значения не имеет, сориентируемся по ходу. Но общее направление движения надо формулировать. И здесь роль политического сознания как никогда высока.
В заключение хочу сказать: уважаемые коллеги, если власть уж к вам обратилась, работайте с властью… уважаемые представители власти, работайте с экспертным сообществом. Уважаемые эксперты, если не мы сформулируем стратегические цели, то их нам кто-то сформулирует. Все равно образ будущего нам дадут — либо мы его сформулируем сами. Мне кажется, сейчас то самое время, когда это можно и нужно делать самостоятельно. Тогда политики будут выполнять свою миссию служить, осуществлять свое призвание и предназначение, а общество сможет самоорганизоваться в условиях новой реальности, проявляя все особенности такой социальной самоорганизации.
Инга Сергеевна , благодарю. Если можно напишу и свое мнение. Помогать власти, той которая о человеке не думает, а думает только о себе - давать им в руки средства манипуляции. Но согласна с вами: мы сами формируем свое будущее. И вот для того , чтобы сформулировать это будущее нужны группы по 12 человек. Я желаю в такой группе участвовать. Каждая группа , как группа мудрецов. Это люди - сами счастливые и реализованные ( в духовном плане и материально твердо стоящие на ногах, без крайностей). Да, как раньше мудрецы. Все могут делиться тем, чем сами переполнены. И вот в группе таких людей, которые осознанные , счастливые, мудрые , есть уважение к себе и другим, которые понимают связь с Небесными Помощниками и даже возможно её принимают , и может строиться будущее глобальное. Здесь и цели: куда идём. И средства: как идём.
Я тоже за знание политики. Мы не можем быть вне ее, потому что она нас каждого касается. Ну как корпоративная культура компании. Всегда есть направление - куда идём ради какой большой цели и как идём.
Время пришло мыслями и эмоциями формировать свое будущее и будущее всего человечества. И наша задача - научиться мыслить правильно , так как полезно всем : на Высшее благо всех.
Многие мыслить не могут. Мне пришлось вчера проверить на себе сдачу теста после обучения. На 10 вопросе я поняла , что тупею. А ведь у нас почти везде тесты. Человеку не даётся возможность думать самому . Надо всегда выбирать. А сми навязывают что надо выбирать. И от лени человек выбирает то, что ему известно или ему много раз сказали. Дети говорят предложениями из мультиков даже одни. Не думая, что они говорят.
Мыслить и чувствовать самостоятельно - вот чему учиться предстоит заново. И действительно, человек о чем то начинает думать, когда его это касается. Так поэтому некоторые стали манипулировать людьми как в той притче с крабами: потихоньку нагревают воду, чтобы не шокировать, пусть спят. До сварения.
Пока даже в наших профессиональных сообществах нет поддержки . Вот приходишь в кружок, например , моделирования. И хочешь смоделировать свое. А все вокруг : надо делать как мы , по таким правилам. Так это моделирование ! Ну и что. По правилам. И тут или как все или выходи из кружка.
Скоро будет мир такой как мы хотим. Я много раз задавала такой вопрос: какой вы хотите мир если совсем нет ограничений никаких в ваших фантазиях. И почти все всегда в рамках известного. Когда начинаешь рассказывать свой мир будущего , смеются или крутят у виска : фантазёрка, не от мира сего, витаешь в облаках. С детства фантазии отсекаются. Сейчас чтобы это снова вернуть, нужна вера в то, что Бог внутри каждого человека , кто себя считает сыном и дочерью Его и именно мы и строим будущее, как Отец наш Творец. Поверить в себя как в Творца . Расправить крылья, метафорически. Почему метафорически? Потому что и крылья нам не нужны , телепортация для нас.
Благодарю Вас за смелый полезный доклад . В сотворении будущего я с вами .
, чтобы комментировать