IV Всероссийский симпозиум
(с международным участием)
«Психология XXI века:
вызовы, поиски, векторы развития»
Организаторы:
- Академия ФСИН России
- Институт психологии РАН
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии
- Московский гуманитарный университет
- Московский государственный психолого-педагогический университет, факультет юридической психологии и факультет экстремальной психологии
Планируемые мероприятия симпозиума
1. Пленарное заседание.
2. VIII Всероссийская акмеологическая школа «Современное профессиональное образование: идеи, технологии, результаты», посвященная памяти доктора психологических наук, профессора Д.В. Сочивко и кандидата психологических наук, профессора И.И. Купцова.
Вопросы для обсуждения:
- философско-методологические, психолого-педагогические и социально-организационные основы современного образования;
- история развития профессионального образования в России и за рубежом;
- проблема преемственности основных этапов современной образовательной системы;
- онтогенетические аспекты формирования психических новообразований;
- нормативно-правовое и технологическое обеспечение функционирования и развития образовательной среды в условиях дистанционного обучения;
- дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19;
- особенности реализации компетентностного подхода к современному профессиональному образованию в условиях самоизоляции: риск подмены понятий информатизации и обучения, дефициты воспитательной работы образовательных организаций, психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития;
- критерии педагогического мастерства;
- информатизация и инфантилизация как феномены современного образования;
- социально-организационные и психолого-педагогические аспекты наращивания объема применения цифровых технологий: проблемы соотношения отечественных традиций и инноваций в современной системе образования;
- обеспечение информационной безопасности субъектов образовательного процесса;
- сохранение и актуализация речевой культуры педагогического взаимодействия в условиях цифровизации современного образования;
- механизмы регулирования соответствия государственной системы образования социальному заказу общества и требованиям современного рынка труда;
- психолого-педагогическая поддержка успешности учебной деятельности обучающихся;
- проблемы, направления и источники роста человеческого потенциала современного выпускника;
- профессиональная ориентация современной системы образования в условиях интенсивной трансформации рынка труда;
- социально-психологические предикаты массовой ориентированности современных выпускников школ на высшее образование;
- цифровая гигиена современной образовательной деятельности;
- вовлеченность родителей в систему школьного образования: границы санногенного и патогенного участия.
3. XXXIII Психологическая школа «Прикладная психология и психотерапия», посвященная памяти заслуженного работника высшей школы России доктора психологических наук, профессора А.И. Ушатикова.
Вопросы для обсуждения:
- историческое наследие отечественной психологии и инновации
- в системогенезе профессиональной деятельности практического психолога в условиях современного социума;
- актуальные проблемы современных прикладных исследований в психологии;
- вопросы развития образовательных, научных, методологических, организационных основ современной психотерапии и психологии;
- интегративные тенденции в психотерапии и психологии;
- доказательные исследования эффективности методов, применяющихся в психотерапии, психологической помощи и коррекции;
- клиническая психология и психотерапия;
- этико-правовые и организационные аспекты в психотерапии и психологии;
- пути и тенденции саморегулирования в области психотерапии и психологии;
- состояние и проблемы организации деятельности психотерапевтической службы, правовые и кадровые вопросы, их решения;
- кризисная психология и психотерапия;
- профессиональное здоровье и долголетие специалиста-психолога;
- судебно-психологическая экспертиза личности.
4. Деевские чтения ‒ 2022 «Психология девиантного поведения личности».
Вопросы для обсуждения:
- этнопсихологические, кросскультурные и региональные аспекты исследования девиантного поведения личности;
- аддиктивное, суицидальное, деструктивное, криминальное поведение личности;
- факторы криминализации личности современного подростка;
- связь девиантного поведения личности с психическими заболеваниями и пограничными психическими состояниями;
- современные методы профилактики девиантного поведения личности;
- психологическая диагностика девиантного поведения личности;
- специфика девиантного поведения личности осужденных, обвиняемых, подозреваемых;
- психологические особенности проявления мотивации, направленности, воли в девиантном поведении личности в современном социуме;
- психологические особенности делинквентного поведения личности в условиях цифровизации современного общества;
- особенности психологического сопровождения осужденных, обвиняемых, подозреваемых;
- психологическое прогнозирование, профилактика, коррекция противоправного и деструктивного поведения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- профилактика отклоняющегося поведения сотрудников и работников правоохранительных органов.
5. XXII Школа социальной психологии и социальной работы «Социально-психологическая работа в условиях пандемии COVID-19».
Вопросы для обсуждения:
- психологическое сопровождение пандемии COVID-19;
- новые вызовы для психологических служб в условиях пандемии (онлайн-консультация, этические вопросы);
- социально-психологические последствия пандемии COVID-19 для личности;
- алгоритм работы сотрудников социальной службы в условиях пандемии COVID-19;
- удаленная работа психологов и сотрудников социальной службы: возможности, ограничения и этические проблемы;
- профессиональная надежность и эффективность деятельности сотрудников социальной службы и психологов;
- нововведения в деятельности психологов и сотрудников социальной службы в условиях пандемии COVID-19;
- роль волонтерских движений в процессе оказания социальной помощи и поддержки различным категориям граждан в условиях пандемии COVID-19;
- современные проблемы и практика деятельности групп социальной защиты осужденных в условиях пандемии COVID-19;
- взаимодействия учреждений и органов исполнения наказания с институтами гражданского общества в решении вопросов трудоустройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, посредством новых информационных технологий базы вакансий «Работа в России».
Возможные формы участия в мероприятиях симпозиума:
Очный формат подразумевает:
- выступление на конференции с докладом;
- участие в дискуссиях в качестве слушателя (дискуссанта) без доклада.
Очно-заочный формат подразумевает:
- выступление с докладом посредством организованной интернет-трансляции;
- участие в дискуссиях в качестве слушателя (дискуссанта) без доклада посредством организованной интернет-трансляции.
Для участия в работе симпозиума необходимо:
- до 20 марта 2022 г. направить заявку с темой выступления на e-mail: psysympos@yandex.ru (форма заявки представлена в информационном письме — скачать в формате pdf);
- до 20 марта 2022 г. направить статью для опубликования в электронном издании сборника по итогам симпозиума на e-mail: psysympos@yandex.ru
По результатам работы симпозиума планируется опубликование научных статей в электронном издании, включенном в базу РИНЦ, с присвоением ISBN и последующей рассылкой. Требования к статьям представлены в информационном письме — скачать в формате pdf.
Форум состоится на базе Академии ФСИН России (г. Рязань, ул. Сенная, д. 1).
Оргкомитет:
- председатель оргкомитета: начальник психологического факультета кандидат психологических наук, доцент Елена Евгеньевна Гаврина.
Контактная информация:
- (4912) 93-82-03, 8-903-641-53-73 Гаврина Елена Евгеньевна;
- (4912) 93-46-08, 8-906-649-45-87 Ганишина Ирина Сергеевна;
- е-mail: psysympos@yandex.ru