16+
Выходит с 1995 года
11 октября 2024

Кто есть кто

Григорий Яковлевич Трошин

Григорий Яковлевич Трошин

30.09.1874 - 13.04.1939

Доктор медицины.

Профессор кафедры педологии Русского педагогического института им. Я.?А. Каменского.

Председатель Общества русских врачей в Праге.

В 1900 г. окончил медицинский факультет Казанского университета.

После окончания университета служил уездным врачом в Ардатовском уезде Симбирской губернии.

В ноябре 1900 г. переехал в Петербург и стал младшим медицинским чиновником при медицинском департаменте Министерства внутренних дел.

С августа 1901 г. работал в петербургской больнице Св. Николая Чудотворца для душевнобольных (где прошел путь от ординатора до директора больницы).

Под руководством В.М. Бехтерева подготовил диссертацию на степень доктора медицины «О сочетательных системах больших полушарий» (1903).

Полковой врач во время русско-японской войны (1904-1905).

В 1906-1907 гг. вновь работал в лечебнице Св. Николая Чудотворца.

Был избран профессором клиники психиатрии Казанского университета.

В 1909 г. по собственному проекту создал в Петербурге первую в России школу-лечебницу для детей с отклонениями в развитии.

В 1911 г. был участником 1-ого съезда Русского союза психиатров-нейропатологов в Москве.

С 1912 г. читал лекции при Психоневрологическом институте на курсах по воспитанию и обучению нервных и отсталых детей.

В 1916-1917 гг. - приват-доцент кафедры философии историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, на юридическом факультете читал курс «Педагогическая психопатология».

В годы Первой мировой войны работал в отделении для нервнобольных воинов одного из военных госпиталей Петрограда.

С 1920 г. по приглашению медицинского факультета Казанского университета работал преподавателем, и затем профессором кафедры психиатрии с клиникой. При участии Г.Я. Трошина в Казани была развернута сеть педологических и психоневрологических учреждений, диагностический пункт для дефективных детей, дом для трудновоспитуемых детей, психологическая лаборатория. Восстановил психиатрическую клинику.

В 1922 г. был принудительно выслан из России.

В эмиграции в Праге заведовал кафедрой судебной медицины и психиатрии Русского юридического института, затем работал на кафедре педологии Русского педагогического института им. Я.?А. Каменского.

В 1923 г. выступил одним из инициаторов создания в Праге Общества русских врачей, был председателем этого общества.

Область научных интересов: психолог и психиатр. Специалист в области невропатологии, клинической психиатрии, нормальной психологии, детской психопатологии. Исследователь детских, частных и коллективных психозов.

В студенческие годы увлекся невропатологией и психиатрией. В 1899 г. он выполнил свою первую научную работу, в которой изучил центростремительные связи ядер задних столбов спинного мозга и сделал доклад в Научных собраниях врачей клиники нервных болезней Казанского университета. В студенческие годы он также проводил исследования, посвященные чувствительным и двигательным черепно-мозговым нервам, их связи с корой головного мозга.

Впервые в мировой практике положил в основу наук, изучающих детскую патологию (психопатологию, патопсихологию, дефектологию, детскую психиатрию и психологию), целостный антропологический подход (заложенный К.Д. Ушинским). Пути развития ребёнка с отклонениями Г.Я. Трошин рассматривал с гуманистических позиций, целостно, утверждая необходимость глубокого изучения физиологической, психологической и социальной природы человека с целью найти там ещё неиспользованные возможности для воспитания. Большое значение для становления дефектологии как науки имело выдвинутое и обоснованное Г.Я. Трошиным положение об общности законов развития нормального ребёнка и ребёнка с отклонениями. На основе этого положения разработал подход к анализу психического развития ребёнка, базирующий на сопоставлении психического развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями. Сравнительное исследование закономерностей психического развития детей в норме и при патологии позволило Г.Я. Трошину утверждать, что патологическое развитие не является полностью специфическим, а представляет собой отклонение от нормы. Именно поэтому главная задача воспитания — приближение в условиях специального обучения к «норме развития», при этом в обучении и воспитании необходимо ориентироваться не на дефект, а на компенсаторные возможности ребенка.

Результаты исследований умственно отсталых детей Г.Я. Трошин обобщил в своей фундаментальной работе «Антропологические основы воспитания: Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей».Эта книга была признана научной общественностью России самым значимым трудом по дефектологии, в котором развивались идеи К.Д. Ушинского, и она стала единственной работой по дефектологии до революции, награждённой премией имени К.Д. Ушинского Российской академии наук.

Одним из первых поставил социально-правовые вопросы аномального детства, считая достоинством человеческой личности ответственность перед душевно обездоленным.

В эмиграции занимался исследованием умственных способностей детей российских эмигрантов, разработал специальные «Краткие программы для исследования умственной одаренности по антропологическому методу».

Вел исследования в области социальной психологии, описал картину коллективных психозов во время революций и массовых общественных движений в Европе за целое тысячелетие. Продолжил психологический анализ проблем эстетики, которым занимался в начале 1900-х гг.

Основные публикации:

  • К вопросу о центростремительных связях ядер задних столбов. - Казань, 1899.
  • К вопросу о двигательных связях переднего четверхолмия. - Казань, 1900.
  • Петля. Ее начало, окончание, состав, связи и топография. Казань, 1900
  • Музыкальные эмоции. - СПб, 1901
  • Патологическое у Н.?В. Гоголя. - СПб, 1902
  • Литературно-художественные эмоции с нормальной и патологической стороны. - СПб, 1903
  • Классификация детской ненормальности с выделением практически важных форм. М., 1914
  • Нервнобольные воины: Извлечение из первого годичного отчета Амбулатории нерв. болезней для лазаретов Петроградской стороны / Под ред. Г. Трошина. — Петроград, 1915. — 32 с.
  • Антропологические основы воспитания: Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: в 2-х тт. — Петроград: Школа-лечебница д-ра мед. Г.Я. Трошина, 1915
  • Краткая программа для исследования умственной одаренности по антропологическому методу. - Петроград, 1915.
  • О строении психоза. - 1923
  • Строение душевных болезней. - Прага, 1927
  • Заболевания психической заразительности. - Прага, 1928
  • О влиянии музыки на душевное творчество человека. - 1936
  • Пушкин и психология творчества. - 1937

Награды:

  • премия имени К.Д. Ушинского Императорской Академии наук

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»