16+
Выходит с 1995 года
7 ноября 2024

Кто есть кто

Владимир Александрович Лефевр

Владимир Александрович Лефевр

22.09.1936 - 09.04.2020

Кандидат психологических наук.

Профессор Калифорнийского университета в Ирвайне.

В 1968 г. окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, в качестве дипломной работы представил свою книгу «Конфликтующие структуры» (1967), в которой ввел основные понятия теории рефлексии.

В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Инженерно-психологические аспекты исследования рефлексивных процессов».

В 1955-1957 гг. служил в артиллерии вычислителем, придумал графический метод определения прицела и написал об этом статью, которая была опубликована в «Артиллерийском журнале» в 1958 г.

С конца 1950-х до приблизительно 1963 г. активно участвовал в работе Московского методологического кружка.

В 1960-х гг. работал в секретном НИИ, занимался военной кибернетикой: участвовал в создании первого советского военного компьютера «Бета–1».

В 1969-1974 гг. - руководитель научной группы Центрального экономико-математического института.

С 1974 г. - профессор Калифорнийского университета в Ирвайне.

Сотрудничал с Центром перспективных оборонных исследований (США), работал над моделированием сознания террориста.

Область профессиональных интересов:

  • рефлексия, рефлексивные игры
  • математическое моделирование в психологии и антропологии
  • военная психология
  • индивидуальный и общественный выбор

В.А. Лефевр первым начал строить математические модели человеческого поведения в его связи с сознанием. Предложил для предсказания человеческого поведения простые уравнения, параметрами которых выступают воздействие мира на субъекта, субъективный образ этого воздействия и интенция субъекта; результатом — число, выражающее вероятность того, что субъект выполнит определенное действие.

Автор теории рефлексии сознания, рефлексивного управления, рефлексивных игр и термодинамической модели рефлексии, концепций рефлексивной системы, «исчисляемой психофеноменологии». Первый, кто вывел изучение рефлексии из-под идеологического контроля. Теория рефлексии Лефевра была советской альтернативой теории игр.

Для моделирования понятия рефлексивного управления Лефевр сконструировал экспериментальный автомат, обладавший парадоксальным свойством оптимизировать свою работу при противодействии человека-испытуемого (автомат работал лучше, когда ему мешали работать).

В середине 1970-х гг. развивал формальный подход к понятиям добра и зла и отношениям конфликт — объединение между ними, игнорируя этическую коннотацию и строя формальное исчисление на основе булевой алгебры. На основе этой формализации он построил математическую модель субъекта, обладающего совестью, и описывал с помощью этой модели рефлексивные взаимодействия индивидов, многократно отображающих друг друга в своем внутреннем мире. Оперирование с моделью доказывало существование двух этических систем: в одной системе объединение добра и зла оценивалось как зло, то есть ложка дегтя портила бочку меда; в другой системе объединение добра и зла оценивалось как добро, то есть благая цель оправдывала дурные средства. Модель показала, что в той системе, в которой объединение добра и зла есть зло, индивиды возвышались в собственных глазах, когда вступали в сотрудничество друг с другом. А в той системе, в которой объединение добра и зла оценивалось как добро, индивиды возвышались в своих глазах, когда вступали в конфликт. Это формальное следствие из модели было подтверждено экспериментальными исследованиями. Кроме того, эта модель показывала, при каких условиях индивиды способны совершать свободный выбор, и предлагала решение дилеммы заключенного

В начале 2000-х годов Лефевр работал над сравнением идей бихевиоризма и ментализма. Он создал модель, которая связывала биполярное вероятностное поведение субъекта с его ментальной сферой. Природа морального выбора человека представлялась двуаспектной. С одной стороны, альтернативы играли роль полюсов добра и зла. С другой — у них были полезности, причем полезность негативного полюса могла быть больше полезности позитивного. Лефевр показывал, что подобная двуаспектность имела место не только в выборе человека, но и в выборе животных.

В своих работах проводил мысль, что естественнонаучный подход не является адекватным для описания человека, так как традиционное противопоставление исследователя и объекта исследования теряет смысл при исследовании объектов, сравнимых с исследователем по совершенству, ибо они были способны проникать в замыслы исследователя и влиять на теорию, им создаваемую. Для изучения человека была необходима формальная модель, подобная физическим моделям. Человека следовало представлять неотъемлемой частью физического мира и с присущими ему феноменами сознания: образами себя и другого вместе с отображениями ими образов друг друга.

Исследовал принятие решений в группе. Продолжая работу с формальным представлением субъекта и используя теорию графов, Лефевр построил модель выбора отдельных членов группы, воздействующих друг на друга. Индивидуальный выбор предсказывался уравнениями, параметрами которых являлись набор альтернатив, воздействие мира на индивида, его образ этого воздействия и его интенция. Решением уравнения было подмножество альтернатив, которое мог выбрать субъект. У группы, как у целого, могли быть собственные интересы. Связь интересов группы с индивидуальными интересами субъектов координировалась принципом запрета эгоизма: каждый член группы, преследуя свои личные цели, не мог наносить ущерб группе как целому. Этот принцип был столь же важен в теории рефлексивных игр, как принцип гарантированного результата в классической теории игр.

Считал человека неотъемлемой частью Вселенной. Строил термодинамическую модель субъекта, уподобляя работу нейронных сетей мозга работе цепочки тепловых машин. Эта модель объясняла появление пропорции золотого сечения в психологических экспериментах и социальных опросах; из нее выводились гармонические интервалы музыкального строя; она объясняла сущность медитации. Лефевр предполагал, что термодинамическая модель описывала любого субъекта, который мог существовать в Космосе, например, потоки плазмы, структурированные магнитным полем. Из того факта, что в модели сознания и модели гармонических музыкальных интервалов лежали сходные математические формализмы, Лефевр делал вывод, что для обнаружения внеземных разумных субъектов следовало искать музыкальные отношения в потоках космических сигналов, доходящих до нас.

Основные публикации:

  • Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003
  • Что такое одушевленность? М.: Когито-центр, 2013; 2-е изд., испр. и доп. М.: Когито-Центр, 2017
  • Конфликтующие структуры. М.: Высшая школа, 1967; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Советское радио, 1973; 3-е изд. М.: ИП РАН, 2000
  • Лекции по теории рефлексивных игр. М.: Когито-Центр, 2009
  • Формула человека: контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс, 1991; М.: Когито-Центр, 2012
  • A psychological theory of bipolarity and reflexivity. Lewiston etc.: Mellen press, Cop. 1992
  • Космический субъект. М.: Ин-кварто, 1996; М.: ИП РАН, 1997; 3-е изд., доп. М.: Когито-Центр, 2005
  • Алгебра конфликта: дилемма заключенного, имитация решений, рефлексивное управление / В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян. М.: Знание, 1968; 2-е изд. М.: URSS, 2007; 3-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2009; 4-е изд. М.: URSS, 2010; 5-е изд. М.: Либроком, 2013
  • Алгебра совести. М.: Когито-Центр, 2003
  • Algebra of Conscience. Dordrecht: Reidel, 1982; 2-е изд., доп. Kluwer, 2001
  • Research on Bipolarity and Reflexivity. New York: The Edwin Mellen Press, 1992; 2-e изд. 2006
Статьи и интервью в «Психологической газете»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»