18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024

Кто есть кто

Анна Ивановна Ахметзянова

Анна Ивановна Ахметзянова

Казань

Кандидат психологических наук, доцент.

Заведующая кафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.

Член Российского психологического общества, член Союза дефектологов.

В 1990 г. окончила Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина.

В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста».

Заведовала кафедрой дефектологии и клинической психологии КФУ.

Научные интересы:

  • антиципационная компетентность,
    девиантология,
  • клиническая (медицинская) психология.

А.И. Ахметзяновой сформирован адаптированный комплекс методик для психологической диагностики антиципационных параметров психической деятельности, применимый для оценки особенностей возрастного развития детей старшего дошкольного возраста. Описанные специфические ошибки, возникающие в процессе прогнозирования у детей с общим недоразвитием речи, могут рассматриваться в качестве дифференциально-диагностического критерия оценки уровня речевого развития.

Гранты:

  • «Инклюзивная психология» - грантовый конкурс для преподавателей магистратуры Благотоврительного фонда В.Потанина (2014-2015), руководитель проекта
  • грант РФФИ «Прогностическая компетентность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в превенции девиаций» (2017), руководитель проекта

Читает курсы:

  • Клиника интеллектуальных нарушений
  • Клиническая психология
  • Научно-исследовательская работа
  • Психология девиантного поведения
  • Психопатология
  • Специальная психология

Основные публикации: более 180 работ, в том числе

  • Прогнозирование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: адаптивный ресурс социализации / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2021. 211 с.
  • Диагностика структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей: методическое руководство / Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Казань, 2020.
  • Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии. Теория и практика: сборник научных трудов XIII Международной научно-образовательной конференции, Казнь, 23 апреля 2019 г. / науч. ред. А.И. Ахметзянова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2019. 505 с.
  • Методы исследования и диагностики прогнозирования: мультимедийное учебное пособие / А.И. Ахметзянова. Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, 2018.
  • Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии: монография / А.И. Ахметзянова и др. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. 159 с.
  • Прогнозирование и социально-психологическая адаптация при девиантном поведении / А.И. Ахметзянова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. 219 с.
  • Практико-ориентированный подход к формированию профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»: учебно-методическое пособие / сост. А.И. Ахметзянова и др. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. 340 с.
  • Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии. Теория и практика: сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции, Казань, 24 апреля 2018 г. / науч. ред. А.И. Ахметзянова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. 357 с.
  • Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантоув и молодых ученых, Казань, 25 апреля 2018 года / науч. ред. А.И. Ахметзянова. Казань: Изд-ко Казанского ун-та, 2018. 497 с.
  • Технологии психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития: рабочая тетрадь слушателя программы повышения квалификации / авт.-сост.: А.И. Ахметзянова, А.А. Твардовская, И.В. Кротова. Казань, 2017.
  • Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / Ахметзянова А.И. Казань, 2017.
  • Логопедический атлас (периферический речевой аппарат): учебное пособие / Ахметзянова А.И., Корнийченко Т.Ю., Суздальцева Л.Н. Казань, 2016.
  • Психологическая практика в образовательных учреждениях: программа и методические рекомендации / Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Казань, 2016.
  • Организация научно-исследовательской работы магистрантов: методические рекомендации / Ахметзянова А.И. Казань, 2015.
  • Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., Курбанова А.Т., Нигматуллина И.А., Твардовская А.А., Файзрахманова А.Т. Казань, 2015.
  • Основы логопедии: учебное пособие / Ахметзянова А.И., Болтакова Н.И., Нигматуллина И.А., Корнийченко Т.Ю., Суздальцева Л.Н., Файзрахманова А.Т. Казань, 2015.
  • Государственная итоговая аттестация выпускников: программа и методические рекомендации / Ахметзянова А.И., Кедрова И.А. Казань, 2015.
  • Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность студентов в вузе: методические рекомендации / Ахметзянова А.И., Корнийченко Т.Ю. Казань, 2015.
  • Государственный экзамен по логопедии / Ахметзянова А.И., Корнийченко Т.Ю., Суздальцева Л.Н. Казань, 2015.
  • Психологическая практика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: программа и методические рекомендации / Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Казань, 2014.
  • Формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: программа и методические рекомендации / Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., Болтакова Н.И., Нигматуллина И.А., Файзрахманова А.Т. Казань, 2014.
  • Научно-исследовательская деятельность студентов в вузе: методические рекомендации / Ахметзянова А.И., Корнийченко Т.Ю. Казань, 2014.
  • Практикум по клинической психологии: учебно-методическое пособие / Ахметзянова А.И. М., 2013.
  • Организация и содержание коррекционных занятий с детьми в лекотеке: учебное пособие / Ахметзянова А.И., Твардовская А.А. М., 2013.
  • Теория и практика логопедии: учебное пособие / сост. Ахметзянова А.И., Болтакова Н.И., Корнийченко Т.Ю., Нигматуллина И.А., Суздальцева Л.Н. Казань, 2013.
  • Основы психопатологии / Ахметзянова А.И. Saarbr?cken, 2012.
  • Анализ особенностей антиципационной психической деятельности в их взаимосвязи с уровнем речевого развития у детей дошкольного возраста / Ахметзянова А.И. Saarbrucken, 2012.
  • Особенности антиципационной состоятельности при общем недоразвитии речи / Ахметзянова А.И. Saarbrucken, 2012.
  • Практикум по психологии умственно отсталого ребенка дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для студентов / Ахметзянова А.И. Saarbrucken, 2012.
  • Практикум по психологии умственно отсталого школьника: учебное пособие. Saarbrucken, 2012.
  • Патология речи: учебное пособие / Ахметзянова А.И., Корнийченко Т.Ю., Болтакова Н.И., Суздальцева Л.Н. Казань, 2012.
  • Государственный экзамен по логопедии и специальной психологии: для специальности «Логопедия» / сост. А.И. Ахметзянова, Т.Ю. Корнийченко, Л.Н. Суздальцева. Казань, 2012.
  • Логопедия: учебное пособие для студентов / Ахметзянова А.И. Казань, 2011.
  • Специфика познавательной деятельности и ее отдельных компонентов у детей с интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие / Ахметзянова А.И. Казань, 2010.
  • Материалы для подготовки к государственному экзамену: для специальности «Логопедия» / Ахметзянова А.И. Казань, 2010.
  • Организация и содержание педагогической (логопедической) практики в школе для детей с тяжелыми нарушениям речи: учебно-методическое пособие / Ахметзянова А.И. Казань, 2010.
  • Организация и содержание педагогической практики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Ахметзянова А.И., Корнийченко Т.Ю. Казань, 2008.

Награды:

  • Почетная грамота за успешное сотрудничество в совместной реализации научно-методических проектов в рамках Комплексной образовательной программы «Школьно-университетское партнерство» (2017)
  • Почетная грамота ректора КФУ за выдающиеся результаты в научно-педагогической деятельности (2016)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2016)
  • Диплом за многолетний плодотворный труд по подготовке высококвалифицированных специалистов и в связи с 210-летием Казанского университета (2014)
  • Благодарность за добросовестный труд, профессиональное мастерство и в связи с 210-летием Казанского университета (2014)
  • Диплом победителя Грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2013-2014 учебного года (2014)
  • Почетная грамота за добросовестный труд и вклад в развитие психолого-педагогического образования в КФУ (2012)
  • Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан (2011)
  • Благодарственное письмо МОиН Республики Татарстан за подготовку финалиста к республиканскому конкурсу «Педагогический олимп 2011» (2011)
  • Благодарственное письмо МОиН Республики Татарстан за подготовку победителя республиканского конкурса «Трансформер 20110» (2011)
  • Грамота Министра РТ за добросовестный труд, высокое педагогическое мастерство, большой личный вклад в развитие сферы образования региона (2010)
  • Грамота за добросовестный труд, высокое педагогическое мастерство, успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов в образовательном пространстве РТ, формирование интеллектуалльного, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в развитие сферы образования региона, практическую подготовку студентов и многолетний плодотворный труд (2010)
  • Диплом за результативность и успешность работы в деле образования и воспитание подрастающего поколения, за большой вклад в развитие молодежной политики в РТ (2009)
  • Диплом Министерства образования и науки Республики Татарстан (2009)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»