Кто есть кто
Борис Алексеевич Сосновский
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета. Профессор Института практической психологии и психотерапии (Москва).
Эксперт Российского государственного научного фонда и Российского научного фонда. Академик Международной академии информатизации ООН.
Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Функциональные компоненты простого навыка и их статистические оценки», в 1992 г. - докторскую диссертацию на тему «Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности».
Работал в аппарате управления Министерства судостроительной промышленности СССР. Затем в течение пяти лет руководил группой инженерной психологии Центрального морского научно-исследовательского института «Агат», принимая участие в проектировании и создании ряда автоматизированных систем управления для нужд кораблей Военно-морского флота.
С 1973 г. преподавал в вузах Москвы, занимая должности от старшего преподавателя до профессора, заведующего кафедрой.
В 1982-1984 гг. по командировке Министерства просвещения СССР работал в Афганистане, участвуя в создании и организации работы Кабульского пединститута. Специально для афганских студентов им был написан и издан учебник по общей психологии. Оказывал психологическую помощь людям в экстремальных условиях войны.
В 1987-2006 гг. работал в Московском педагогическом государственном университете, в течение 15-ти лет, с 1991 г., заведовал общеуниверситетской кафедрой психологии. Являлся председателем Учебно-методического совета по психологии, членом Президиума Учебно-методического объединения педагогических учебных заведений, держателем научных грантов по педагогической психологии Министерства образования РФ, разработчиком Государственных образовательных стандартов по психологии. Являлся организатором и директором НИИ дидактики и психологии высшего образования при МПГУ, руководя разработкой многих исследовательских и издательских проектов Министерства образования и науки РФ и Российской академии образования.
Был членом экспертного совета по психологии Российского государственного научного фонда (РГНФ), членом ряда научных и координационных советов по психологии, диссертационных советов. В течение 10 лет — заместитель председателя докторского Диссертационного совета по психологии при МПГУ, член Экспертного совета ВАК РФ по психологии и педагогике.
В 2006-2019 гг. жил и работал в Алтайском крае. Преподавал на психолого-педагогическом факультете Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина, Бийского педагогического университета. Заведовал кафедрой коммуникативных, социокультурных и образовательных технологий Гуманитарного факультета Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова и кафедрой психологии филиала Московского психолого-социального университета в г. Барнауле.
С 2019 г. преподает в Уральском государственном экономическом университете
Научные интересы: специалист в области общей и педагогической психологии, психологии личности, психологии труда и инженерной психологии. На начальном этапе профессиональной деятельности Б.А. Сосновский изучал психологические аспекты проектирования деятельности и обучения человека-оператора, затем специализировался в области психологии личности и образования.
Внес большой вклад в разработку фундаментальных проблем мотивационно- смысловых структур личности, гуманизации современного образования, психологической подготовки учителя.
В настоящее время разрабатывает вопросы потребностно-смыслового подхода к изучению человеческой психики и Души.
Соавтор-разработчик теста-опросника Орлова — Сосновского для измерения мотивационно-смысловых образований личности. Создатель базовой психологической модели структуры личности.
В 1990-х гг. разрабатывал новое научное направление — «Психологические аспекты социальной нестабильности».
Основные публикации: более 300 работ, в том числе
- Лабораторный практикум по общей психологии. М., Просвещение, 1979
- Общая психология (на языке дари). М., Прогресс, 1987
- Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994
- Психологические аспекты социальной нестабильности. М., 1995
- О психологии ученого и педагога современной России. М., 1996
- Мотив и смысл. М., Прометей, 1993
- Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Юрайт, 2005 (и далее по годам, включая 2021 г., в том числе отдельно по трём модулям: Общая психология, Социальная психология, Возрастная и педагогическая психология отдельно с грифами УМО ВО и УМО СО).
- Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Высшее образование, 2008, 2009
- Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. Главы: Психология как научная дисциплина, Сознание как высшая форма психики, Ощущение, Восприятие, Психология деятельности. М.: АСТ; СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009
- Психология руководителя: потребностно-смысловые аспекты. М.: Юрайт, 2021
Награды:
- медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- медаль К. Д. Ушинского (2006)
- «Психология руководителя: потребностно-смысловые аспекты», учебник для вузов (в номинации «Книга года по психологии», 2021 г.), номинант