18+
Выходит с 1995 года
24 декабря 2024

Кто есть кто

Витольд Альбертович Ясвин

Витольд Альбертович Ясвин

Москва

Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор.

Заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий, заведующий кафедрой педагогической культуры и управления в образовании Школы бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России (МГИМО). Профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Руководитель Академического бюро актуального жизнетворчества и управления развитием (АБАЖУР) профессора Ясвина. Тренер-преподаватель профессиональных образовательных программ Эколого-просветительского центра «Заповедники». Тренер-преподаватель Школ для педагогов и директоров и других образовательных проектов Агентства «Атлас Коммуникации». Тренер-преподаватель программ повышения квалификации НИЯУ «МИФИ». Преподаватель программы профессиональной переподготовки «Родитель – учитель» (Горчаковский лицей МГИМО). Преподаватель онлайн-платформы «Фоксфорд».

Член диссертационных советов при Московском городском педагогическом университете и Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка.

Член редсоветов и редколлегий журналов: «Народное образование», «Социально-политические исследования», «Наука. Управление. Образование. РФ», «Непрерывное образование», «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика». Эксперт журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Почётный член «Лиги преподавателей высшей школы». Член Федерации психологов образования России. Лектор Российского общества «Знание». Член Российского союза писателей.

Эксперт Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований. Член Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО. Член Всероссийского экспертного совета по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленности при Федеральном детском эколого-биологическом центре. Член экспертного совета «Комплексной программы по развитию личностного потенциала» благотворительного фонда «Вклад в будущее» (Сбербанк). Член экспертного совета образовательной программы «Родитель – учитель» (МГИМО). Член Центра экологической политики и культуры. Эксперт Президентской программы подготовки управленческих кадров в сфере образования РАНХиГС при Президенте РФ.

В 1984 г. окончил биолого-химический факультет Даугавпилсского педагогического института, в 1989 г. — Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова по специальности «Практическая психология для народного образования».

В 1993 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Личностное отношение к природе у школьников», в 1998 г. - докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе» (19.00.07 – педагогическая психология), в 2020 г. - докторскую диссертацию на тему «Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды» (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования).

В 1982-1989 гг. работал воспитателем и учителем биологии, химии и географии в школе-интернате.

В 1989-1996 гг. — преподаватель кафедры педагогики и психологии Даугавпилсского педагогического института.

В 1996-2009 гг. работал в Центре комплексного формирования личности РАО: старший научный сотрудник (1996-2002), в 2002 г. организовал и до 2009 г. заведовал лабораторией экспертизы и проектирования образовательных систем (2002-2009).

В 1997 г. организовал и до 2006 г. заведовал кафедрой экологической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

С 1998 г. — тренер-преподаватель профессиональных образовательных программ Эколого-просветительского центра «Заповедники».

В 2007-2016 гг. — профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

В 2012 г. организовал и до 2016 г. заведовал лабораторией гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования Института системных проектов Московского городского педагогического университета.

В 2013-2019 гг. — преподаватель Президентской программы подготовки управленческих кадров в сфере образования РАНХиГС при Президенте РФ.

В 2014-2016 гг. — ординарный профессор Отделения общественных наук Высшей школы безопасности в Познани (Республика Польша), читал курс «Экологическая психология».

С 2016 г. — тренер-преподаватель Агентства «Атлас Коммуникации».

В 2016-2017 гг. — руководитель программы профессиональной переподготовки управленческих кадров сферы образования «Менеджмент в образовании: Стратегическое управление развитием образовательных организаций» Центра онлайн-образования «Фоксфорд» (ООО «Нетология-групп»).

В 2019 г. — профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, преподаватель дисциплин «Психология и педагогика высшей школы» и «Современные концепции высшего образования» в магистратуре.

С 2020 г. — руководитель Академического бюро актуального жизнетворчества и управления развитием (АБАЖУР).

С 2020 г. — тренер-преподаватель программ повышения квалификации Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

В 2021 г. организовал и возгдлавил в МГИМО МИД России межфакультетскую кафедру образовательных систем и педагогических технологий.

Член жюри федеральных конкурсов «Золотые имена высшей школы» (2020), «Воспитать человека» (2019), «Директор школы» (2017), «Лучшие школы России» (2006-2007) и московских конкурсов «Учитель года России» (2009-2010), «Педагогический дебют» (2011).

Организатор научно-практических конференций:

  • Мониторинг развития образовательных систем и формирование школьных экспертных сообществ (РАО, 2009);
  • Оценка качества работы общеобразовательных учреждений: новые требования — новые критерии (МГПУ, 2012);
  • Экспертное сопровождение образовательных инноваций (МГПУ, 2015).

Один из основателей отечественной экологической психологии.

Основатель научного направления «Экологическая психология образования», создатель и руководитель научной школы «Экологическая психология образования» (с 2017). Под руководством В.А. Ясвина защищено 9 кандидатских диссертаций по педагогической и социальной психологии.

Область научных интересов:

  • экологическая психология образования (психология образовательной среды);
  • экспертиза, проектирование и мониторинг образовательных систем;
  • психология отношения к природе.

Разработчик модели развивающей образовательной среды. Автор образовательных программ (для школьников, студентов, специалистов, руководителей), экспертно-диагностических и проектных методик и методических комплексов.

Лауреат грантов Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Министерства образования и науки РФ, Правительства Москвы в области наук и технологий в сфере образования и в области гуманитарных наук, MacArthur Foundation и др.

Руководитель научных и инновационных проектов:

  • Академическое бюро актуального жизнетворчества и управления развитием «АБАЖУР» профессора Ясвина;
  • федеральная инновационная площадка МГПУ «Формирование региональных профессиональных экспертных сообществ для гуманитарной экспертизы и педагогического проектирования личностно развивающих социально-образовательных сред» (2015-2018);
  • региональная инновационная площадка ДОгМ «Формирование экспертных сообществ для консультативно-проектного сопровождения развития образовательных учреждений в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Московского стандарта качества образования» (2013-2015, 70 школ);
  • научный проект «Разработка методологических основ экологической психологии образования как направления психолого-педагогической науки» (РГНФ, 2013);
  • региональная инновационная площадка ДОгМ «Внедрение новой модели оценки качества работы общеобразовательных учреждений через апробацию новых критериев» (2012, 50 школ);
  • региональная экспериментальная площадка ДОгМ «Развитие школьных организаций» (2005-2008, 20 школ);
  • проектирование инновационной организационно-образовательной системы в рамках проекта «Усть-Лабинский лицей» Фонда О.В. Дерипаски «Вольное дело» (научный руководитель, 2005-2007);
  • проектирование образовательной площадки «Молодёжная академия жизнетворчества и общественного развития» (МАЖОР) Клуба «Cloudwatсher» (научный руководитель, 2007);
  • региональная экспериментальная площадка ДОгМ «Развитие школьных образовательных систем» (2002-2005, 10 школ)

Член рабочей группы по разработке Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (2015), Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (2014), Московского стандарта качества образования (2012), Концепции работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения (1998).

Обладатель патентов:

  • Программно-диагностический комплекс для обеспечения процесса экспертно-проектного управления инновационным развитием образовательных учреждений. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013619715. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 14.10.2013 г.
  • Программа для диагностики и мониторинга развития организационной культуры педагогических коллективов в образовательных учреждениях и организациях. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015613090. Дата регистрации государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 04.03.2015 г.
  • Модель организации консалтинговой деятельности экспертных сообществ в сфере управления развитием образовательных организаций. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015621752. Дата государственной регистрации в Реестре баз данных 09.12.2015.
  • Инструментарий и технология экспертной оценки и построения комплексного рейтинга общеобразовательных организаций. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015621808. Дата государственной регистрации в Реестре баз данных 22.12.2015.
  • Технология подготовки руководителей к экспертно-проектному управлению развитием образовательных организаций. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2016620047. Дата государственной регистрации 14.01.2016.

Основные авторские учебные программы:

  • Экологическая психология образования (магистратура МГПУ, 2012);
  • Менеджмент в образовании: Стратегическое управление развитие образовательных организаций (программа профессиональной переподготовки Центра онлайн-образования «Фоксворд», 2017);
  • Педагогическая мысль и образовательные парадигмы (магистратура МГИМО МИД России, 2021);
  • Психолого-педагогические основы реализации требований ФГОС по достижению личностных образовательных результатов обучающихся (программа дополнительного профессионального образования Центра онлайн образования «Фоксворд», 2018);
  • Экспертно-проектное управление развитием образовательных организаций в условиях реализации приоритетов образовательной политики Российской Федерации (программа повышения квалификации руководителей РАНХиГС, 2013; МГПУ, 2018);
  • Экспертиза и проектирование личностно развивающих образовательных сред (магистратура Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, 2008);
  • Экспертно-проектное управление развитием образовательных систем (модуль, магистратура Института развития образования ВШЭ, 2012);
  • Экспертно-проектное управление развитием школьных организаций (модуль, Президентская программа подготовки управленческих кадров в сфере образования РАНХиГС, 2013);
  • Методика проектирования и проведения социально-психологических тренингов (программа повышения квалификации, Институт современных психологических технологий, 2012);
  • Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры (программа повышения квалификации; Международный эколого-политологический университет, 2010);
  • Мир заповедной природы (модуль, для учащихся 7-9 классов, Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001, в соавт.).

Основные публикации: более 270 работ, в том числе монографии и учебные пособия

  • Экологическая педагогика и психология (1996, в соавт.);
  • Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. Учебное пособие по дополнительному образованию (1996-2021, в соавт.);
  • Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. Учебно-методическое пособие (1997);
  • Психология отношения к природе (2000);
  • Образовательная среда: от моделирования к проектированию (2001);
  • Азбука содержания животных. Творческий альбом для школьников (2001, в соавт.);
  • Образовательная, система школы: Проектирование. Организация. Развитие (2002);
  • Эколого-психологические тренинги. Методическое руководство (2003);
  • Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике (2004);
  • Заповедная экосеминария: практика дополнительного профессионального образования специалистов заповедников и национальных парков в области эколого-просветительской деятельности (2006, в соавт.);
  • Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (2009);
  • Экспертно-проектное управление развитием школы (2011);
  • Педагогический мажор дополнительного образования: концепция развития и инновационные проекты (2014);
  • Экология и безопасность жизнедеятельности 10-11 класс: Учебное пособие-навигатор для общеобразовательных учреждений (2014, в соавт.);
  • Краповый берет для учителя: Научно-методическое сопровождение горизонтальной педагогической карьеры (2016);
  • Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление (2019);
  • Актуальное образование: опыт разработки концепций и проектов (2021);
  • Волшебный круг общения с людьми и природой: опыт проектирования и проведения психологических тренингов (2021);
  • Школьное средоведение и педагогическое средотворение: экспертно-проектный практикум (2021);
  • Измерение субъективных отношений: опыт конструирования методик психодиагностики (2022);
  • Психопрофилактика и психологическое просвещение в образовательной среде (2022, в соавт.).

Автор статей о психологии поэтического творчества в международном журнале «Экопоэзис» и журнале «Наука. Управление. Образование. РФ», предисловия к поэтическому сборнику «Собаки и люди».

Публикуется на литературном портале «Стихи.ру», в альманахах Российского союза писателей: «Лирика 2020», «Антология русской поэзии 2020 и 2021», «Русь моя 2020», «Георгиевская лента 2021», в журнале «Заповедные острова».

Награды:

  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за создание и внедрение психолого-педагогической разработки «Одарённые дети: воспитание – обучение – развитие» для общеобразовательных учреждений» (1998)
  • Почетный знак «Золотой бурундук» «за уникальный вклад в развитие экологического просвещения в национальных парках и заповедниках России» (2010)
  • Абсолютный победитель конкурса научных работ сотрудников МГПУ (2013)
  • Кавалер ордена «Звезда Корчака» за вклад в гуманизацию образования (2014)
  • Победитель первого всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы» (2018)
  • Лауреат конкурса Российского общества «Знание» «Лучший лектор страны» (2018, 2019)
  • Победитель первого всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы», почётный член Лиги преподавателей высшей школы (2019)
  • Грамота Департамента образования города Москвы (2020)
  • Почётный чёрный пояс за разработку философско-психологических основ Школы карате «Эко ДО»
  • медали Российского союза писателей: «Сергей Есенин 125 лет», «Иван Бунин 150 лет», «Афанасий Фет 200 лет», «Георгиевская лента 250 лет»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»