18+
Выходит с 1995 года
14 января 2025

Кто есть кто

Лариса Анатольевна Байкова

Лариса Анатольевна Байкова

Рязань

Доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования.

Профессор кафедры психологии и социальной работы, профессор кафедры педагогики Института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Научный руководитель аспирантуры 5.8.1. «Общая педагогика, история педагогики и образования» РГУ им. С.А. Есенина. Соучредитель и руководитель малого инновационного предприятия ООО «Перспектива плюс» при ИППСР РГУ им. С.А. Есенина. Руководитель магистерской программы «Психология образования» по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Международной академии гуманизации образования (МАГО, Германия). Член-корреспондент Академии военных наук.

В 1975 году окончила РГПИ по специальности «Учитель истории, обществознания и английского языка».

В 1987 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2002 году – докторскую диссертацию на тему «Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения».

В 2002-2009 гг. возглавляла кафедру психологии РГУ им. С.А. Есенина. По инициативе Л.А. Байковой в ноябре 2002 года при кафедре психологии был создан Центр психологической службы РГУ для сопровождения социально-психологической адаптации студентов в образовательном процессе вуза, а также действовала научно-исследовательская лаборатория «Школа как развивающаяся система».

С 2011 г. руководит малым инновационным предприятием ООО «Перспектива плюс».

Возглавляла Институт психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

Преподавала на кафедре общей психологии (сейчас - кафедра кафедры психологии и социальной работы) и кафедре педагогики и педагогического образования (сейчас - кафедра педагогики) РГУ им. С.А. Есенина.

Направления научной деятельности:

  • гуманистическая психология и педагогика,
  • психология здоровья,
  • социальное здоровье, общественное здоровье: сравнительный анализ методологических подходов к решению проблемы
  • методология педагогики и психологии
  • сравнительный анализ методологических основ педагогического взаимодействия в гуманистической парадигме,
  • психологическая служба в вузе

Развивает научную школу «Проблемы гуманизации педагогических систем образовательных организаций разного уровня», оказывает консультационную помощь в научно-исследовательской работе по гуманизации педагогического взаимодействия и развитию субъектности участников педагогического процесса.

С 2014 года является координатором совместного европейского проекта «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».

Осуществляет научное руководство городской экспериментальной площадкой «Краеведение как средство воспитания гражданской позиции школьников».

Основные публикации: более 300 работ, в том числе

  • Стратегии профессионально-личностного развития: учебно-методическое пособие. Рязань: Коняхин А.В. (Book Jet), 2024. 103 с.
  • Гуманизация педагогической системы образовательной организации: методологические подходы, теория, практика: монография. Рязань: Коняхин А.В. (Book Jet), 2023. 287 с.
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сборник научных статей XIV Международной научно-практической конференции, 12-14 октября 2023 года. Рязань: Коняхин А.В. (Book Jet), 2023. 400 с. (ред.).
  • XXIX Рязанские педагогические чтения. Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского (24-25 марта 2022 года). Рязань: Коняхин А.В. (Book Jet), 2022. 466 с. (ред.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: научные статьи XIII Международной научно-практической конференции, 13-15 октября 2022 года. Рязань: Жуков В.Ю., 2022. 459 с. (ред.).
  • Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования : XXVIII Рязанские педагогические чтения: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 25-26 марта 2021 года. Рязань: Коняхин А.В., 2021. 450 с. (ред.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С. А. Есенина, 14-15 октября 2021 года. Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2021. 395 с. (ред.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : материалы ХI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры психологии РГУ имени С. А. Есенина, 10–12 октября 2019 года. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2019. (отв. ред.).
  • Психология здоровья: Социальное здоровье детей и молодежи: учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 216 с.
  • Актуальные проблемы современного образования: учебное пособие для вузов.М.: Юрайт, 2019. 122 с. (в соавт.).
  • Актуальные педагогические проблемы современного образования в России: коллективная монография. Рязань: Концепция, 2018. 160 с.
  • Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт: материалы XXV Рязанских педагогических чтений, 23-24 марта 2018 года: в 2 т. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2018. (ред.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: X Международная научно-практическая конференция, 4-6 октября 2018 года. Рязань: Концепция, 2018. 531 с. (ред.).
  • Организация и проведение научного исследования в профессиональной психолого-педагогической деятельности [Текст] : учебно-методическое пособие. Рязань: РГУ имени С. А. Есенина, 2017. 94 с.
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы IX Международной научно-практической конференции, 5-7 октября 2017 года. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2017. 362 с. (отв. ред.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании: материалы VII Международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2015 года. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2015. 511 с. (отв. ред.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: к 100-летию РГУ им. С. А. Есенина : материалы 6-й Международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2014 года. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2014. 451 с. (ред.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы 5-й Международной научно-практической конференции, 10-12 октября 2013 года. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2013. 439 с. (ред.).
  • Социальное здоровье: методология, теория, практика: монография. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2006. 185 с.; 2011. 280 с.; 2012. 222 с.
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы 4-й Международной научно-практической конференции, 4-6 октября 2012 г. Рязань: РГУ, 2012. (ред.).
  • Модернизация образования: прошлое, настоящее, будущее: материалы XIX Рязанских педагогических чтений, 23 марта 2012 года. Рязань: Рязанский гос. ун-т, 2012. 223 с. (отв. ред.).
  • Учись учиться: учебно-методическое пособие. Рязань: РГСХА, 2005. 104 с.; 2-е изд. Рязань: РГУ, 2011. 107 с. (соавт.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя, 7-9 октября 2010 года. Рязань: РГУ С. А. Есенина, 2010. 530 с. (ред.).
  • Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, 9-10 октября 2009 года. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2009. 492 с. (ред.).
  • Теория и методика изучения психологических особенностей работников производства в системе профилактики техногенных катастроф: монография. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2008. 172 с. (ред.).
  • Изучение психологических особенностей работников производства в системе профилактики техногенных катастроф: сборник научных статей. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2007. 110 с. (ред.).
  • Методика воспитательной работы: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002; 2004 (2-е изд.); 2005 (3-е изд.); 2006 (4-е изд.) (соавт.).
  • Проблемы формирования личности в современном обществе: материалы межрегион. науч.-практ. конф., 18-19 нояб. 2005 г. Рязань: Рязан. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина, 2005 (ред.).
  • Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: монография. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2004. 288 с.
  • Использование принципов антропоцентрического и личностно-рефлексивного подходов при вовлечении курсантов в процесс самосовершенствования профессионально-этических качеств офицера: методические рекомендации. Рязань: РГПУ, 2004. 31 с. (ред.).
  • Воспитание гражданской позиции школьников в системе краеведческой работы: методические рекомендации. Рязань: Рязанский гос. пед. ун-т, 2003 (сост.).
  • Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе: учебное пособие. М., 1999, 2002 (в соавт.).
  • Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. Рязань, 1995, 1999; М., 2000, 2001 (соавт., ред.).
  • Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт: монография. Рязань, 2000.
  • Гуманизация школы: теория и опыт: монография. Рязань,1999. 230 с. (соавт.).
  • Пятьдесят сценариев классных часов: учебное пособие. М., 1999 (в соавт.).
  • Теория и вариативные технологии гуманистического обучения и воспитания: Материалы Рос. науч.-практ. конф. 28-29 окт. 1998 г. Рязань: Изд-во РГПУ им. С.А. Есенина, 1998. 132 с. (отв. ред.).
  • Педагогические технологии в развивающейся школе: учебное пособие. Рязань: Изд-во РГПУ им. С. А. Есенина, 1997. 104 с. (сост.).
  • Теория и практика воспитания: учебное пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. 191 с. (сост.).
  • Советы педагогу-воспитателю: учебно-метод. пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1995. 166 с. (сост.).
  • Технология игровой деятельности: учебное пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. 117 с. (соавт.).
  • Методика воспитательной работы: учебное пособие. Рязань: РГПИ, 1993. 213 с. (соавт.).

Награды:

  • Почетный знак «За заслуги перед Рязанской областью»,
  • Почетная грамота Рязанской областной Думы,
  • Почетный знак РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета».
  • Почетное звание «Почетный работник науки и промышленности Рязанской области».
Поздравления

Лариса Анатольевна Байкова сегодня празднует день рождения

Поздравлений ещё нет. Вы можете поздравить первым!

Отправить свое поздравление вы можете сегодня!

, чтобы поздравить

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»