Кто есть кто
Елена Алексеевна Фомина
Кандидат психологических наук, доцент.
Ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития, заведующая кафедрой педагогики, методологии и технологии образования психолого-педагогического факультета, руководитель образовательной программы магистратуры «Менеджмент в образовании» Северо-Кавказского федерального университета.
Член Российского психологического общества.
В 1991 г. окончила Ставропольский государственный педагогический институт, затем аспирантуру Северо-Кавказского государственного технического университета.
В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование личности в контексте идей православного христианства».
В 1991-1996 гг. - преподаватель Ставропольского государственного педагогического института (позднее – Ставропольский государственный педагогический университет).
С 1996 г. - преподаватель гуманитарного факультета Северо-Кавказского государственного технического университета.
С 2012 г. - доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития (научно-исследовательской лаборатории «Кросскультурных и психологических проблем развития личности») Северо-Кавказского федерального университета, с 2023 г. заведует кафедрой педагогики, методологии и технологии образования.
Участник выполнения научных проектов по грантам РГНФ, РФФИ, государственного задания в рамках ФЦП.
Сфера научных интересов:
- психология личности
- психология профессионального развития
- кросскультурное взаимодействие
- развитие личности в поликультурном пространстве
- психология профессиональной деятельности
- психологические основы коммуникационной деятельности
Читает курсы:
- Инновационный менеджмент в образовании
- Управление персоналом в образовании
- Управление корпоративными коммуникациями в образовании
- Методология научных исследований в профессиональной сфере
- Педагогика и психология высшей школы
- Социальное предпринимательство в образовании
- Продвижение услуг полиграфолога
- История применения инструментальной детекции лжи
Основные публикации: более 140 работ, в том числе:
- Banshchikova T.N., Solomonov V.A., Fomina Е.А. Attitudes and tolerance in the structure of individual readiness for intercultural interaction/ Procedia - Social and Behavioral Sciences Volume 214, Pages 1-1186 (5 December 2015). Worldwide trends in the development of education and academic research, Sofia, Bulgaria, 15- 18 June, 2015. Available online at www.sciencedirect.com. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.11.753.
- Banshchikova T.N., Fomina E.A., Morosanova V.I. Cross-Cultural Approach to the Study of Self-Regulatory Personality Predictors of Aggression. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2017. Vol. 22, no. 6, pp. 87–98. doi:10.17759/pse.2017220608. (In Russ., аbstr. in Engl.)
- Solomonov V.A., Solomonov D.V., Fomina E.A., Banshchikova T.N. Using neural networks in building a psychological typology. http:// CEUR-WS.org - CEUR Workshop Proceedings.
- Банщикова Т.Н., Соломонов В.А., Фомина Е.А. Саморегуляция профессиональной деятельности в ситуации неопределенности: кросскультурные особенности // Известия Волгоградского технического университета // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. №8. С. 32 - 36.
- Моросанова В.И., Фомина Е.А., Соколовский М.Л., Соломонов В.А. Предикторы осознанной саморегуляции у педагогов: региональные особенности // Образование личности. 2016. №4. С. 136-147.
- Фомина Е.А., Соломонов В.А. Кросс-культурные особенности влияния саморегуляции на механизмы совладающего поведения // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: ИП РАН, 2017. С. 575-581.
- Фомина Е.А., Соломонов В.А. Этнокультурные особенности адаптации российских и иностранных студентов к обучению в вузе // Инновационное развитие образования в меняющемся мире: опыт, проблемы, решения. Сборник научных трудов / Под ред. В.К. Шаповалова, И.Ф.Игропуло. Ставрополь, 2017. С. 163-169.
- Банщикова Т.Н., Фомина Е.А., Моросанова В.И. Кросскультурный подход к исследованию регуляторно-личностных предикторов агрессии // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. №6. С. 87-98.
- Фомина Е.А. Психология межкультурной коммуникации в образовании. Практикум. Ставрополь, 2018. 112 с.
- Банщикова Т.Н., Фомина Е.А., Соломонов В.А., Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция в управлении агрессией. М. - СПб: Нестор-История, 2018. 294 с.
- Banshchikova T.N., Solomonov V.A., Sokolovsky M.L., Fomina Е.А. Psychometrics of the Russian Version of the SACS Instrument (S. E. Hobfoll's Strategic Approach to Coping Scale) // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 20919. Vol. 9, Issue 1. Р. 1063-1077.
- Фомина Е.А., Соломонов В.А. Динамика аккультурационных установок студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6.
- Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени: научная монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М. - СПб: Нестор-История, 2020. 472 с.
- Fomina Е.А., Solomonov V.А., Solomonov D.V. Psychological Typology of Subjects in a Situation of Changing Professional Activities // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences Personal and Regulatory Resources in Achieving Educational and Professional Goals in the Digital Age. 2020. №91. Р. 333-341.
- Фомина Е.А., Соломонов В.А., Тегетаева Ж.Р. Социальная активность и личностные предикторы политических предпочтений молодежи как субъектов политического выбора // Современная наука и инновации. – 2022. – №2 (38). – С. 205-216.
- Фомина Е.А., Соломонов В.А., Соколовский М.Л. Типологические особенности взаимосвязи социальной активности и личностных предикторов политических предпочтений у молодежи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. №2(89). С. 198-205.
Награды:
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (2012)
- Благодарственное письмо за успешную работу, личный вклад в организацию и проведение Северо-Кавказского молодежного форума «Машук-2020» (2020)
- Благодарственное письмо Министерства науки и высшего образования РФ за значительный вклад в организацию горячей линии по оказанию психологической помощи студенческой молодежи (2022)
- победитель конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» в номинации «За развитие студенческого научного, конкурсного и олимпиадного движения» (2023)
- благодарственные письма и грамоты СКФУ
- «Система кластерного анализа данных на основе сети АРТ-2 "Саморегулирование"», методика применения нейросетевых технологий в психологическом исследовании (в номинации «Психологический инструмент года», 2022 г.), номинант
- «Роль осознанной саморегуляции в управлении агрессией в профессиональной педагогической деятельности: дифференциальный и кросскультурный аспекты», научно-исследовательский проект, выполненный по гранту Российского гуманитарного научного фонда (в номинации «Проект года в психологической науке», 2016 г.), лауреат
- «IV Международная научно-практическая конференция "Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России"», 8-10 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), номинант
- «Осознанная саморегуляция в управлении агрессией: кросскультурный и дифференциальный аспекты», научно-исследовательская работа (в номинации «Проект года в психологической науке», 2014 г.), номинант
- Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени, коллективная монография (в номинации «Книга года по психологии», 2020 г.)