Кто есть кто
Юрий Анатольевич Самоненко
Кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор.
Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Руководитель научно-образовательной программы «Малая академия МГУ имени М.В. Ломоносова». Член диссертационных советов при МГУ им. М.В. Ломоносова и Тверском государственном университете.
Член Российского психологического общества, Межрегиональной эргономической ассоциации.
Член редсовета «Национального психологического журнала».
Член детской комиссии профкома МГУ.
В 1967 г. окончил Московский инженерно-физический институт, в 1978 г. - факультет психологии МГУ.
До 1982 г. работал в НИИ ядерной физики МГУ. Имеет 37 публикаций по космофизической проблематике.
В 1982-2017 гг. работал на факультете психологии МГУ, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии; в 1991–2000 гг. зам. декана по административным вопросам.
В 2002 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Функции, содержание, дидактические условия формирования научных методологических знаний у школьников».
Область научных интересов:
- общая педагогика,
- педагогическая психология,
- школьная педагогика,
- профессиональная педагогика,
- психология воздействия,
- разработка моделей обучения, нацеленного на формирование у учащихся главной компетентности, необходимой современному специалисту – умения учиться самостоятельно на протяжении всей жизни.
Читает курсы:
- «Экономика труда и проблемы индустриальной психологии»,
- «Психологические основы профессиональной подготовки»,
- «Психология и педагогика в кадровой службе»,
- «Трудовое право в деятельности психологов-практиков»,
- «Психология безопасности эргатических систем»
- «Психологические основы профессионального обучения»
- «Психолого-педагогические основы проектирования учебного процесса» (на отделении повышения квалификации)
- «Психологические и педагогические основы преподавательской деятельности» (на факультете педагогического образования)
- «Методы воспитания и приемы педагогического воздействия» (на факультете педагогического образования)
- «Как мы познаем мир и самих себя» (в рамках программы «МГУ – школе»)
Основные труды: автор более 60 работ, в том числе
- Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата (соавт., 2015, 2016, 2019, 2020, 2021, 2022)
- Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в системе непрерывного образования (соавт., 2019)
- Психология труда: учебник для академического бакалавриата (соавт., 2019)
- Дополнительное образование школьников: диагностика личностных достижений (соавт., 2015)
- Мотивация к техническому творчеству детей и подростков (соавт., 2011, 2015)
- Психология и педагогика: учебное пособие (2001)
- Учителю физики о развивающем образовании (2011)
- Опыт внедрения новых образовательных технологий в практику средних школ (соавт., 2003)
- Обучающие технологии в естественно-научном образовании школьников: методическое пособие (соавт., 2002)
- Психология и педагогика (2001)
- Физика в средней школе (соавт., 1997)
- Методические рекомендации по педагогике (1984)
- Свое место в жизни (соавт, 1978)
Награды:
- Первая премия Всесоюзного конкурса на лучшие образцы учебного оборудования (1990)
- Татьяна Александровна Ермолаева, 11.05.2024