Кто есть кто
Нина Гавриловна Салмина
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ.
Профессор кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Член специализированных советов по защите кандидатских диссертаций на факультете психологии МГУ, в Психологическом Институте РАО, в Исследовательском Центре семьи и детства, в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов.
Член редколлегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психологическая наука и образование», «Психология обучения».
В 1954 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. По рекомендации С.Л. Рубенштейна была принята в аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена.
В 1961 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование обобщений в раннем детстве». В 1988 г. - докторскую диссертацию на тему «Структура, функционирование, формирование знаково-символической деятельности».
С 1962 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова на философском факультете, отделение психологии, затем на психологическом факультете (после его образования). С 1993 года профессор Международного образовательного и психологического колледжа, на основе которого был создан МГППУ.
Научные интересы:
- становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- диагностика и коррекция когнитивного и личностного развития
- построение развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Главное направление исследований - изучение закономерностей процесса усвоения знаний, диагностика познавательной деятельности, разработка обучающих программ. В результате исследования выделена структура знаково-символической деятельности, ее виды, особенности развития семиотической функции в онтогенезе; разработаны формирующие программы по введению в мир символики для разных возрастных ступеней. Проблема диагностики познавательного развития исследуется в плане разработки показателей и диагностических методик по определению готовности детей к школе. Особое место занимает проблема разработки принципов построения учебного предмета и реализации их в конкретных обучающих программах. С коллективом сотрудников разработаны обучающие программы для детей дошкольного возраста и начала школьного обучения.
В течение многих лет принимала участие в построении курса «Математика для начальной школы». Разрабатывала проблему материализации как этапа формирования умственных действий в теории П.Я. Гальперина «Поэтапное формирование умственных действий».
Последние годы основная работа велась по содержанию дошкольного образования и по строению программ, а также вопросам готовности детей к школе, которые в настоящее время оформились в проблему «Трудности детей при вхождении в школьную жизнь».
Читает курсы:
- «Теории и технологии разработки развивающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста»,
- «Возрастная психология»,
- «Современные проблемы образования в дошкольном и младшем школьном возрастах»,
- «Диагностика трудностей детей на первом году обучения в школе»,
- «Обучение математике в начальной школе на основе деятельностной теории учения».
Основные публикации: автор более 220 научных и методических работ, в том числе
- Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления (в соавторстве) (2019, 2020)
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий (в соавторстве) (2010, 2014)
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли (в соавторстве) (2009, 2014)
- Диагностика развития детей 5 – 9 лет. Хрестоматия (в соавторстве) (2009)
- Диагностика развития детей 5 – 9 лет. Методическое пособие (в соавторстве) (2009)
- Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» (в соавторстве) (2007)
- Психологическая диагностика развития младшего школьника (в соавторстве) (2006)
- Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающей деятельностной технологии обучения: Учебно-методическое пособие (в соавторстве) (2003)
- Диагностика и коррекция готовности детей к изучению математики в начальной школе (анализ причин трудностей) (в соавторсте) (2000)
- Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах (в соавторстве) (1999, 2002)
- Путешествие в мир знаков: Учебник для первого класса (1998, 1999)
- Математика (1 класс): Учебное пособие для учителей (в соавторстве) (1998)
- Деятельный подход к построению учебных курсов в ВУЗе на примере курса Электрохимические методы анализа (в соавторстве) (1995)
- Дети. Мир звуков. Музыка (в соавторстве) (1991)
- Знак и символ в обучении (1988)
- Виды и функции материализации в обучении (1976, 1985)
- Обучение математике в начальной школе (на основе эксперментальной программы) (в соавторстве) (1975)
Награды:
- медаль «Ветеран труда» (1986)
- лауреат премии Президента РФ в области образования за вклад в разработку деятельностного подхода к развитию психики (1997).
- Полина Тимофеевна Морозова, 25.09.2020