Кто есть кто
Марина Константиновна Бардышевская
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Член правления Благотворительного фонда социальной помощи и поддержки им. Януша Корчака. Член Российского психологического общества.
В 1989 г. окончила факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1995 г. — аспирантуру факультета психологии МГУ, в 1998 г. проходила обучение в клинике Tavistock, London, в 2007 г. окончила программу обучения психоанализу в Британском психоаналитическом обществе.
В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Компенсаторные формы поведения у детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома».
В 1987-1993 гг. — психолог детского дома №29 г. Москвы.
С 1993 г. работает на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: лаборант, младший научный сотрудник, доцент.
В 1997-2007 гг. — клинический психолог Научно-практического центра охраны психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой, в 2008-2020 гг. — научный консультант центра от МГУ им. М.В.Ломоносова, в 2016-2019 гг. — ведущий научный сотрудник, руководитель программы оценки и коррекции аффективно-поведенческого развития детей и подростков с психическими заболеваниями по авторскому методу АПК.
В 2021-2022 гг. сотрудничала с Научно-практическим центром детской психоневрологии, занималась диагностикой и коррекцией нарушений психического развития с использованием видеозаписей в комнате Гезелла по методике АПК.
В 2022-2023 гг сотрудничала со специализированной школой-интернатом №73 г. Москвы (консультации детей и подростков с нарушениями эмоций и поведения).
Область научных интересов:
- клиническая психология;
- детская клиническая психология
- этология;
- психология развития в норме и патологии;
- психоанализ;
- диагностика и психотерапия нарушений эмоционально-личностного развития;
- эволюция поведения привязанности в современном социальном контексте;
- метод наблюдения в психотерапии;
- раннее развитие в норме и патологии;
Читает авторские курсы:
- Нарушения психического развития у детей и подростков (с практикумом)
- Психология аномального развития (с практикумом)
- Психология аномального ребенка (с практикумом)
- Диагностика и психотерапия детей с аутизмом и аффективными нарушениями
- Эмоциональные и личностные расстройства
- Эмоциональные и личностные расстройства у детей
- Спецпрактикум по детской клинической психологии
- Клиническая психология обыденной жизни
- Нарушение психического развития в детском возрасте
- Развитие медицинской реабилитации в Российской Федерации. Допобразование
- Клинико-психологические исследования нарушений раннего развития
- семинары по клинической психологии
Основные публикации: более 120 работ, в том числе
- Видеосъемка развития и анализ видеозаписей в детской клинической психологии. Видео в работе с детьми по методу АПК в клинической психологии: учебно-методическое пособие. М.: МГУ, 2023. 143 с.
- Психологический анализ аффективно-поведенческого развития младших школьников с социально-опасной агрессией // Вопросы психологии. 2022. Том 68. №6. С. 14-36.
- Деструктивные факторы в развитии младших школьников с социально опасной агрессией // Вопросы психологии. 2022. Том 68. №3. С. 59-69.
- Видеосъемка как методический прием в диагностике и коррекции аффективно-поведенческого развития детей // Вопросы психологии. 2021. Том 67. №5. С. 157-171.
- Развитие привязанности и эмоциональной регуляции у детей с ДЦП // Детская и подростковая реабилитация. 2021. №2(45). С. 42-48 (совм. с О.В. Вишняковой).
- Аффективно-поведенческие комплексы: наблюдение, оценка, развитие. М.: Издательство Московского университета, 2020, 2022. 574 с.
- Динамика аффективно-поведенческого развития детей 2-3 лет с расстройствами аутистического спектра // Вопросы психологии. 2020. Том 66. №5. С. 130-144.
- Диагностика психического развития ребенка. Практическое пособие. М.: Юрайт, 2019. 153 с.
- Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: Когито-Центр, 2019. 283 с. (совм. с В.В. Лебединским)
- Аффект, поведение и символическая активность: методика наблюдения и диагностики. М.: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой, 2018. 96 с.
- Аффект, поведение и символическая активность: нагрузки, точки роста и зоны развития. М.: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой, 2018. 118 с.
- Нарушения развития аффективно-поведенческих комплексов при аутизме: определение возможностей их восстановления // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. №1(147). С. 102-113.
- Оценка развития социального поведения детей с аутизмом в учебной ситуации // Вопросы психологии. 2016. №4. С. 14-27 (совм. с Златомрежевой А.Д.)
- Терапевтическая роль наблюдения за развитием детей с аффективно-поведенческими комплексами // Вопросы психологии. 2014. №3. С. 118-130.
- Компенсация аутистических черт на втором году жизни младенца: преодоление страдания через развитие привязанности // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №3. С. 190-220.
- Уровневая модель развития аффективно-поведенческих комплексов // Вопросы психологии. 2012. №3. С. 68-77.
- Проблемы исследования эмоционально-личностного развития ребенка в рамках уровневой модели // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. №2. С. 68-74.
- Вклад Виктора Васильевича Лебединского в психологию аномального развития (естественнонаучный подход) // Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития / Под ред. М.К.Бардышевскрй, Л.С.Печниковой, А.Л.Рыжова. М.: Акрополь, 2012. С. 33-40.
- Невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией // Вопросы психологии. 2010. №6. С. 33-42.
- Эволюция поведения привязанности в новых социальных слоях современной России // Актуальные проблемы клинической психологии / Под общ. ред. В.В.Николаевой. М.: Акрополь, 2009. С. 6-33.
- Влияние беременности психотерапевта на динамику эмоциональных состояний матери и ребенка с аффективными расстройствами // Московский психотерапевтический журнал. 2007. №4. С. 82-105.
- Диагностика психического развития ребенка. Методическое пособие к практикуму по детской клинической психологии. М.: Акрополь, 2008. 124 с.
- Влияние беременности психотерапевта на аффективную динамику в диаде «мать-ребенок» (анализ единичного случая) // Московский психотерапевтический журнал. 2008. №1. С. 117-136
- Особенности влечений у детей с аффективной неустойчивостью // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 35-45 (совм. с М.Ю. Трениной)
- Развитие регуляции эмоций у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. №2. С. 47-58 (совм. с Д.Г. Климась)
- Анализ симбиотической привязанности у ребенка с тотальным мутизмом // Московский психотерапевтический журнал. 2007. №1. С. 71-99 (совм. с Е.А. Цукановой)
- Влияние беременности психотерапевта на динамику эмоциональных состояний матери и ребенка с аффективными расстройствами // Московский психотерапевтический журнал. 2007. №4. С. 82-105
- Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. 2006. №1. С. 6-20
- Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: УМК «Психология», 2003. 320 с. (совм. с В.В. Лебединским)
- Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями // Лурия и психология ХХI века. М.: Смысл, 2003. С. 236-246
- Психология аномального развития ребенка: хрестоматия. В 2 т. М.: Черо, Высшая школа, 2002, 2006 (ред. совм. с В.В. Лебединским)
- Аффективное развитие ребенка в норме и патологии // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия. М.: Черо, Высшая школа, 2002. С. 588-681 (совм. с В.В. Лебединским).
- Аутистическое развитие: проблемы диагноза и прогноза // Клиническая психология. Материалы первой международной конференции памяти Б.В. Зейгарник. М.: МГУ, 2001. С. 33-37
- Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: СИМС, 1996.
- Компенсаторные формы поведения детей 3-7 лет, воспитывающихся в детском доме. М.: Издательство Московского университета, 1995.
- Ника Александровна Веселова, 03.09.2020