Кто есть кто
Елена Львовна Гончарова
Доктор психологических наук, доцент.
Главный научный сотрудник, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии факультета специального (дефектологического) образования Ленинградского государственного областного университета им. А.С. Пушкина.
Вице-президент Русской ассоциации чтения по вопросам науки и образования, психологии и педагогики чтения детей с различными нарушениями развития.
Член редакционной коллегии «Альманаха Института коррекционной педагогики».
Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1982 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности понимания текстов слепоглухонемыми учащимися», в 2009 г. - докторскую диссертацию на тему «Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии».
С 1971 г. работала в Институте коррекционной педагогики РАО: главный научный сотрудник, заведующая лабораторией обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи, заведующая лабораторией компьютерных технологий обучения детей, заместитель директора по научной работе.
Сфера научных интересов:
- развитие, обучение и воспитание слепоглухих детей
- психология читательского развития и приобщения к чтению детей с различными нарушениями в развитии
- компьютерные технологии в специальном образовании, инструменты диагностики, предупреждения и коррекции нарушений в развитии у детей
- социально-эмоциональное развитие детей
- логика и этапы развития специальной психологии как области научного знания
- психология перевода на путь развития слышащих глухих детей после кохлеарной имплантации
Автор современного подхода и программы целенаправленного формирования читательской деятельности детей с глубокими нарушениями зрения и слуха, специализированных компьютерных сред, поддерживающих развивающее обучение детей с различными отклонениями в развитии.
Читает курсы:
- Специальная педагогика
- Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ
- Методика формирования социально-бытовой ориентировки детей с ранним детским аутизмом
- Психолого-педагогическая работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Читает курс «Специальная психология» на кафедре детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Основные публикации: более 120 работ, в том числе
- Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминов: учебное пособие / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2022.
- Академия читательского мастерства: методические материалы по диагностике читательской грамотности / Е.С. Романичева, Н.А. Борисенко, Е.Л. Гончарова. - М.: Русская ассоциация чтения, 2021. - 49 с.
- Оценка жанровой компетентности детей с затруднённым речевым и читательским развитием / Е.Л. Гончарова // Человек читающий: homo legens-13. М.: Русская ассоциация чтения, 2021.
- Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминов: учебное пособие / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. - 125 с.
- Тифлосурдопедагогика: учебник / Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончарова и др. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 470 с.
- Слепоглухой ребенок и книга: обучение чтению и читательское развитие / Е.Л. Гончарова. - М.: Национальное образование, 2018. - 239 с.
- От типологии нарушений читательского развития к анализу вариантов бездумного чтения у младших школьников / Е.Л. Гончарова // Человек читающий: homo legens-10. - М., 2018. - С. 97-105.
- Самый распространенный вариант бездумного чтения у детей: чем могут помочь компьютерные технологии / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Человек читающий: Homo legens - 7. Стратегия инновационного развития профессиональной подготовки специалистов в области чтения. - М.: Канон+, 2015. - C. 133-149.
- Структурно-функциональная модель развитой читательской деятельности в контексте периодизации читательского развития / Е.Л. Гончарова // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. - Вып. 9-10. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения РАО. - М., 2014. - С. 116-123.
- Бездумное чтение у детей. К теории вопроса / Е.Л. Гончарова // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. - Вып. 9-10. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения РАО. - М., 2014. - С. 18-25.
- Нарушения в формировании ядра читательской компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья: пути помощи / Е.Л. Гончарова // Чтение и грамотность в образовании и культуре: Вторая международная научно-практическая конференция, 29-31 марта 2012 года (По итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»): доклады и тезисы. - М.: Канон+, 2012. - C. 94-96.
- Ранние этапы читательского развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Л. Гончарова // Чтение в образовании и культуре. - М.: Канон +, 2011. - С. 139-141.
- Как воспитывать умников и умниц: советы родителям детей младенческого и раннего возраста / Гончарова Е.Л. и др.; под ред. Ю.А. Разенковой. - Ярославль: Фонд поддержки семьи и детства «Наши дети», 2011. - 351 с.
- Чтение и книга в жизни человека с нарушениями зрения и слуха / Е.Л. Гончарова // Наука о книге. Традиции и инновации, Москва, 28-30 апреля 2009 г. - Ч. 2. - М.: Наука, 2009. - С. 97-99.
- Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития (по материалам изучения и обучения слепоглухих детей) / Гончарова Е.Л. - М.: Полиграф сервис, 2009. - 156 с.
- Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном» / Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. - М.: Полиграф сервис, 2007. - 143 с.
- Про меня: для чтения родителями детям / Е.Л Гончарова, Д.В. Дмитриева. - М.: Карапуз, 2007. - 10 с.
- Дневник событий жизни ребенка: учеб.-метод. пособие для родителей и педагогов по развитию уст. и письм. речи детей / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская. - М.: Экзамен, 2004. - 61 с.
Награды:
- Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за создание первой в России специализированной компьютерной программы «Мир за твоим окном» для детей с нарушениями слуха, речи, ЗПР (1997)
- «Детская и подростковая психотерапия», учебник для бакалавриата и магистратуры (в номинации «Книга года по психологии», 2015 г.), лауреат