18+
Выходит с 1995 года
22 ноября 2024

Кто есть кто

Виктор Алексеевич Ананьев

Виктор Алексеевич Ананьев

13.08.1956 - 05.09.2007

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии Россий­ского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (с 2000 г.), почетный член Балтийской педагогической академии, член специализиро­ванного экспертного совета при Губернаторе Санкт-Петербурга, Вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, Президент Гильдии психотерапии и тренинга(с 1994 г.). Член редакционного совета журнала «Вестник психотерапии».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2002).

В 1983 г. окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета. Дипломная работа В.А. Ананьева была посвящена проблемам психосоматики и стала основой для дальнейших разработок, которые реализовались в кандидатской диссертации «Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки» (1988). Докторская диссертация была посвящена теме «Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов» (1998).

С 1987 г. работал на кафедре подростковой медицины и валеологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, занимался проведением сеансов психотерапии, гипноза, аутогенной тренировки, стресс-интервью, участвовал в разработке концептуальных основ онтогенетической психосоматики. Интерес к теме психосоматических расстройств являлся центральным в профессиональной деятельности на протяжении всей его жизни.

Уникальные результаты многолетних исследований позволили описать многомерные взаимосвязи соматогенеза, психогенеза и социогенеза болезней адаптации. При обобщении полученных данных В.А. Ананьев использовал методологический потенциал синергетики. В результате были сформулированы основные положения онтогенетической концепции развития болезней адаптации. Им введено понятие «структурный аттрактор болезни», обозначающее функциональные многоуровневые патологические психосоматические системы, которые формируются в процессе онтогенетического развития индивидуума на базе генетических предпосылок и включают в себя как биологические, так и фенотипические факторы. Эти системы представляют собой устойчивые паттерны реагирования на средовые воздействия, выступающие в роли «системы-мишени». Переживание стресса актуализирует аттрактор, что приводит к локальной перегрузке и ведет к развитию конкретного заболевания. Предположение о существовании коридора «нормы адаптации» для каждого уровня и механизмах их взаимодействия создавало основу для дальнейших междисциплинарных исследований, имеющих большое значение для профилактики, лечения и реабилитации пациентов с болезнями адаптации. Изучение личностных особенностей позволило описать универсальную типологию пациентов при болезнях адаптации. В зависимости от специфики эмоционального реагирования и способа разрешения эмоционального конфликта выделены пассивно-гетерономный, активно-автономный и уравновешенный типы. Эти три типа были характерны для пациентов всех групп изучаемых заболеваний, что иллюстрировало неправомерность выделения «специфического эмоционального конфликта» для отдельной нозологии и позволяло предполагать относительную универсальность преморбидных особенностей индивидуума. Позднее, обосновывая задачи профилактики, В.А. Ананьев ввел понятие «общий девиантный синдром адаптации (ОДСА)». Следующим шагом обобщения явилось предположение, что наряду с существованием функциональных патологических психосоматических систем (структурных аттракторов болезни) должны существовать и противоположные системы – «структурные аттракторы здоровья», являющиеся альтернативным путем развития системы в точках бифуркации. В данном случае здоровье рассматривается как «процесс устойчивости неустойчивого взаимодействия адаптационных и компенсаторных механизмов». Итогом исследований В.А. Ананьева также стало утверждение необходимости развития нового научного направления, которое к тому времени уже развивалось за рубежом, – психологии здоровья.

В докторской диссертации В.А. Ананьев также формулирует универсальную профилактическую модель «Цветок потенциалов». Она объединяет в себе семь основных потенциалов («лепестков»), представляющих разные аспекты целостного здоровья человека: интеллектуальный, личностный, эмоциональный, физический, социальный, креативный и духовный. Эти семь аспектов здоровья представляют собой зоны, в которых проявляет себя компетентность человека в отношении обстоятельств своей жизни. «Компетентность» понимается как совокупность способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для гармоничной адаптации к реальной жизни. В контексте целостного понимания здоровья человека, «быть здоровым» – значит владеть «искусством жить» полноценной жизнью в соответствии с тем, что дано от природы. Компетентности, позволяющие человеку осуществлять свою индивидуальную программу здоровья, и составляют основной предмет изучения в психологии здоровья.

Для реализации идеи целостного изучения здоровья человека под руководством В.А. Ананьева велась разработка интегративных методов оценки здоровья. На основе концепции «Цветок Потенциалов» был создан Мультимодальный Интегративный Опросник МИО-1, который включается в себя 28 шкал, позволяющих оценить компетенции индивида, обеспечивающие его холистическое здоровье на едином теоретическом основании.

В.А. Ананьев - основатель одной из крупнейших в России школы «Интегративной психотерапии». Значение психотерапевтического вмешательства В.А. Ананьев видел в «протекторной» роли психотерапии, задача которой смягчить реактивность «структурного аттрактора болезни», а также в её «модулирующей» функции, призванной способствовать направлению адаптационно-компенсаторных процессов в благоприятную сторону. А.В. Ананьев создал авторский метод – Потрясающую психотерапию (ППТ). ППТ делает акцент на феноменальной организации человека. Жизненная история каждого человека содержит в себе противоречивое сочетание необходимости поддержания гомеостаза (как биологической, так и психологической категории) и стремления к развитию, эволюции. В положениях ППТ это противоречие разрешается через понятие кризиса, потрясения, которые представляют собой «поворотные моменты в жизни человека, в его мировосприятии, когда формируется новый взгляд на действительность». Анализ кризисных переживаний позволяет открыть доступ к внутренним ресурсам человека, заглянуть за пределы семантических полей и продвинуться к «"самости" как центру целостного человека»

Лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, книги и статьи В.А. Ананьева послужили основой подготовки де­сятков тысяч студентов, профессиональных психологов, врачей, учителей, социальных работников и руководителей. Он проводил учебные занятия в Санкт-Петербурге, Самаре, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Новгороде, Краснодаре, Ижевске и других городах России, занимался психотерапевтическим консультированием.

Основные публикации:

  • Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. – СПб: БПА.,1998. – 148 c.
  • Ананьев В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов: Автореф. дисс. …. д.псх.н. – СПб: МАПО, 1999. – 46 с.
  • Ананьев В.А. Концептуальная основа потрясающей психотерапии // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. – СПб, 1995.
  • Ананьев В.А Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. №7-8. С. 41-71.
  • Ананьев В.А. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки: Автореф. дисс…к.псх.н. – Л.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева.,1988.
  • Симаненков В.И., Ананьев В.А. Концептуальные основы онтогенетической психосоматики // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб,1994(а).
  • Симаненков В.И., Ананьев В.А. Психосоматическая медицина. Пермь, 1994. (б).
  • Ананьев В.А. Человек как психосоматическая система // Валеология человека. Т. 1. СПб, 1996(а).
  • Ананьев В.А., Давиденков Д.Н., Петленко В.П., Хомутов Г.А. Этюды валеологии (монография). СПб: БПА, 2001. – 210 с.
  • Ананьев В.А., Никифоров Г.С., Гурвич И.Н. и др. Психология здоровья. СПб: СПбГУ, 2001.
  • Ананьев В.А. Малыхина Я.В., Васильев М.А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения. (монография). – СПб, 2002. – 177 с.
  • Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. (монография). – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 171 с.
  • Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб, 2006
  • Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья: Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. — СПб, 2007

По материалам: Лассан Л.П., Малыхина Я.В. В.А. Ананьев – ученый, учитель, ученик. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 08.08.2014).

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»