Кто есть кто
Александр Николаевич Корнев
Кандидат медицинских наук, доктор психологических наук. Психиатр, логопатолог, нейропсихолог.
Заведующий кафедрой логопатологии, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Преподаватель Института практической психологии «Иматон».
Президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга. Член Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований (MAKI), Российского психологического общества, Российской ассоциации дислексии. Член Экспертного совета Ассоциации родителей детей с дислексией.
В 1972 г. окончил Ленинградский педиатрический медицинский институт, в 1973 г. — интернатуру, в 1978 г. — ординатуру по психиатрии, в 1982 г. — аспирантуру при кафедре психиатрии ЛПМИ.
В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей», в 2006 г. - докторскую диссертацию на тему «Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи».
Более 10 лет работал психиатром сначала в Новгородской области, а затем в Ленинградской области.
В 1984-1985 гг. — ассистент кафедры психопатологии и логопедии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.
С 1985 г. преподает в Ленинградском педиатрическом медицинском институте (сейчас СПб государственный педиатрический медицинский университет): ассистент, затем доцент кафедры детской психиатрии ФУВ, с 1992 г. — профессор, с 2012 г. - заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ, с 2016 г. - заведующий кафедрой логопатологии.
С 1996 г. — научный руководитель НОУ педагогических новаций и технологий «Учебный центр “Престо”».
В 2003-2005 гг. - доцент Московского городского психолого-педагогического университета.
Преподавал в РГПУ им. А.И.Герцена, СПб АППО.
В 1993-2012 гг. - вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, с 2012 г. - президент.
Область профессиональных интересов: детская психиатрия, логопатология детского возраста, нейропсихология и нейролингвистика детского возраста, коррекционная психология.
Изучая нарушения чтения и письма с клинико-психологических позиций, внес существенный вклад в раскрытие механизмов дислексии. Разработал теорию комплексного медико-психолого-педагогического преодоления дислексии, авторскую методику ее коррекции у школьников и методы профилактики дислексии у дошкольников.
Автор первой в России стандартизованной методики диагностики дислексии «Стандартизованная методика исследования навыка чтения» и единственной в России «Методики раннего выявления дислексии» (1982).
С 1983 г. занимался изучением клинико-психологических и нейролингвистических механизмов недоразвития устной речи у детей. Заложил основы нового научного направления — логопатология детского возраста.
Под руководством А.Н. Корнева была разработана дошкольная образовательная программа нового поколения «Личность», комплекс коррекционно-развивающих программ для детей младшего и дошкольного возраста, авторская методика полуглобального обучения чтению, авторская модель психолого-логопедического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях
Гранты и научные проекты:
- грант РФФИ No19-29-14078 «Когнитивная динамическая модель процесса овладения навыками чтения у детей с нарушением чтения в цифровой интерактивной обучающей среде» (2019–2021)
- грант РНФ №18-18-00114 Мультифакторная модель формирования навыков устного дискурса у детей: междисциплинарное исследование когнитивных и языковых механизмов (2018–2020)
- грант РФФИ №18-013-01082 Формирование морфологической и функциональной взаимосвязи церебральных структур, обеспечивающих навык чтения на разных этапах его становления (2018–2020)
- грант РФФИ №17-06-00542 Церебральные механизмы понимания текстов при дислексии у детей 9-12 лет: фМРТ и ССП- исследование (2017–2019)
- грант РФФИ №15-06-08349 Нейробиологическое обеспечение когнитивных механизмов понимания текста при чтении у детей и взрослых (2015–2017)
- грант РФФИ №14-06-00360 Стратегии анализа текста на разных этапах овладения чтением: сравнительный экспериментальный анализ движений взора у детей и взрослых (2014–2016)
- грант РГНФ №14-04-00509 Формирование языковых подсистем у детей с нормой и отставанием в развитии речи: корпусное и экспериментальное исследование текстов (2014–2016)
- COST IS1208 – Collaboration of Aphasia Trialists (CATs), EK. Coord. Prof. M. Brady, Glazgow University, UK (2013–2017)
- грант ФФЛИ №13-06-90901 Корпус русской детской речи в норме и при патологии (2013–2014)
- грант РФФИ №13-06-90901 Сопоставительный анализ порождения / понимания устных нарративов и понимания письменных текстов у детей с дислексией (2013)
- грант РГНФ №12-06-00941 Когнитивный анализ компонентов и механизмов навыка чтения на начальной стадии его становления (2012)
- грант NICHD (the Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development) №1R21HD070594-01 The Genetic Bases of Reading and Related Processes in Russian. Bethesda, MD. USA (2011–2013)
- грант РФФИ №09-06-00338a Изучение связи между особенностями речевого развития ребенка и стратегией формирования навыков чтения (2009)
- COST IS0804 – Language Impairment in a Multilingual Society: Linguistic Patterns and the Road to Assessment, EK. Coord. Dr. Sh. Armon-Lotem, Bar-Ilan University, Israel (2008–2012)
- грант РГНФ №07-06-00293a Мультидисциплинарный анализ механизмов становления и нарушения письма и чтения у школьников (2008–2009)
Организатор конференций:
- организатор и председатель симпозиума «Multidisciplinary studies of reading in typically- developing and clinical populations». XVI European Congress of Psychology. Moscow: Russian Psychological Society. 02–05.07.2019
- организатор и председатель секции «Мультидисциплинарные исследования речевых нарушений у детей». III национальный конгресс с международным участием «Здоровые дети – будущее страны». СПб.: СПбГПМУ. 29–31.05.2019
- организатор и председатель симпозиума «Multidisciplinary studies of reading in adults and children from normal and clinical population». The 19th World Congress of Psychophysiology. Lucca: The International Organization of Psychophysiology. 04–08.09.2018
- организатор и председатель секции «Психологические и нейробиологические механизмы письма и чтения в норме и патологии». II национальный конгресс с международным участием «Здоровые дети – будущее страны». СПб.: СПбГПМУ. 24–25.05.2018
Основные публикации: более 80 работ, в том числе
- Дислексия у детей: природа, механизмы, принципы и методы диагностики и оказания помощи: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб: СПбГПМУ, 2023. - 51 с.
- Лексическое домино: дидактическая игра для подготовки детей с повышенным риском дислексии к освоению чтения / А.Н. Корнев, А.С. Авраменко. - СПб: Детство-Пресс, 2022.
- Обучение чтению дошкольников и детей группы риска по дислексии (4-5 лет): учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев, А.С. Авраменко. - СПб: Детство-Пресс, 2022. - 298 с.
- Нарушения речевого развития, обусловленные анатомо-физиологическими аномалиями зубочелюстного аппарата: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев, Н.Б. Геллер. - СПб: СПбГПМУ, 2019. - 80 с.
- Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом: методическое пособие / А.Н. Корнев, А.С. Авраменко. - Часть 2. - СПб, 2013.
- Пропедевтическая практика как новая педагогическая технология в подготовке клинических психологов (для студентов) / А.Н. Корнев, Е.Р. Зинкевич. - СПб, 2011.
- Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие / А.Н. Корнев, О.А. Ишимова. - СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. - 70 с.
- Игры, занятия, инсценировки для обучения чтению детей 4-5 лет: учебно-методическое пособие для психологов и логопедов / А.Н. Корнев, А.С. Авраменко. - СПб: Каро, 2009.
- Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: методическое пособие / А.Н. Корнев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 119 с.; 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 119 с.
- Говорить читать и думать учим в диалоге: учебно-методическое пособие для психологов и логопедов / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. - СПб: Каро, 2007.
- Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб: Речь, 2006. - 378 с.
- Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение): учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: МиМ, 1997. - 283 с.; СПб: Речь, 2003. - 330 с.
- Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - М., 1995, 1997, 2003.
- Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. - СПб: МиМ; Паритет, 1999. - 44 с.
- Ранняя диагностика – раннее вмешательство. Структура и содержание работ в детском саду: учебно-методическое пособие для психологов и логопедов / А.Н. Корнев и др. - СПб, 1998.
- Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: учебно-методическое пособие для психиатров, неврологов, психологов и логопедов / А.Н. Корнев и др. - СПб: ПМИ, 1997.
- Комплексный способ психифизиологической коррекции речи у детей: учебно-методическое пособие для психологов и логопедов / А.Н. Корнев и др. - Ленинград, 1988.
- Комплексный способ психифизиологической коррекции речи у детей: методические рекомендации МЗ СССР / А.Н. Корнев и др. - М., 1988.
- Раннее выявление дислексии у детей: методические рекомендации МЗ СССР / А.Н. Корнев. - М., 1982.
Награды:
- лауреат премии Министерства науки и технологий РФ по приоритетному направлению «Технологии живых систем» за книгу «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты»