18+
Выходит с 1995 года
22 декабря 2024

Кто есть кто

Давид Иосифович Фельдштейн

Давид Иосифович Фельдштейн

30.11.1929 - 02.09.2015

Доктор психологических наук, профессор, действительный член, академик-секретарь, член Президиума, вице-президент Российской академии образования. Заслуженный деятель науки РФ.

Председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ.

Член диссертационного совета Психологического института РАО.

Главный редактор журнала «Мир психологии».

Почётный член Американской психологической ассоциации. Член координационного совета Международного общества исследования поведенческого развития. Член Общества психологов России, Ассоциации практической психологии РФ, Академии психолого-социальных наук.

В 1951 г. окончил Душанбинский государственный педагогический институт.

С 1951 по 1974 гг. работал в Душанбе: в 1951-1952 гг. учителем истории в средней школе, в 1952 г. - инспектор школ ГорОНО, в 1952-1953 гг. – директор средней школы рабочей молодежи, в 1953-1960 гг. – директор средней школы, в 1960-1963 гг. – директор комплексной школы-интерната.

В 1963 г. был прикомандирован к аспирантуре АПН РСФСР.

В 1963-1964 гг. - заведующий сектором НИИ педагогики г. Душанбе, в 1964-1965 – начальник отдела Министерства образования Таджикской ССР.

В 1965-1970 гг. директор спецшколы по перевоспитанию подростков-правонарушителей.

В 1970-1974 гг. - заведующий кафедрой педагогик и психологии Таджикского государственного университета.

В 1974 начал работать в Москве. В 1974-1999 гг. – заведующий лабораторией психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ психологии АПН СССР (c 1992 г. Психологический институт РАО). Первый ректор Московского психолого-социального института.

В 1996 г. избран членом-корреспондентом, в 1999 году — действительным членом Российской академии образования. В 1999—2008 гг. был академиком-секретарём Отделения психологии и возрастной физиологии, с 27 апреля 2001 г. по настоящее время — вице-президент Российской академии образования.

Специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Основные направления теоретических и опытно-экспериментальных исследований – психолого-педагогические проблемы детства, определение механизмов и характера процессов развития сознания, самосознания, личностного становления ребенка «в норме» и с отклонениями от нее. Автор концепции социально-нормативной периодизации формирования личности. Теоретически обосновал психологические условия коррекции отклоняющегося поведения подростков, апробировал их в опытно-экспериментальной работе и успешно внедрил в практику перевоспитания подростков-правонарушителей. Разработал теорию общественно полезной деятельности как ведущей в подростковом возрасте. Труды Д.И. Фельдшейна открыли новые направления в области психолого-педагогической науки и образовательной деятельности, получив широкое признание как в России, так и во многих странах мира. Многие положения из его работы, посвящённых психологическим закономерностям воспитания подростка и юношества в настоящее время стали классическими и вошли в учебники для педагогических институтов.

Под руководством Д.И. Фельдштейна защитились 73 кандидата и 12 докторов наук.

Автор более 300 работ, в том числе 43 монографий. 19 из них изданы за рубежом. Основные публикации:

  • Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства., М., 1997, с.8
  • Фельдштейн Д.И. Психология взросления., М., 1999. – с.32
  • Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология, М., 2002. – с.25
  • Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. М., 2005 г.
  • Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства., М., 2006 г., с.6
  • Фельдштейн Д.И. Человек как созидатель и носитель социального.,М., 2007, с.15
  • Фельдштейн Д.И. Трудный подросток., М. – Воронеж, 2008, с.12.

Главный редактор серий «Психологи Отечества», в 70-ти т.; «Духовное единение», в 25-ти т.; «Библиотечка школьного психолога и педагога-практика».

Награды:

  • Лауреат премий Президента Российской Федерации в области образования (1998),
  • Лауреат премий Правительства Российской Федерации в области образования,
  • орден Труд. Красного Знамени (1960),
  • медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970),
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997),
  • орден Почета (2005),
  • значки «Отличник просвещения СССР» (1969), «Отличник просвещения РФ» (1984),
  • Медаль им. К.Д. Ушинского (1989).
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»