Кто есть кто
Виктор Васильевич Семикин
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Заведующий сектором социальных и психологических исследований научно-исследовательского отдела ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики». Профессор Прибалтийского института прикладной логотерапии (Balti Rakendus Logoteraapia Instituut).
Заместитель председателя Экспертного совета по воспитанию культуры здорового образа жизни детей и молодежи при Государственной Думе РФ. Член Экспертного совета по высшему образованию при Государственной Думе РФ. Член Президиума УМО вузов России по психологии. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки. Член президиума УМО по среднему профессиональному образованию при Комитете по науке и высшей школе. Член Экспертного совета по проведению государственной, религиоведческой экспертизы при Главном управлении Минюста России по Санкт-Петербургу.
Член редколлегии журнала «Известия Иркутского государственного университета, серия Психология», «Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологии, управления и экономики».
Президент Ноосферной общественной академии наук. Член Российского психологического общества. Член Президиума Санкт-Петербургского общества психологов.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2004-2018).
В 1973 гг. окончил Балашовский государственный педагогический институт по специальности «математика и физика», в 1986 г. - аспирантуру Института психологии АН СССР.
В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Произвольная саморегуляция функционального состояния в условиях режима непрерывной деятельности», в 2004 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая культура в педагогическом взаимодействии».
В 1973-1980 гг. - директор общеобразовательной школы в Усольском районе Пермской области;
В 1980-1997 гг. работал в Балашовском государственном педагогическом институте: ассистент (1980-1982), заведующий кафедрой педагогики и психологии (1986-1988), проректор (по учебной работе, по научной работе, первый проректор, 1988-1997).
В 1997-2018 гг. работал в РГПУ им. А.И. Герцена: декан психолого-педагогического факультета (1997-2015), заведующий кафедрой психологии развития и образования (2010-2018), директор Института педагогики и психологии (2015-2016), и.о. проректора по образованию (2016). Председатель специализированного совета по психологии (2010-2017). Директор Института практической психологии. Заместитель директора НОЦ «Инновационные психолого-педагогические технологии» РГПУ им. А.И. Герцена.
В 2004-2008 гг. - Вице-президент Федерации психологов образования России.
С 2017 г. - председатель ГЭК Санкт-Петербургской Духовной академии.
В 2018 г. - проректор по учебной работе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
В 2018-2019 гг. - директор образовательных программ и профессор кафедры консультативной психологии и психологии здоровья Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
В 2019 г. - проректор по научной работе АНО ВО «Смольный институт РАО».
С 2020 г. - заведующий сектором социальных и психологических исследований ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики».
В.В. Семикин - один из создателей и руководителей НОЦ «Инновационные психолого-педагогические технологии», разработчик основных и дополнительных образовательных программ ВПО, специалист в области мониторинга в образовании. Начиная с 2000 г. участвовал в разработке пяти научно-исследовательских проектов по заказу Министерства образования Российской Федерации. В 2003 и 2008 г. осуществлял научно-исследовательскую работу в качестве руководителя городских экспериментальных образовательных площадок («Психологическая безопасность образовательной среды», «Развитие психологической службы в системе среднего специального образования»). В 2007-2011 гг. являлся ответственным исполнителем проектов по заказу Комитета по науке и высшей школе СПб в рамках городской программы повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений по вопросам формирования установок толерантного сознания. В 2008, 2009 году руководил разработкой двух тем («Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях» и «Гуманитарные технологии формирования инновационной образовательной среды вуза») в рамках инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена. С 2010 по 2012 гг. был научным руководителем федерального проекта «Профессиональная самореализация молодых педагогов». Был исполнительным директором межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и научным руководителем НОЦ «Инновационные технологии развития профессиональной карьеры молодежи» Тверского государственного университета, председателем Санкт-Петербургского отделения Федерации психологов образования России.
Руководитель и исполнитель более 20 научных проектов и грантов.
Основные публикации: более 200 работ, в том числе
- Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев (2009)
- Психодиагностика в системе саногенетического мониторинга (2011)
- Ценностно-мотивационные факторы профессиональной самореализации молодого педагога в современной системе образования (2011)
- Развитие научно-образовательных центров (2011)
- Концептуальные основания представлений о психологической культуре (2011)
- Психологическая культура в социальном взаимодействии (2011)
- Уголовная ответственность несовершеннолетних: психолого-педагогические и правовые коллизии (2012)
- Гуманитарная экспертиза профессиональной самореализации молодых педагогов (2012)
- Подготовка психологов для служебных подразделений (2013)
- Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях: учебное пособие (2013)
- Модель и принципы функционирования системы психологического сопровождения деятельности гериатрической службы: монография (2014)
- Исследования компетентности как основание для разработки представлений о психологической культуре личности (2013)
- Анализ психологических особенностей современных волонтеров: монография (2014)
- Теоретические основы волонтерской деятельности: учебно-методическое пособие для организаторов и участников волонтерского движения (2014)
- Гармонизация межнациональных отношений и профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде: учебно-методическое пособие (2015)
- Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2015)
- Психолого-педагогические аспекты исследований волонтерской деятельности: монография (2016)
- Ноосферная психология (предпосылки и основания становления в XXI веке) (2020)
- Качество жизни населения Ямало-Ненецкого автономного округа: социально-психологические аспекты: монография (2021)
- Субеттовские чтения-2. Ноосферизм — новый путь развития: по материалам II международной научной конференции, 27 мая 2022 г.: посвящается 85-летию А.И. Субетто / под науч. ред. В.В. Семикина (2022)
- Диагностика духовно-нравственного здоровья личности: учебно-методическое пособие (2022, в соавт.)
Награды:
- Почетная грамота Министерства образования РФ (2002),
- Орден РПЦ «Святитель Иннокентий» (2007)
- Патриаршая грамота «Во внимание к трудам на поприще духовно-нравственного просвещения и воспитания студенческой молодежи» (2011)
- Благодарность Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга (2013)
- Медаль РПЦ «Апостола Петра» (2014)
- Медаль И.И. Бецкого за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие Герценовского университета (2015)
- Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования (2016)
- Благодарность Комитета Государственной Думы по образованию и науке «За высокий профессионализм и активную гражданскую позицию в области сохранения и укрепления здоровья у обучающихся» (2019)
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2007 г.