Кто есть кто
Елена Владимировна Панферова
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Председатель СМУ факультета психологии ТГПУ. Психолог-консультант Центра помощи родителям ТГПУ.
Член Федерации психологов образования России. Член профессионального сообщества медиаторов Тульской области.
Судья альтернативной психолого-педагогической судейской коллегии в конно-спортивных состязаниях детей с отклонениями в развитии. Региональный эксперт конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс».
В 2001 г. окончила ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
В 2012 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование и развитие профессиональных установок как компонента профессиональной направленности будущего специалиста».
Сфера профессиональных интересов:
- педагогическая психология
- психологические основы совершенствования профессиональной подготовки будущих психологов, педагогов-дефектологов, учителей начальных классов
- развитие профессиональныхй установок, профессиональной направленности студентов-психологов
- дети с ОВЗ
Гранты:
- Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов области разрешения детских конфликтов
- Формирование ценностного отношения у будущего педагога к детям с ослабленным здоровьем как условие их благополучного психологического развития
- Использование исследовательского потенциала молодых ученых-психологов в условиях инновационного обучения
- Инновационные технологии в ознакомлении дошкольников с культурой родного края: этнокультурологический аспект
- Традиции семейного чтения как фактор разностороннего развития личности ребенка дошкольного возраста
- Духовно-нравственное воспитание будущих педагогов-дефектологов средствами художественной литературы
- Традиции семейного чтения как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка
- Духовно-нравственное воспитание будущих педагогов-дефектологов средствами художественной литературы
Читает курсы:
- Психологическая диагностика
- Практическая психология в образовании
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО
- Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды
- Психология здоровья
- Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования дошкольников
- Развитие деятельности детей дошкольного возраста с нарушением в развитии
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
- Психологическое консультирование
- Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего и инклюзивного образования лиц с ОВЗ и др.
- Программа развития эмоционального благополучия дошкольников в общении с воспитателем в ДОУ
- Программа психологического сопровождения формирования и развития профессиональных установок как компонента профессиональной направленности студентов-психологов в процессе обучения в вузе
Автор методик:
- Анкета профессиональных установок (Панферова Е.В., Плешакова В.В.)
- Анкеты для выявления степени удовлетворенности населения внедрением проекта Электронной записи на прием к врачу (для пациентов и регистраторов) (Панферова Е.В., Володин С.Ф.)
Основные публикации:
- Психолого-педагогическая диагностика детей: электронное учебное пособие. 2010.
- Панферова Е.В. Диагностика уровня развития связной речи у детей-логопатов // Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга эмоционально-личностного, интеллектуального и физического развития детей с ограниченными возможностями Тульского региона: Моногр. / Под общ.ред. Л.И. Плаксиной. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. - 137 с. - С. 54-57.
- Панферова Е.В. Инновационные подходы к развитию связной монологической речи у дошкольников с нарушениями речи посредством наследия Л.Н. Толстого // Внедрение инновационных технологий в коррекционно-образовательное пространство через наследие Л.Н.Толстого: Моногр. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – С. 83-95.
- Панферова Е.В. Факторы, влияющие на конфликтность детей младшего школьного возраста // Конфликтологическая компетентность будущих учителей начальных классов: Опыт теоретико-эмпирического исследования: монография / В.А. Романов, С.В. Пазухина, В.Н. Кормакова, Е.В. Панферова.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 175 с. – С. 37-41.
- Панферова Е.В.Особенности конфликта, возникающие в процессе учебной деятельности дошкольников и младших школьников // Конфликтологическая компетентность будущих учителей начальных классов: Опыт теоретико-эмпирического исследования: монография / В.А. Романов, С.В. Пазухина, В.Н. Кормакова, Е.В. Панферова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 175 с. – С. 41-54.
- Панферова Е.В. Диагностика родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья // Диагностика ценностного отношения будущего педагога к детям с ослабленным здоровьем: программа и методики эмпирического исследования: научное издание / Авт.-сост. С.В. Пазухина, Е.В. Панферова, С.А. Черкасова. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – 196 с. – С. 174-180.
- Пазухина С.В., Панферова Е.В., Черкасова С.А. Формирование ценностного отношения будущих учителей к детям с ослабленным здоровьем: модель реализации антропологического подхода в высшем педагогическом образовании и специфика преподавания психолого-педагогических дисциплин. - Тула, 2013; Москва - Берлин, 2016.
- Пазухина С.В., Панферова Е.В., Черкасова С.А. Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода: монография. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 200 с.; Москва - Берлин, 2016.
- Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития: коллективная монография. - Тула, 2015.
- Шалагинова К.С., Черкасова С.А., Панферова Е.В., Шелиспанская Э.В. Психологические основы работы с детьми «группы риска». - Raleigh, North Carolina, USA, 2016.
- Высшее образование в России: история и современность / коллектив авторов. - Ульяновск, 2017.
- Педагогическая деятельность в дошкольных образовательных организациях: традиции, инновации и перспективы развития / коллектив авторов. - Тула, 2017.
- Психологические модели управления и технологии их реализации в современной системе образования: монография / коллектив авторов. - Гродно, 2018.
- Пазухина С.В., Романов В.А., Кормакова В.Н., Панферова Е.В. Конфликтологическая компетентность будущих учителей начальных классов: диагностика и развитие. - М., 2019.
- Проблемы современного детства в контексте педагогической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций / коллектив авторов. - Гродно, 2019.
- Декина Е.В., Калинина З.Н., Куликова Т.И., Пазухина С.В., Панферова Е.В., Степанова Н.А., Филиппова С.А., Шалагинова К.С. Психологическое здоровье и безопасность студенческой молодежи в современном мире: факторы риска и условия укрепления: монография. - Варшава, 2020.
Награды:
- Грамота Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» за активную работу, большой личный вклад по развитию исследовательской и практической деятельности психологов, распространению психологических знаний и в связи с 5-летием Тульского регионального отделения ФПО России
- Диплом лауреата Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2014» в номинации «Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека» за книгу «Формирование ценностного отношения будущих учителей к детям с ослабленным здоровьем: модель реализации антропологического подхода в высшем педагогическом образовании и специфика преподавания психолого-педагогических дисциплин: монография»
- «Психологическая служба вуза: функционирование в современных условиях развития высшего образования (опыт ТГПУ им. Л. Н. Толстого)», коллективная монография (в номинации «Книга года по психологии», 2019 г.), номинант
- «Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития», социально-психологическое исследование (в номинации «Проект года в психологической науке», 2015 г.), лауреат
- «Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода», монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2014 г.), номинант
- «Формирование ценностного отношения будущих учителей к детям с ослабленным здоровьем: модель реализации антропологического подхода в высшем педагогическом образовании и специфика преподавания психолого-педагогических дисциплин», монография (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2013 г.), номинант