
Доктор психологических наук, доцент.
Заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН.
В 1987 г. окончила Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, в 1997 г. — МГОПУ им. М.А. Шолохова, в 2001 г. — аспирантуру, в 2008 г. — докторантуру.
В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения школьного курса химии», в 2012 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие ментальных структур как основы специальных способностей».
В 1993-2002 гг. работала учителем химии в школе.
В 2002-2008 гг. преподавала на факультете психологии УрГУ им. А.М. Горького.
В 2008-2010 гг. преподавала на кафедре психологии МГГУ им. М.А. Шолохова
С 2010 г. работает в лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, с 2017 г. - заведующая лабораторией.
Область профессиональных интересов: дифференционно-интеграционные механизмы развития, общие и специальные способности, психология химических способностей, концептуальные структуры, ментальные ресурсы, компетентность, психодиагностика, интеллектуальные системы и технологии.
Автор дифференционно-интеграционной теории специальных способностей.
Основные публикации:
- Общий универсальный закон развития, развитие когнитивных структур химического знания и химические способности: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2008. 511 с.
- Психология специальных способностей. Дифференционно-интеграционный подход: монография. М.: ИП РАН, 2011. 319 с.
- Технологии развития ментальных ресурсов: монография. М.: ИП РАН, 2016. 255 с.
- Разработка понятий современной психологии: коллективная монография / Отв. ред. А.Л. Журалев, Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2018. 699 с.
- Экспертиза и мониторинг в системе образования: социально-психологические аспекты: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. 297 с.
- Волкова Е.В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения химии в школе // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 37-49.
- Волкова Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2011. Т. 32. №4. С. 83-94.
- Волкова Е.В. Триединый аспект функциональной организации концепта: прошлое, настоящее и будущее // Мир психологии, 2013. №2. С. 29-41.
- Волкова Е.В. Единство дифференционно-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психологический журнал. 2014. №1. С. 54-70.
- Волкова Е.В. Роль дифференционно-интеграционного подхода в разработке теории специальных способностей // Дифференционно-интеграционная теория развития. М., 2014. С. 61-86.
- Волкова Е.В. Метаморфозы личностного смысла в процессе специально организованной деятельности // Мир психологии. 2014. №1. С. 201-212.
- Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №5. С. 32-42.
- Волкова Е.В.Методологические проблемы разработки дифференционно-интеграционной теории развития // Разработка и реализация принципа развития в современной психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во ИП РАН, 2016. С. 151-168.
- Волкова Е.В. Уровни организации концептуального опыта как основа осуществления и развития творческой деятельности // Мир психологии. 2016. № 1. С. 157-163.
- Волкова Е.В., Тен Е.А. Представления о работе как фрагмент индивидуальной картины мира в период ранней взрослости // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 92-100.
- Волкова Е.В. Взаимосвязь смысла и специальных способностей в росте самореализации человека // Мир психологии. 2017. №3. С. 106-113.
Награды:
- Лауреат конкурса «Инновационные психологические технологии в новом столетии» IV съезда РПО (2007)
- Лауреат конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования (2008, 2011, 2016)