Кто есть кто
Владимир Георгиевич Асеев
Кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор.
Главный научный сотрудник Института психологии РАН. Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Действительный член Международной академии акмеологических наук.
В 1961 г. окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности строения человеческой мотивации», в 1995 г. — докторскую диссертацию на тему «Мотивационная регуляция поведения личности».
С 1961 г. работал старшим лаборантом отделения психологии философского факультета МГУ.
С 1962 г. работал в Институте философии АН СССР, сначала старшим научно-техническим сотрудником, а с 1965 г. – младшим научным сотрудником сектора философских проблем психологии.
В 1972 г. перешел во вновь образованный Институт психологии АН СССР (сейчас — ИП РАН).
С 1995 г. преподавал в РАНХиГС.
Был учёным секретарем диссертационного совета по психологическим и педагогическим наукам РАНХиГС, членом диссертационных советов ИП РАН.
Область профессиональных интересов: известнейший специалист в области изучения мотивации поведения личности.
В.Г. Асеев предложил идею зональной структуры мотивации личности, разработал модель теоретически возможных зон положительно и отрицательно значимых событий в вероятностном аспекте и положение о динамике изменения вероятностных зон в зависимости от изменения значимости событий, предложил принцип единства и относительной самостоятельности динамической и содержательной сторон мотивации. Описал мотивационные механизмы избираемой стратегии поведения, в том числе построение поведения во времени — в единстве прошлого, настоящего и будущего. Автор концепции двухкомпонентной структуры детерминации функционирования и развития психики, включающей взаимодействие предрасполагающих и актуально действующих факторов. Занимался также вопросами спортивной психологии и мотивационной регуляции нравственно значимого поведения.
Основные публикации:
- Мотивация поведения и формирование личности. 1976.
- О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. 1983
- Личность и значимость побуждений. М.: ИП РАН, 1993.
- Критерии социальной оценки личности в управленческом и воспитательном процессах. 2001.
- Мотивационная регуляция поведения личности. Лекции к изучению курсов по специальности «Психология». 2004.
- Методики диагностики управленческого персонала и латентной структуры организации : методическое пособие. 2009. (в соавт.)
Награды:
- серебряная медаль ВДНХ
- медаль им. Б.Г. Ананьева
- медаль «Ветеран труда»
Некролог: Асеев Владимир Георгиевич // Психологический журнал. 2015. Том 36. №3. С. 141–142. https://naukarus.com/aseev-vladimir-georgievich
- Лира Гаязовна Уляева, 28.12.2023
В день рождения Владимира Георгиевича делюсь с одной его работой, которую получила на эл.почту 27 июня 2014 после единственной встречи, как итог нашей беседы и файл назывался «Рабочий вариант. Афоризмы», а 30 сентября 2014 его не стало…
Асеев Владимир Георгиевич
Теория мотивации в афоризмах
Двойственность структуры мотивации
Ест два способа избавиться от актуальной потребности: удовлетворить или подавить (отсрочить).
Все ошибки человеческого поведения сводятся к двум: мы удовлетворяем те потребности, которые надо подавлять, и подавляем те, которые надо удовлетворять.
Вариант: все ошибки сводятся к тому, что мы поддаемся тем соблазнам, которым надо противостоять, и противостоим тем, которым надо поддаваться.
Типичные ошибки связаны с тем, что человек экономит то, что нужно растрачивать, и растрачивает то, что нужно экономить.
Одна сторона стратегии человеческой жизнедеятельности состоит в том, чтобы удовлетворить все потребности, т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них. Но вторая сторона стратегии состоит в том, чтобы актуализировать потребности и обогатить потребностную сферу.
Страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию беззаботного и бездеятельного существования как счастья, на самом же деле это жизненная трагедия.
Праведнику обещают беззаботное и бездеятельное существование в раю, но на земле это не проходит.
Значимо не только то, что я хочу, но не имею, но и то, что я имею и очень не хочу лишиться.
В едином управленческом пространстве должны оптимально сочетаться внешне противоположные принципы индивидуального подхода и единства требований.
Если объективно важная потребность гарантирована в успешном удовлетворении, она не становится субъективно значимой или перестает быть таковой.
Личность характеризуется не только и не столько тем, что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично – что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь, без чего обойтись.
Тактически мать ругает ребенка, потому что стратегически его любит. Нет ничего страшнее безразличия.
Трудный выбор: к высоко значимым событиям нужно готовиться и ждать, даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы.
Есть два принципа справедливости в распределении материальных благ: по трудовому вкладу независимо от нуждаемости – и по нуждаемости независимо от трудового вклада.
Соотношение результата и процесса
Смысл жизни – не только в достижении значимых результатов, но и в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности.
Выбирать профессию и круг близкого общения нужно так, чтобы не только результат, но и процесс взаимодействия был в целом приятным.
Ценен только результат, который обеспечивает позитивный процесс жизнедеятельности.
Поистине ценны только процессы, обеспечивающие позитивный результат.
Иногда нужно быть готовым перешагнуть через неприятный процесс ради значимого результата, а иногда наоборот, отречься от результата ради более значимого процесса.
Роль значимости
Непосредственным регулятором поведения выступают субъективные оценки, которые преломляют и интегрируют все объективные воздействия.
Человек не делает значимостных калькуляций при принятии решения в двух противоположных случаях: когда все очень легко – и когда все очень трудно, но высоко значимо .
События сверхвысокой значимости – то, ради чего готов на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то, что требует несущественных затрат.
Человек отвергает не только то, что ему не нравится, но и то, что недоступно.
Слабого человека привлекает не столько значимость результата, сколько легкость процесса реализации.
Чтобы избавиться от тревожных переживаний, достаточно отработать до автоматизма соответствующие действия.
Если человек или предмет высоко значимы, то малейшая вероятность потери недопустима.
Истинное удовольствие от еды получает только проголодавшийся
Сытому удовольствие от еды не грозит.
Легкость удовлетворения потребности сначала возбуждает ее, а затем приводит к угасанию.
Жизнь становится бессмысленной, если начинает делиться только на две части: «хочу, но не могу» и «могу, но не хочу».
Жизнь разного рода фанатиков, бомжей, алкоголиков привлекательна примитивностью смыслового и регуляционного поля.
Есть три вида значимых событий: то, что и желательно, и необходимо; то, что желательно, но не необходимо; то, что необходимо, хотя и нежелательно.
То, что и нежелательно, и не необходимо, - безразлично для человека.
Веришь только в то, что помогает, но и помогает только то, во что веришь.
Установки сверхвысокой значимости актуализируют то, о чем сам человек и не подозревал. Болезнь близкого человека может атеиста превратить в верующего. Но те же установки могут привести к открытию.
Юмор – это включение рутинного события в неожиданный контекст.
Предметом юмора может быть только материал умеренной значимости: малозначимое неинтересно, а высокозначимое свято и не подлежит осмеянию.
Успех или неуспех мобилизует, если открывает человеку скрытые функциональные и смысловые резервы, но демобилизует, если подводит к их пределу.
Чтобы стать более значимым для окружающих, человек готов не только на большие созидания, но и на большие разрушения (феномен Герострата: вандализм, экстравагантные поступки молодых людей, артистов и политических деятелей).
В стремлении стать или остаться значимой фигурой модальность соответствующих действий не имеет существенного значения.
Постоянно опаздывают люди, которые очень дорожат временем и очень боятся, что его резерв, гарантирующий приход вовремя, пропадет.
Агрессивность – не от избытка энергии, а от ее недостатка, не от большой силы, а от бессилия.
Все высшие достижения располагаются в золотой середине.
Дорогое лекарство действует эффективнее.
Дорогая вещь представляется более качественной, что не всегда верно, но эксплуатируется в торговле.
Легко приобретенное тратится совершенно иначе, чем заработанное повседневным трудом.
Близкого человека нередко начинают по-настоящему ценить только когда он ушел.
Высшие достижения находятся в маловероятной для успеха зоне риска, но рекомендовать такую стратегию никто не имеет права – человек должен выбрать ее сам.
О времени и ожидании событий
Есть два типа энтропии, непродуктивного рассеивания энергии: сосредоточиться на малозначимых текущих проблемах – и на высокозначимой фанатичной идее, решение которой еще не созрело.
Непродуктивные затраты времени жизни: жить сегодняшним днем – и работать ради абстрактного будущего.
Непосредственным стимулятором поведения служат не реальные, а виртуальные события в виде ожидания успеха или неудачи, поощрения или наказания.
Эффективны только стимулы, создающие устойчивую и значимую систему ожидания.
На актуализации значимых позитивных ожиданий держится вся экономическая система, а также все аферисты, колдуны и экстрасенсы.
Рутина повседневной жизни рождает ожидание чуда.
Эпизодические события значимы неожиданностью, а систематические – суммированием затрат на встречу с ними.
Некоторые воздействия эффективны только в качестве регулярных, систематических, другие – только в качестве эпизодических, редких (а лучше виртуальных).
Формула интеграции. Принцип дополнительности
Формула интеграции и предотвращения конфликтов очень проста: в едином пространстве они должны занимать свои места и не претендовать на чужие.
Люди объединяются не только по сходству, но и по принципу дополнительности: мужчина и женщина; эрудит и любопытный и т.д.
Магниты притягиваются друг к другу не одноименными, а разноименными полюсами – как и люди.
Чтобы не бояться значимых и трудных целей, нужно разделить их на последовательность малозначимых и легких.
Механизмы блокирования: легкое неинтересно, а интересное трудно.
Парадокс: чтобы поддерживать и увеличивать потенциал, его нужно регулярно растрачивать.
Дарить нужно в одних случаях то, что человеку нравится, а в других – то, что человеку нужно.
Регулярное и эпизодическое. Повторения
Некоторые воздействия эффективны только в качестве регулярных, систематических, а некоторые – только в качестве эпизодических, редких (а лучше даже в качестве виртуальных, ожидаемых).
Слишком частое повторение приводит к девальвации («не упоминай имени Господа Бога твоего всуе»).
Но истинно значимое для человека не подвержено девальвации.
Позитивный смысл многократного повторения (в молитве, припеве, в стихотворном рефрене и пр.) состоит в постепенном обогащении эмоционально-ассоциативного пространства.
Смысл многократного повторения в рекламных и пропагандистских воздействиях, а также в типично женской тактике – в том, чтобы довести человека до состояния, при котором он исчерпывает функциональные возможности противостоять данному воздействию.
В воспитании ребенка нужно сначала ограждать от негативных воздействий, а потом, наоборот, показывать и формировать нравственный иммунитет против них.
Потенциально опасные склонности нужно не только запрещать, но и девальвировать их значимость и привлекательность.
Запрет возбуждает интерес, разрешение его гасит.
Парадоксы стратегии поведения
«Готовь телегу зимой, а сани летом». Временная последовательность действий определяется не только их значимостью в данный момент, но и тем, когда они обойдутся дешевле.
Поистине высокий потенциал характеризуется не высокой внешней активностью, а внутренней готовностью к любому виду активности и к любой цели.
Задача управления требует эквивалентности поощрения или наказания по отношению к поступку; задача стимулирования требует существенного превышения, а идеальная задача воспитания состоит в том, чтобы деяние было естественным и не требовало ни поощрения, ни наказания.
Стратегия жить сегодняшним днем – признак низкого личностного потенциала.
Оптимизация функционирования требует гармонии, а оптимизация развития требует разумного диссонанса с опережением либо мотивации, либо способностей.
Оперативность мобильной связи оплачивается не только денежными затратами, но и постоянной тревогой: не забыть дома, зарядить, заплатить.
Прогресс в области электроники носит поступательный характер, а в области нравственности и искусства – вращается по кругу.
Защитные механизмы целостной системы состоят в том, чтобы сводить к нулю вредные воздействия.
При слепой вере все аргументы излишни.
Слепая любовь гасит рассудок.
В революционный период преданность делу преобразований и личная преданность важнее профессионализма.
В стабильный период – наоборот.
При высокой тревожности ситуации надежность важнее выгоды (в отношении денег и пр.); лояльность и доверие важнее профессионализма.
Рутинные обязанности: сделал – не наградят; не сделал – накажут. Инициатива и героизм, наоборот: не сделал – не накажут, сделал – наградят.
Субъективное удовольствие, не совпадающее с объективной пользой, потенциально опасно.
Сотни миллионов и миллиарды в деньгах познавательно различаются, но эмоционально для бедного абсолютно одинаковы по недоступности.
Созидательные действия: здесь и сейчас - трудности, в будущем – удовольствие от результата. Деструктивные действия и вредные привычки - наоборот: здесь и сейчас – удовольствие, в будущем – трудности.
Нравственные принципы существенно ограничивают возможности обогащения, но гарантируют безопасность и спокойствие.
Парадоксы оценки и самооценки
Людей нередко намеренно недооценивают, чтобы на их фоне не померкнуть самому.
Человек часто не склонен хвалить другого за то, на что претендует сам.
Юбилей опасен как явной недооценкой, так и переоценкой юбиляра, что одинаково обидно.
Справедливая критика, предъявленная в оскорбительной форме, часто категорически неприемлема.
Удовлетворение от незаслуженной похвалы обходится угрызениями совести.
При неадекватно высоком честолюбии публичное признание чужих заслуг переживается как признание личной неполноценности.
Многие не склонны хвалить других, если самим похвалиться нечем.
Похвала типа «Как Вы сегодня хорошо выглядите!» психологическим подтекстом имеет: «Обычно ведь Вы выглядите плохо».
Лесть многим людям приятна даже тогда, когда они знают о ее корыстном мотиве.
Функция дорогих вещей – либо в адекватном отражении социального статуса, либо в коррекции неприемлемо низкого имиджа.
Для некоторых людей публичное признание вины недопустимо.
Признать вину – значит превратиться в ничтожество. Они никогда не бывают виноваты.
Готовность признать вину – признак достаточно высокого самоуважения.
Неготовность признать вину – признак слабости личностного стержня.
Шутливые высказывания
Амбарный замок на двери означает, что за дверью большие ценности, а хозяина нет дома.
В молодости человек работает на авторитет, а в старости авторитет работает на человека.
Детство и юность прекрасны богатством позитивных ожиданий.
Сел за руль, чтобы не пить; пьет, чтобы не садиться за руль.
Задача учебного курса - не столько в том, чтобы удовлетворить познавательные потребности, сколько в том, чтобы их актуализировать.
Слабо подготовленных студентов лучше не опрашивать – можно наслушаться такого, что три ночи спать не будешь.
Диссертацию можно разделить на две части: первая – правильно, но не ново; вторая – ново, но неправильно.
Воровство и плагиат – это высшая форма общественного признания.
Критика – одна из лучших форм пропаганды.
В основе мании величия всегда лежит комплекс неполноценности, а в основе комплекса неполноценности – мания величия.
Человек с раннего детства постоянно проверяет и уточняет, что «можно» из того, что «нельзя».
Сто раз объяснишь – глядишь, и сам понял (К.К. Платонов).
Циничная поговорка: «Если нельзя, но очень хочется, - то можно».
Популярные публикации
- «Система забыла о роли учителя в жизни взрослеющей личности»15.10.2019Сегодня педагоги часто остаются незащищенными перед лицом родителя, заказчика услуг. Любой родительский педагогический промах, нежелательная реакция ребёнка могут стать причиной обвинения, увольнения воспитателя или учителя...
- Агрессия и криминальные наклонности: профилактика у подростков17.02.20222Криминальные тенденции не являются природно заложенными, а агрессия может быть только продолжением гиперактивности, признаком неудовлетворенных потребностей и социально-психологической дезадаптации.
- Свобода: ответственность, негативизм, забота28.04.2021«Важно дифференцировать, стоит ли за гипертрофированным стремлением подростка к свободе типичная возрастная реакция или же это формирующийся негативизм с соответствующими рисками развития агрессивной личности», — отметил Артур Александрович Реан…
- Е. Мурашова: «Если я уйду из поликлиники, там никого не останется»28.02.2022Екатерина Мурашова, психолог, лектор, писатель, рассказывает о современных подростках и о работе в детской поликлинике, о том, кому нужен психолог и что изменилось за 30 лет...
- Мистика транс-субъектности на фоне пандемии: ключ к антихрупкости19.10.20212В нашем Сущем планирование осложнено перманентными турбулентностями мира, а манипуляции — свойством компаний обретать самостоятельную субъектность. Предлагаемая нами смена менеджерской парадигмы состоит в переходе к управлению компанией как транс-субъекту...
- В. Петровский: «Краткий курс футурологии свободы: от самого “от” до самого “для”»14.04.2021ХХI век. Начало новой эры. Управляемая эволюция пола. «100 голов — 100 полов». Полная свобода выбора половой принадлежности: «Ваши принадлежности — Ваш личный выбор!». Исключение — люди, нуждающиеся в изменении пола по медицинским причинам…
- Вызовы пандемии COVID-19 во время эпидемии нарциссизма, депрессии и одиночества16.11.20211Один из главных факторов депрессии у современного человека (а может быть, и самый главный) — это переживание одиночества. Один из самых главных факторов переживания одиночества — социально предписанный перфекционизм...
- Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России08.03.2022Пандемия коронавируса помимо медицинских проблем по-новому высветила в российском обществе ряд психологических феноменов, которые прямо влияют на политические процессы и могут представлять угрозу для государства, общества и личности.
- Современный клиент/пациент — какой он? Кто сегодня обращается за психологической помощью?18.11.20216С одной стороны, замечательно, что психологическая помощь доступна. С другой стороны, оказывая её, мы поддерживаем и углубляем эмоционально незрелые, инфантильные, иждивенческие позиции. Возникает вопрос: не способствуем ли мы деградации человека как вида?
- Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью»02.11.20211О гиперподключенности, смешанной реальности, расширенной личности и «новой социальности» как измерениях цифровой социализации рассуждает профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, доктор психологических наук Галина Владимировна Солдатова.
- А. Балунов: «Ищите Смыслы. Свои собственные!»07.02.2020Компании «Иматон» – 30 лет. Аркадий Балунов вспоминает: «Конец 80-х, началась перестройка… психологи бросились зарабатывать «здесь и сейчас»: консультации, тренинги… Мы же отдавали все силы на создание Системы – Компании на десятилетия, на всю жизнь, навсегда...»
- Психосоматический симптом в практике психолога24.02.2022Об истории формирования представлений о психосоматическом нарушении и современных теориях его возникновения, о диагностике психосоматического расстройства и о примерах психокоррекционной работы рассказала доктор психологических наук С.Л.Соловьева.
- Душа человека: возвращение из изгнания18.02.20222Академик РАН А.Л.Журавлев и профессор В.А.Мазилов: «Книга "Возвращение души" В.Д.Шадрикова напоминает психологам, что они, временно покинув душу как предмет своих исследований, должны рано или поздно вернуться к оставленному…»
- Эрос в зеркале культуры. Последняя лекция Льва Моисеевича Щеглова11.12.2021Лев Моисеевич ушёл из жизни ровно год назад. Предполагалось, что его онлайн-лекция «Эрос в зеркале культуры», состоявшаяся в октябре 2020 года, станет первой в запланированном цикле встреч под названием «Сексологические среды», однако лекция стала последней…
- Татьяна Черниговская: ХХI век как испытание человеческой цивилизации26.10.2021«Исчезает способность верификации информации. Мы не знаем, чему верить. Современные технологии так роскошны, что они вам сделают копии или подделки. Повсеместное нарушение договорённостей везде и всюду. Все правила игры рухнули, никто ничего не соблюдает»...
- «Безоценочная или/и этическая позиция психотерапевта. Трудная диалектика»20.02.2020Что на деле означает безоценочность в психотерапии? Какие ее аспекты представляются естественными, а какие кажутся весьма сложными и связаны с трудным выбором для профессионала – разрешением нетривиальных противоречий?...
- Елена Кравцова о зоне ближайшего развития30.03.2020Зона ближайшего развития есть у всех, она характеризует не только ребёнка. Если мы придерживаемся концепции Выготского, то, чтобы развивался ребёнок, должны развиваться учителя. Педагогика сотрудничества является главным условием для развития…
- Эволюционный процесс на индивидуальном и социокультурном уровне06.10.2020Как формируется системная структура субъективного опыта? Каким образом формируется память? В чем эволюционное значение регрессии? Об этом рассказал Юрий Александров, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО…
- Секс с любовью и без: смена парадигмы отношений14.02.2022Изобретенный западной культурой феномен «романтической любви» во многом построен на проекциях и идеализации партнера. В других культурах отношения чаще основаны на надежной связи и уважении к партнеру.
- Факторы одаренности: лекция Дианы Богоявленской. Часть 124.08.2020Что такое «одаренность», из чего она состоит и как ее изучать? Об этом рассказала Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, академик Российской академии естественных наук, в лекции «Эволюция понятия “одаренность”»…
- Сознательные и неосознаваемые причины понимания чужого человека как врага16.03.20222В понимании чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. Психологами должен быть сделан акцент на исследовании внепонятийных иррациональных компонентов понимания чужого.
- А.Г. Асмолов: «Homo Complexus: индивидуальность в пространстве невозможного»23.11.20211Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов представил доклад на симпозиуме «Личность в пространстве возможного».
- Смысл в конце тоннеля. Виктор Каган делится мыслями и стихами02.09.20212Если спросить меня, что такое смысл жизни, я бы сказал, что смысл жизни в том, чтобы прожить жизнь, не изводя себя вопросом, в чем смысл жизни… Смысл вообще подобен Богу у Ж.-П. Сартра: у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может...
- Какие формы любви изобретают люди в мире бесчувственных отношений?22.03.20223М. Осорина: «Мне кажется, чтобы человек любил людей, чрезвычайно важно осознавать, что эта любовь медленно и постепенно растет, зреет, усложняется, в глубине её лежит то, о чем говорил Швейцер, — уважительное отношение к любому живому существу».
- Интернет-угроза: как понять, что ребенок в опасности?30.06.2020Кибербуллинг, сексуальное использование, вовлечение в преступную деятельность — об интернет-опасностях для детей и подростков рассказал Евгений Креславский, сооснователь Российской ассоциации телефонной психологической помощи…
- Круглый стол «Психологическая помощь: кто, кому, зачем и сколько?»15.02.20211Специалисты обсуждали, кто имеет право оказывать психологическую помощь, нужны ли психологам аттестация, единые алгоритмы работы, каким должно быть межведомственное взаимодействие психологов, работающих в сфере здравоохранения, соцзащиты, образования...
- Любовь и смерть: взгляд онкопсихолога17.03.2022Умирает ли любовь под онкологической нагрузкой? Никогда. Но онкологическая нагрузка выявляет истинное положение дел. Иногда — тщательно прикрываемое фиаско близости. Часто — невероятные запасы любви, которые были погребены рутиной условно здоровой жизни.
- Святослав Шех о телесно-ориентированной терапии, динамике клиентов и этике20.10.2020Почему в период карантина телесные терапевты не остались без работы? Как терапевту реагировать на сексуальные провокации клиента? В чем уникальность программы ДПО «Телесно-ориентированная психотерапия: системный подход» Института «Иматон»?..
- Смысл в жизни. Альфрид Лэнгле. Видеозапись доклада на Саммите22.06.2016В период тяжелого жизненного испытания человеку важно найти свой смысл. Общечеловечески-онтологический или уникально-экзистенциальный — главное, истинный и присвоенный. По утверждению Альфрида Лэнгле, такой смысл невозможно создать, сконструировать или придумать — его нужно обнаружить, открыть, отыскать...
- Юлия Гиппенрейтер: «Передавайте ребёнку заботу о его учёбе»25.03.20201Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учёба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу...
- О пространстве возникающего в докладе С.Н. Костроминой и Н.В. Гришиной07.09.20212Анализ больших баз данных с многотысячными выборками не дает решения фундаментальной проблемы устойчивости/изменчивости личности. Докладчики предлагают перейти от описания статичных структур личности к исследованию её динамической природы…
- Феномен усталости в браке09.09.20152Терапевтическая работа со многими семьями и парами показывает, что в ходе семейной жизни неизбежно происходили изменения внутри каждого из супругов, менялись проекции друг на друга, коммуникация между супругами оставляла желать лучшего...
- «Не-отрефлексированные вызовы современной эпохи»: доклад Михаила Решетникова18.06.2020«Всеобщий ориентир прошлых веков – образованность и культура как основа общественного признания – сменился стремлением к материальному успеху при минимизации моральных принципов его достижения», – заметил Михаил Решетников на Саммите психологов…
- «Мир цифры: новые инструменты разума»: доклад Марии Фаликман23.06.2020«Мы видим, что цифровые технологии становятся новыми инструментами нашей психики, новыми инструментами познания, без которых оно уже не разворачивается. Эти инструменты врастают в нашу психику», – замечает доктор психологических наук Мария Фаликман…
- Светлана Костромина: «Цифровой мир: ценности и цена»24.02.2021«Когда мы задаемся вопросом, что значит быть в цифровом мире, в его оптику попадают не достоинства и ограничения цифровой среды, а эпохальная уместность цифрового бытия человека», — отмечает Светлана Николаевна Костромина…
- В поисках оптимального стиля родительского воспитания14.03.2022В современной психологии все чаще звучит вопрос: существует ли «оптимальный», гармоничный тип воспитания — или скорее это миф, не отвечающий реальности практик семейного воспитания.
- «Убей меня, если не можешь любить!» Агрессия в детско-родительских отношениях29.03.2022Беспомощность, печаль, отсутствие прикосновений, опасение быть обиженным, гнев — эти чувства запечатлеваются в памяти. Если в дальнейшем ребенка травмируют отвержением, насилием и унижением, этот ранний опыт может стимулировать разрушительное поведение.
- Д.А. Леонтьев: «Пространство возможного как пространство свободы»30.11.20211Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Алексеевич Леонтьев представил доклад на симпозиуме «Личность в пространстве возможного».
- Чёрные мыши грядущего. Размышляет Борис Братусь08.10.20213«Психология — и теоретическая, и практическая — подошла сейчас к человеку настолько близко, что прежние методологические позиции здесь не годны... Надо менять позиции и вновь подружиться с философией», — настаивает проф. Б.С. Братусь...
- Актуализация творческого потенциала ребенка как норма развития15.12.20212Психолог, работающий в области образования, не может ограничиться «объективным» изучением характеристик и процессов человеческой психики: его интересует возможность влиять, участвовать в развитии человека. Какова же мера и характер этого участия?
- Лекция профессора В.М.Аллахвердова «Неизвестное сознание»17.02.2020«Я попробую, с одной стороны, разрушить ваше представление о скепсисе, потому что теория имеет значение, но совсем не то, о котором думают. И показать, почему теория сегодня не так хороша, как нам бы хотелось. Заодно показать, как думают психологи-теоретики…